Культурология как научная дисциплина
Весь комплекс знаний о культуре можно назвать культуроведеньем. В свою очередь, культуроведенье целесообразно разделить на культурологическое знание и специальное культуроведческое знание. Культурологическое знание – знание о культуре как целом, специальное культуроведческое знание – знание об отдельных областях и сферах культуры (искусствоведенье, театроведенье…).
В культурологическом знании, как правило, преобладает теория, то есть знание о законах бытия культуры. Это полностью соответствует этимологическому смыслу слова «логос», что означает «закон». В специальном же эмпирический материал занимает важное положение.
Структура культурологического знания
Культурологическое знание можно разделить на теорию культуры и специальное культурологическое знание.
Теория культуры рассматривает культуру как целое, изучает законы и закономерности, которые действуют во всей системе культуры.
Специальное культурологическое знание – то же знание о культуре, как целом, но отдельные дисциплины сосредотачивают основное внимание на тех или иных аспектах культуры, как целого.
Основные дисциплины специального культурологического знания:
1) История культуры
2) Социология культуры – предмет исследования – социальные институты культуры, их структура и функция, также предметом является культурная специфика различных социальных групп и её зависимость от их положения в обществе.
3) Культурная антропология – предмет – изучения культуры архаических народов.
4) История изучения культуры – занимается изучением истории возникновения и развития той или иной культурологической концепции.
5) Социокультурная антропоэкология – занимается изучением взаимодействия человека со средой обитания (природа, общество, культура).
Теория культуры делится на философию культуры и культурологию.
Философия культуры – ставит и решает наиболее общие вопросы бытия культуры.
Культурология – наука о законах структуры, функционирования и развития культуры.
Структура философии культуры всецело соответствует структуре философского знания, потому, что философия культуры находится на пересечении философии и культуры.
Гносеология – учение о познании.
В рамках философии культуры становится гносеологией культуры.
Вопросы, которыми занимается гносеология культуры:
1) Границы и возможности познания культуры
2) Специфика субъектно-объектного в процессе познания культуры.
Онтология – учение о бытии.
В рамках философии культуры становится онтологией культуры.
Занимается вопросами:
1) Место культуры в картине мира
2) Общее особенное и единичное в культуре
3) Соотношение формы и содержания в культуре
Аксиология – учение о ценностях
В рамках философии культуры становится аксиологией культуры
Занимается вопросами:
1) Место и значение ценностей в культуре.
Философская антропология.
В рамках философии культуры преобразуется в философскую культурантрапологию.
Занимается вопросами:
1) Человек и культура
2) Человек как творец и творение культуры.
Социальная философия.
В рамках философии культуры становится социальной культурфилософией
Занимается вопросами:
1) Культура и общество
2) Их взаимосвязь и взаимовлияние
3) Характер противоречий между ними
4) Пути их решения
Философия истории.
В рамках… преобразуется в философию истории культуры.
Вопросы:
1) О наличии или отсутствии прогресса в развитии культуры
2) Проблема траектории развития культуры (линейная, циклическая, спиралеобразная)
История философии преобразуется в историю философии культуры.
Вопросы:
1) Культурфилософские идеи и концепции, способ их обоснования, история их происхождения
Термин «культурология» появился сравнительно недавно, в 1909 году немецкий химик и ученый Виктор Освальд употребил его. Этот же термин встречается и в статье русского культурфилософа Андрея Белого. Более выразительно данный термин прозвучал в исследованиях Американского ученого Лесли Уайта. Он не просто употребил слово «культурология» в смысле «наука о культуре», а сделал решительные шаги по пути превращения знаний о культуре именно в науку о культуре. Однако, следует отметить, что термин культурология в наши дни не является общепризнанным. Наиболее прочный статус культурология, как наука, имеет в российской научной традиции, при этом оформился этот статус в 90-е года 20-го века.
В содержании культурологи, как науки, можно выделить следующие основные разделы:
1) Проблема определения культуры
2) Решение вопросов о законах структуры, функционирования и развития науки
3) Построение теоретической модели должного существования культуры