Диалектика устраняет антиномии.
Философия Гегеля
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Гегеля (1770-1831).
“Феноменология духа”, “Наука логика”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия религии”, “Философия истории”, “Философия права”.
По тематике работ Гегеля видно, что он создал целостную систему своих взглядов, которая затрагивает все вопросы познания и деятельности человека.
В.И.Ленин: «Кто не понял логики Гегеля, тот никогда не поймет и «Капитал» Маркса».
Критическое отношение к Канту:
1.Существуют бесконечные по содержанию понятия. Рисунок.
Диалектика устраняет антиномии.
Гегель изменяет значение слова «диалектика» (искусство ведения спора). Диалектика – наука о развитии и метод мышления.
Законы диалектики (развития):
1.Закон единства и борьбы противоположностей
2.Закон перехода количественных изменений в качественные
3.Закон отрицания отрицания. Возвращение к первому состоянию с учетом второго.
Эти законы преодолевают кантовский антиномизм.
Объясняет общую форму процесса познания:
Тезис -----> Антитезис ------> Синтез
Из антиномий нужно уметь сделать синтез! В результате синтеза мышление снимает противоречие между тезисом и антитезисом.
Снятие. Это не работа рассудка, а работа более высокого по уровню мышления.
Нужно уметь преодолевать противоречия.
3.Философия Канта является концепцией субъективности (то есть Кант исходит из субъекта).
Кант устанавливает правила познания до и независимо от познавательного процесса.
Кант напоминает схоласта, который не хотел входить в воду, пока его не научат плавать.
Гегель: «Философия есть дочь своего времени».
Сознание, мышление проходит несколько этапов в своем развитии. Субъективность снимается самопознанием. Вещь в себе – познаваема. Агностицизм преодолевается не в эмпирическом изучении природы, а самопознании.
Структура философии Гегеля:
1.Логика. Это работа рассудка. Логика рассудка – формальная логика.
Рассудок не идет дальше формально логических определений. Недостаток рассудка в том, что понятия и предметы он принимает за неизменные.
Пример определения электрического тока. Электрический ток –направленное (упорядоченное) движение заряженных частиц. Характеризуется направлением и силой тока.
Гегель рассматривает логические переходы, взаимосвязи от одного понятия к другому.
Учение о бытие: бытие, небытие, становление. (Триада) Три ступени развития.
Учение о сущности: противоречие между содержанием и формой, причиной и следствием, тождеством и различием и др. парные категории.
Сущность (также «чтотость» лат. quidditas) – то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств.
Учение о понятии: результат логического познания – это понятие.
Понятие возникает не в результате работы рассудка, а в результате творческой деятельности мышления, которая порождает наличное бытие.
Благодаря понятиям для нас мир и существует.
2.Философия природы.(первое была логика). Механика, физика и органическая физика. (триада)
Свойство природы – движение, т.е. способность порождать саму себя.
Движение – становление, порождающее само себя.
В природе духовное находится в неразвитом виде.
3.Философия духа. Тоже есть триадичность.
Субъективный дух – учение о душе (психология).
Объективный дух – учение о социально-исторических (объективных) обстоятельствах.
Абсолютный дух – высшая форма человеческого существования. Абсолютный дух самораскрывается в трех формах: искусство, религия и философия.
Философия Гегеля – система объективного идеализма.
Абсолютизация разума: всё подчинено разуму и связано с ним.
Система Гегеля есть логическое продолжение и завершение традиций рационализма эпохи Нового времени и Просвещения, которые требовали, чтобы всё предстало перед судом разума и доказало свою разумность.
Дух первичен. Он исходная точка. У всякого существующего есть цель – основная цель духа – познание.
Познание – это способ существования духа.
Что познается? Основная задача духа – самопознание. Дух познается через свои дела, поступки. Это для человека.
А что было до человека? Природа выражение бытия духа.
Дух на пути самопознания, действуя изменяется, то есть становится своей противоположностью – материальным миром (природой). Природа – есть инобытие духа.
Дух -> Природа -> Человек (сознание, мышление)-> Государство (сознание народа) -> Абсолютная идея
Это этапы проявления абсолютной идеи. Первый этап природа, потом человек (сознание), государство (сознание народа).
Слабый дух у народа – нет государства, сильный дух – есть государство.
Абсолютная идея – новое состояние, в котором дух приходит к своей цели, то есть дух познает самого себя.
Самопознание – есть процесс развития. Природа не развивается, развивается только дух. По Гегелю – это развитие мирового разума, открытие основных законов движения.
Формы осознания абсолютной идеи:
1.Мифология
2.Мировые религии
Бог для Гегеля – мировой разум. Бог у Гегеля абсолютно постижим.
3.Наука.
Законы.
Философия права.
Практически все философы после Гегеля обозначены возвращением философии к жизни, то есть озабочены проблемой связи с живой жизнью человека.
По Гегелю моральные отношения основываются на субъективном самоопределении воли: подчинится обстоятельства или изменить обстоятельства.
Индивид проявляет себя в действиях – это его способ существования для других индивидов.
Каждое действие ведет к бесконечным следствиям и последствиям.
Индивид отвечает за свои действия постольку они совершены им и задумывались им.
Действующий человек является разумным человеком ровно на столько, насколько он продумывает свои действия и последствия своих действий.
Одним из последователей Гегеля был Людвиг Фейерабх и Карл Маркс.