Билет 2. Методы философских исследований и основные течения в философии.
Билет 2. Методы философских исследований и основные течения в философии.
Метод – это способ изучения чего-либо.
Совокупность методов или способов изучения чего-либо называется методология.
Методы философии являются универсальными, всеобщими.
1.Диалектический метод-осован на противоречиях.
2.Догматический метод– вера в неизменность существующих догматов – религиозная философия.
3.Софистика – способ достижения победы в споре.
4.Герменевтика – способ толкования, разъяснения древних текстов и перевода их на язык современной культуры.
5.Идеалистический метод-опред ведущую роль идеального идуховного.
Таким образом, современная наука до сих пор не разработала такого метода, который добавил бы абсолютно точное, правильное знание и работа в этом направлении продолжается.
Основные направления философии:
1.Материализм-материя является первоначалом, а сознание – это свойство материи.
Идеализм – признаёт первоначалом идею, дух, разум, а материальные вещи – это отражение этих идей, которые чувствами понять нельзя:
а) объективный идеализм – идеи существуют вне сознания человека и независимо от него.
б) субъективный идеализм – идеи существуют только в сознании человека. Значит мир – это отражение нашего сознания. Вне сознания человека нет ни идей, ни конкретных вещей.
2.Диалектика – учение о законах развития мира и взаимосвязи всего существующего в нем. Метафизика – отрицает всякое развитие и взаимосвязь мира.
3.Монизм -признает наличие одного первоначала. Дуализм –признает наличие двух первоначал.
4.Политеизм-признаёт многобожие. Монотеизм-признаёт единобожие.
5.Теоцентризм-бог утверждается в роли творца мира. Пантеизм-отриц роль бога как творца и приравнив его к природе.
6.Рационализм – разум является источником знания и признаёт наличие закона в развитии мира. Иррационализм –отриц роль разума и наличие законов в развитии мира.
7.Гностицизм-мир познаваем и процесс его познания бесконечны. Агностицизм-мир не познаваем.
Эмпиризм - направление философии, в соответствии с которым источником знаний являются чувства, опыт, наблюдение.
Т.О. борьба противоположных направлений философии обеспечивает развитие самой философии.
Вопрос 7.Софистика,её особенности, представители, их размышление о соц жизни чел и его добродетели(Протагор, Сократ).
Софистика-это форма просвещения населения в греции; взгляды философов на соц жизнь общ-ва.
Особенности:природа и общ-во развив по своим законам: Физис-законы природы (объективны, обязат для всех, гл закон-выживает сильный);Номос-зак общ-ва (разрабат законы людьми, они изменчивы, гл зак-процветает в жизни чел кот успешен в добродетеле).
Добродетель-рез-т длит-го процесса воспитания и образования. Мысли, слова, действия должны соответствовать друг другу.
Представители софистики:Протагор и Сократ-они интересуются проблемами чел и его поведением. «Чел –мера всех вещей»и опред добродеятельностью. Гл. добродеятель: справедливость. Понятие справедливости у всех разное и след-но мнение не совпадают.
Сократ-«Нравственное зло идёт от незнания». Благо-это добродеят но совершаемое с умом. Сущ много добродеятелей, и одна из них мудрость. Мудрости чел должен учиться только у себя:1.опред д/себя все необходимые добродеят; 2.отделить матер добродеят от духовных;3. Отделить знания от незнания. «Познай самого себя, и ты познаёшь все тайны мироздания», «Я знаю, что ничего не знаю»-надо отличать знания от незнания, знания получают в процессе диалога, они всегда относительны т.к. они меняются. Он первый обозначил проблему в своей философии. Его интересует внутренний духовный мир человека, то что объясняет поведение человека в жизни- воспитанность, сдержанность. Правила поведения в человеке формируются самим человеком. Человек-это существо разумное, разум способен дать знания, знания о правилах поведения. Быть добродетельным в жизни- это значит научится понимать другого человека, поставить себя на его место.
Сократа называют первым учителем европейского чел-ва, он обозначил грань по кот стали ценить чел.
Вопрос 8. Платон –основоположник идеалистического направления в античной философии.
Платон-428 г-347 г до н э- ученик Сократа.
Основ проблемы:
1.Учение об идеях;
2.уч о природе;
3.уч о душе и чел;
4.уч о гос-ве;
Уч о гос-ве
Мир имеет два уровня: 1)Мир возвышенных идей-идеи идеальны, вечны, вне времени и пространства, сущ сами по себе вне времени и пространства, вне разума, явл первоначалом мира.2)Мир материальных вещей- вещи материальны, познаются чувствами, изменчивы, сущ во времени и пространстве, вещи копии идей.
Уч о природе
Самая высшая идея это благо. Благо-бог. Идея бога создаёт смесь идеального и материального начала и распространяет её в пространстве и создаёт космос. Космос объединяет 4 стихии, он видимый, осязаемый, управляется мировой душой. Т.о мир двойственен и первоначалом явл идея, кот сущ сама по себе.
Уч о душе и чел
Чел-двойственное и противоречивое сущ-во. Душа и тело относятся к разным мирам и след-но идёт борьба. Задача души-управлять телом и подчиняться разуму. 3 уровня души:разум- верхний, сердце-средний, низ живота-средний. Душа бессмертна, она отражает сущность чел.
Уч о гос-ве
Гос-во необходимо д/совместного проживания. В гос-ве не д/б бедных и богатых, оно д/б справедливым. В справедливом гос-ве кажд чел занимает своё место по качествам души: правители-люди с мудрой душой, защитники-люди со смелой душой, труженики-люди с вожделённой душой.
Билет 9. Философия Аристотеля, основные проблемы, их суть и значение.
Аристотель(384 – 322 до н.э.) – был первым критиком философии Платона и его учеником.
Осн проблемы:
1)критика идей платона;
2)уч о природе;
3)уч о логике;
4)уч о этике;
5)уч о гос-ве;
«Платон мне друг, но истина дороже» - не согласился с его учением об идеях. Идеи платона сущ вне разума, а это невозможно, т.к. идеи это мысли. Идеи у платона это сущьность, он разорвал 2 понятия идея и вещи. Сущьность всегда находится в самой вещи, она проявляется через форму вещей. След-но, форма раскрывает свойства вещи, ее качества и назначения.
Уч о логике
Идея это мысли кот чел озвучивает словами. Мыслить надо логично, последовательно, мысли вытекают друг из друга, надо каждую мысль доводить до конца. Мысли надо выражать грамотно, правильными словами и понятиями. Т.О. логика-учение о правилах мыслит деятельности. Логика Аристотеля назыв формальной. Дальнейшее развитие логика получила в нем фил у гегеля. Аристотель разработал систему фил терминов:сущьность-явление, форма-содержание, кач-во-кол-во, возможность-действительность.
Уч об этике.
Нравственность человека проявляется только в отношениях с другими людьми.
Быть нравственным – это значит во всем надо найти золотую середину и не кидаться в крайности. (Скупость – щедрость – расточительство).
Проблема этики – быть добродетельным, благоразумным.
Уч о природе
Мир материален, состоит из материи и ее разных состояний. Материя вечна, неуничтожима, несотворима, и след-но мир одно целое. Материя бывает в форме и без формы. Бытие=материя+форма. Задача фил раскрыть причины движения материальной природы. Движение начинается с изменения формы. Причины: материальная-из чего сделана вещь; формальная-какую форму имеет вещь; действующая-кто сделал вещь; целевая-для чего сделана вещь.
Уч о гос-ве.
Человек – это политическое животное, то есть общественное существо. Следовательно, он должен учиться отношениям друг с другом. Человек нуждается в государстве, потому что ему нужны взаимопомощь и взаимовыручка. В кажд гос-ве 3 сословия: люди с большим достатком, низким, и средним. Править должны люди со средним достатком т.к. их большинство.
Его идеальное государство – это правильное и неправильное гос-во, где действует закон, перед которым все равны. Вывод: Античная фил заложила основы европейск культуры и философии. Фил-я Аристотеля вызвала большой интерес в общественном сознании, поэтому все стремились к чтению его трудов, что не нравилось церкви, так как в его философии нет ничего о боге. Философия Аристотеля завершила классический этап в развитии античной философии.
Русская философия
Осн. Этапы:
1)10-17в-Предфилософия
2)18-19в-появл фил как см обл знания(обсуж пробл путей разв россии)
3)20в-90е годы-советск период в разв русск фил.
4)1922г-зарубежный этап.
Особенности:
Она явл отражением истории развит русского гос-ва и руск культуры. Она явл отраж руск нац самосознания
Русская фил в 18в накладывает запрет на насилие и принуждения к человеку поэтому она интересуется нравственными,этическими проблемами.
Руск фил разработ ряд понятий:
Соборность-особый вид коллективизма и прямая противоположн западному индивидуализму.
Всеединство-это единство 3х миров:природного,социального и духовного. Цель:это общие человеческие ценности.
Богочеловечество-духовно совершенное человечество.
Космизм-человек со временем выйдет в космическое пространство.
В русской философии 2 направления:
Западники:Россия значительно отстает в своём развитии от западной цивилизации. «у нас ничего своего небыло нет и небудет» но это не правильный выбор России.
Причиной отсталости явл выбор православного христианства в отличии от европы кот исповедует католичество. Это оторвало Россию от европы и привело ее к культурной замкнутости. Православие всегда находилось под влиянием гос власти в россии, а католичество дало стимул народа запада к развитию культуры, образованию. Оно воспитало чувство достоинства. Западники критикуют христианскую общину, они требовали отмены крепостного права и труда и замены свободным индивид трудом. Т.О.что бы решить эти проблемы россия должна встать на западный путь развития. «свет запада придёт на путь развития».
Ошибки западника:Они не смогли оценить тех достоинств кот были в развитии руск культуры и переоценили достоинства запада.
Славянофилы:Отстаивают свой национальный путь развития.
Признаки:Православие, соборность, общинность.
1)Православие.
Достоинства:1.Православ гармонично сочетает в себе свободу и необходимость. 2.Каталицизм не даёт свободы, менее авторитета.
3.Праститантизм-слишком много даёт свободы и это разрушает церковную организацию.
Выбор православного христианства опред роль и миссию в мире: быть ей объеденительницей миров, быть ей духовным лидером человечества. Только русская правосл церковь выведет народы мира на праведный путь.
2)Соборность. Это особый вид коллективизма прямо противоположно западному индивидуализму.
3)Общинность. Этонародность.Христианство жили большими поселениями и были центром жизни(свои правила), центром нравственной и политич жизни.
Славянофилы хотели перенести общинный принцип переустройства на гос уровень. В сознании русского чел небыло гос-ва, а было понятие страна(община). Они ценили достижения запада(в обл экономики, культуры), но категорически отыергли западн индивидуализм(каждый сам за себя). Русский ментаритет и западный не совпадали друг с другом. Руск ментаритет основан на соборности, святости, высокая духовность и набожность.
Н.А.Бердяев
Он представитель советского и зарубежного этапа. Он бросает вызов русскому обществу в такое трудное время для философов.
Осн проблемы: Судьба человека в россии, судьба самой россии, проблема революции, свободы человека и отчуждения человека при социализме. Его идеал человека это личность.
Личность-это не количество жизни, а качество жизни. Она выделяется своим уровнем интеллектуального развития, образованности, активной жизненной позиции, способность творить добро. Гл условием для формирования личности требуется наличие свободы у человека.
Свобода-это высшая нравственная ценность в жизни чел, но свобода это тяжкое время, кот многим не под силу.
У Бердяева 4 вида свободы:
1)Первичная свобода-это та возможность, кот даётся любому чел в жизни для использования. А то как он будет эту возможность использовать зависит от самого чел. А значит отв за зло несёт чел.
2)Иррациональная свобода(бессознательная).При такой свободе чел раб самого себя.
3)Рациональная (сознательная) свобода. Основана на законе и страхе перед этим законом (новое рабство).
4)Истиная (внутренняя, духовная) свобода-кот обязывает его жить по своим внутренним убеждениям и по совести. Эта свобода это признание прав чел и возможность реализовать эти права. Но такая свобода требует ответств от чел а к ней не все готовы.
Различают Свобода дляиСвобода от
Чел нужна «свобода для», для того чтобы реализовать себя в жизни. Свободу чел предоставляет общество и огранич его. А значит у чел с обществом возникают конфликты.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Мировоззрение - система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности. Следует выделить три основных типа мировоззрения:
- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом;
- религиозное - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,
- философское - выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.
Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.
Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.
Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир, место в нем человека. В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:
Миропонимание - познавательно - интеллектуальный уровень
Мироощущение - эмоционально - психологический уровень
Мироотношение - наличие в мировоззрении побуждений к активности.
Структура мировоззрения включает в себя:
1). Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.
2). Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.
Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.
Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.
3). Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.
Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.
Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".
4). Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.
Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.
5). Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.
Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.
6). Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.
7). Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.
Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.
Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.
УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Известно, что К. Маркс различал два способа духовного освоения мироздания: художественное, религиозное, практически-духовное освоение этого мира и такое его освоение, при котором «целое, как оно представляется в голове в качестве мыслимого целого, есть продукт мыслящей головы»1. Это означает, что духовное освоение (осознание) мироздания возможно как путем совокупности связанных между собой — в основном психологическими ассоциациями — образов и представлений, так и путем логически организованной системы понятий и категорий.
Поскольку второй способ духовного освоения мироздания дальше от нулевого уровня — от обыденного сознания, чем первый, с этим обыденным сознанием частично сливающийся, то можно говорить не только о двух способах духовного освоения мироздания, но и о двух уровнях этого освоения. Это: 1) эмоционально-образный, представленческо-ассоциативный уровень и 2) логико-рассудочный, понятийно-категориальный уровень мировоззрения.
Применительно к надстройке это означает, что мировоззрение первого уровня соответствует низшей части идеологической надстройки — таким формам общественного сознания, как искусство, мифология и религия, а мировоззрение второго уровня — высшей её части, но не целиком: входящие наряду с философией в высшую часть идеологической надстройки науки ни в отдельности, ни в совокупности не образуют мировоззрения, хотя и имеют мировоззренческое значение.
В мировоззрении первого уровня следует различать мировоззрение, выраженное в несловесных образах музыки, живописи, скульптуры и архитектуры (если, разумеется, эти образы имеют глубокое мировоззренческое значение), и мировоззрение в слове (литература). Второй уровень мировоззрения — словесный.
Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.
ФОРМЫ МИРОВОЗРЕНИЯ
В соответствии с делением общественного сознания на теоретический и обыденный уровни, принято выделять теоретическое и обыденное мировоззрение.
Теоретическое мировоззрение основано на теоретических формах сознания. Однако не все формы сознания являются истинным отражением мира. Основой научного мировоззрения является рационально-логический способ познания, стремление осмыслить закономерности бытия, теоретичность, использование научных категорий.
Под обыденным мировоззрением понимают всю совокупность мировоззренческих компонентов жизненно-практического неспециализированного знания. Некоторые исследователи выражают сомнение в существовании обыденного мировоззрения. Так, в монографии авторы противопоставляют мировоззрение и обыденное сознание. Задача мировоззрения, с их точки зрения, — ответить, какой смысл и цель существования человека.
Смысл жизни
Вопрос о смысле жизни, счастье, которое зачастую и выступает важнейшим критерием смысла жизни, по сути и являются ключевой проблемой философии. Это связано с тем, что к проблеме смысла жизни сводятся все жизненные ориентации, и любая деятельность человека.
Смысл жизни – это регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, оправдывает и истолковывает свойственные данной системе моральные нормы и ценности, показывает во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.
Необходимость постановки и решения вопроса о смысле жизни вызвана конечностью человеческого существования, смертностью. Смерть, как и рождение, формируют границы человеческой жизни. Однако, смерть имеет и позитивное значение, поскольку упорядочивает жизнь, формирует определенный уровень ответственности перед самим собой и обществом. Понять жизнь можно лишь тогда, когда можно ее потерять. В мировой культуре с древнейших времен сложились два основных типа отношения к смерти, восходящие к индийской и египетской культурам. В Индии, как в древности, так и в наши дни умершего человека сжигают на костре, прах развеивают по ветру и от него ничего не остается, кроме души, которая перерождается. Особенностью древнеегипетской цивилизации был культ мертвых – отсюда и стремление сохранить конкретное тело путем бальзамирования.
Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает. Т.е. существует ли логика жизненных поступков, приемлемая до самой смерти, ведь если ее нет, то переоценить можно что угодно.
В истории философии традиционно можно выделить три основных точки зрения на вопрос о смысле жизни. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл есть нечто иное, как действенное соучастие в Богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по образу и подобию своему и задача человека открыть в себе божественные основы. В основе второго подхода лежит светское истолкование жизни, которое в основе своей восходит к той же религиозной идее, подвергнутой секуляризации. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему и есть прогресс. Прогресс предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Однако, в рамках данного подхода существует известная оговорка – если человечество поэтапно движется к какой-либо определенной цели в будущем, то прошлое и настоящее, поколения людей, жившие до этого превращаются всего лишь в источник, средство для достижения более высокого этапа. А это в свою очередь ставит вопрос о том, оправдывает ли такая цель подобные средства. Субъективный подход предполагает, что жизнь вообще не имеет смысла, проистекающего из прошлого и будущего, тем более из потустороннего мира. Смысл жизни в самой жизни – т.е. в жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.
В понятии «смысл жизни» принято выделять 2 основных компонента: индивидуальный и социальный. Индивидуальный компонент характеризует значение жизни для самой личности человека. Это тот уровень материального и духовного развития, которого человек добивается в процессе жизни. Социальный компонент это значимость жизни личности для развития общества. Это то насколько человек способен участвовать в рамках целого, соотносить свои цели с ним. Оба компонента взаимосвязаны и гармонично развиваются в человеке.
Проблема смысла жизни и смерти связана с проблемой бессмертия. Анализ культурных традиций позволяет выделить три основных типа представлений о бессмертии – научное (физическое бессмертие тела), религиозное (бессмертие души), философское (духовное бессмертие, сохраняемое через культурную память). Философское понимание бессмертия состоит не только в достижениях отдельных личностей, но и во вкладе каждого в общественное дело. Объективным критерием подобного бессмертия являются создаваемые и достигаемые личностью социальные ценности, разные блага, необходимые для развития общества.
Билет 2. Методы философских исследований и основные течения в философии.
Метод – это способ изучения чего-либо.
Совокупность методов или способов изучения чего-либо называется методология.
Методы философии являются универсальными, всеобщими.
1.Диалектический метод-осован на противоречиях.
2.Догматический метод– вера в неизменность существующих догматов – религиозная философия.
3.Софистика – способ достижения победы в споре.
4.Герменевтика – способ толкования, разъяснения древних текстов и перевода их на язык современной культуры.
5.Идеалистический метод-опред ведущую роль идеального идуховного.
Таким образом, современная наука до сих пор не разработала такого метода, который добавил бы абсолютно точное, правильное знание и работа в этом направлении продолжается.
Основные направления философии:
1.Материализм-материя является первоначалом, а сознание – это свойство материи.
Идеализм – признаёт первоначалом идею, дух, разум, а материальные вещи – это отражение этих идей, которые чувствами понять нельзя:
а) объективный идеализм – идеи существуют вне сознания человека и независимо от него.
б) субъективный идеализм – идеи существуют только в сознании человека. Значит мир – это отражение нашего сознания. Вне сознания человека нет ни идей, ни конкретных вещей.
2.Диалектика – учение о законах развития мира и взаимосвязи всего существующего в нем. Метафизика – отрицает всякое развитие и взаимосвязь мира.
3.Монизм -признает наличие одного первоначала. Дуализм –признает наличие двух первоначал.
4.Политеизм-признаёт многобожие. Монотеизм-признаёт единобожие.
5.Теоцентризм-бог утверждается в роли творца мира. Пантеизм-отриц роль бога как творца и приравнив его к природе.
6.Рационализм – разум является источником знания и признаёт наличие закона в развитии мира. Иррационализм –отриц роль разума и наличие законов в развитии мира.
7.Гностицизм-мир познаваем и процесс его познания бесконечны. Агностицизм-мир не познаваем.
Эмпиризм - направление философии, в соответствии с которым источником знаний являются чувства, опыт, наблюдение.
Т.О. борьба противоположных направлений философии обеспечивает развитие самой философии.