Философия неотомизма(Онтология, гносеология, соц фил).
неотомизм- обновлённое учение Фомы Аквинского. Возн. в 19 – нач. 20вв, как реакция на возн марксизма и позитивизма. Осн. проблема – вера и разум.Осн. формы постижения истины: 1)наука (низшая, фиксир. явления и уст причинно – сл связи); 2)фил (более выс.) – учение о бытии – сущности вещи; 3)религия – вершина рац. знания и иррац. Гл. задача – постижение Бога, как первопричины. В осн. познания всегда лежит откровение.
Кажд. религ. течению соотв. своя фил система. Фил теч связ с христ. Для них хар-но: 1.Фил. онтология: - раздваивает бытие на низш. и высшее, - признаёт духовную сущн. первичной по отнош к материальной, -в доказ. бытия Бога исп. рац. и иррац. методы. 2.В гносеологии рел. ф-ия: -разгранич. объект позн. на ест и сферхест. сферу, -поэтому предмет, задачи, цели удваиваются, -главным в гнос. остаётся познание божественного в его разл проявлениях, -основапознания – откровение. 3.В соц. фил. системы общ. отношений рассм. через призму божеств-й целессообразности. Вся чел. история рассм. как процесс направленный волей бога. В отличие от идеализма, принципы выводяться из осн. постулатов веры.
Задачи: усилить связь религии, совр. науки и др. форм идеализма.Внутри католической фил.: 1.Неотомизм 2.Персонализм 3.Экзитенциализм.
Религиозная фил 20в
Все религ ф уч явл идеалистическими и своей основной задачей имеют доказ всеобщую знач религии для чел.К концу 20в Р Ф перестаёт быть достиж узкого круга богословов и священослуж.Она широко распростр среди различ котегорий верующих и не вер,особенно среди интеллегенции.Хр эволюционизм:
Основ Т.де.Шарден-культуролог,астролог,архиолог,биолог и р.ф. чле ордена иезуитов,который пологал,что и неотамизм и неоагустивизм дают очень огранич возможности для использования науки и ф вдел веры.Вхр мировоззрение необход ввести моменты развит диолектики,построить р.ф. на принципе эволюции.
54.Фил в конце 20в. Постмодернизм.
Представ.: Ж. Лакан, Ж.Деррида, Барт, Рорти.Единство предметных полей. Требование соединить науку, фил, ис-во, религию… Нет субъекта философствования. Не претендует на создание всеоблемлеющей фил теории. Ис-во – отражение Я художника, а не реальности. Творчество – бесконечное цитирование.Постм-это понятие,хар постнекласичес фил,ориентир-ся на инновациях,т.е. построении множеств картин мира,использующих обсолютно нов контексты,понятия ит.д. В отлич от модерн использует достиж семиотики и структур лингвистики и к концу 20 в выходит за пределы иск-ва.Отказ-ся от традиц прабл, катигориального аппарата,классич с-мы знч и ценностей,и ариентир на протисуальность и фил,выстраив-ей картину мира.Вводит метод радикальногоплюрализма.В рамках ф, к и мировозр принципиально не возможно сформулир какую-то матрицу,которая бы довала возможность торгфикации прабл,т.е. с-ма понятий,терминов в постмодерн постоянно находится в состоянии изменения. Поэтому они вводят множ понятий,которые класс модерн не использует(пустой знак,след,тело без органов и т.д.)
Возникновение и развитие, основные проблемы и этапы русской нац фил ..
Идея «святой Руси». Историческая роль центра православной религии принадл гос-ву. В 17в ЗЕсхоластика. 18в- материализм(Ломоносов, Радищев). 19в- Чаадаев(Критика самодержавнокрепостн строя России.Соц Ч явл религиозно-идеологической,даже мистической.движ силой истор развит считал божественное провидение или даже неисповедимый рок.). 1917-91- фил советского периода. 1980-90- марксизм. с1991 фил постсоветского периода.Рф-уникальная часть ф.Её уникальность в том,что она развивалась независимо.не находясь под влиянием различ направл Запада.Р ф отлич глубина и всесторон-ть,особый круг прабл. Особенности русской фил:1) свободная форма философствования; 2) Особая роль нравств и эстетич мотивов; 3) идея миссионизма, утопизма. Миссия, спасение чел-ва России. 4) Слабый интерес к проблемам гнесеологии. 5) Антииндувидуализм.
Фил идеи Достоевского
Д видел будущее Р не в капитализме и не в социализме,а в опоре на рус традиции и обычии. Глав роль в судьбе гос и чел должна играть религия.Именно на религии держится дух-ть чел,оберегает чел от грехов и зла.Особую роль в учении занимет прабл чел.Многие учёные Зап счит его 1-ым представ экзистенциализма в Р.В результате длит анализа он выд 2 вар жизни чел,2 пути по которым может идти чел:1)путь человекобожества(путь обсолют свободы чел.Чел отвергает все авторитеты,в том числе и Бога.Он счит свои возможности безгранич,а себя чел,кот может делать всё,т.о.он сам пытается стать Богом вместо Бога.Этот путь очень опасен,губителен для др людей и для него самого);2)путь богочеловека(путь следования Богу, стремление к нему во всех своих поступках,привычках и обр жизни. Наиболее верный,праведный, только он может спасти чел).
56.Славянофилы(философия тотальности, Киреевский, хомяков). Православие – фундамент мировоззр и познания. Монархия – идеальная форма социума. Крестьянская община – идеальн нравств мир. Покорность русского народа, отсутствие в его истории классового расслоения и борьбы. Осуждает крепостничество. Разрушение крестьянской общины означало крушение начал русской культуры. Критика европоцентризма. Западники(1940е, философия индивидуальности, Герцен, Белинский). Ориентация на ЗЕцивилизацию, критика православия, материализм и аскетизм. К к1940-х выд-ся 2 тенденции у западников: а) революционеры-демократы, материалисты, социалисты(Герцен, Белинский), б) либералисты, идеалисты, против революции.