Мартин Хайдеггер (1888 – 1976) – немецкий философ.
Тема №11.
Философия экзистенциализма.
1.Основные черты философии экзистенциализма.
1. Основные представители философии экзистенциализма – произведения и идейная проблематика.
Экзистенциализм или философия существования – одно из самых влиятельных и популярных течений современной общественной мысли. Он сформировался в Западной Европе в период между двумя мировыми войнами и явился философским выражением глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху.
У поколения западноевропейской интеллигенции, пережившей первую мировую войну, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес, прежде всего потому, что она обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые зачастую попадает человек в период жестоких исторических испытаний.
Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Крушение моральных ценностей и норм в сознании миллионов европейцев, нигилизм – все это факты современности. Такого разрушения устоев история еще не знала.
Две мировые войны, кровавые революции, борьба за передел мира и колониальные войны, концлагеря и нравственное одичание людей – все это тоже факты ХХ века.
Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия.
Индивиду, чтобы устоять в этом мире, прежде всего, необходимо разобраться со своим внутренним миром.
На первый план экзистенциалисты выдвинули проблему человека.
Наибольше влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского религиозного философа середины 19 века С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского,
Ф. Ницше.
Непосредственными основателями экзистенциализма являются немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю, русские философы Л. Шестов, Н. Бердяев. Различают также религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (М. Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю).
Центральные проблемы экзистенциализма – существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире.
Одна из главенствующих установок экзистенциализма – это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия, что обуславливает трагизм положения человека в мире, его отчуждение и одиночество, которое в принципе преодолеть невозможно.
Существование человека в обществе есть жизнь в толпе, следование общепринятым нормам и стандартам. Это удобно для современного человека. «Я как все» позволяет поделить ответственность за свой поступки между всеми, поступающими также.
Однако жизнь по стандартам лишает человека индивидуальности, он живет не своей жизнью, он отчужден и одинок в этом мире обыденности и повседневности.
Человек должен вырваться из круга повседневности и познать уникальность и неповторимость своего существования.
Экзистенция – как раз и обозначает подлинное собственное существование человека, т. е. существование, не определяемое ничем внешним, только лишь его собственной индивидуальностью.
Главная тема экзистенциализма – переход от «существования человека в мире» к подлинному существованию, т. е. к экзистенции.
Согласно экзистенциализму, человек неспособен просто расстаться с таким удобным и беспечным способом существования как «существование в мире», без сильнейшей эмоциональной встряски.
Человек в течение своей жизни попадает в т. н. пограничные ситуации, в которых он испытывает настолько сильные потрясения, что они способны побудить его выйти из существования в мире, толпе, массе.
Экзистенция человека уникальна, поэтому ее невозможно познать с помощью разума. Важнейшие истины относительно себя человек открывает посредством чувства, эмоционального переживания. Важнейшие чувства, которые сопровождают человека - тревога, забота, вина, скука, страх, абсурд и даже тошнота.
Однако главным чувством человека согласно экзистенциализму является чувство конечности, временности его существования. Представление о смерти как о самоочевидной границе любых человеческих начинаний занимает центральное место в философии экзистенциализма. «Решить стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии» - так читал А. Камю.
Человек не должен убегать от сознания своей смертности, напротив, осознание конечности своего удела, должно высветить истинные ценности жизни и показать суетность его практического бытия.
Основной установкой экзистенциализма является положение о том, что существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он есть не что иное, как «проект самого себя», и он существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет.
Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Ничто не определяет и не может определить характер его выбора. По словам Сартра:«Человек сам себя выбирает». Более того, человек ответственен не только за самого себя, он отвечает и за всех людей, т. к. человек своим поступком создает определенный образ человека, т. е. своим поступком толкает на тот или иной путь жизни не только себя, но и человечество.
Способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира, является, с точки зрения экзистенциализма, следствием фундаментальной характеристики «человеческого существования»- его свободы. Сартр говорил – «Человек заброшен в свободу». Заброшенность означает, что человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле сил: «Бога нет», иначе говоря, человек живет в мире, где религиозная надежда умерла, человек покинут, ему не на что опереться – «В мире нет знамений», - поэтому ему нужно учиться жить без высшего смысла и без надежды.
Свобода – это способность делать выбор, быть самим собой и нести ответственность за свой выбор, т. к. свобода предполагает ответственность, она является также и тяжелым бременем, которое должен нести человек, потому что он личность и обречён быть свободным – быть самим собой. Отказ от свободы – означает отказ от своей личности и погружение в мир, где все усреднено, обезличено и где каждый отчужден друг от друга.
Ключевой идеей экзистенциализма является идея о том, что в этом мире каждый человек обречен на одиночество.
Однако есть способы его преодоления – по К. Ясперсу, т. н. подлинное человеческое общение, или коммуникация, согласно А. Камю - людей объединяют реальные страдания и бунт против абсурдного мира. Преодолению одиночества способствует и творчество (Н. Бердяев).
Хотя экзистенциализм полагает, что человек не может изменить мир абсурда, его нельзя рассматривать как философию бездействия, т. к. человек в этом мире может сохранить сам себя, т. е. «силу в бессилии». Неслучайно Хайдеггер называет свою философию – «философией горделивого отчаяния», а также будет утверждать, что «человек в своем бытии невластный бог».
Философию экзистенциализма также называют «героическим нигилизмом», т. к. ее представители проповедуют не пассивную покорность судьбе, а активное принятие всей ответственности за свою судьбу.
В заключении необходимо отметить огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциальная философия на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры, самосознания, ответственности человека перед собственным «Я». Все эти вопросы, поставленные экзистенциализмом, и сегодня привлекают внимание различных философских школ и других областей гуманитарного знания.
Идеи экзистенциалистов нашли свое воплощение в литературе и кинематографе, в настоящее время большое влияние приобретает практическая экзистенциальная психология.
С. Кьеркегор (1813 – 1855) – датский философ, предтеча экзистенциализма.
Основные работы: «Или – или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Наслаждение и долг».
Центральная проблема – личность.
В своих работах говорит о трех стадия развития личности – эстетической, этической и религиозной.
Эстетическая жизнь – это жизнь непосредственная, когда человек живет чувственными удовольствиями, не задумываясь о смысле жизни. Это больше похоже на состояние животного, в крайнем случае – ребенка. Люди непосредственной жизни ценят не духовную, а свою физическую природу. Отсюда взгляд на здоровье как на величайшее благо в жизни. Эти люди живут ради исполнения своих желаний, правда, очень мало людей, у которых желания исполняются. Однако человек, живущий непосредственной жизнью, постоянно испытывает чувство тревоги, дисгармонии, страха перед чем – то неизвестным. Это его природа выдвигает перед ним требование – быть духовным.
Путь к духовности лежит через отчаяние. Человек отчаивается в самом себе как в эмпирическом существе и выбирает себе отчаяние как существо абсолютное – этическое.
Этический человек считает, что в мире есть необходимость, долг, которым надо повиноваться. Человек должен вести борьбу с необходимостью, в том числе и с необходимостью нравственного закона до тех пределов, где начинается вера. Вера в то, что для Бога все возможно, что вера есть парадокс, особое измерение мышления, которое «нормальному» рассудку представляется безумием. Эта вера открывается человеку, дошедшему до края, когда для него не остается никакой другой человеческой возможности. Только тот, чье существо так глубоко потрясено, что он становится духом и понимает, что все возможно, только тот подходит к Богу.
Мартин Хайдеггер (1888 – 1976) – немецкий философ.
Основное произведение – «Бытие и время» - называют библией экзистенциализма.
Главные темы: конечность человеческого существования, не подлинность человеческого существования в социуме.
В условиях социума (усредненного, повседневного мира) человек становится неподлинным существом. Человек живет в мире «заботы» и это мешает ему осознать подлинный смысл своего бытия.
К. Ясперс (1883 – 1969) – немецкий религиозный философ, психолог.
Основные работы: «Смысл и назначение истории», «Вопрос о вине».
Ясперс ввел в философию понятие «пограничной ситуации» и связанное с ней понятие раковины или футляра. Человек в целях самосохранения живет в футляре, прячась от кризисных ситуаций. Но спрятаться трудно, поэтому человека всю жизнь сопровождает страх, отчаяние и вина.
Существует 3 пограничных ситуации – «случая», «борьбы и вины» и «смерти».
Переживание пограничной ситуации приводит человека к осознанию смысла своей экзистенции.
В работе «Вопрос о вине» - классифицировал типы вины – уголовная, политическая, моральная и метафизическая.
Источником метафизической вины является само человеческое бытие.