Классики мировой философии о политику, государстве и праве.
1. Гераклит о триедином источнике законов: божественная справедливость, всеобщий логос, всеобщий огонь.
2. Противопоставление Гераклитом аристократического права и государства справедливым законам, за которые «люди должны биться как за стены родного города».
Гераклит(ок.544 — ок.483 гг. до н.э.) — древнегреческий философ — материалист и диалектик. По Гераклиту, первовещество природы — огонь, из которого произошёл мир и который наиболее изменчив и находится в постоянном движении. Эти изменения — есть борьба противоположностей, в которой война играет огромную обновляющую роль. Война для Гераклита -это «отец всего, царь всего».
Анализ правовой проблематики, как и всех земных человеческих дел и отношений, проводил во взаимосвязи и единстве с глобальными космическими процессами.
3. Демокрит о различии наличного законодательства, «дурного
изобретения», с требованием «природной правды».
Демокрит(ок.470 — 366 гг. до н.э.) — древнегреческий философ — материалист, «первый энциклопедический ум среди греков». Разработал атомистическую теорию. За свою долгую жизнь написал около 70 философских, естественно —- научных и математических трудов. Но его сочинения почти не сохранились. Рассматривал закон и государство как искусственные человеческие образования, возникшие в процессе эволюции от первобытнообщинного строя к цивилизации.
4. Сократ о политической добродетели и нравственной природе
закона, в основе которых лежит знание.
Сократ(469 — 399 гг.до н.э.) — древнегреческий философ. Центральное место в его философии занимает учение о сущности человека, которое Сократ выразил формулой: «Познай самого себя». Пропагандировал идею создания разумных и справедливых законов во взаимосвязи с полисной свободой, со справедливостью. Учение о добродетели, в основе которой лежит знание.
Платон(427 — 347 гг. до н.э.) — крупнейший древнегреческий философ, основатель объективного идеализма. Пытался внушить идею об идеальном государстве, в котором правят философы. Тираном О. Дианисием I был продан в рабство. По освобождению основал академию. Платон оставил
после себя большое рукописное наследие. Разработал учение о взаимосвязи философии и политической деятельности. Идеальное государство и разумные, справедливые законы, как результат воплощения мира идей в земной, политической и правовой жизни. Четыре свойства государства: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Структура государства.
5. Платон о взаимоотношении правителей и народа в идеальном государстве.
6. Платон об «извращённых» формах государственного устройства: тгшократия, олигархия, демократия, тирания.
7. Система воспитания в идеальном государстве Платона.
8. Аристотель о трёх слоях граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние, стоящие между теми и другими.
9. Противопоставление Аристотелем правильных государственных устройств и с отклонениями: монархия - тирания, аристократия — олигархия, полития — демократия.
Аристотель(384 — 322 гг. до н.э.) — великий древнегреческий философ и учёный, систематизировавший практически все известные к тому времени знания. Учился в академии Платона. Был наставником Александра Македонского.
Разработал теорию возникновения и существования государства «ради достижения благой жизни». По его мнению, основа государства в восприятии человеком таких понятий как добро и зло, справедливость и т.д. Наивысшая форма государственной власти, по Аристотелю, та, которая служит всему обществу. Рассматривал человека как политическое существо, которое несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
10. Эпикур о трёх видах страха: перед Богом, перед небесными
явлениями, перед смертью.
Эпикур(341— 270 гг. до н.э) — греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия страданий, покоя души. Наиболее разумным для человека, по его мнению, является не деятельность, а покой, атараксия.
Государство и право по Эпикуру — результат договора между людьми для обеспечения их взаимной безопасности и преодоления страха. Роль законов заключается по его мнению в ограждении и защите «мудрых» от «толпы», ибо они «изданы ради мудрых не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла».