Классическая немецкая философия
Средневековая философия
1)Особенности эпохи и философии средневековья
2)Основные периоды средневековой философии
3)Патристика и ее представители
4)Схоластика. Фома Аквинский как главный представитель схоластики
5)Философия эпохи Возрождения: основные черты и представители
Особенности эпохи и философии средневековья:
1)Религиозный характер
2)Теоцентризм
3)Провиденциализм (Провидение – все осуществляется по божьему замыслу)
4)Принцип откровения (считалось что знания открываются в конечном счете богом)
5)Критическое отношение к античности (из античности бралось лишь то, что соответствует религии: учение Аристотеля, учение Платона в идеях и о душе человека, логика Аристотеля)
6)Изменение предмета философия (предметом философии становится рациональное обоснование религиозных догматов)
Основные периоды развития философии:
1)Апологетика (Тертуриан)
2)Патристика (Аврелий Августин) 9-11 века
3)Схоластика (Фома Аквинский)
Апологетика (апологент – защитник) – это защита христианства от нападок со стороны язычества и обоснование превосходства христианства над язычеством. «Верую , потому что абсурдно…» © Тертуриан (суть высказывания в том, что никакие доказательства верующему человеку не требуются)
Патристика (отец от латинского) – учение «отцов церкви», то есть тех, кто разработал христианское вероучение. В патристике выделяются два этапа (границей между ними является 325-ый год). В 325-ом году собрался собор, который получил название «Никейский собор». На нем был принят общий символ веры. Главный представитель был Аврелий Августин. Аврелий Августин писал, что Бог, это вечное, неизменное, существующие вне времени и пространства бытие.
Второе что он разработал, было учение о человеке и ввел понятие «внутренний человек». Он также писал, что человек - существо греховное от рождения. Рассмотрение человека в процессе истории. Отношение веры и знания решалась всеми средневековыми философами. «Разумей, чтобы верить и верь, чтобы разуметь» © Аврелий Августин
При это приоритет отдается религиозной вере. Таким образом в конечном счете он подтверждает могущество и силу веры.
Учение о теодицее – это оправдание бога за все существующее в мире. Добро создает Бог, а зло результат деятельности Дьявола. Аврелий Августин считал, что зло необходимо для того, чтобы наказывать грешников. С конца 11-го века начинается Схоластика. Первый ее период 11-12 века и поздний период 13-14 века. Для первого периода характерна разработка христианских догматов. Для второго периода характерно занятие рациональное обоснованием христианских догматов, а также исключение возможности критики.
Схоластическая диалектика
Метод заключался в том, чтобы на тезис ввести антитезис. Вводились некие дилеммы. Например, «Может ли Бог создать камень, который не поднимает?» или «Может ли Бог знать больше, чем он знает?». У схоластов существовали некие проблемы, например, 1) универсалия общих понятий; 2) проблема отношения веры и знания; 3) рациональные доказательства бытия Бога. Также существовала проблема реалистов и номиналистов. Номиналисты исходили из реального бытия, а понятие существует только в голове человека. Реалисты же исходили из учения Платона. Реализм и номинализм – односторонние точки зрения.
13-ый век считается периодом рассвета средневековой схоластики. В это время были построены университеты. Христианский мир стал знакомиться с учением Аристотеля. Фома Аквинский родился в 1225 году и умер в 1274 году. Она был одним из главных философов того времени. Его отец был графом, чье поместье было в месте, под названием Аквина, откуда Фома и взял прозвище. Основные сочинения Фомы Аквинского начинаются со слова «сумма». Фома Аквинский попытался установить синтез между христианством и учением Аристотеля, что ему впоследствии удается. Учение о бытие и принцип гармонии веры и знаний был главный из его трудов.
Фома Аквинский рассуждает следующим образом : все что связано с материальным – изучает наука, а если взять все духовные сущности, включая самого Бога, то все это основано на вере. Дальше он рассуждает следующим образом: вера основана на божественном откровении, поэтому она связана с религией, а знание с наукой. У каждого свой предмет исследования, поэтому они не должны вмешиваться в дела друг друга. Однако при всем при этом, приоритет отдается религии. Учение Фомы Аквинского является католическим учением. Дальше Фома Аквинский создает теорию о том, что природа познается опытным путем, затем опытный материал обрабатывается разумом, который выделяет родовые различия вещей. Неотомизм – есть учение Фомы Аквинского. Эпоха Возрождения была связана с восстановлением европейкой культурой античности. В 14-16 веках в Европе происходят глубокие социально-экономические изменения. Суть этих изменений в том, что это было начало развития буржуазных отношений. Приветствуется предпринимательство, творческая натура. Человек освобождается от регламентации. Человек рассматривается как своеобразная уникальная личность. Отсюда очень большое внимание уделяется антропологии (учение о человеке).
Основные особенности философии этого времени:
1)Антропологический характер
2)Пантеистическое понимание природы (теос – бог; пан – всё; отождествление Бога с природой)
3)Теснейшая связь с естественными науками
4)Стремление к теоретическому познанию природой и практическому овладению ей.
4)Гуманизм (особый интерес к личности человека и к светской культуре)
Философия нового времени
1) Особенности философии и эпохи Нового времени
2)Рационализм и эмпиризм как два отдельных направления
3)Бэкон и Де Карт основные представители нового времени
4)Классическая немецкая философия
а)Теория познания и этика Канта
б)Идеализм и диалектика Гегеля
Это была совершенно новая эпоха. Одна из ее особенностей, это развитие буржуазных отношений. Это оказало большое влияние на науку и философию. Интенсивное развитие науки было второй важной особенностью. Поскольку из всех наук была развита механика, то в отличие от средневековья теперь философия ориентируется на науку (Ориентация на научное знание). Философия теперь также берет за основу мира механику. Наступает механицизм.
Механицизм – это объяснение природы, общества человека и прочего со стороны механики. Наступает агрессивно потребительское отношение к природе. Природа рассматривалась как бесконечная кладовая, из которой можно черпать ресурсы, не учитывая ее способность к восстановлению. Еще одной особенностью является секуляризация. Секуляризация – постепенное освобождение экономики, политики и культуры от влияния религии. Рационализм и эмпиризм появляются потому что наука того времени делится на две части: экспериментальную и теоретическую (фундаментальную). Экспериментальной науке соответствует эмпиризм. Эмпиризм – направление философии, выделяющее в качестве основы опытное сознание. Рационализм – направление в философии, выделяющее в качестве основы, поведения и познания человека разум. Предметом философии и того и другого направления является теория познания и методология. Соответственно можно рассматривать двух основных философов. Бэкон – основатель эмпиризма и Де Карт – основатель рационализма. Бэкон (1561-1626 гг.) происходил из знатного рода, окончил Кембридж. Главная его работа – «Главный органон» (органон – метод исследования). По его мнению, природа – это источник опытного знания. «Человек слуга и истолкователь природы…»
Его идея также была идея о восстановлении наук. Он дал классификацию науке: науки разума (науки о природе и обществе), науки памяти (науки, которые изучают различные виды истории), науки воображения (это астрология, алхимия, магия и т.д.). Третий момент заключается в том, что он разработал индуктивный метод научного познания. Метод индукции – это рассуждение от частных, фактах к общим выводом. Общие выводы - это законы, правила, принципы. Индукция бывает полная и неполная. Полная индукция делает вывод на основе всех данных фактов. Неполная делает вывод лишь с несколькими фактами. Также он выдвинул идею о том, что человек, это господин природы. В этом дает критику заблуждения человеческого разума. Эти заблуждения разума Бэкон называет «идолами» разума. Различают четыре идола :
а) Идолы рода (люди делают по некоторым фактам глобальный вывод)
б) Идолы пещеры (под пещерой понимается ситуация, когда человек смотрит на мир субъективно и предвзято)
в) Идолы рынка (в этом случае имеется в виду что в одни и те же слова часто вкладывают разные значения, т.е. неоднозначное словоупотребление)
г) Идолы театра (слепое доверие авторитетам и их словам)
Поскольку в разуме человека закрыты эти заблуждения, то это мешает развитию науки. Индуктивный метод позволяет освободится от некоторых из этих идолов.
Де Карт (1596-1650 гг.) получил религиозное образование, учился в иезуитском училище, прекрасно знал физику и науку. Он считается основателем аналитической математики. Эти занятия сделали его рационалистом, но с другой стороны они легли в основу его философии. Он открыл закон преломления света и многое другое. Основными сочинениям Де Карта являются: «Рассуждения о методе»; «Правила о руководстве ума». Заслуга Де Карта в том, что он считал, что философия, это мудрость. Первое по мнению Де Карта путем к мудрости это врожденное чувство, вторая ступенька - это опытное познание, третьей является общение с людьми, четвертая – чтение книг и последней будет познание причин и начал бытия. Мы обратим внимание на то, с чего Де Карт предлагает начать познание философии. Он считает что начинать надо с очевидно явных положений, а все остальное должно быть выведено из этих идей (начало познания – сомнения во всем). При этом остается нечто такое, в чем сомневаться нельзя. Начать надо с сомнения, т.к. сомнение и есть мысль. «Мыслю, следовательно существую…»
Из этого выводится все остальное.
Проблема метода
Де Карт считал, что принципы математики должны быть положены в основу. Он разработал дедукцию. Дедукция – это метод рассуждения об общих выводов частным фактам. Этот метод противоположен индуктивному. Вся математика построена на основе дедуктивного методе. Он выделил четыре основные принципы дедуктивного метода:
1) Очевидные несомненные начала познания
2) Делить каждую из рассматриваемых проблем, на столько частей, сколько необходимо для решения проблемы, т.е. АНАЛИЗ.
3) Располагать мысли в определенном порядке. От простого к сложному.
4) Полнота решения проблемы
Все это и есть детализация дедуктивного метода.
Классическая немецкая философия
Это период с конца 18 по 1-ую треть 19-го века. Эммануил Кант (1724-1804 гг.) был сыном небогатого ремесленника, родился вырос и учился, а также работал, и умер в Кёнигсберге (наст. Ленинград). В творчестве Канта выделяются два периода: 1) докритический; 2) критический.
В докритический период Кант читал лекции в Кёнигсбергском университете и занимался научными исследованиями и сделал два важных открытия. Это гипотеза о происхождении солнечной системы и гипотеза о замедлении вращения Земли на основе приливов и отливов. Во второй период он написал свои основные сочинения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности мышления». Благодаря этим работам появилось разделение на докритический и критический периоды. В своем сочинении он поставил следующие вопросы:
1) «Что я могу знать?»
2) «Что я должен делать?»
3) «На что я могу надеяться?»
4) «Что есть человек и чем он может стать?»
Все то, что существует в мире Кант делит на две части: «вещь в себе» и «вещь для нас».
Кант выделяет следующие ступени познания:
1) Чувственное познание (познание мира по средством органов чувств). Возникает «хаос ощущений», который упорядочивается доопытным путем.
2) Рассудочное познание (мышление делится на две части: рассудочная и разумная, каждая из которых будет мышлением). Рассудок упорядочивает ощущения на основе логических категорий (причина и следствие, случайность и необходимость, общее и единичное).
3) Разумное познание (творческая способность мышления, т.е. разум открывает новые законы, правила и принципы). По мнению Канта разум приходит к неким антиномиям (неразрешимым противоречиям), которые выдвигает разум. Первая идея космотологическая (в мире преобладает необходимость или желание?), вторая – психологическая, третья – теологическая (существует ли Бог или нет?).
Этика Канта
Основу его этики составляет категорический империализм.
«Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы также служить принципам всеобщего законодательства».