Билет 5. Религия как мировоззрение, причины возникновения ее функции, виды религии и роль в развитии общества.
Религия – это образно-эмоциональное восприятие мира человеком, основанное на вере в нечто сверхъестественное. Это мировоззрение верующего человека, основанное на знаниях, заблуждениях, вере (церковные догматы).
Причины появления религии:
1.социально-экономическая – уровень развития человека, общества, науки, культуры.
2.психологическая – страх человека перед природой, не способность объяснить явления природы.
3.гносиологическая – неразвитость мышления человека, его разума.
Развитие религии идет от самых древних форм религиозных верований человека к современным религиям.
Древние формы:
1.фетишизм – наделение природы особыми свой-ми, способными помогать человеку в чем-то.
2.тотемизм – вера древнего человека в существование скрытых связей между миром природы и миром человека.
3.магия – совокупность действий совершаемых с целью воздействовать на человека в определенном направлении.
4.анимизм – вера в духов, духовные сущности.
Современные религии:
1.Буддизм (6-5 века до н.э.) – буряты, калмыки, монголы, тувинцы. Быстро распространилась, проявляет себя как религия, культура, философия. Это не конфликтная религия. Все ритуалы ее направлены на то, чтобы человек мог концентрировать свое создание и уметь им управлять.
Особенности: отражает стремление человека освободится от власти, от общества, от природы, то есть всяких законов жизни и достигнуть абсолютного покоя.
2.Христианство (1-2 век н.э.)
Православное - Россия.
Католическое (раскол в 1054г) – Европейские страны, западная Украина, Белоруссия.
Протестанизм (16 век) – Скандинавские страны.
3.Ислам (7 век н.э.) – основан на иудаизме, самая молодая религия, исповедует Татарстан, Башкирия, народы Кавказа.
Особенности религий:
1.монотоистические религии, то есть один бог.
2.человек на 2 месте после бога, раб божий.
3.в каждой религии свои традиции, знаки, символы.
4.отражают образ жизни больших регионов и наций.
5.основы каждой религии излагаются в священных книгах, писаниях (библия, Коран).
Представители всех мировых религий ведут спор, какому народу бог отдает предпочтения.
Функции религии:
1.мировоззренческая – формирует систему взглядов, убеждений и ценностей по которой должен жить верующий человека.
2.консолидирующая объединительная.
3.нравственно-воспитательная – формирует и проповедует нравственные ценности по которым живет человек.
4.культурологическая – отражает культуру разных исторических эпох и сама является сегодня элементом культуры в обществе и в человеке.
Перспективы развития религии:
1.религия сохраняется в настоящее время и вызывает к себе интерес.
2.усиливается взаимосвязь между разными религиями через диалог, через встречи религиозных деятелей.
3.сегодня религия рассматривается как явление культуры и признается признаком культурности человека.
Вопрос 6. Особенности ранегреческого этапа в развитии античной философии, основные мировоззренческие проблемы, их суть.
Особенности. Античная философия-это философия древней Греции и древнего Рима. Это была философия космоцентризма, т.е главной философской проблемой было проблема происхождения мира, и поиск первоосновы. Она представлена целым рядом философских школ- это был результат демократического устройства Греции. В ней закладывается идеалистическое направление(Платон). Человек не выделяется из мира природы, он рассматривается как часть природы, его образ- космочентричный. Этапы:1.ранний греческий(натур философия)7 в до н э-5 в до н э. 2.классический 5в до н э-4в до н э 3.завершающий 4в до н э-7 в н э. Антич фил-культурные достижения др греции и рима стали источником развития европ оществ мысли и основой д/развития всей европ культуры. «что есть во многом?».Многое-то, что видимо- многое объединяет целое; первоначало; субстанция. Фалес- Всему началу есть вода,из неё вещи возникают и в воду превращаютя. Сколько возникло из вещей воды, столько и превратилось опять в воду(природа сама управляет собой) круговорот воды в природе обеспечивает самосохранение, значит у природы есть источник энергии кот и явл вода. Анаксимандр- апейрон-то что опред 4стихии. Он в своём учении о апейроне впервые показал способ разрешения противоречий между противоположными элементами. Пифагор-Беспредел(символ чётные числа) и Предел(нечётные числа). Ценность этой школы была в том что здесь используется рациональный способ размышления. Гераклит-первоначало есть огонь, как энергия кот наполняется всё. Она то угосает то возгарает, т.е. в природе присутствует опред цикличность. Природа полна разных противоположных сил различных состояний, противоположных процессов между кот идёт борьба. «Теплое холодеет, холодное теплеет» Вселенная есть упорядоченныё космос.Его называют стихийным диалектиком. «Всё течёт, всё меняется». Демокрит-Вмире сущ атома и пустота. Атомы сущ разной формы и велечины,связаны между собой пустотой, они движутся и соединяясь образуют собой миры и планеты, разъединяясь они разрушают.
Т.О. Они попытались принцип организации и самосохранение природы. Природу никто не создаёт, ни бог, ни чел, она сущ сама по себе(материализм). Они выделили правильные хар-ки мира:беспредельный, бесконечный, необъятный, вечный, противоречивый мир. Они выделили принципы организ: взаимосвязь всего сущ-го, взаимообусловленность, взаимозависимость всего сущ-го. Чел не противопоставляется миру природы, а рассматривается как часть и потому образ чел космоцентричен.