Тема. Анартха-нивритти – предупреждение о том, что на вайшнава нельзя смотреть мирскими глазами, как на обычного человека.

I. Шуддха-бхакти – чистое преданное служение.

1. Бхакти-йога – естественная деятельность души в освобожденном состоянии.

а) Ништха – ступень, на которой чистый преданный не отождествляет себя с телом

(мадхйама-адхикари).

б) Ништха – начало освобождения, порог премы.

2. Материальное и духовное сознание. Необходимость изменить сознание.

а) Анартха-нивритти. Когда Кришна видит серьезность и искренность преданного, Он

Сам начинает очищать его сердце от анартх.

Четыре вида анартх, соответственно причин их возникновения:

1) возникшие в результате прошлой греховной деятельности (душкритоттха);

2) возникшие в результате прошлых благочестивых поступков (сукритоттха);

3) являющиеся результатом оскорблений в процессе преданного служения (апарадхотта);

4) возникающие при неправильном исполнении преданного служения (бхактийуттха).

б) Критерий искренности – желание удовлетворить только гуру и Кришну и готовность

отказаться от своих личных интересов.

в) Процесс садхана-бхакти одновременно проявляет:

1) преданность Господу;

2) непосредственное восприятие Господа;

3) отречение от материального.

3. Способность различать (вивека-шакти) и правильно относиться ко всем категориям живых существ присуща мадхйама-адхикари.

4. Смысл существования садху состоит в любовном служении Господу.

II. Истинный госвами.

1. Титул госвами могут носить только чистые преданные. Он не передается по наследству или по материальным принципам кастовой принадлежности.

2. Примеры Госвами.

а) Рупа и Санатана Госвами, которые до встречи с Господом Чайтаньей потеряли свою

касту брахманов и превратились в мусульман, даже изменив свои имена.

б) Нитйананда – вамна – госвами – потомки семьи Господа Нитйананды.

Адвайта – вамна – госвами – потомки семьи Адвайта ачарйи.

в) Волна протеста против присвоения титула госвами американским вайшнавам.

3. Шрила Прабхупада предупреждает, что сердце госвами, независимо от того, происходит ли он из семьи ачарьев или получил этот титул по цепи ученической преемственности, должно быть свободно от зависти и гордости. Они лишают человека права называться парамахамсой.

а) Двойственность не позволяет познать истину.

б) Кути-нати – поиск недостатков, причина материального взгляда на вайшнава.

III. Оскорбление чистого преданного.

1. Обсуждение телесных недостатков вайшнава – оскорбление его лотосных стоп.

Причины падения с разных уровней бхакти:

1) садхана-бхакти – насилие (химеа);

2) бхава-бхакти – ложное отождествление (аханкара);

3) према-бхакти – оскорбления (апарадха).

2. 24 вида оскорблений вайшнава (вайшнава-апарадха).

1) Причинять физические страдания или убивать.

2) Оскорблять словами.

3) Испытывать враждебные чувства к вайшнаву.

4) Не оказывать должного почтения.

5) Гневаться на вайшнава.

6) Не испытывать радости при виде вайшнава.

7) Слушать и не возражать, когда в нашем присутствии оскорбляют какого-либо вайшнава.

8) Принимать чью-либо сторону, когда спорят вайшнавы.

9) Критиковать за низкое рождение и качества, с этим связанные.

10) Критиковать за те недостатки, которые он уже исправил.

11) Критиковать за прошлые ошибки.

12) Критиковать за случайное падение.

12 форм кастового сознания.

13) Джанма –нирупана – низкое рождение определяет неспособность быть чистым преданным.

14) Шарира-нирупана – только определенное тело, например, мужчины позволяет быть

чистым преданным.

15) Бхава-нирупана – только в зрелом и здоровом состоянии тела человек может быть чистым преданным.

16) Ашрама-нирупана – положение в ашраме дает возможность быть чистым преданным.

17) Авайава-нирупана – дефекты тела (очки, хромота, слепота, заикание) мешают быть чистым преданным.

18) Васа-нирупана – связывать место проживания с возможностью быть чистым преданным.

19) Бандха-нирупана – семейные и родственные связи определяют неспособность быть чистым преданным.

20) Пракаша-нирупана – только высокое положение, которое может занимать человек, говорит о том, что он – чистый преданный.

21) Пракара-нирупана – человек, занимающийся скромным, неприметным служением, не может быть чистым преданным.

22) Доша-нирупана – суждение о чистоте преданного по недостаткам.

23) Вартана-нирупана – если человек занят грязной работой ради поддержания тела, он не может быть чистым преданным.

24) Аласья-нирупана – считать, что лень, присущая человеку, или дурные привычки, связанные с воспитанием, лишают его возможности быть чистым преданным.

3. «Смотря на чистого преданного, следует стараться видеть не его внешность, а

внутренние качества и помнить о том, что он занимается трансцендентным любовным

служением Господу».

4. Критика действий Шрилы Прабхупады его духовными братьями-неофитами.

а) Способность распространить движение сознания Кришны по всему миру – это особые полномочия Кришны.

б) Такая критика шуддха-вайшнава лишает человека возможности извлечь духовное благо из своей практики.

в) Адское мышление (джати-буддхи): смотреть на вайшнава, как на обычного человека, на Божества, как на материальные элементы, на воды Ганги, как на грязную реку и т.д.

5. «Продвинутый вайшнав всегда выступает в роли духовного учителя, а неофит считает

себя его учеником».

а) «Оскорбительно думать, будто у нас есть право наделенного полномочиями

вайшнава:

1) наказывать,

2) давать ему советы,

3) поправлять его.

б) Ученик не имеет права давать советы своему духовному учителю.

в) Духовный учитель не обязан советоваться с теми, кто не является его учеником».

Текст 7.

Наши рекомендации