Тема. Ручи - метод разрушения невежества и культивирования вкуса к имени Кришны.

I. Материальная жизнь подобна желтухе.

1. Святое Имя Кришны, Его качества и игры имеют природу абсолютной истины. Они исполнены красоты и блаженства, поэтому сладки для души в естественном ее состоянии – слуги Господа.

2. Разлитие желчи в теле вызывает желтуху и из-за этого человек всегда ощущает горький вкус, он не может почувствовать сладкий вкус.

3. Тот, кто отвернулся от Кришны и забыл свои взаимоотношения с Ним (авидйа) погружается в мир иллюзии (майи).

1) Дурашрайа – иллюзорное, ненадежное убежище, которое принимает обусловленная душа. Человека, которого привлекает материалистический образ жизни следует считать больным.

2)Хотя все попытки обрести счастье в материальном мире неизменно терпят крах,

человек вследствие собственного невежества не может понять своих ошибок. Стремясь исправить одну ошибку, он тут же совершает другую. Так он все глубже погружается в борьбу за существование в материальном мире.

а) аваранатмика–шакти – энергия иллюзии, обволакивающая душу,

б) пракшепатмика-шакти – энергия иллюзии, стягивающая и удерживающая

душу в материальном рабстве.

II. Святое Имя является лекарством.

1. Целью распространения движения сознания Кришны по всему миру является необходимость освободить людей от грубой формы невежества.

2. Те, кто сами не предаются Кришне и стараются помешать тем, кто ищет Его покровительства (БГ 7.15).

а) Мудхи – лишенные разума неверующие. Они полностью поглощены своими мирскими привязанностями, и у них нет времени для Кришны.

б) Нарадхамы – последние из людей; люди, лишенные цивилизации, предназначение которой в том, чтобы человек мог развить в себе сознание Бога.

в) Майаапахрита-гйанах – те, чье знание похитила иллюзия. Интеллектуалы, вкладывающие свой разум во временные вещи, одураченные иллюзией майи.

г) Асурам бхавам ашритах – демоны, обладающие безбожной природой. Откровенные атеисты.

3. Два условия выздоровления от болезнь равнодушия и отсутствия вкуса.

а) Строгое следование методу сознания Кришны с верой (адарат): повторение святого имени и слушание повествований о трансцедентных играх Кришны.

v 1)Повторение святого имени внимательно пробуждает вкус к Кришне-катхе а

вкус к слушанию философии сознания Кришны дает вкус к повторению

святого имени.

2)Слушание стихов «Шримад-Бхакгаватам» - самый высший тип слушания.

Три таттвы, которые рассматривают первые 9 песен ШБ:

- джива-таттва,

- майа-таттва,

- бхагавата-таттва.

Они уничтожают вкус к материальному и развивают самбандха – гйану – знание о

нашей связи с Кришной. Самбандха – гйана дает веру (утсаха) и терпение

(дхарйат).

б) Систематическая практика, постоянство (анудинам) без лени и апатии (аласйа)

4. Авидья, непонимание человеком своей духовной природы, составляет основу аханкары, ложного эго в его сердце.

5. Повторение Харе Кришна – маха – мантры очищает сознание и ум от всякого рода заблуждений (чето дарпана марджанам).

6. Три уровня повторения Святого Имени Господа:

а) Нама – апарадха – стадия оскорблений. Уровень воспевания каништха – адхикари.

v Развить вкус к воспеванию можно, воспевая:

1) с серьезными преданными;

2) в святом месте (Вриндаван; Майяпур; Храм, где присутствуют Божества);

3) в присутствии Туласи – деви,

а также:

4) благодаря служению вайшнавам (вайшнава-сева),

5) слушанию «Шримад-Бхагаватам»,

6) служению Божествам.

Десять оскорблений Святого Имени

(нама – апарадхи)

1. Садху – нинда поносить преданных, посвятивших свою жизнь распространению

Святого Имени Господа.

2. Шри шивасйа шри вишнорйадхийа бхиннам – считать имена таких полубогов, как

ГосподьШива и ГосподьБрахма, равными имени Господа Вишну или независимыми

от него.

3. Гуру – аваджна – не повиноваться указаниям духовного учителя

4. Шрутишастра нинданам – поносить ведическую литературу, согласующуюся с

Ведическими представлениями.

5. Артха – вада– считать славу воспевания Харе Кришна плодом воображения.

6. Харинамни калпанам – давать собственные толкования Святому Имени Господа.

7. Намно балад йасйа хи папа буддхих – совершать греховные поступки в расчете на

силу Святого Имени Господа.

8. Шубха крийа мйам – считать повторение Харе Кришна одной из форм

благочестивой обрядовой деятельности, рекомендованной Ведами в разделе Карма –

канда.

9. Ашраддадхане упадеша – рассказывать о славе Святого Имени неверующим.

10. Нама махатмйам шрутвапритирахита – не иметь полной веры в повторение святых

имен и сохранять материальные привязанности, даже получив столько наставлений

на эту тему.

а) Основа всех оскорблений – невнимательность при воспевании – прамада.

б) Намабхаса – стадия уменьшения оскорблений или очистительная (безоскорбительная) приводит к освобождению. Уровень воспевания мадхйама-адхикари.

1) адара – заботливо, со вниманием (осознанные усилия),

2) крамат – постепенно, шаг за шагом..

v Если преданный, искренне взывая к Господу, избегает 10 основных оскорблений Святого Имени, его воспевание называют очищающим (ручи-абхас – тень вкуса). Господь проявляется, как тень, в Своем Святом Имени. Он еще не проявляется полностью со всеми Своими энергиями в таком воспевании, но проявляется настолько, насколько преданный осознает, что Кришна и Его Святое Имя не отличны друг от друга.

v Искренность свободна от обмана, ложных мотивов (нишкапатха).

Ее источник – желание преданного вернуться к Кришне и честность преданного

перед собой.

Слабость сердца – недостаточно сильное желание.

в) Шуддха-нама – чистое Святое Имя - дает любовь к Богу. (према) Уровень

воспевания уттама-адхикари, освобожденного преданного.

1) Освобождение из пут материального существования;

2) утрата интереса к телесной концепции жизни, материальному достатку, материальным знаниям и т.д.;

3) экстатическая любовь, испытываемая в процессе занятия преданным служением;

4) открывается природа Верховной Личности Бога и Его майи.

v Святое Имя (нама) раскрывает соответствующую форму Господа (рупа), позже проявляются Его качества (гуна), игры (лила), экстатические эмоции (бхава), раса, которая связывает преданного с Господом.

III. 9 ступеней бхакти.

1. Общение с Кришной, усиливающее вкус к преданному служению, через:

а) Святое Имя;

б) прасад;

в) Шримад Бхагаватам;

г) святую дхаму;

д) общение с преданными.

2. От шраддхи до ручи.

2.1. Шраддха – вера, что Кришна – Верховная Личность Бога и, что преданное служение –

путь достижения Кришны, в шастры и в тех, кто следует шастрам: гуру, садху.

2.2.Садху-санга – вера (влечение) в общение с преданными:

а) время от времени;

б) постоянное руководство старшего преданного. Постепенно человек находит чистого преданного, которому он полностью доверяет, предается и начинает служить, как гуру и получает посвящение.

2.3. Баджана – крийа – практика преданного служения:

а) аништхита – неустойчивая;

б) ништхита – устойчивая.

Виды аништхита бхаджана крийи:

1) утсаха – майи – ложная самоуверенность;

2) гхана – тарала – резкие взлеты и падения;

3) вйудха – викалпа – подверженность сомнениям и непостоянство на уровне ума;

4) вишая - сагара – объявление войны чувствам;

5) нийамакшама – неспособность следовать принятым обетам;

6) таранга – рангини – наслаждение материальными результатами преданного

служения.

2.4.Анартха – нивритти – освобождение от нежелательных качеств, которые препятствуют

развитию бхакти.

Благодаря практике преданного служения (бхаджана – крийя) человек освобождается от

четырех типов анартх и его практика становится устойчивой.

Уничтожение четырех типов анартх происходит на пяти последовательных стадиях:

1) единичное или частичное уничтожение (ека–деша–вартини) - бхаджана–крийа;

2) массированное уничтожение (баху–деша–вартини) – ништха;

3) общее уничтожение (прайики) – ручи–асакти;

4) полное уничтожение (пурна) – бхава (рати);

5) абсолютное (антиантики) – васту–сиддхи.

2.5.Ништхаустойчивая вера (постоянство).

Пять препятствий, которые мешают обрести устойчивость:

1) лайа – сон;

2) викшепа – склонность к беспокойству;

3) апратипати – безразличие или отсутствие вкуса ко всему духовному;

4) кашайа – греховные привычки (внутренние склонности);

5) расасвада – вкус к материальным наслаждениям.

Пройдя стадию анартха – нивритти и почти полностью (75%) преодолев эти препятствия,

преданный достигает уровня ништхита–бхакти.

v Слабое или сильное стремление и вкус к выполнению преданного служения (слушанию и повторению Святого Имени и т.д.) являются критериями соответственно двух типов преданного служения – неустойчивого и устойчивого.

2.6.Ручи – вкус к совершению преданного служения в форме слушания о Господе,

пересказа услышанного и т.д. При этом постоянное слушание и повторение не

вызывает ни малейшей усталости.

Два уровня вкуса:

1) обусловленный внешней привлекательностью элементов исполнения бхакти;

2) ничем не обусловленный.

Забвение Кришны и сознание Кришны всегда вместе, как свет и тьма.

а) Тот, кто помнит о Кришне, помнит и о положении Его иллюзорной энергии. Он не оказывается под ее влиянием так же, как присутствие солнца исключает влияние тьмы,

поскольку тень зависит от присутствия (или отсутствия) солнца. Одно из двух обязательно присутствует: либо сознание Кришны (солнце), либо забвение Кришны (тень).

б) «Преданный, достигший стадии бхавы, остается невозмутимым даже в присутствии

майи, поскольку знает ее истинное место».

Текст 8.

Наши рекомендации