Основные положения конфуцианства 17 страница

абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания движения основным

свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в

многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может

быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы

движения). Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов

движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного возврата к

исходной точке), преемственность (связь нового и старого), направленность,

цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы раскрывает

условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение, развитие

невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и

внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное содержание

принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания

выражает единство законов развития, тотальность процесса развития,

захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество. Этот принцип

приводил в некоторое смущение марксистских диалектиков. В гегелевской

диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и бытия)

со всей возможной последовательностью. В материалистической диалектике

возникли трудности с его применением. Его другая формулировка – единство

диалектики объективной, диалектики природы и диалектики субъективной,

диалектики мышления. В такой формулировке различие разных форм диалектики

признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трех различных

теоретических дисциплин – диалектики, логики и теории познания, то

становится очевидным и «принципиальным» существование развития в различных

формах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем: диалектика

изучает проявление развития в природе, это диалектика объективного; логика

изучает особенности развития в человеческом мышлении; теория познания

пытается связать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа

отражения.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе

познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует

процесс познания. «Абстрактное» и «конкретное» имеют несколько значений.

Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как синоним понятийности,

в отличие от чувственности, образности, которая, соответственно, и есть

конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда несущественных

свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегда абстрактно,

поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя понятиями.

Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть сама объективная

действительность, где существенное и несущественное не разделены.

Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой

смысл. Конкретное - это отражение объективной действительности в системе

понятий, это теоретическое воспроизведение единства проявлений, свойств,

связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей связи, общей логики

развития предмета, воспроизведение какой-то одной его сторон и

противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного – научная

теория, типичное проявление абстрактного – «житейские» суждения. Познание

происходит как движение от конкретного в действительности и конкретному в

познании.

Принцип единства логического и исторического помогает понять, как

конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании.

Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального

развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени

во всем многообразии ее конкретных форм. Помимо тривиального смысла этого

принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной истории; теория –

это история, очищенная от случайностей, в нем заключены идеи, связанные с

пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения будущих

событий, способом существования общего («логического») в нашей жизни.

Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию

предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках

возникновения этого объекта, «анатомия человека – ключ к анатомии

обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта – это достижение полной

выявленности его структуры, доступности, «прозрачности» его внутренних

связей. Предмет как бы сам «показывает» себя, открывает нам то общее,

«логическое», что является законом его развития. Для своих прошлых

состояний высшая стадия предмета становится своеобразной «целью». Для

исследователя предмет как своеобразная осуществленность возможностей,

заложенных в нем, как достижение «цели» становится инструментом изучения

стадий его развития, поиском момента его возникновения. Логическое помогает

нам «опознать» прошлое, в результате чего логика развития предмета и его

реальная история совпадают. Этот принцип неотделим от принципа тождества

бытия и мышления в его гегелевской интерпретации: общее («логическое»)

начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на определенной

стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим истокам

с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в материалистической диалектике

этот принцип лишь указывает пути человеческому познанию истории,

исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всем объеме своих

смысловых оттенков, пришли к идее объективного существования логического

как идеального в истории (Э. В. Ильенков). Другой нетривиальный вывод из

принципа единства логического и исторического – обращенность диалектики в

прошлое, но не в будущее. «Сова Минервы вылетает в полночь» - человек не

может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем, поскольку

закономерности, «логика» его еще не сформировалась, она еще тонет в

бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом,

когда мы уже имеем путеводительную нить в виде результата процесса,

достигшего своего предельного смыслового развития. Попытка предвидения

будущего на основе наших знаний еще не развившегося предмета, еще не

устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу мышления. Такой вывод

никак не согласовался с пафосом обращенности материалистической диалектики

в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая система

«притягивала» диалектику к себе, не давала ей возможности жить жизнью

материального мира.

Заключение

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс

возникло вместе с человеком и обществом. Мера диалектичности человеческого

мышления определяется уровнем развития общественной практики и

соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение

которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире

и преобразования его в интересах людей.

46. Основные законы диалектики.

Законов целое множество, есть и не познанные.

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

--- Закон единства и борьба противоположностей,

--- закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

--- закон отрицания отрицания.

Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и

ограничеваются.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют

диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и

методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше

тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет

собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон

,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами

,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между

собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо

–исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или

иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула

"Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие

"полярных" свойств, изложений движения, развития.

"Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни

тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря

усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию

клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря

сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде

жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс

размножения, старость, смерть".

Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще

любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух

гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не

демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой

точки зрения - анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф

о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только

тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него

гармоническую фигуру.

Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в

женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения.

Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия

отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в

самой сущностей предметов"

"Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг

друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей".

"Единство тождества

и различия - такова диалектическая форма противоречия"

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и

взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности

,по словам Гегеля, "имеют

против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия

отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между

элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем,

явлений. Общество и природа, организм и среда.

б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные

превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют

собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это

не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки

остаются!

В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый

момент развития, условие качественного изменения вещей.

Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным

переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в

составе второго, что называется снятием.

Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,

препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную

повторяемость, поступаемость.

Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к

Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому

Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на

Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то ,что представляет

собой вещь, чем она является.

1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее

размеры.

2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему

свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности

присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство

которых, означает ее качество.

47. Общество как саморазвивающаяся система, его структура и основные сферы общественной жизни.

При изучении данной проблемы выделяются два основных аспекта: структура общества и его изменение.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений.

Если отдельных людей и их разнообразные объединения обнаружить нетрудно, то СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ увидеть сложнее, ибо они носят как бы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений была понята не сразу. В ее оценке немало предрассудков сохраняется и сегодня. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм.

С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики, "моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как ноги и руки человека являются частями его тела. При последовательном проведении эта точка зрения порождает тоталитаризм, подчиняющий себе личность полностью, регулирующий все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших.

Оба этих предрассудка, особенно тоталитаризм, послужили идейным источником многих страданий и бед, что лишний раз свидетельствует, насколько опасными могут быть философские, мировоззренческие и идеологические заблуждения.

Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью и имеет ряд признаков:
МНОЖЕСТВЕННОСТЬ составляющих общество элементов, подсистем, их функций, связей и взаимоотношений,
разнородность, РАЗНОКАЧЕСТВЕННОСТЬ социальных элементов, среди которых, наряду с материальными, имеются и идеальные, духовные.

Особую специфику социальной системе придает уникальность ее главного элемента - ЧЕЛОВЕКА, обладающего возможностью свободного выбора форм и способов своей деятельности, поведения. Это придает развитию общества большую степень неопределенности, а, следовательно, и непредсказуемости.

По мере выявления философской мыслью сложности и многообразия общественной жизни философы все настойчивее стремились отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому можно было бы свести это многообразие. После долгих дискуссий они в конце концов пришли к общему выводу: все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную разновидность СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. Это как бы скрытая, тайная сущность, первооснова, субстанция всего социального.

Однако при всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой деятельности, тем не менее не сводится к ней. Наличие у социальной системы этой единой основы исключает представление о ее многомерности, сложности. Поэтому социальную систему можно понять не только как совокупность отдельных видов деятельности, но и как совокупность отдельных социальных групп или как СТРУКТУРУ связывающих эти группы и организации отношений.

Так, в качестве относительно самостоятельного предмета изучения может быть выделена исторически сложившаяся в ходе совместной деятельности людей СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ (семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.п.). Может быть также специально выделена и рассмотрена СТРУКТУРА СВЯЗЕЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ОТНОШЕНИЙ между людьми по крупным сферам жизнедеятельности общества, таким, как экономическая, политико-правовая, духовная, нравственная, религиозная, эстетическая. Могут рассматриваться как отношения между людьми внутри этих сфер, так и отношениями между самими этими сферами.

Возможен и анализ общества с точки зрения существующих в нем многообразных ИНСТИТУТОВ (различного рода производственные предприятия, учреждения культуры и здравоохранения, центральные и местные органы власти и др.), обеспечивающих устойчивость социальных отношений.

Допустим и иной универсальный, СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА как состоящей из отдельных личностей; из отдельных коллективов, малых групп; из больших социальных групп и их организаций; из отдельных народов, наций и государств; из международных, межгосударственных объединений и организаций. При таком подходе каждый представитель любого из рассматриваемых уровней выступает в качестве элемента более сложной структурной организации. Причем, каждый элемент структуры находится в системе многообразных связей друг с другом как вертикальных, так и горизонтальных.

Анализ перечисленных многообразных элементов социальной системы составляет, по сути дела, содержание социальной философии. Не пытаясь исчерпать все ее богатство, обратим особое внимание на субстанциональную основу этой системы, т.е. на СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном социальном действии. Каковы же его составные элементы?

Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности -ЧЕЛОВЕК, индивид, люди. Он ее активная сторона, СУБЪЕКТ. Но потому люди являются субъектами, что их деятельность направлена на те или иные ОБЪЕКТЫ. В качестве таковых могут оказаться и отдельные индивиды (деятельность врача, учителя, представители некоторых других профессий).

Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы:

Первая подгруппа - вещи, орудия и средства производства, сюда же относятся и орудия духовного производства - карандаш, ручка, печатный станок и др. Иначе говоря, эта подгруппа состоит из вещей, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям.

Вторая подгруппа - средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера: язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в ее различного рода носителях - магнитных лентах, дискетах, картинах, книгах и т.д. Они представляют собой, по определению философов, СИМВОЛЫ, знаки. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправленность индивидуальной и коллективной деятельности, ее согласованность. Они помогают человеку, иногда многократно, приспосабливаться к окружающей среде.

Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходимый для всякого социального действия. Это СВЯЗИ, отношения между указанными основными компонентами социального действия. Как показывает опыт, их механический набор не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни.

Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности - люди, физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие базовую структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности:
- материальная,
- духовная,
- регулятивная, или управленческая,
- деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной, или социальной в узком смысле слова.

Все они не только обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности, но и одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом.

Каковы же СПЕЦИФИКА И ФУНКЦИИ каждой из указанных четырех СФЕР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Начнем характеристику этих сфер с выявления особенностей МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. Его своеобразие состоит в том, что оно призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой сфере. Здесь заняты люди физического и умственного труда. Они добывают сырье, перерабатывают его и создают все необходимое как для развития производства, так и для материального оснащения образования, науки, медицины, политики, для повседневной жизни людей (жилье, продовольствие, одежда и т.д.).

Складывавшиеся в производственной сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью напряженности, конфликтности. Проблема преодоления конфликтов в этой сфере, укрепления отношений социального партнерства остается и сегодня актуальной теоретической и практической задачей.

Признавая большую роль материального производства, современная социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все многообразие человеческой деятельности.

Важнейшую роль в общественной жизни играет ДУХОВНОЕ ПРО-ИЗВОДСТВО, в процессе которого формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах, картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

Духовная деятельность, наряду с материальной, имеет огромное, неоценимое значение. Без преувеличения модно сказать, что достижения современной цивилизации являются в значительной мере результатом развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Именно поэтому труд ученого, художника, композитора, конструктора, архитектора пользуется в обществе высоким призванием.

В качестве еще одной сферы выделяется РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, т.е. деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области - поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Поскольку связи и отношения возникают стихийно, постольку они первоначально не нуждаются в специальной регуляции. Только со временем для их становления и развития формируются специализированные виды регулятивной деятельности и соответствующие им организации, которые и обеспечивают согласованность, упорядоченность различных сфер общественной жизни. Без этого общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и духовного производства.

Регулятивная, управленческая деятельность, как и другие ее типы, включает различные виды труда. Это прежде всего управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение. Но это также и управление вещами, средствами материального производства (заводскими постройками, станками, землей и т.п.).

Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Оно играет огромную роль в судьбах общества. Беда в том, что его часто поражают многочисленные болезни: злоупотребление методами принуждения, насилия, репрессий, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата, бюрократизация управленческой деятельности, казнокрадство, коррупция, взяточничество и т.п. Особенно высока цена ошибок, просчетов и злоупотреблений в политической деятельности, ибо она так или иначе определяет судьбы миллионов и миллионов людей.

Однако при всей важности политической и других видов общественной деятельности реализация их потенциальных возможностей прежде всего обусловлена наличием активных людей. Создание предпосылок для полноценной жизни, воспроизводства активности людей составляет содержание четвертого вида общественной деятельности - СОЦИАЛЬНОЙ в узком смысле слова, или деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания.

Конечно, люди занимаются самовоспроизводством, самоизлечением, самообразованием, сами себя кормят, развлекают. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека - настолько важное общественное дело, что общество не может полностью доверить его отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, систему здравоохранения, культурного отдыха и т.д. Сфера обслуживания - одна из самых динамичных в современном обществе.

Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни с собственной внутренней структурой, множеством отдельных форм. Их более конкретный анализ составит содержание последующих лекций.

Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают ОБЩЕСТВО КАК ЕДИНУЮ СИСТЕМУ, как целое, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из них. Причем, это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, свойства, которых нет ни у одной из составляющих частей. Поэтому чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Что же это за ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО?

Современная социальная философия выделяет четыре таких свойства:
- самодеятельность,
- самоорганизация,
- саморазвитие,
- самодостаточность.

Надо отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим его сферам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. САМОДОСТАТОЧНОСТЬ - это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных социальных групп не способна.. выжить "в одиночку", обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает лишь общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их институты создают общество как самодостаточную социальную систему.

Наши рекомендации