Глава xxxii нрав и обычай постника
– Постник – явление природы небывалое, – продолжал Ксеноман. –
Если он плюется, то это полные корзины артишоков.
Если сморкается, то это соленые угри.
Если плачет, то это утки под луковым соусом.
Если дрожит, то это огромные пироги с зайчатиной.
Если потеет, то это треска со свежим маслом.
Если рыгает, то это устрицы в скорлупе.
Если чихает, то это бочонки с горчицей.
Если кашляет, то это банки с вареньем из айвы.
Если рыдает, то это охапки кресса.
Если зевает, то это горшки с гороховым супом.
Если вздыхает, то это копченые говяжьи языки.
Если свищет, то это целые корзины втертых очков.
Если храпит, то это ведра вышелушенных бобов.
Если скрипит зубами, то это куски топленого свиного сала.
Если говорит, то это грубая овернская шерсть, а не тот алый шелк, из которого Парисатида изъявила в свое время желание выткать слова, обращенные к ее сыну, царю персидскому Киру.
Если дует, то это кружки, куда опускают деньги за индульгенции.
Если заглядывается на что-либо, то это вафли.
Если ворчит, то это мартовские кошки.
Если покачивает головой, то это турусы на колесах.
Если гримасничает, то это сумбур.
Если цедит сквозь зубы, то это игра в базош.
Если топает ногой, то это отсрочки по платежам.
Если пятится, то это морские раковины.
Если выпускает слюну, то это общественные хлебопекарни.
Если хрипит, то это мавританские танцы.
Если портит воздух, то это кордовские башмаки.
Если чешется, то это новые королевские указы.
Если поет, то это горошины в стручках.
Если испражняется, то это тыквы и сморчки.
Если пыхтит, то это капуста в масле, иначе говоря caules amb’olif.
Если рассуждает, то это прошлогодний снег.
Если беспокоится, то это чох с высокого дерева.
Если с кем и расплачивается, то только на том свете горячими угольками.
Если спит, то снятся ему живчики, летающие и лезущие на стену.
Если мечтает, то о процентных бумагах.
Необыкновенный случай: трудится он, когда ничего не делает; ничего не делает, когда трудится. Бодрствует во сне, спит бодрствуя, с открытыми глазами, как шампанские зайцы, – опасаясь ночного нападения Колбас, исконных своих врагов. Смеется, когда кусается, когда кусается – смеется. Будто бы совсем ничего не ест, хотя всего только постничает, а считается, что совсем ничего не ест. Обсасывает кости только в мечтах, напивается только в собственном воображении. Купается на высоких колокольнях, сушится в прудах и реках. Ставит сети в воздухе и вылавливает раков непомерной величины. Охотится в морской пучине и находит там каменных козлов, горных козлов и серн. Старых воробьев проводит на мякине. Боится только собственной тени да крика жирных козуль. Бьет кое-когда баклуши. Любит шутить над не мощами чрево угодников. Прыгает выше собственного носа. Толстым своим стилем пишет на гладком пергаменте предсказания и альманахи.
– Вот молодчина! – сказал брат Жан. – Это по-моему. Такого-то мне и надобно. Я вызову его на поединок.
– У этого человека в самом деле необыкновенное, чудовищное телосложение, если только его можно назвать человеком, – молвил Пантагрюэль. – Мне это напомнило наружность и повадки Недомерка и Несклады.
– А какова у них была наружность? – осведомился брат Жан. – Да простит меня Господь, я отродясь ничего про них не слыхал.
– Я вам сейчас расскажу то, что мне довелось вычитать в древних притчах[29], – продолжал Пантагрюэль. – Физис (то есть Природа) прежде всего родила Красоту и Гармонию – родила без плотского совокупления, так как она сама по себе в высшей степени плодовита и плодоносна. Антифизис, извечная противница Природы, тотчас позавидовала такому прекрасному и благородному потомству и, совокупившись с Теллумоном, родила Недомерка и Нескладу. Голова у них была сферическая и совершенно круглая, как шар, а не слегка сплюснутая с двух сторон, как у всех людей. Уши у них были высоко подняты, длинные, как у осла; глаза – выпученные, державшиеся на косточках, похожих на птичьи шпоры, без ресниц, твердые, как у рака; ноги – круглые, как клубки; руки вывернуты. Ходили они всегда колесом: на голове, задом и ногами вверх. Вы знаете, что для обезьян-самок нет ничего прекраснее их детенышей, – так же точно и Антифизис восхищалась своими и тщилась доказать, что ее дети красивее и приятнее детей Физис; она утверждала, что сферические ноги и голова – форма вполне законная, а хождение колесом – прекрасная походка, что во всем этом есть даже нечто божественное, коль скоро и твердь и все вечные явления мира видимого имеют круглую форму. Ходить вверх ногами и вниз головой значит-де подражать Творцу вселенной: волосы у человека подобны корням, ноги напоминают ветви, деревьям же удобнее, чтобы у них были воткнуты в землю корни, а не ветви. Таким путем Антифизис приходила к выводу, что дети ее, напоминающие дерево, растущее прямо, красивее и складнее детей Физис, напоминающих дерево опрокинутое. Что касается рук, то Антифизис рассуждала следующим образом: вывернутые руки – это даже еще лучше, оттого что спина не должна оставаться беззащитной, между тем спереди человек предостаточно наделен зубами, коими он может не только жевать без помощи рук, но и защищаться от всего вредоносного. Так, опираясь на свидетельские показания и поддержку невежественных олухов, Антифизис в конце концов перетянула на свою сторону всех сумасбродов и полоумных и привела в восторг всех безмозглых, всех лишенных понятия и здравого смысла. Затем она произвела на свет изуверов, лицемеров и святош, никчемных маньяков, неуемных кальвинистов, женевских обманщиков, бесноватых путербеев[30], братьев-обжор, ханжей, пустосвятов, людоедов и прочих чудищ, уродливых, безобразных и противоестественных.