Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 10 страница
В седьмой книге «Костер» (19 18) и в сборнике «Огненный столп» ( 1921) Гумилев пророчески предсказывает свою насиль ственную c:tviepть. В центре внимания оказываются историчес кие коллизии России. В стихотворении « Мужик» прочить1вает ся известный сценарий отношений Г. Распутина и императри-
цы, поверившей в целительные силы мужика. Гумилев, далекий от историософских увлечений, свойственных символистам, со здает яркий образ <<Потрясенной столицы», вовлекая в художе ственную ткань стихотворения миф о земле-матери (жене, ца рице) , «петербургский миф» и православный контекст:
В гордую нашу столицу Входит он - Боже, спаси! Обворожает царицу Необозримой Руси.
<".>
Как не погнулись - о, горе! - Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе И на Исакии крест?
Поэт емко передает сумятицу нравов, ощущение конца русской истории, прерывания традиции, которым сопутству ет рождение новой, темной силы, выходящей из потаенных глубин, то ли языческих, то ли сатанинских. Лучшая книга стихов Гумилева - « Огненный столп» сосредоточена на глу бинных душевных движениях, сопряженных с острым пере живанием современности и чувством трагической тревоги. Четкость композиции оттеняется вкраплением фантастичес ких и иррациональных моментов. В стихотворении «Рабочий» говорится о том, как отливается рабочимугорната единствен ная пуля, которая «с землею разлучит» поэта:
Пуля, им отлитая, просвищет Над седою, вспененной Двиной, Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Упаду, смертельно затоскую, Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую, Пыльную и мытую траву.
Поэтическая сила пророческих видений особенно нагляд на в стихотворении (поэме) Гумилева «Заблудившийся трам-
Акмеизм
вай» (1 920) , которое получило множество интерпретаций, иногда противоположных по смыслу. Н. Оцуп вспоминал, как однажды ранним утром Гумилев возвращался с друзьями до мой, он «был очень оживлен, шутил, говорил о переселении душ, и вдруг посередине его фразы за нами послышался ка кой-то необычный грохоти звон. <. . . > Мы не могли опомнить ся и повернулись лицом к трамваю, летевшему к нам и сияв шему электрическим светом на фоне светлеющего неба. Было что-то потрясшее нас всех в этом, в сущности, очень простом и прозаическом явлении <... > таинственный трамвай мгно венно унес от нас Гумилева» 1 •
Трамвай «ПО трем мостам» уносит поэта «через Неву, че рез Нил и Сену», едущие «обогнули стену» и «проскочили сквозь рощу пальм». Смещение времени и пространства, со единение всех воспоминаний - следствие того, что трамвай
«заблудился в бездне времен». Смещение пространственно временных ориентиров вызывает образы умерших:
И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик - конечно, тот самый, Что умер в Бейруте год назад.
Литературные герои предстают как реальные действую щие лица, смерть которых вызывает острую боль. Наруше ние причинно-с�едственных связей приводит к тому, что дей ствие переносится в XVIII век:
Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шел представляться к Императрице И не увиделся вновь с тобой.
Предположение, что в Машеньке - героине «Заблудив шегося трамвая» запечатлены черты Машеньки из «Капитан-
1 Жизнь Николая Гумилева. Воспоминания современников. С. 20 1- 202.
екай дочки» Пушкина, разрушается тем, что не она, а герой идет к императрице и должен отслужить молебен:
Где же теперь твой голос и тело, Может ли быть, что ты умерла !
Вопрос «Где я?» - остается без ответа. Вокзал так же не- реален, как и Индия Духа:
Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет? "
В «Заблудившемся трамвае» есть пророческое, метафори- ческое предвидение поэта о собственной смерти:
Вывеска... кровью налитые буквы Гласят - зеленная, - знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают.
В красной рубашке, с лицом как вымя, Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь, в ящике скользком, на самом дне.
«По народным поверьям, - указывает В. Мусатов, - в канун Усекновения главы Иоанна Предтечи запрещается употреблять в пищу овощи круглой формы, напоминающие о человеческой голове. Так что символика капусты и брюквы приобретает отчетливый религиозно-мученический аспект» 1• В «Заблудившемся трамвае» присутствует некая тайна, поэт видит и прошлое, и настоящее. Сменяющиеся образы, совокупность которых составляет цепь литературных и ре альных воспоминаний и символов русской и мировой куль туры, создают причудливый ландшафт Петербурга с Медным
всадником и Исакиевским собором:
1 Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) . М., 2001. С. 50.
И сразу ветер знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня
Всадника длань в железной перчатке И два копыта его коня.
Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине.
Там отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне.
Мрачные предсказания можно обнаружить в прозе Гуми лева «Африканская охота (Из путевого дневника) » (19 16), в стихотворении «Священные плывут и тают облака... ». Ито гом этих предчувствий становится духовное открытие в хри стианском духе:
Понял теперь я: наша свобода - Только оттуда бьюЩий свет...
Тема Огечества в поэзии Гумилева создается из отдельных, иногда фрагментарных поэтических высказываний, погру женных в общий контекст стихотворений. Гумилевская Рос сия - развоплощенная, ее лик двоится:
Ты прости нам, смрадным и незрячим, До конца униженным, прости!
Мы лежим на гноище и плачем,
Не желая божьего пути...
"
В конце ХХ в. критики стали отмечать философское нача-
ло его поэзии, пронизанность христианскими мотивами, глу бокое видение природы вещей и сути человеческого духа. Стихотворение «Шестое чувство» написано в обстановке Гражданской войны, льющейся крови и бессмысленно стра дающей человеческой плоти.
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
<. . . >
Так век за веком, - скоро ли, Господь? - Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.
Поэт воплотил жажду человеческого совершенства, меч ту о «Беличье совершенной жизни», прообразы которой при сутствуют в природе. В стихотворении «Деревья» он писал:
Я знаю, что деревьям, а не нам Дано величье совершенной жизни.
<".>
О, если бы и мне найти страну,
В которой мог не плакать и не петь я, Безмолвно поднимаясь в вышину Неисчислимые тысячелетья !
В посмертном сборнике «К синей звезде » есть строки о стремлении к любви, не знающей смерти и разлуки:
Если ты могла явиться мне Молнией слепительной Господней, И отныне я горю в огне,
Вставшем до небес из преисподней...
Стало очевидным, что, будучи акмеистом, Гумилев прошел школу символизма, позволившую ему создавать образы, близ кие к символу, и включать общезначимые мировые символы в свою поэзию. В заключительном шестистишии из сонета
«Потомки Каина» (из сборника «Жемчуга») используется символ креста:
Но почему мы клонимся без сил, Нам кажется, что кто-то нас забыл, Нам ясен ужас древнего соблазна,
Когда случайно чья-нибудь рука
Две жердочки, две травки, два древка Соединит на миг крестообразно.
Грех Серебряного века Гумилев видит в забвении изна чальной святости Слова, он помнит, «что осиянно / Только
слово средь земных тревог. / И в Евангелии от Иоанна / Ска зано, что слово - это Бог» (стихотворение «Слово»), и знает, что «Дурно пахнут мертвые слова».
Как критик Гумилев создал обоснованную теорию акме изма («Наследие символизма и акмеизм»), с 1909 по 1917 г. регулярно публиковал литературно-критические статьи и эссе на культурные темы в журнале «Аполлон», составившие сборник «Письма о русской поэзии» (1923) . Гумилев - автор
«византийской трагедии» « Оrравленная туника», написанной строгими ямбами, пьес для детей «Дерево превращений»,
«Дитя Аллаха». О драматургии поэта С. Маковский писал:
« Излюбленный герой Гумилева-драматурга - поэт-калека, обиженный судьбой лебеденок, но гений и прозорливец, бес сильный. на жизненном пиру и побеждающий жизнь своей жертвенностью, ухом
". от смерти, от жизни -
Брат мой, слышишь ли речи мои? К неземной, к лебединой отчизне По свободному морю любви.
Ему, покаранному в земном существовании поэту, мере щатся девушки, «странно прекрасные и странно бледные, со строго опущенными глазами и сомкнуrыми алыми устами» ; они «выше гурий, выше ангелов, они как души в седьмом кругу райских блаженств», они печальны и улыбаются рыцарю-по эту»'. Гумилев перевел сборник Т. Готье «Эмали и камеи» (пе реиздан в 1 989 г.), эпос о Гильгамеше, стихотворения С. Кол риджа, Р. Саути, Х.М. Эредиа, А. Рембо.
Свою жизнь Гумилев строил как qриближение к идеалу Поэта. В книге « Стихотворения. Посмертный сборник» (1 923) нашло выражение его жизненного самоощущения - «посе редине странствия земного». Заслуга Гумилева-теоретика и Гумилева-поэта состояла в том, что он вернул поэтическому образу самоценность, связанную с земной радостью жизни,
1 Маковский С. Портреты современников. С. 446.
1 40
а не искусственной трансцендентностью и лжемистикой, и воплотил выдвинутый им акмеистический принцип творче ства как «мужественно твердого и ясного взгляда на вещи».
В 1921 г. Гумилев был расстрелян по обвинению «В прича стности к контрреволюционной организации Таганцева (Пет роградской Боевой организации) ». Внешней причиной стало подавление Кронштадского мятежа, а поэт был уроженцем Кронштадта, сыном судового врача. Будучи по убеждениям монархистом, он не мог признать Октябрьской революции. В 1 991 г. поэт был полностью реабилитировщ;1.
Мужественный романтизм и волевое начало, духовная энергия и темперамент поэта-исследователя и завоевателя (« Как сладко жить, как сладко побеждать / Моря и девушек, врагов и слово», - признавался Гумилев в одном из предсмер тных своих стихотворений) сделали его поэзию популярной в первые революционные десятилетия. С. Маковский, хоро шо знавший Гумилева по совместной работе в журнале «Апол лон», где поэт публиковал свои « Письма о русской поэзии», считает: «Настоящий Гумилев - вовсе не конквистадор, дер зкий завоеватель Божьего мира, певец земной красоты, т.е. не тот, кому поверило большинство читателей, особенно пос ле того, как он был убит большевиками. Этим героическим его образом до «Октября» заслонялся Гумилев-лирик, мечта тель, по сущности своей романтически-скорбный (несмотря на словесные бубны и кимвалы) , всю жизнь не принимавший жизнь такой, какая она есть, убегавший от нее в прошлое, в великолепие дальних веков, в пустынную Африку, в волшеб ство рыцарских времен и в мечты о Востоке "Тысячи и одной ночи"»1•
Во влиянии Гумилева признавались Э. Багрицкий, Н. Ти хонов, Вл. Луговской, К. Симонов. Они возродили волевой
«пафос» его поэзии. Поэт-воин создал и своим творчеством, и своей судьбой идеальный образ ·русского поэта, чье жизне-
1 Маковский С. Портреты современников. С. 43 1.
творчество отмечено возвышенными чертами патриотизма и свободы, силой духа и творческим профессионализмом.
Сочинения
� Гуft илев Н. Стихотворения и поэмы. Л., 1988.
� Гуftилев Н. Золотое сердце России. Кишинев, 1 990.
� Гуft илев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1 990.
� Гуft илев Н.С. Драматические произведения. Переводы. Статьи.
.
л., 1 990.
� Письма к Анне Ахматовой // Новый мир. 1986. № 9.
Литература
Баскер М.РаннийГумилев.Путь к акмеизму. СПб., 2000.
Гумилевские чтения: Материалы междунар. конф. филологов-сла вистов. СПб., 1 996.
Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания современников. Л., 1 991.
Иванов Вяч. Вс. Звездная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумиле ва) // Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и исто рии культуры: В 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 220-245.
ЛукницкаяВ.НиколайГумилев. Жизнь поэта по материалам домаш него архива. Л., 1 990.
Маковский С. Портреты современников. На Парнасе «Серебряно
го века». М., 2000. С. 427-452.
Н. Гумилев и русский Парнас: Материалы науч. конф. 1 7-19 сен тября 1 991 г. СПб., 1 992.
Николай Гумилев: Pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей: Ан тология. СПб., 1 995.
Павловский А. Гумилев // Вопросы литературы. 1 986. № 10.
Анна Ахматова
Сохранила и воплотила акместические принципы творче ства - классическую ясность стиля, «вещность» образа, ду ховные национальные основы и европеизм - Анна Андреев на Ахматова (настоящая фамилия Горенка; 1889, Большой Фонтан под Одессой - 1 966, Домодедово, под Москвой) . Глав-
Ана Ахftатова
ный принцип акмеизма - быть высшей степенью чего-либо - нашел воплощение в ее творчестве, охватившем полвека и ставшем высшей степенью поэтического мастерства. Ахма това - крупный поэт ХХ ст. В «Поэме без героя», «Реквие ме» она выразила сугь общенародной трагедии русской ис тории этого периода. К Ахматовой неприменимо слово «по этесса», так строг и мужествен ее слог, так высоко поднята нравственная и философская планка художественного ос мысления внугреннего и внешнего мира. личные пережива
ния, судьба страны и народа нашли выражение в ее поэзии,
"
тяготеющей к классическому стилю, уравновешенной гармо-
нии мгновения и вечности, жизни и бессмертИ:я, души, духа и плоти. Поэт не примиряется с извечной драмой бытия и ста новится духовным победителем, несмотря на тяжелейшие жизненные испытания.
А. Блок в статье «Без божества, без вдохновенья», в кото рой отрицал творческие возможности акмеистов, писал: «На стоящим исключением среди них была одна Анна Ахматова; не знаю, считала ли она сама себя «акмеистской»; во всяком случае, «расцвета физических и духовных сил» в ее усталой, болезненной, женской и самоуглубленной манере положи тельно нельзя было найтю> 1•
Первая же книга ее стихотворений «Вечер» (1912), с пре дисловием М. Кузмина, раскрыла широкие творческие воз можности автора. Скупой голос, точная передача внешних деталей сочетались с глубоким психологизмом и иерархией смыслов и значений. Богатство внугренней духовной жизни передавалось через «нечаянные детали» - устрицы во льду, нераскрытый веер, брошенный хлыстик, взгляд «на наездниц стройных», перчатка не на той руке. Акмеистическая «вещ ностЬ>> , зрительность и пластичность образов в ранней поэзии Ахматовой - структурообразующий принцип ее поэтики. Строка « Как будто под ногами плот, а не квадратики парке-
1 Блок А. Без божества, без вдохновенья. С. 480.
Акмеизм
та» переосмыслена О. Мандельштамом в его формуле: «Стол пница на паркетине». Позже он скажет, что Ахматова - «сим вол величия России» и выведет генезис ее творчества из рус ской философско-психологической прозы, в особенности Ф. Достоевского.
В стихотворении «Молитва» - отклике на Первую миро- вую войну - Ахматова безбоязно просит:
Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отними и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар. Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.
Гумилев, как вспоминает И. Одоевцева, не мог примирить ся с этой молитвой: «Она просит Бога убить нас с Левушкой» 1•
«Прямое» прочтение заслонило основную мысль: поэт готов ко всем жертвам во имя славы России.
Сборники стихотворений: «Четки» (1 914), «Белая стая» (1 91 7), «Подорожник» (1 92 1), «Anno Domini» (1 922) , «Бег вре меню> (1 965) - отмечены ясностью (кларизмом), концентри рованностью и духовностью, побеждающей катаклизмы ис тории:
Вс� расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Всё голодной тоскою изглодано.
Отчего же нам стало светло ?
Днем дыханьями веет вишневыми, Небываль1й под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми Глубь прозрачных июльских небес.
И так близко подходит чудесное К развалившимся грозным домам,
1 Оgоевцева И. На берегах Невы. М., 1 988. С. 304.
Анна Ахftатова
Никому, никому неизвестное, Но от века желанное нам.
Личные переживания, тонко и точно переданные в поэти чески совершенной форме стихотворения-исповеди , приоб ретают универсальный смысл. Лирика Ахматовой стремится к эпическому запечатлению времени. Это очевидно, напри мер, и в стихотворении «Бежецю> из сборника «Anno Domini». Главная тема поэзии Ахматовой - любовь во всех ее прояв лениях, она сочетается с темами высшего призвания поэта, поиском смысла человеческой жизни, утвер�ением христи анской ответственности в выборе между Доб:rом и Злом. Об разы родной земли, память о стойкости народа сливаются с внутренним «Я» поэта:
Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
ОсмертиГоспода моля.
Но все мне памятна до боли Тверская скудная земля.
Журавльу ветхого колодца, Надним,каккипень, облака, В полях скрипучие воротца, И запах хлеба, и тоска.
Любовная лирика Ахматовой служит образцом лирики ХХ в. Ее героиня ни в одну из минут своего существования не забывает о личном предстоянии перед Богом, судом истории, вечности и любви.
Ее не перейти влюбленности и страсти, -
<".>
|
Акмеизft
Следуя традиции Пушкина, чье творчество служило Ах матовой источником не только поэтического вдохновения, но и исследовательского интереса (ею написано более десятка статей и заметок о Пушкине) , она не прибегает к формаль ным экспериментам над стихом, сохраняет его классичность, сдержанность и музыкальность. В поэзии Ахматовой есть от звуки разных культур и различных стран: античности, куль туры Древнего Востока, французского классицизма, итальян ского ренессанса, элементов русского фольклора, народной частушки и рафинированной культуры декаданса и модерна, и главное - сохраняются основы народной православной русской жизни. А. Твардовский отметил, что читателей пора жает ее «абсолютный слух к интонациям родной речи». Ах матова в своих стихотворениях близка к законам драмы: включаетдиалог,обращения,создает «культурные двойнй ки» - Кассандру, Клеопатру, Федру, Лотову жену, Рахиль, Мелхолу, боярыню Морозову, «стрелецкую женку» 1• Герой ни прошлого воспринимались как психологически точный портрет самого автора. В «Библейских стихах», создавая об раз жены Лота (по Библии она осуждена за нарушение зап рета оглядыватьсяна Содом) , Ахматова переосмысливает тра диционный сюжет, чтобы утвердить право любви. Жена Лота превратилась в соляной столб за взгляд
На красные башни родного Содома,
1-fa площадь, где пела, на двор, где пряла, На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Но поэт оправдывает ее поступок:
Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.
Негативное отношение к октябрьскому перевороту не из менило решения Ахматовой остаться в России, несмотря на
1 См.: Цивьян Т.В. Античные героини - зеркала Ахматовой // Ли тературное обозрение. 1988. № 3. С. 33.
Анна Ахматова
предложение эмигрировать. Своим высшим предназначени ем Ахматова считала служение родине талантом и поэтичес ким даром. Огказ от эмиграции она объяснила в стихотворе нии:
Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее, -
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не омрачился скорбный дух.
Она смотрела на свое решение . остаться на родине, как и на выбор многих современников, из будущего:
А здесь, в глухом чаду пожара, Остаток юности губя,
Мы ни единого удара Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час...
После ее смерти В. Вейдле, поэт и критик русского зару бежья, в статье «Умерла Ахматова» сказал: «Знаем, что не осу-
1 0* 147
Акмеизм
дила. Знаем еще тверже: и нам благодарить ее надо за то, что она осталась там» 1 •
С 1 925 по 1 940 г. Ахматова ничего не публиковала. Объяснением этого факта был официальный запрет на ее имя. В 1 935 г. были арестованы ее муж Н. Пунин, писавший ей из 110рьмы: «Вы казались мне <. . . > высшим выражением бессмер тного, какое я только встречал в жизни»2, - и сын, которого то выпускали, то вновь подвергали аресту (в 1938 и 1 949 rr.) , чтобы манипулировать творчеством Ахматовой. Однако ее вдохно вение и муза остались неподконтрольны. В годы ежовщины был создан « Реквием» (1 935-1940, полностью опубликован лишь в 1 987) , который стал памятником тем, кто безвинно погиб. Плач Ахматовой о родных: « Муж в могиле, сын в тюрь ме, / Помолитесь обо мне», «Мне все равно теперь. / Клубит ся Енисей, звезда полярная сияет. / И синий блеск возлюб ленных очей / последний ужас застилает... » - стал выраже нием всенародной скорби. Трагедия народа осмысливается через евангельские параллели и образ Богородицы, стоящей у распятия Сына-Спасителя:
Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел,
Но туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Поэт предп9чел именно такую судьбу, потому что хотел разделить ее со своим народом:
Нет, и не под чуждым небосвободом,
И не под защитой чуждых крыл -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
«Реквием» продолжил «Венок мертвым». И только в 1 940 г. вышел сборник «Из шести книг» , в который был включен
1 ВейgЛе В. О поэтах и поэзии. Париж, 1 973. С. 60.
2 Цит. по: Найftан А Рассказы об Ахматовой. М., 1989. С. 260.
Ана Ахftатова
эпический размах «реки времен», переживания великих со
бытий и тончайшие нюансы женской судьбы, легко ранимой души, но чрезвычайно сильной дух.ом.
Пусть кто-то еще отдыхает на юге
И нежится в райском саду.
Здесь северно очень, и осень в подруги
Я выбрала в этом году.
Сюда принесла я блаженную память· Последней невстречи с тобой -
Холодное, чистое, легкое пламя Победы моей над судьбой.
Национальная основа творчества Ах.матовой проявилась в годы Великой Отечественной войны. Она говорит от имени всех, кто отправлял сыновей на битву:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя», Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, Внуки, братики, сыновья!
Гражданская лирика Ахматовой воплотила основные на строения блокадного Ленинграда («Ленинград в марте 1 941 года», «Птицы смерти в зените стоят» , «Авы, мои друзья пос леднего призыва!»). В стихотворении «Мужество», написан ном в 1 942 г. в Ташкенте, KYN! Ахматова была эвакуирована, звучит мысль о важности сохранения в неприкосновенности и чистоте русского языка, без которого нет русской нации и русской истории:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Мальчик, сосед по коммунальной квартире, Валя Смирнов, погибший под бомбежкой, увековечен в пронзительных стро ках:
Постучись кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром, за зноем, Но тебя не предам никогда".
Начиная с 1 940 г. и почти до конца жизни Ахматова рабо tала над «Поэмой без героя». Эпиграфом к ней выбраны сло ва: «Deus concervat ornnia» (в переводе с латинского - «Бог хра нит все»). Эrи же слова были на гербе графа Шереметева, поме щеном на Фонтанном доме в Петербурге, где Ахматова жила dколо 30 лет. По странной закономерности последние часы зем Ftого бьrгия поэта были проведены в бывшем доме графа Шере метева в Москве, с тем же гербом и той же надписью1• Гералъ дlическая виньетка « Бог хранит все» замкнула жизнь Ахмато врй в своеобразную символическую рамку, объясняющую основной смысл и предназначение ее творчества.