Философские понятия и категории
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра философии и истории науки
«ФИЛОСОФИЯ»
СЛОВАРЬ
общеупотребительных философских понятий и категорий
Составители: О. А. Гордеева
Н.Ф. Свобода
Самара
УДК
Философия : словарь общеупотребительных философских понятий и категорий. [Текст] / составитель: О. А. Гордеева, Н.Ф. Свобода. – Самара: СамГУПС, 2010. – 11 с.
Утверждено на заседании кафедры философии и истории науки от 2010 г. протокол № .
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Словарь содержит формулировку основных понятий и категорий философии. Предназначен для студентов 2-го курса всех специальностей очной и заочной форм обучения для написания контрольных работ и подготовки к устному экзамену «Философия».
Составитель: Гордеева Оксана Александровна
Свобода Наталья Федоровна
Рецензенты: к.ф.н., доцент кафедры ИФС
СМИУ О.В. Герасимов,
к.ф.н., доцент кафедры ФИН
СамГУПС Е. Н. Пименова
Компьютерная верстка:
Подписано в печать Формат 60х90 1/16
Усл. п. л. Тираж экз. Заказ №
Ó Самарский государственный университет путей сообщения, 2010
ВВЕДЕНИЕ
Современная система образования предполагает самостоятельную, индивидуальную работу студентов. Изучая учебную литературу и первоисточники студент сталкивается с проблемой философских понятий и категорий, правильное понимание которых является важной предпосылкой усвоения материала вообще. Обращение к словарям и энциклопедиям помогает не всегда, а иногда даже усложняет дело, поскольку оно требует известной подготовленности студента. Все это убеждает в необходимости иметь более доступное, как с точки зрения содержания, так и с точки зрения формы, пособие, помогающее студентам ориентироваться в основных понятиях и категориях философского знания.
В настоящем пособии основные понятия и категории философии предложены вниманию студентов в форме словаря. Само объясняемое понятие при этом выделяется полужирным шрифтом.
ФИЛОСОФСКИЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Абсолютное — предельно полное, совершенное; явление или предмет, не нуждающиеся в каких-либо основаниях или причинах своего существования.
Абстрагирование — мысленное отвлечение от не существенных для целей исследования свойств объекта, выделение в нем отдельных, особенно интересующих исследователя черт.
Абсурд — смысловая несовместимость понятий или вещей.
Агностицизм — учение, согласно которому мир в своей сущности непознаваем.
Аксиология — учение о ценностях.
Аксиома — исходное общепризнанное положение, принимаемое без доказательства и лежащее в основании знания.
Анализ— метод научного исследования разложения целого на составные части, сложного — на простые элементы.
Аналитическое суждение (в теории познания) — суждение, не дающее нового знания; связь между субъектом и предикатом получена простым анализом субъекта.
Антагонизм — непримиримое противоречие.
Антиномии(в философии И.Канта) — противоречие между одинаково обоснованными, но взаимно исключающими суждениями.
Антисциентизм— воззрение, согласно которому наука и техника враждебны человеку и культуре.
Антропология — раздел философии, занимающийся проблемами человека, его существования, его места в мире, смысла жизни.
Антропоморфизм — наделение живой и неживой природы свойствами человека.
Антропоцентризм — центристская картина мира объяснения общества свойствами и потребностями человека.
Апория — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными опыта и их мысленным образом.
Апостериори (лат. a posteriori) — знание, полученное на основе опыта.
Априори (лат. a priori) — знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Артефакт — искусственно сделанный предмет или явление, не существующее в природе в самородном виде.
Атомизм — учение о том, что вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов).
Атрибут — неотъемлемое свойство вещи.
Базис (в формационной модели общества) — производственные отношения, как определяющий фактор общественного развития.
Бессознательное — образ действительности и отношение к ней субъекта как нерасчленимое целое.
Биологизм — философское направление, стремящееся объяснить явления социальной действительности посредством законов биологии; разновидность редукционизма.
Бытие — существование в общем виде.
Верификация— метод эмпирической проверки.
Вероятное — то, что в большей или меньшей степени претендует на истинность, хотя не имеет на это достаточных оснований.
Вероятность— мера возможного при определенных условиях.
Вещь в себе — вещь, существующая сама по себе, независимо от воспринимающего и познающего субъекта.
Возможность — потенциальное бытие, тенденция возникновения которого имеется в действительности.
Волюнтаризм — философское учение, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия, основы всего сущего; разновидность иррационализма.
Воля(в иррационализме) — универсально-космическое бессознательное начало.
Воображение — создание новых чувственных образов на основе образов, полученных ранее от действительности.
Восприятие — чувственный образ объекта в целом.
Время — категория, отображающая длительность бытия и последовательность событий и изменений.
Всеединство (в философии В. Соловьева) — синтез истины, добра и красоты; общая природа всех вещей.
Генезис — происхождение, возникновение; в более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, предмету.
Герменевтика — учение о понимании как способа бытия человека.
Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности природы.
Гипотеза — обоснованное научное предположение, призванное объяснить данные опыта и требующее дальнейшей проверки.
Глобализация — процесс стирания границ между культурами.
Глобальная проблема — современная проблема всемирного бытия, от решения которой зависит его существование.
Гносеология — теория познания.
Гуманизм — воззрение, признающее приоритет интересов и прав личности.
Движение — всякое изменение.
Дедукция — движение мысли от общего к частному.
Деизм — учение, согласно которому Бог есть только первопричина мира и законов его движения; мир же после его сотворения развивается согласно этим законам без вмешательства божьей воли.
Действительность — наличное бытие, существующее здесь и сейчас.
Детерминизм — учение о причинной обусловленности всех вещей.
Диалектика — теория и метод познания развития как взаимодействия противоположностей.
Диалектический материализм – философия марксизма, основанная на принципах первичности материи и всеобщности развития.
Догма— положение учения, признаваемое неизменной истиной, не подлежащей сомнению и критике.
Душа — внутренний мир человека, его самосознание и сущность, индивидуальное воплощение духа.
Дуализм — учение о равенстве двух субстанций: материи и сознания.
Дух — невещественное начало мира; то, что лежит в основании творческой деятельности, объективируется в ее продуктах и может быть через них понято.
Естественный человек — представление о человеке, согласно которому природа человека изначально добра и одинакова у всех людей, независимо от веры, культуры, эпохи, страны.
Закон— необходимая, сущностная, устойчивая, повторяющаяся связь.
Здравый смысл— решение алгоритмических задач на основе знания, опыта и интуиции.
Знак — материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения и передачи информации.
Знание — обоснованный, проверенный и принятый субъектом результат познания.
Жизнетворчество— преобразование жизни как процесс личностной реализации.
Идеализация — общенаучный метод познания, заключающийся в доведении до предела изучаемых свойств и признаков объекта или группы объектов.
Идеализм — философское направление, рассматривающее идеальное как основание всего сущего.
Идеальное — нематериальное, невещественное, а потому недоступное чувственному познанию.
Идентификация — механизм социализации: объединение индивидом себя с другим индивидом или группой людей на основе эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов поведения.
Идеология — мировоззрение, идеалы социальной группы, выраженные в теоретической форме.
Идея — образ вещи.
Имманентное— внутренне присущее предмету.
Индетерминация— учение, отрицающее причинную обусловленность вещей.
Индивид— конкретный представитель рода человеческого.
Индивидуальность — проявленность личности; своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного.
Индукция— выведение общего из частного, движение мысли от конкретного, единичного ко всеобщему и закономерному.
Инстинкт— видовая форма поведения.
Интеллект — способность мыслить, совокупность умственных функций, которые превращают восприятия в знания или критически пересматривают или анализируют уже имеющееся знание.
Интерес — осознанная потребность, побуждающая к действию.
Интерпретация — работа мышления, которая состоит в расшифровке неявного смысла, стоящего за очевидным смыслом; наделение непонятного понятным.
Интуитивизм — учение об интуиции как о главном источнике достоверного знания; разновидность иррационализма.
Интуиция — способность сознания к непосредственному созерцанию.
Информация — совокупность передаваемых сведений и сообщений, не включенная сама по себе в систему знаний субъекта.
Иррационализм— учение, согласно которому основа действительности недоступное разуму и чуждое закономерности начало.
Иррациональное — недоступное разуму, явно не поддающееся законам логики.
Истина — высшая цель познавательной деятельности, состоящая в соответствии знания о действительности самой действительности.
Истина — правда (в русской философии) — путь к жизни в нравственном аспекте.
Историзм — принцип, согласно которому все предметы или явления должны рассматриваться как результат развития, с учетом предшествовавших состояний и связей.
Историософия — философия истории.
Исторический материализм— учение о наиболее общих законах функционирования и развития общества.
Картина мира — система знаний и представлений субъекта о мире, обусловленная социокультурной принадлежностью субъекта.
Категорический императив(в этике Канта) — внутренний нравственный закон, требующий безусловно, чтобы правило личного поведения могло стать правилом поведения для всех.
Категория— элемент мышления и отражение наиболее существенных связей и отношения действительности.
Качество — целостная определенность предмета, которая отличает его от любого другого предмета.
Количество — объективная степень различия предметов по однородным свойствам.
Коммуникация — передача идеальных смыслов посредством материальных носителей.
Конвенциализм— философское учение, согласно которому все существующие ценности, значения, истины — результат договора между людьми.
Конечность — ограниченность существования во времени и пространстве.
Конформизм — механизм социализации: приспособление поведения к требованиям группы в условиях конфликта между личным мнением и мнением группы.
Концепция — целостный замысел, определенный способ понимания, система взглядов на явление.
Космизм— учение о соразвитии мира природы и мира цивилизации.
Космоцентризм — центристская картина мира, полагающая космос всеобщим порядком вещей.
Креационизм— учение о сотворении мира Богом из ничего.
Кризис— перелом, переходное состояние.
Критерий — мерило; в теории познания — мерило истинности или ложности.
Критика — оценка, направленная на выявление истинности или ложности критикуемого.
Критицизм — метод установления возможности, происхождения, закономерности познания.
Культура— способ бытия человека.
Личность — мера социального в человеке.
Логика — наука о законах непротиворечивого мышления.
Логос(в античной философии) — всеобщий закон.
Локализация— процесс суверенизации и самоидентификации народов и культур.
Массовая культура — способ жизни, ориентированный на потребление.
Массовое общество — стандартизированная жизнедеятельность.
Материализм — философское направление, рассматривающее материю как основание всего сущего, в том числе и идеального.
Материя— объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания.
Мера— объективный интервал количественных характеристик, сохраняющий качество.
Метафизика — метод мышления, который рассматривает явления изолированно, в состоянии покоя, неизменности.
Метод — система взаимосвязанных правил, ориентирующих субъекта в познавательной деятельности.
Методология— учение о методах наук, их основаниях и принципах применения.
Механицизм — миропонимание и соответствующий ему метод познания, согласно которому мир объясняется через законы механического движения; разновидность редукционизма.
Мировоззрение — совокупность оценок, взглядов, принципов, определяющих самое общее видение мира, места человека в нем.
Мистика— теория и практика постижения Бога в экстатическом состоянии.
Мифомышление— бессознательный уровень мысли, где образ вещи сливается с вещью.
Моделирование — метод исследования объекта, в основе которого лежит идея подобия.
Модус — качество предмета, которое может меняться в определенных пределах, не меняя самого предмета или явления.
Монизм — учение, согласно которому в основе сущего лежит одно начало.
Монотеизм— единобожие.
Мышление — активный процесс отражения объективного и субъективного мира.
Наблюдение — организованное и целенаправленное восприятие объекта, фиксирующее его свойства; метод познания.
Надстройка(в формационной модели общества) — отношения, организации и идеи, находящиеся за пределами производственной сферы.
Натурализм — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения все сущего; разновидность редукционизма.
Натурфилософия— объяснение природы из самой природы.
Наука — осознанное и активное отношение человека к внешнему природному и социальному миру с целью его познания и практического освоения.
Небытие — то, что не существует и не может существовать; оно немыслимо и непредставимо.
Невозможность— то, что не может стать действительностью ни при каких условиях.
Необратимое — то, что не может быть повёрнуто вспять; процессы в одну сторону.
Необходимость— следствие регулярных, постоянных причин, выражающих устойчивое в структуре действительности, всегда происходящие только так, а не иначе.
Непрерывность — устойчивость и неделимость в пространстве и времени предмета.
Нигилизм — позиция отрицания ради отрицания.
Ничто— отсутствие или небытие чего-либо.
Номинализм— направление средневековой философии, которое считает общие понятия лишь обозначениями (именами) вещей.
Ноосфера — стадия развития биосферы, в которой разумная деятельность становится определяющим фактором.
Ноумен(в философии Канта) — умопостигаемая сущность.
Обобщение — мысленный переход от отдельных фактов, событий к общему ходу вещей, от одной мысли к более общей.
Общественно-экономическая формация — стадия исторического развития, в основе которой лежит способ производства материальных благ.
Общественный договор(в натуралистическом учении) — средство возникновения гражданского состояния общества: существование единого права как воли всех.
Общество — совокупность социальных групп и отношения между ними по поводу коренных жизненных интересов
Объект — предмет деятельности субъекта.
Объективация — опредмечивание, превращение в объект; материализация, воплощение идеи в предмете.
Объективизм — философско-мировоззренческая позиция, согласно которой анализ действительности строится на признании реальности объективного мира.
Объективное — присущее объекту, не зависящее от субъекта, его воли, желаний и интересов.
Объективный идеализм — форма идеализма: признание абсолютно самостоятельного существования сознания.
Объяснение — задача научного познания, состоящая в раскрытии сущности и закономерностей объекта.
Онтология — учение о бытии.
Опыт— совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает.
Организм— 1) форма организации системы, при которой, в отличие от механизма, каждый элемент существует не только для целого, но и для других элементов; 2) живое существо.
Основание — объект, суждение или идея, из действительности которых возникает действительность других объектов, суждений или идей.
Откровение— самообнаружение истины; в средние века — учение о самораскрытии Бога человеку в текстах Библии.
Относительное (релятивное) — зависящее от тех или иных условий, изменчивое, непостоянное; противоположность абсолютного.
Отрицание (в диалектике) — момент связи качественно различных состояний, дополняемых преемственностью.
Отчуждение — превращение человеческой деятельности и ее результатов в силу, не зависящую от человека, часто господствующую над ним и подчас враждебную ему.
Ощущение— чувственный образ отдельных свойств объекта.
Пантеизм — учение о том, что природа и Бог тождественны: нет Бога вне природы, а природы вне Бога.
Патристика — философия «отцов церкви» 2-8 вв., имеющая целью защиту и теоретическое обоснование христианства.
Первоначало — то, что содержится во всех вещах, из чего произошли все вещи и во что они возвращаются после уничтожения.
Персонализм — направление философии, предметом которого является личность как духовный первоэлемент бытия.
Персонификация — олицетворение, представление абстрактного понятия в человеческом образе.
Плюрализм — философское учение, согласно которому все сущее состоит из многих, несводимых друг к другу сущностей.
Позитивизм — направление в философии, предметом которого является непосредственный опыт.
Познание — творческая деятельность целью нахождения истины, формирования знания.
Понимание — состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений, включение этих представлений в смысловой контекст субъекта; интерпретация познанного.
Понятие — мысль, отображающая в обобщенной форме предмет и явление действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков; слово, в котором заключена данная мысль.
Потребность — нужда в чем-либо для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы.
Прагматизм — учение, согласно которому успешное достижение цели – абсолютная ценность.
Предмет научного исследования — сторона объекта научного исследования, которая изучается именно данной наукой, составляет ее специфику по сравнению с другими науками.
Представление — чувственный образ объекта, с которым сознание в данный момент не взаимодействует.
Прогресс — поступательное движение, развитие по восходящей линии.
Пространство — категория, отображающая сосуществование и взаимодействие предметов и явлений материального мира.
Противоположность — существенное различие, при котором свойства объекта в одно и то же время предполагают и исключают друг друга.
Противоречие — существование и взаимодействие противоположностей в одно и то же время, в одном и том же отношении.
Психологизм — направление в философии, считающее психологию основой философии и сводящее все проявления духовной жизни к психическим процессам; разновидность редукционизма.
Развитие — закономерное изменение.
Различие — отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением друг с другом сторон этого отношения.
Разум — способность создавать из абстракций логическую конкретность, отражающую реальную конкретность, и оперировать понятиями.
Рассудок — способность образовывать понятия, суждения.
Рационализм — направление философии, рассматривающее разум как основу познания действительности и критерий истинности.
Реализм — 1) в средневековой философии — направление, утверждавшее существование универсалий до вещи, в самой вещи и после нее; 2) точка зрения, утверждающая реальность мира вне сознания.
Реальность— бытие действительности и возможности.
Революция — скачкообразное развитие.
Регресс— направленность развития от высших форм к низшим.
Редукционизм — научная или философская позиция, заключающаяся в стремлении объяснить сложное через простое, в неоправданном сведении высших форм бытия к низшим.
Редукция — методологический прием: упрощение сложного, переход от сложного к простому, от высших форм — к низшим.
Релятивизм — философско-мировоззренческая позиция, признающая относительными все знания и ценности.
Рефлексия — способ мышления, заключающийся в повороте сознания к самому себе, направляющий его на осмысление собственных форм, собственного содержания; основной метод философии.
Самодетерминация — система внутренних факторов стимулирующих личность.
Самосознание— выделение себя как познающего, чувствующего и действующего существа.
Свобода(в марксизме) — осознанная необходимость и действие в соответствии с ней.
Сенсуализм — учение в теории познания, согласно которому ощущения — источник знания.
Символ — знак, образ, подлинный смысл которого отличается от смысла очевидного, явного.
Синергетика — учение о самоорганизации сложных систем.
Синтез — метод научного исследования: соединение явлений, вещей, идей в единое целое.
Синтетическое суждение (в теории познания) — суждение, в котором новое знание возникает путем соединения субъекта и предиката.
Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях одного с другим и образующих определенную целостность, единство.
Системный подход— общенаучный метод, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем, выявление их внутренних и внешних связей.
Скачок — прерыв непрерывности, возникновение нового качества.
Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, прежде всего сомнение в возможности нахождения истины.
Случайность — следствие нерегулярных, непостоянных причин, под влиянием которых оно проявляется так или иначе.
Смысл — содержание, которое приобретает предмет в процессе наделения его ценностью; отличается от значения, которое объективно.
Созерцание— пассивное восприятие действительности.
Сознание — способность идеального воспроизведения и творения действительности.
Солипсизм — форма субъективного идеализма: реален лишь один индивид, а весь мир – содержание его сознания.
Сомнение — состояние неуверенности, неопределенности в том, что именно считать правильным, истинным.
Софистика — метод формальной правильности.
Социализация — двусторонний процесс: усвоение индивидом социального опыта и процесс активного воспроизводства усвоенного.
Социальная философия — раздел философии исследующий закономерности общественного бытия.
Спекулятивный метод — умозрительное получение знания о вещах, прежде всего о вещах, лежащих за пределами опыта.
Становление— переход от одной определенности бытия к другой; философская категория, отражающая непрерывное изменение окружающей действительности.
Стоицизм — этическое учение, согласно которому жизнь — это следование разуму и долгу.
Структура— взаимосвязь устойчивых элементов объекта.
Субстанция — основа, существующая сама по себе и не требующая для своего обоснования ничего вне себя.
Субъект — теоретико-познавательное Я, противостоящее внешнему миру, объекту.
Субъективация— превращение материального в идеальное.
Субъективизм— философско-мировоззренческая позиция, согласно которой действительность должна рассматриваться исходя из реальности субъекта.
Субъективное — зависящее от субъекта, характеризующее субъект, имеющее значение только для субъекта.
Субъективный идеализм— разновидность идеализма, согласно которой идеальное, будучи основой всего сущего, существует в сознании.
Судьба— предопределенность событий и поступков, независимость общего хода вещей от конкретных событий; непредсказуемое стечение бесчисленного числа причинно-следственных рядов в точке «здесь и сейчас», характеризующей отдельное событие.
Суждение— форма знания: мыслимая связь между субъектом и предикатом.
Сущее —бытие или абсолют.
Существование — бытие, наличие; действительная реализация сущности.
Сущность— вещь сама по себе.
Схоластика— философия рационального обоснования и систематизации христианского вероучения.
Сциентизм — воззрение, согласно которому наука — решающий фактор в жизни общества.
Тезис— исходное положение, нуждающееся в подтверждении.
Телеология— учение о целесообразности всего сущего.
Тело — материальная вещь.
Теодицея— оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле; при этом любое зло либо отрицается, либо рассматривается как испытание человеку.
Теология — учение о Боге, слово Бога о самом себе, выраженное в теоретической форме.
Теория — высшая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта.
Теоцентризм — центристская картина мира, полагающая Бога целью всего существующего.
Техника — совокупность средств и способов человеческой деятельности, направленных на преобразование материального мира в соответствии с человеческими потребностями и желаниями.
Технократия —направление общественной мысли, приписывающее технике определяющую роль в социальной жизни.
Типологизация — научный метод, в основе которого лежит разъединение объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
Тождество (в диалектике) — отношение вещи к себе самой и другим вещам, которое характеризуется совпадением друг с другом всех сторон этого отношения.
Традиция — передача духовных ценностей от поколения к поколению.
Трансцендентальное — изначально присущее разуму и определяющее чувственный опыт.
Трансцендентное — то, что выходит за пределы всякого возможного опыта.
Трансценденция — выход за пределы субъективности.
Универсалия — общее понятие.
Утилитаризм— философско-этическая позиция, которая рассматривает все с точки зрения пользы, материальной выгоды человека.
Утопия — неосуществимый в определенных условиях проект улучшения общества.
Унификация — приведение к единообразию.
Факт— действительное явление.
Фальсификация — метод опровержения научного утверждения путем его эмпирической проверки.
Феномен— явление вещи нашему сознанию.
Феноменология— наука о явлениях.
Философия— учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру.
Форма — внутреннее строение, структура, определенность предмета в отличие от бесформенного материала, материи.
Футурология — наука о будущем.
Хаос— беспорядочное, неопределенное, бесформенное состояние вещей.
Ценностные ориентации — направленность личности на объекты, которые являются значимыми для нее с точки зрения интересов и потребностей.
Ценность — предпочтение личности.
Цивилизация — технико-технологическая сторона культуры; то, что дает комфорт, удобство, предоставляемое техникой.
Человек— биосоциальное существо.
Эволюция — постепенное развитие.
Эйдос (в античной философии) — форма вещи.
Экзистенциализм — направление неклассической философии, полагающее чувственное существование человека первичной реальностью.
Экзистенция— существование человека.
Эклектика — соединение разнородных элементов.
Эксперимент — эмпирический метод познания: активное, целенаправленное и контролируемое воздействие на объект.
Экстаз — выход за пределы естественной чувственности.
Элемент— простая, неразложимая далее часть сложного.
Эмпиризм — направление философии, которое рассматривает опыт как единственный источник знания.
Эпистемология — раздел философии, изучающий природу знания.
Явление — то, что чувственно воспринимается; выступает как выражение, свидетельство чего-либо другого.
Язык— система знаков, социальное средство хранения и передачи знания.
Я— самосознание, которое видит себя суверенным, независимым, обособленным от всего другого мира бытием.