В результате изучения дисциплины философия студенты должны

Знать:

1. Сущность, основные понятия, законы и методы философии,

2. Структуру, функции, основные направления философского знания;

3. Содержание фундаментальных философских проблем, особенности их формулировок и способов решения;

4. Основные этапы развития философии, специфику и представителей основных философских систем Запада и Востока;

5. Специфику постановки и решения философских проблем в современном мире, особенности философского подхода к анализу проблем и процессов в современой культуре .

Уметь:

1. применять философские подходы и методы при рассмотрении общественых, гуманитарных, профессиональных проблем и задач;

2. использовать полученные знания для практического применения в общественной и профессиональной деятельности;

Владеть:

1. понятийно-категориальным аппаратом философии;

2. методами философских наук для анализа возникающих профессиональных проблем и решения поставленных задач;

3. культурой философского анализа общественных проблем и процессов для понимания их объективных источников, причин, движущих сил, возможных последствий;

4. навыками письменного и публичного устного изложения философских вопросов и проблем.

Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4__ з.е., __144_ часов.

Вид учебной работы Всего часов № семестра
     
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции      
Практические занятия      
Семинары          
Лабораторные работы          
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:[1]      
Курсовой проект (работа)      
Расчетно-графическая работа (задание)      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Промежуточная аттестация (экзамены – ___ часов)      

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Содержание раздела (темы) дисциплины
Раздел 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре. Мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Практическое, по­знавательное, ценностное отношение человека к миру. Своеобразие философского познания. Философия в информационном обществе
Раздел 2. Основные исторические этапы развития философии. Основные школы и направления философии Древней Индии и Китая. Особенности античного философствования. Философская мысль средневековья и Возрождения. Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ключевые идеи: рационализм, свободомыслие, скептицизм философии Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность бытия, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, универсальность и всеобщность форм нравственности. Неклассическая философия 19 века. Особенности философствования 20 века. Аналитическое движение в современной запад­ной философии, тематика исследований и дискуссий. Теоретические предпо­сылки, задача и метод феноменологии. Обращение к проблемам человеческого существования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Онтологизм, идеал цельного познания, этическая направленность русской философии. Понятие соборности. Вклад русской мысли в мировую фило­софскую культуру.
Раздел 3. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Диалектическое миропонимание Мифологические, ре­лигиозные, научные, философские картины мира. Бытие и небытие. Существование и сущность. Поиск первоосновы сущего, структурных единиц бытия. Основные предметные области фило­софского исследования: природа — общество — человек. Много­образие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бы­тия. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Вещи, свойства и отношения. Трудности постижения связей и взаи­модействия явлений, целостности предметов, их движе­ния, изменения, развития. Часть и целое. Форма и содержание. Элемен­ты и структура. Понятие системы. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действите­льность. Законы, их типы. Противоречие как философская пробле­ма
Раздел 4. Познание. Основные проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально научное изучение методов и границ познания (логика, психо­логия, история науки). Сознание и познание. Смысл понятий: субъект и объект. Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность
Раздел 5. Социальная философия. Ценности. Человек как предмет философии. Новая постановка проблемы чело­века в философии XX века. Человек в русской философской традиции. Многомерность человека. Биологическое и социальное в человеке. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Сознание и самосознание.. Человек и общество Внутренний мир человека.. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалек­тика. Общество как совместная жизнедея­тельность людей. Эволюция философского понимания общественной жизни. Проблема построения теоретической модели общества. Потребности и интересы. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, нравственное, религиозное, эстетиче­ское. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Философские концеп­ции государства.
Раздел 6. Философское осмысление науки и техники. Наука как вид духовного производства. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция Критерии научности. Этапы и уровни научного познания. Диалектика эмпирического и теоре­тического знаний. Язык науки. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Роль техники в жизни людей и преоб­разовании природы. Основные пробле­мы философии техники.. Индустриальное, постин­дустриальное и информационное общество. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и тех­ники. НТП и глобальные проблемы: возникновение, сущность. Природная и социа­льно-культурная среда обитания человека: проблемы гар­монии. Разнообразие подходов к решению глобальных экологических проблем.
Раздел 7. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического и эстетического. Аксиология как часть философского знания. Ценности, их природа и сущность. Сущее и должное. Познава­тельно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего. Ценности как ядро культуры. Относительное и абсолютное в ценностях. Ценности конкретной эпохи и общечеловеческие, универсальные ценности. Моральные ценности, их теоретическое освоение в этике. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции, структура. Природа морали: добро­детели и нормы как основные формы ее проявления. Эти­ка как учение о высших нравственных целях и принципах выбора между разными целями (И. Кант). Понятия этики: добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье и др. Понятие эстетического. Эстетика как «фило­софия прекрасного. Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа.

Лабораторные работы

Лабораторные работы по дисциплине «Философия» не планируются.

Практические занятия

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины Вид С/ПЗ Тема Образова-тельная технология.
Раздел 1. Философия, ее проблемы, функции, место в культуре. Семи-нар Тема 1. Мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Практическое, по­знавательное, ценностное отношение человека к миру. Тема 2. Своеобразие философского познания. Философия как рефлексия, ее роль в самоопределении личности. Философия как самосознание культуры. Компьютер. презентация   Ролевая игра  
Раздел 2. Основные исторические этапы развития философии. Семи-нар. Тема 3.Основные школы и направления философии Древней Индии и Китая. Особенности античного философствования. Философская мысль средневековья и Возрождения. Научная революция XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ключевые идеи: рационализм, свободомыслие, скептицизм философии Просвещения. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность бытия, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, универсальность и всеобщность форм нравственности. Тема 4. Неклассическая философия 19 века. Особенности философствования 20 века. Аналитическое движение в современной запад­ной философии, тематика исследований и дискуссий. Теоретические предпо­сылки, задача и метод феноменологии. Обращение к проблемам человеческого существования. Тема 5. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Онтологизм, идеал цельного познания, этическая направленность русской философии. Понятие соборности. Вклад русской мысли в мировую фило­софскую культуру. Заслушивание докладов     Тестирова-ние     Ролевая игра
Раздел 3. Бытие. Виды бытия. Материя и дух. Диалектическое миропонимание Семи-нар Тема 6. Мифологические, ре­лигиозные, научные, философские картины мира. Бытие и небытие. Существование и сущность. Поиск первоосновы сущего, структурных единиц бытия. Основные предметные области фило­софского исследования: природа — общество — человек. Много­образие явлений и проблема единства мира. Философский монизм, дуализм, плюрализм. Природа идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый род бы­тия. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Тема 7.. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. Вещи, свойства и отношения. Трудности постижения связей и взаи­модействия явлений, целостности предметов, их движе­ния, изменения, развития. Тема 8. Часть и целое. Форма и содержание. Элемен­ты и структура. Понятие системы. Принцип причинности. Случайность и необходимость. Возможность и действите­льность. Законы, их типы. Противоречие как философская пробле­ма Разбор конкретных ситуаций   Тестирова-ние   Разбор конкретных ситуаций  
Раздел 4. Познание. Основные проблемы гносеологии. Семи-нар Тема 9. Познание как предмет философского анализа. Практическое и познавательное отношение человека к миру. Философское и специально научное изучение методов и границ познания (логика, психо­логия, история науки). Сознание и познание. Смысл понятий: субъект и объект. Тема 10. Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность Компьютер. презентация     Тестирова-ние
Раздел 5. Социальная философия. Ценности.   Семи-нар Тема 11. Человек как предмет философии. Новая постановка проблемы чело­века в философии XX века. Человек в русской философской традиции. Многомерность человека. Биологическое и социальное в человеке. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы. Сознание и самосознание.. Человек и общество Внутренний мир человека.. Свобода и несвобода, необходимость, ответственность, их диалек­тика. Тема 12. Общество как совместная жизнедея­тельность людей. Эволюция философского понимания общественной жизни. Проблема построения теоретической модели общества. Потребности и интересы. Тема 13. Природа сознания, его связь с языком. Формы общественного сознания: полити­ческое, правовое, нравственное, религиозное, эстетиче­ское. Индивидуальное, групповое, массовое сознание. Философские концеп­ции государства. Ролевая игра   Компьютер. презентация   Ролевая игра  
Раздел 6. Философское осмысление науки и техники. Семи-нар Тема 14. Наука как вид духовного производства. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция Критерии научности. Этапы и уровни научного познания. Диалектика эмпирического и теоре­тического знаний. Язык науки. Тема 15. Знание и техническая деятельность. Понятие техники. Роль техники в жизни людей и преоб­разовании природы. Основные пробле­мы философии техники.. Индустриальное, постин­дустриальное и информационное общество. Инженерная этика. Духовные ценности как регулятивы развития познания, науки и тех­ники. НТП и глобальные проблемы: возникновение, сущность. Природная и социа­льно-культурная среда обитания человека: проблемы гар­монии. Разнообразие подходов к решению глобальных экологических проблем. Компьютер. презентация     Компьютер. презентация
Раздел 7. Нормы, ценности, идеалы. Природа этического и эстетического. Семи-нар Тема 16. Аксиология как часть философского знания. Ценности, их природа и сущность. Сущее и должное. Познава­тельно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего. Ценности как ядро культуры. Относительное и абсолютное в ценностях. Ценности конкретной эпохи и общечеловеческие, универсальные ценности. Тема 17. Моральные ценности, их теоретическое освоение в этике. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции, структура. Природа морали: добро­детели и нормы как основные формы ее проявления. Эти­ка как учение о высших нравственных целях и принципах выбора между разными целями (И. Кант). Понятия этики: добро и зло, долг, совесть, честь, смысл жизни, счастье и др. Тема 18. .Понятие эстетического. Эстетика как «фило­софия прекрасного. Красота как условие гармонии, полноты человеческого существа. Тестирова-ние     Компьютер. презентация   Тестирова-ние

Наши рекомендации