Онегин и Печорин - герои своего времени
Проблема героя времени всегда волновала, волнует и будет волновать людей. Её ставили писатели-классики, она актуальна и до сих пор. Роман А.С.Пушкина в стихах "Евгений Онегин" и роман Лермонтова "Герой нашего времени" - вершины русской литературы первой половины 19 века. В центре этих произведений люди, стоящие по своему развитию выше окружающего их общества, но не умеющие найти применение своим богатым силам и способностям. Поэтому таких людей называют "лишними".
Образ "лишнего человека" в русской литературе очень разнообразен. Романтические герои Пушкина и Лермонтова - натуры страстные, бунтующие. Они не выносят зависимости, одновременно понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Им кажется, что их делает зависимыми общество, в котором они живут, однако, вступив с ним в конфликт, они становятся одинокими.
В чем же их сходства и различия? Я сделала попытку ответить на этот вопрос.
Онегин | Печорин |
- "страдающий эгоист", "эгоист поневоле" (В.Белинский) - богатый помещик - человек, свободный от служебных обязанностей, не военнообязанный - распорядок дня: утром вставать как можно позже, утренний туалет, чашка кофе или чая, прогулка на Невском проспекте, обед в ресторане, театр, чтобы «убить» время, ужин в ресторане, бал. - дуэль: боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен; испытал душевное потрясение, глядя на мертвого Ленского. - любовь: пресыщенный поверхностными любовными успехами; слова Татьяны тронули его и привели в волненье «давно умолкавшие чувства»; чувство искреннее, но на первом месте страсть; пробует спастись беспорядочным чтением книг; чувства остаются темными, поврежденными «наукой страсти нежной». | - поистине трагическая личность - его "душа испорчена светом" - внутренняя раздвоенность - дворянин - военнообязанный - деятельная личность - "его силы необъятные" дуэль: переживает в день дуэли; увидев окровавленный труп Грушницкого, пережил сильное нравственное потрясение, почувствовал, что произошло нечто ужасное, бесчеловечное. - любовь: Бэла понравилась с первого взгляда; готов был отдать жизнь за Бэлу; он сделался бледным, как полотно, в час ее кончины, однако как только Максим Максимыч начал утешать его, разразился смехом; певунья (девушка из Тамани) понравилась с первого взгляда; волочится за княжной Мэри, чтобы поиграть на самолюбии Грушницкого; хочет обольстить молоденькую девочку и никогда не жениться. Восстановил прежние отношения с Верой. Вера оказалась для него выражением всего прекрасного и святого, «дороже жизни, чести, счастья» - отсутствие высоких идеалов - полнота чувств и глубина мыслей - его индивидуализм - ставил перед собой самые главные, "последние" вопросы человеческого бытия - о цели и смысле жизни человека, о его назначении. |
Онегин и Печорин являются истинными героями своего времени. Говорить о них как о «лишних людях» - печально. И все же при всей их близости они разные. Онегин мучительно, но все же превращается из аристократа в человека, в личность. А Печорин, как это не трагично, уже сложившаяся высокоразвитая личность, обречен жить в дворянско-крепостническом обществе при самодержавном режиме, у него нет перспектив.
Но Печорин темпераментен, он в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. Его раздумья, анализ и самоанализ по своему значению выходят за пределы породившей его эпохи, имеют и общечеловеческое значение как необходимый этап в самопостроении человека, в формировании в нем личностного начала.
Данной работой я не заканчиваю свои исследования. Я продолжаю читать литературу об Онегине и Печорине. Тема лишнего человека имеет продолжение в творчестве И.Гончарова, присутствует в драме А.Грибоедова.