Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 10 страница
4) созерцательность как неприятие агрессивной активности, резких перемен (социальная функция).
Украинская философия, с точки зрения Д. Чижевского, испытала мощное влияние со стороны антично-византийськой культуры,
культуры барокко и романтической культурной традиции. Современные исследователи (В. С. Горський) считают, что именно эти три типа культуры целесообразно положить в основу периодизации украинской философии.
По Д. Чижевскому, наиболее значимыми для украинской культуры и истории эпохами являются:
1. Княжеский период (IX — серед. XIV ст.), в котором отмеча
ется мощное влияние греческой культуры и христианства (патрис
тика), что отразилось в народном мировоззрении и мировосприятии,
проявилось позже в учениях многих украинских философов. Фи
лософские размышления пронизаны религиозно-этической пробле
матикой. Появляются первые опыты постижения смысла истории,
человеческого предназначения.
2. Эпоха барокко (XVI — XVIII ст.). Для нее характерен рас
цвет литературы и искусств, в которых более торжествует фор
ма, размах, показательность, жест, пафосность. метафоричность,
символичность. В философии ярко заявлено единство античной и
христианской традиций, ощущается влияние идей Ренессанса и Ре
формации. V»
3. Эпоха романтизма (XIX — нач. XX ст.). В философской мысли
популярна социально-философская, антропологическая проблемати
ка, отражающая разочарование в идеях Просвещения, утрату веры
в торжество разума и социальный прогресс. Усиливается интерес к
народной традиции, прошлому как фундаменту национальной идеи.
Украинская философия — сложная и развивающаяся система, в которой наряду с названными, присутствуют и другие, не менее значимые, но более слабо, специфически выраженные черты, например, рационалистические. Уникальное переплетение разноас-пектных характеристик образует данное неповторимое культурное явление. Философия как душа культуры народа ориентирована на формирование идеала, который позволяет обществу оттолкнуться от сущего и искать себя в должном. Общество без идеалов, забывшее или отказавшееся от них в погоне за сиюминутной выгодой, рискует быть исторически обреченным.
— 128 —
— 129
"ТГ |
2. Истоки национальной украинской философии
Предпосылкой становления философии является развитие языка, письменности, совершенствование способности человека к отвлеченному мышлению и познанию мира.
Философия наследует общественные и мировоззренческие функции мифологии, она обеспечивает культурную преемственность эпох и поколений. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции. Критическое отношение к миру и к самому себе сформировало философию как особый способ освоения мира. Это одновременно н мудрость, и любовь к мудрости.
Древнейшим источником украинской философской мысли является мифология восточных славян, в которой формировались специфические черты национального мировосприятия. Мифическое сознание восточных славян, предфилософское мировоззрение развивались не изолированно, а в тесных контактах с другими этнокультурными традициями, особенно древнегреческими, о чем свидетельствуют многие исторические факты. Культура восточных славян формировалась в большей степени как оседлая, земледельческая, направленная на единение и близость к природе. Это отразилось в мировоззрении, стиле жизни, способах освоения жизненного пространства и передачи знаний в поколениях, ценностных ориентациях, обожествлении природных явлений. Без обращения к анализу языческой мифологической картины мира, отраженной в древних верованиях, традициях, культе невозможно составить объективное представление об истоках украинской культуры, истории и философии.
Пантеон языческих богов восточных славян отражает характер закрепившегося типа земледельческой культуры, в которой преобладают природные образы. Перун и Белее — боги высшего иерархического ранга, особо чтимые, воплощавшие важнейшие природно-хозяйственные функции. Перун — бог грозы. Белес — покровитель домашних животных.
В договоре Руси с Византией от 907 года читаем: "Царь же Леон со Олександром.— мир сотвориста со Олгом, имшеся по дань и роте заходивше межы собою, целовавше сами крест, а Олга водив-ше на роту, и мужи его по рускому закону кляшася оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьем богом, и утвердиша мир" (Повесть временных лет // Изборник. — М., 1969. — С. 38).
Перун (в фольклоре выступает как Илья-пророк) изображался и образе всадника, поражающего громовой стрелой врага в образе .иней (Белеса). После победы Перуна освобождаются скот, женщина (Мокошь), проливается плодородный дождь. Многие земледельческие ритуалы вызывания дождя, возможно, связаны с древнейшими жертвами богу-Перуну. Идол Перуна стоял в Киеве в верхней части города, на возвышенности, а Белеса — на Подоле, нижней части. Это проявление характерной ритуальной черты соотнесения Перуна с горой, высоким местом, с дубом, например, название "Перунов дуб" встречается в средневековой западно-украинской грамоте.
Сварог — бог огня, отождествляется с древнегреческим Гефес-. том. По Ипатьевской летописи 1114 г., Сварог — отец бога солнца,. Дажьбога или Сварожича. В украинских грамотах XIV в. встречаются такие имена, как Дажьбогович, что свидетельствует, вероятно, о сакральных функциях покровительства роду, владения наследным богатством: дать долю, б-лаго.
Стрибог встречается в древнерусских текстах и сближается по статусу с Дажьбогом. Стрибожьи внуки в "Слове о полку Игореве" управляют ветрами. Мокошь — женское б/шество, жена Перуна, ее идол был установлен в Киеве в 980 г. на холме вне двора терема рядом с Перуном и другими богами высшего ранга. В Украине Мокошь популярна в христианском образе как Параскева Пятница. Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу. Она близка мифическим древнегреческим мойрам, богиням судьбы.
Боги более низкого уровня покровительствовали различным областям хозяйства, их функции были тесно связаны с природными циклами, сезонными обрядами, они опекали землю, леса, поля, реки, патриархальную целостность. Это Род, Чур, Роженица, Домовой. Представители низшей ступени мифологии, населявшие пространство — лешие, водяные, русалки, моры, кикиморы и пр. Из многочисленных богов и богинь древний славянин избирал одного или нескольких личных покровителей, которым он чаще приносил жертвы и обращался за помощью. Каждое племя, поклоняясь всем общеславянским богам разного уровня, выделяло
недущего, главного.
Мир человека того времени выступал как обожествленный мир природы. Мир природы мыслился в категориях человеческого опыта, практики. Слово бог связано с удачей, счастьем: богатый, значит, имеющий долю, бога. Убогий — без бога, обездоленный, нищий,
130 —
— 131 —
Языческие боги — символ устойчивости и организованности космоса. Языческий пантеизм — основа древнеславянского мировоззрения. Поклонение природным силам явилось источником бережного, внимательного, уважительного, эмоционального отношения к род-ной земле и природе в целом.
Основные модели языческих мифов отражены в народных верованиях, элементах обрядовой практики, фольклоре, материальной культуре. Большую роль в формировании различных культов сыграли климатические и хозяйственные факторы. Язычество отражалось в своеобразном календаре, где праздники совпадали с отдыхом от сезонных полевых работ. Одним из ведущих культов восточных славян был аграрный, в обрядовости украинцев можно обнаружить образную систему мифа об умирающей и оживающей природе, разнообразие солярных мотивов, общей характеристикой которых можно считать земледельческое содержание. Специалисты отмечают устойчивость у древних славян древнего культа предков, влияние которых на человеческую жизнь признавалось огромным. Древний славянин не "отрывал" собственное существование от жизни предков в потустороннем мире. Они всегда были рядом, воздействовали на него через стихии, приобретая постепенное значение покровителей рода. Однако в славянской мифологии слабо отражены представления о самой загробной, неприродной жизни, т. к. известно, что практиковались похоронные обряды сожжения и предания земле, что свидетельствует о неразличении статуса души после смерти тела: при сожжении предполагается, что остается лишь душа, при закапывании — тело с душой переселяются в иной мир. Нет абсолютизации дуализма духовного и телесного (т. е. их различения) как в реальной жизни — естественного и сверхъестественного.
Можно выделить обширный круг мировоззренческих проблем бытия, которые отразились в представлениях о Вселенной, человеке, его счастье и доле, жизни, смерти, понимании добра и зла и пр. Важнейшие сведения о древних славянах дошли к нам в записках Прокопия Кесарийского (VI в.). Славяне "не подчиняются одному человеку, но исстари живут в демократии; поэтому обо всем, что для них полезно или вредно, они рассуждают сообща... Единого бога, громовержца, признают они владыкой всего мира, и в жертву ему приносят быков и всякого рода священных животных. Судьбы они совсем не знают и не приписывают ей никакого влияния на людей. Когда им угрожает смерть, в болезни ли, или на войне, они
дают обет, что если избегнут смерти, то тотчас же принесут, за спасение жизни, жертву богу,— и когда опасность минует, приносят жертву и считают, что этим купили свое спасение. Поклоняются также рекам и нимфам, и другим божествам, и всем им приносят жертвы; при этих жертвоприношениях гадают" (Ковалевский М. Н. Хрестоматия по русской истории. — Пг. )б. д.). — Т. I. ■— С. 25).
Элементы "философского" осмысления природы и жизни присутствовали в народном мировоззрении восточнославянских племен задолго до крещения Руси. На основе самобытной мировоззренческой мифо-религиозной системы формировались первые предфило-софские обобщения, характерные особенности постижения мира, которые были обусловлены в значительной мере характером и способом деятельности, бытом предков.
Таким образом, мировоззренческие представления древних славян, народная культура стали глубинным источником украинской философии, начало которой прослеживается от Киевской Руси (конец X — середина XIII ст.).
Другим важнейшим источником философских поисков явилось христианское учение. Значительное влияние оказали византийская духовная традиция и древнегреческая философия.
В сознании народа соединились языческие и христианские элементы мировосприятия, что в науке получило название христианско-языческого синкретизма или двоеверия как формы компромиссного существования различных мировоззренческих концепций.
Основные идеи н принципы христианства воплощены в:
1) теизме — религиозном мировоззрении, согласно которому Бог
как абсолют и непрерывно активная сверхприродная сила трансцен-
дентен созданному им миру, т. е. пребывает вне его;
2) теоцентризме — принципе, в соответствии с которым Бог по
нимается как абсолютное бытие, совершенная личность, наивысшее
благо, источник всякого блага и бытия. Служение Богу — основа
нравственности, высшая цель и смысл жизни;
3) креационизме — учении о сотворении мира Богом из ничего (из
единого —многое). Творчество — Божье дело, а не человеческое;
4) провиденциализме — концепции истории как Божьего про
мысла: любое историческое событие имеет сверхъестественные
корни и свидетельствует о присутствии Бога, проявлении его воли,
осуществлении заданной им цели спасения человека;
5) монотеизме — единобожии; '
— 132 —
— Ш —
6) антропоцентризме средневековом, согласно которому, чело
век — особенное, привилегированное творение, созданное по об
разу и подобию, трехмерное (тело, душа, дух). Достичь "подобия"
возможно духовным трудом, верой, надеждой, любовью, соблюдая
христианские заповеди;
7) символизме — признании скрытых смыслов в очевидном (белая
роза — символ Прекрасной Дамы, Мадонны). Средневековый симво
лизм предполагал внимание к Слову как всеобщему знаку. Экзегеза
означала толкование святого Слова, религиозных текстов. Герменев
тика — искусство интерпретации. Анализ слова предполагал 4 уров
ня: этимологический (происхождение), семантический (значение),
концептуальный (идея), спекулятивный (вывод); интерпретация. Или
то же, что буквальный, аллегорический, моральный и анагогический
(возводящий к идеалу и универсальной цели). Средневековые студен
ты объясняли этот подход так: "О бывшем учит буква, о вере — ал
легория, о действии — мораль, о цели — анагогия".
Символизм порождает тенденцию признания различных путей восхождения к Богу: "если бы я написал книгу высшей непреложности, я предпочел бы ее написать так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна" (Августин);
8) теодицее — оправдании Бога в отношении допускаемого им
зла на земле. Это религиозно-философское учение, целью которого
является доказательство того, что зло не дискредитирует идею су
ществования Бога.
Начало украинской философии — киеворусская философская мысль — формируется в творческом диалоге мифоэпического и византийского христианского теологического (насыщенного духом греческого философского платонизма и неоплатонизма) мировоззрений. Эпические формы мировоззрения уже значительно демифологизированы, в них вплетены исторические сюжеты, хотя и выступают они в мифологическом облике. Б них повествуется о реальных народах, борьбе с врагами, защите отечества. Например, в былинном эпосе прославляется Киев. Богатыри свершают подвиги во имя его процветания. Язык былин свидетельствует об историчности происходившего, указана география сражений, реальные имена правителей. Национальная история осмыслена в мифоэпических терминах пред-философского уровня.
Переходный от мифологии к философии тип мировоззрения стал благодатной почвой для творческого восприятия христианских идей
— 134 —
и возникновения особого мировидения. Византийская традиция, олагодаря переводам с греческого религиозных источников, переосмысливается в славянском языковом и ментальном контекстах и приобретает в создавшихся условиях новые черты.
3. Философия периода Киевской Руси
Становление украинской философской мысли происходило в общекультурных и исторических условиях периода Киевской Руси. Это приблизительно конец X — середина XIII ст. В 988 г. было официально введено христианство, что вызвало значительные идеологические изменения, приобщило Киевскую Русь к достижениям мировой культуры. Доминирующее место в культуре всего периода занимает христианская религия. Это сказалось в философских приоритетах, ценностных ориентациях, стиле мышления и способах объяснений мира и места в нем человека.
Культурные и политические связи с Виаентией открывали возможность черпать из источника античной и византийской философской мысли, западной культуры в целом.
Духовный опыт христианства с его традицией внимательного отношения к священному Слову и божественным скрытым смыслам мира, т. е. символического миропостижения, определил развитие украинской культуры как "книжной", направленной на раскрытие глубинных философских значений переводных текстов, которые имеете с христианством вошли в отечественную культуру, впитавшую и сохранившую мифологические представления восточных
славян.
В границах киеворусской культуры возник присущий украинской
духовной традиции тип мышления, который не склонен к абстракт
ному, оторванному от жизни философскому теоретизированию.
Если в западноевропейской культуре в большинстве своем реали
зуется "платоновско-аристотелевская" линия философии, которая в
соответствии с канонами научного мышления стремится к истине,
независимой от человека и человечества, то в украинской культуре
преобладает "александрийско-библейская", которая ориентируется
не столько на получение беспристрастной истины, сколько истины
как правды. ^
— 135 —
Недостаточное развитие абстрактно-спекулятивного, замкнутого на себе философского умозрения — довольно типичная черта украинской ментальности. Поэтому в истории украинской культуры логико-техническая философская образованность, изысканный "гносеологизм". категориальное системотворчество не пускают глубоких корней. Здесь вырабатывается своеобразный тип философствования, который отличается не объектом (им всегда является всеобщее), а субъектом познания. "Любомудр-философ выступает в этом смысле как целостный субъект. Он мыслит себя как факт
1 внутри бытия. Не ограничиваясь осмыслением всеобщего как объективно-безличной действительности, он переживает его как собственную судьбу. К философским выводам он приходит через поиск
" личного смысла жизни. Как раз поэтому в украинской культуре
' возникает философия, доминирующую тенденцию которой образует зкзистенционально-антропологическая редукция философского знания. С давних пор эта философия развивалась вокруг обсуждения проблем человека и человеческой истории" (Горський В. С. 1стор1я украшськоТ фшософн. Курс лекщй. — К-, 1997. — С. 30).
Философ — это тот, кто через книжную мудрость достигает мудрости практической, постигает смысл мира и человеческой жизни. Философия есть "любомудрие", ей присуща "софийность" как лич-ностно-неповторимое, полифоничное, экзистенциальное знание.
1 Это означает проникновение в тайну и смысл творения, открытие
' "божественного замысла" как истины человеческого существования. Задача философа — найти ключ к толкованию скрытой сути явлений. - Философия определялась как знание божьих и человеческих вещей, которая учит, как человек может приблизиться к Богу, как делами своими уподобиться образу своего творца. Философия понималась как любовь к мудрости: истинная же мудрость — это Бог.
' Памятники письменности Киевской Руси являются источником познания истории философских поисков. Это написанная в конце X в., включенная в "Повесть временных лет" "Речь философа", в которой изложена модель создания мира в соответствии с христианским вероучением. В середине XI ст. создано "Слово о Законе
' и Благодати" Иларнона, "Изборники Святослава" 1073 и 1076 гг., "Послание" Климентия Смолятича, "Златоуст" и "Притча о человеческой душе н теле" Кирилла Туровского, "Поучение" Владимира Мономаха, "Моление" Даниила Заточника другие произведения, насыщенные философским смыслом.
— 136—
Среди "книжников" и "любомудров" можно назвать талантливых, незаурядных мыслителей, которые не только толковали философско-теологические проблемы переводной религиозной византийской и западноевропейской литературы, но и высказывали собственную оригинальную точку зрения, проявляя глубокие знания и эрудицию, применяя нетрадиционные подходы к решению
известных задач.
Таким был киевский митрополит Иларион (XI ст.). В "Слове о Законе и Благодати" Иларион утверждает различие между Ветхим Заветом и Новым Заветом, демонстрируя достижения византийской риторики. Произведение состоит из трех частей: риторической антитезы Старого Завета и Нового Завета; похвалы князю Владимиру, избравшему благодатный путь христианства для своего народа;
молитвы.
Ветхий Завет, по мысли автора, — это "детоводитель ко Христу", но не сама истина; Закон разобщает народы, возвышая одних и принижая другие. Истина должна быть универсальна, благодатна, , доступна всем людям, всем "языкам". Закон был достоянием избранного народа, благодать же дарована всему миру. В этом огра-. ииченность национальной правовой нормы Ветхого Завета и истин- , ностная наполненность Нового Завета.
Истина аедет к спасению, она независима от быта, выше страстей, выше человечества, погрязшего в суете, зависти, преступлениях. Историческая правда в том, что Закон сменяется благодатью, рабство — свободой. Христианство закономерно несет с собой освобождение всем народам мира, возвещая эпоху Благодати. Фило-софско-исторические взгляды Илариона отражают принципы христианского осмысления истории, провиденциализма. Время — это воплощение божественного откровения, поэтому история наполняется особым смыслом, ее цель и назначение предустановлены Господом. Митрополит шел от евангельской доктрины, но свое видение исторического процесса и будущего Руси отразил в некотором отходе от ортодоксальности. Например, принятие Русью христианства, "благоверия" — рассматривается им как разумный социальный и политический акт, в котором соединяются вера, "святой промысел", и разум. Источником миропостижения, веры, единения с духовным миром, с точки зрения Илариона, является сердце, в котором "сияет разум". Это проявление черт кордоцентризма, характерного для философских поисков украинской мысли в целом,
— 137 —
В теологических выводах Илариона отмечается, что любой христианин может стать сыном и причастником Бога. Ведь сам Христос являет божественное и человеческое естество. По человечеству Христос — Сын Божий. По божеству же он — Бог. Специалисты отмечают влияние арианства на мировоззрение древнерусских книжников через кирилло-мефодиевскую традицию понимания существа некоторых христианских догматов. Арианство — течение в христианстве IV — VI вв., осужденное как ересь церковными соборами 325 и 381 гг. Ариане утверждали, что Бог-отец и Христос не "единосущны", Христос — "подобосущен" и сотворен Господом.
В молитве Илариона звучит вера в народ: "Аще и добрых дел не имеем, но многыа ради милости твоея спасины. Мы бо людие твои и овце паствы твоей, и стадо, еже новоначат пасти, ксторг от пагубы идолослужениа. Пастырю добрый, положивый душю за овце! Не ос-тави нас, аще и еще блудим, не остави нас, аще и еще съгрешаемь ти, акы новокуплении раби, во всем не угодяще господу своему. Не възгнушайся, аще и мало стадо, но рци к нам: не бойся, малое стадо, яко благоизволи отец ваш небесный дати вам царьствие" (Слово о законе и благодати // Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. — СПб., 1894. — Вып. 1. — С. 76)
Мировоззренческая духовная традиция отечественного средневековья ярко представлена в "Изборнике Святослава 1073 года" и "Изборнике 1076 года".
Основные философские проблемы "Изборника Святослава 1073 года" (сборнике выдержек из патристических сочинений) — это мудрость, история, судьба, знание, происхождение и смысл жизни человека.
Гносеологическая проблематика рассматривается традиционно для средневековой мысли: выясняется соотношение знания и веры. Вера (и в смысле вероучения) признается доминирующей ценностью в познании мира, утверждается определенная ограниченность рационалистического пути в исследовании окружающего.
Ум значим как божий дар, как созданный Богом в помощь освоению человеком тварного мирз, управления природой. Именно любовь к Господу делает человека умным, поэтому ум нельзя игнорировать, но истинное постижение смысла мироздания доступно лишь в вере.
Истинная мудрость не в познании вещей, а в приближении к Богу через индивидуальную веру, правильное действие. Мудр тот,
I
кто способен через самосовершенствование освободиться от земных страстей, достичь премудрости Слова.
Особое внимание слову, воспевание слова — распространенный прием византийской риторической традиции. Христианство всегда чтило первые слова Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков"
(Ич. 1:1-4).
Василий Великий, представитель патристики IV в., считал, что если бы мы состояли из одних не прикрытых ничем душ, то слова нам не потребовались бы, ибо души могут общаться непосредственно, обмениваясь "мыслями" без слов. И таково, видимо, общение всех духовных бесплотных существ. Однако у людей души покрыты плотной завесой тел. Мысли, возникающие в глубинах души, не могут сами без посредника проникнуть сквозь оболочки тел к другим душам. Поэтому им в помощь и придано слово, которое как ладья переносит мысль от одного тела к другому через воздушную стихию.
Св. Василий призывает приемлющих слово быть максимально сосредоточенными и внимательными. Слово истины кратко и сжато и может легко ускользнуть от восприятия. Однако по мудрому устроению Духа в его лаконичной форме содержится большой смысл, и оно благодаря своей краткости удобно для запоминания. Совершенство слова состоит в том, чтобы не быть пустым, но с максимально возможной силой выявлять обозначаемую мысль.
Богослужение, на котором звучит множество мудрых слов и из Писания, и из ранних отцов, Василий называет "пиром слова" и приглашает на этот пир всех, имеющих свободное время и очистивших свою душу от мелочных житейских забот (См.: Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aestetica. В 2-х т. — Т. 1. Раннее христианство. Византия. — М. — СПб., 1999. — С. 417).
Философские проблемы сущности, ответственности, судьбы человека, добра и зла, общественной и индивидуальной гармонии решаются в теологическом ключе христианской этики, основанной на священных догматах и обоснованной отцами церкви. Высшая цель существования человека — служение Богу. Дорога жизни по "Изборнику Святослава" — это дорога спасения, дорога закона, который требует любить Бога и неукоснительно соблюдать его заповеди.
— 138 —
— 139
Данные положения развиваются в "Изборнике 1076 года", в котором переписаны и осмыслены отрывки из византийских источников (Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.). Он оказал значительное влияние на направленность и формирование духовной культуры Киевской Руси.
Труд, составленный "роукою грешьнааго Иоана", был своеобразным справочником по вопросам христианского вероучения, этики, морали. В нем предложено оригинальное обоснование образа Софии, Премудрости Божьей. "София" — это не только знание.
Она символизирует также священное христианское государство, равенство в ней людей, жизнь и конфессионные отношения Киевского государства с другими странами, условие незыблемости самого государства, залог его счастливого будущего. Образ Премудрости совпадает с образом Богородицы, хотя в общих чертах в "Изборнике 1076 года" впервые в истории отечественной философской культуры сделана попытка корреляции этого образа с социокультурными процессами, попытка показать зту субстанционную категорию как абсолютное благо, которая является гарантом и единым условием благодати — основной цели человеческого существования, истинного блага в настоящем и будущем, значимой в силу своей функции и для Киевского государства, и для всего человечества (1стор>я фшософсьвд'] думки в Украш]. Курс лекшй: Навч. пообник. — К., 1999. — С. 50). Мудрость рассматривается как божественная сущность, воплощенная в Слове и деле. Благочестив тот, кто добродетелен в жизни, а не только постится и молится. Бог, по толкованию Иоанна, не требует того, что трудно. Давать милостыню следует по положению и сердцу своему.
Некоторые положения "Изборника" логически развиваются в учении видного мыслителя, государственного деятеля XI — XII вв. Владимира Мономаха.
Его знаменитое "Поучение", сохранившееся в Лаврентьевском списке "Повести временных лет", написано под старость, "седя на санех", когда Владимир Мономах подводит итоги своей долгой, насыщенной приключениями жизни.
В трактате князь размышляет об итогах жизни и формулирует образец человеческого бытия, который противопоставляет церковным канонам. Мономах в большей степени апеллирует к здравому смыслу. Например, молитву он рассматривает со стороны ее бытовой пользы. "Аще и на кони ездяче,— рассуждает он,— не будеть ни с кым орудья (разговора), аще инех молитв не умеете молвнти, а
— 140