Общая характеристика мировоззрения римлян.
Жизненный путь Аристотеля. Ликей.
В отличаи от своих предшественников идет через понятие «Золотая мера»- равновесие черт характера.
«недостатки одних свойств не искупается избытками других»
Подлинный добродетель- нужно исчислять математически( много или мало-категория числа)
Характер выражает себя в посттупке:2 типа поступков
1)осознанный
2)не осознанный
Зависит от того типа добродетелей, к которому человек склонен. Аристотель делит их на 2 типа
1) Этнические
2) Диано-этнические
1)Добродетель простых людей(ответств, мудрость, доброта)
2)Мудрость(зла не делает мудрый человек)- ученые, поэты.
«не нужно думать что диано этнические сложнее этнических»
Мощи, которым присущи эти добродетели постумают неосознанно, а другие осознанно)
Вопрос 11 Онтология Аристотеля.
Аристотель сравнивает философию с наукой. Он разделяет философию на первую философию и вторую. Вторая философия это отдельные частные науки (экономика, история, биология…)Первая философия(более высокий уровень, нежели 2)-это всеобщая наука о причине, это то, что мы сейчас называем философией!
О создании мира! Аристотель- последовательный эльтернализм.1-креационизм-о создании.2-эльтернализм “вечность”c лат.(вселенная существует всегда!)
Наука о причинах - философия бесконечна. Выделяет 4 типа причины: формальная, материальная, производящая и конечная. Формальная задается вопросом КАКАЯ ВЕЩЬ? КАКОВА ЕЕ ФОРМА? Материальная- ИЗ ЧЕГО ЭТО? Производящая- ОТКУДА ЭТО? Конечная- ЗАЧЕМ ЭТО?
Общая характеристика мировоззрения римлян.
Формируется новая цивилизация –Рим. Греция пораждает ряд философских концепцияй(их 3):
1)Стоицизм( стоическая школа)
2) Скептицизм
3) Эпикуриизм
13) Стоицизм
Основатель Зенон Китийский(стоицизм – стойко мрамор)
Физика(о природе), логика(о познании), этика(о морали, поступке)
!Этика! Зенон говорит
Жизнь- абсалютные, бесконечные страдания, мучения. Избавиться от негативах жизни невозможно, но можно изменить свое к ним отношение.
Атар_аксия-этический идеал
Возникла проблема, будем решать. Зачем переживать. Отказываемся от эмоционального восприятия мира,не пускаем в себя переживания. Нужно постояно задавть себе вопросы!
Человек должен следовать судьбе и своему долгу.
Долг – необходимость жить социально-политической жизнью. Человек- общественное животное. Любой гражданин должен быть членом общества и выполнять функции.Должна быть умеренность в личныхмпотребностях. Поэтому человеку достаточно одной чашки, ложки, и т.д
14)Скептицизм
Основатель Перрон.НЕ был греком, а был купцом. В Афины попал по делу. Как то раз услышал учения философов и бросив все дела начал заниматься философией.
СКЕПСИС-сомнения
Логика. Скептики утверждают, что разумное весьма ограничено и поэтому знание человека не точно.Нельзя точно знать.Он знает с большей или меньшей теорией вероятности. Мир значительне сложнее, чем мы его представляем. У нас нет знаний, Но у нас есть представление. Мы думаем что знаем.
Вывод: Если я ничего не знаю то я должен во всем сомневаться.
Перон говорит что познание самого себя очень ограничено
Этика. Человек не знает что такое добро и что такое зло.Главный принцип этики- апат_ейя- недеяние. Человек ничего не должен делать, воздержаться от поступков. Потому что не знает последствий. Можно желать добра, а творить зло. «Лучше творить добро, чем содеяное зло» «Проживи свою жизнь незаметно»( ПЕРОН)
15) Эпикуреизм
Основатель Эпикур.Акцент на физике. Учение о самопроизвольном отношении атомов.
Атомы движуться исключительно по прямой и меняю свое направление если сталкиваются с другим( говорил Демокрит)
Эпикур утверждает что атом может произвольно менять траекторию, отклоняться от прямой. Это изменение происходит не из-за внешних сил и не под действием внешних сил, а из-за внутренних свойств самого атома, которые более наглядно выражены в его форме.
Движение атома адекватно той форме, которую он имеет.
Этика. Жизнь – это радость. Если учения наук не приводит к счастью, то человек зря ими занимается или занимается не теми науками. Задача человека- испытать наслаждение. 2 типа
1.Соматические(удовольствия) Само тело, телесные удовольствия
2.Нусические интелектуальные удовольствия
Ни один из этих типов не являтся предпочтительным. Они необходимы оба в равных пропорциях.Отказываясь от одноо типа, лишаешься и второго
Исповедь такой системы приводит к тому, что человек отказывается от страха. А главный страх- это страх смерти.Когда я есть – смерти нет, когда смерть есть – меня нет. Человек сам не знает чего он боиться.