Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 22 страница
В позднем творчестве Хармс обращается к традиции, включает поэт:А'ческое слово в контекст предшествующей художествеююй культуры, отвергаемой им ранее. Интертек стуальные связи его творчества обширны - это явные и скры тые цитаты из классических произведений, а также исполь зование творческого наследия Серебряного века. Художе ственные образы Хармса приобретают целостность и глубо кое содержание. Исследователи отмечают его «своеобразный поворот к неоклассицизму»2, обнаруживают внутреннюю
1 Скоропанова И.С. Поэзия в годы гласности. М., 1 993. С. 29.
1 См.: Мейлах М. ОБЕРИУ - Диалог постфугуризма с традицией // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1 993. С. 168.
связь новаций Хармса с находками таких крупных мастеров авангарда ХХ в., как П. Пикассо, И. Стравинский, Д. Балан чин.
Мотивы страха, обреченности человека набезвыходность существования в предельно абсурдном мире, тема извечного трагизма человеческого существования осложняется, как и у многих поэтов - современников Хармса, темой насильствен ной смерти:
Когда траву мы собираем в стог,
"
А человек, попав в острог,
и бьется головой и бесится,
и пробует на простыне повеситься...
Однако сопутствующая жизни смерть воспринимается героями Хармса как-то странно, смерть не вызывает никаких чувств, они не сочувствуют, не переживают, помещены в ва куум бесчувствия и омертвения души:
Сосед, занимающий комнату возле уборной, стоял в дверях, абсолютно судьбе покорньiй. Тот, кому принадлежала квартира,
гулял по коридору от прихожей до сортяра.
Племянник покойника, желая развеселить собравшихся
гостей кучку,
заводил граммофон, вертя ручку.
Дворник, раздумывая о превратности человеческого
|
Действия людей прагматичны и алогичны в одно и то же время, гротеск становится реальностью в той мере, в какой он связан с абсурдом бытия. Языковая стихия, в которой и совершаются главнейшие события, упрощается Хармсом до
знаковых, элеменrарных единиц. Раскрывая фундаменrальные процессы, упростившие обывательское сознание к 1930-м гr. до примитивного желания выжить, софистику и казуистику официоза, Хармс прибегает к указательным местоимениям, служащим в живой речи для замещения субстанции (вместо имени), а в философской традиции обозначающим ряд схо жих или подобных явлений:
Это есть Это. То есть То.
Это не То.
Это не есть Это.
Остальное либо это, либо не это. Все либо то, либо не то.
Что не то и не это, то не это и не то. Что то и это, то и себе Само.
Что себе Само, то может быть то, да не это,
либо это, да не то.
Комментируя принципы поэтического письма Хармса, И. Скоропанова пишет: «Вбивавшиеся в голову аксиомы от брошены, вернее - вывернуты наизнанку, и при этом дела ется вид, что их вовсе не было. Замалчивание никого не сму щает. Смена вех камуфлируется с помощью невразумитель ной казуистики, вполне адекватной абсурдистской абракадаб ры, рожденной хармсовской издевкой»1•
Зго ушло в то, а то ушло в это. Мы говорим:
Бог дунул.
Это ушло в это, а то ушло в то, и нам неоткуда выйти и некуда прийти.
Это ушло в это. Мы спросили: где ?
Нам пропели: тут
Это вышло из Тут. Чт.о это? Это То.
Текст такого рода можно наполнять и идеологическими смыслами, и иными реалиями движущейся истории. Хармс, используя возможности указательных местоимений указы-
1 Скоропа._нова И. Поэзия в годы гласности. С. 33.
вать на вещи, не называя их, создает « пустотелую форму» , содержание которой может быть любым: от метафизических категорий1 до бакалейного реестра. Емкая передача диалек тической текучести и постоянных изменений мира, воссоз дание чувства полной растерянности рационального созна ния перед неохватностью закономерностей жизни и случай ностями («Бог дунул» ), чувство неуверенности человека пе ред отчужденными силами стихий - вот в чем состояла сверх цель Хармса.
В 1930 г. Хармс пишет поэму под назван�м « Месть», в которой воссоздает диалог между Богом, апостолами, писа телями, Фаустом и Маргаритой. Противостояние между пи сателем и Фаустом оборачивается противостоянием привыч ных смыслов и бессмыслицы. Фауст терпит поражение, бес смыслица торжествует. Конфликт принимает характер стол кновения обыденного (логического, линейного) сознания и сознания творческого. Этот же конфликт лежит в основе сти хотворений Хармса «Хню», « Молитва перед сном».
Философско-поэтическая концепция Хармса к 1 930-м гг. претерпевает эволюцию, поэт стремится к целостному миро ощущению. Опираясь на традиции Вел. Хлебникова, А. Кру
ченых, творчество художников-авангардистов М. Матюши
на, К. Малевича, Хармс исходит их возможностей художе ственного мышления (в противовес научному) воспринимать мир в его целостности, которое разум не нарушает своим вме шательством. Такой предсознательный подход «рассеянным» взглядом и «расширенным» зрением Хармс называет <щис финитным»: «цис» - по эту сторону, «финитум» - закончен ность, т.е. по эту сторону законченности логики и ума. Задача видилась в том, чтобы уйти от власти привычной логики и приблизиться к первосозданному миру. В детских стихах Хармс рисует такой мир, поражающий и своей цельностью и
1 См. : Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. СПб.,
1992. с. 171.
множеством ее составляющих. Используя детскую счита.J\Ку, поэт воспроизводит детское мышление:
«Откуда я?"» Зачем я тут стою? Что вижу?
Где же я?
Ну, попробую по пальцам все предметы счесть. (Считает по пальцам) .
Табуретка, столик, бочка, Ведро, кукушка, печка, Метла, сундук, рубашка, Мяч, кузница, букашка, Дверь на петле,
Рукоятканаметле,
Четыре кисточки на платке,
Восемь кнопок на потолке.
В творчестве Хармса выявлялись новые возможности ар тефакта: структурные законы и связи между словом и кон текстом, словом и его мыслимыми интерпретациями претер певают «второе рождение» . Читатель Хармса сталкивается с несовпадением своих представлений и ожиданий от тек ста с тем, что предлагает автор в его игре со смыслами и зна ками. Стихи Хармса, используя законы языкового мышле ния, порывают с привычной логикой и устойчивыми штам пами, они «малодоступны» наивному читателю, на что ука
зывается автором в названии « Управление вещей. Стихи ма
лодоступные». Футуристско-сюрреалистические тенден ции, пародийно-иронический контекст, абстракции, улавли вающие абсурд привычной жизни, устойчивы в его творче стве.
В трагическом стихотворении « ftа смерть Казимира Ма левича» Хармс воспроизводит основные законы поэтикИ ку бизма и супрематизма, к которым относит возможность ви деть составные части предмета и на плоскости и в объеме од новременно, что «ломает» натуралистическую форму виде ния мира и дает новую практику зрения:
Памяти разорвав струю,
Ты глядишь кругом, гордостью сокрушив ЛИЦО. Имя тебе - Казимир.
<".>
Нет площади помержать фигуру твою. Дай мне глаза твои! Раствори
Окно на своей башке. Только муха - жизнь твоя и
Желание твое - жирная снедь.
Поэта завораживает «поэтика бесконечного небытия», которая равносильна поэтике абсолютного бытмя, затемлишь исключением, что в небытии возможно все, в бытии - нет. Словосочетание «бесконечное небытие» вводится как подза головок к стихотворению «Звонить - Лететь» (1 930) . Мир освобождает от законов тяготения, летят дом, собака, чело век; освобожденный мир звенит; время переходит в вечность; жизнь продолжается, но уже по совершенно другим законам:
Мы лететь и ТАМ летать Мы звонить и Там звенеть.
В 1 930-е гг. Хармс работал в условиях крайне неблагопри ятных: он отчаянно голодал, был дважды арестован, испыты вал негативное отношение со стороны официальной литера турной власти, его имя перестало появляться на страницах печати, даже в качестве писателя для детей. Он написал сти хи, рассказы, случаи, пьесы, в которых обнажался распад и разрушение оснований и символических точек опор, на ко торых держится человеческое существование. Мотив « слу чая» и « случайностю> раскрывает трагикомическую и фар совую «подкладку» жизни, которой свойственно проявлять себя «механистически». Однако в финале своих рассказов случаев автор часто вмешивается в происходящее, давая по нять, что жизнь выше и богаче всех представлений о ней, не смотря на экзистенцию ужаса и абсурдность мира. Помня максиму Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно», Хармс в сти хотворении «Молитва» просит Господа:
...Многое знать хочу,
Но не книги и не люди скажут мне это. Только ты просвети меня, Господи, Путем стихов моих.
Разбуди меня сильного к битве со смыслами, быстрого к управлению слов
и прилежного к восхвалению имени Бога во веки веков.
С помощью Л. Чуковской в 1 960 г. имя Хармса начинает появляться в печати. Он был посмертно реабилитирован. В 1 962 г. переиздана его детская книга « Игра», в 1 966 г. была поставлена пьеса «Елизавета Бам» (вначале в Варшаве, затем в Москве), в 1 978 г. выпущено собрание произведений, со храненное в рукописях. Поэтика Хармса выстроена на ало гизмах, нарушении автоматизма восприятия, смеховой эф фект возникает из-за тотального отказа от привычных дово дов. Экзистенциально-трагический характер мироощущения Х-армса выражается в мотивах ужаса перед немилосердными жизнью, временем и смертью, абсурдностью и алогизмом бытия. В конечном счете Хармс можетвосприниматься не как автор комического, а как автор трагического, которое «раз лито» повсюду, в самой человеческой жизни, не тождествен ной со «сверхцелью» разумного и совершенного бытия.
Сочинения
� Харм.с Д. Со�рание произведений: В 4 т. М., 1998.
Литература
Алексанgров А. ОБЭРИУ // День поэзии. Л., 1965.
Жаккар Ж. Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995. Мейлах М. ОБЭРИУ - Диалог постфутуризма с традицией // Рус- ский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993. С. 163-
1 70.
Скоропанова И. С. Поэзия в годы гласности. М., 1983. С. 29-34.
Флейшм.ан Л.Маргиналиикисториирусскогоавангарда.Бремен,
1975.
Объединение реального искусства, или ОБЭРИУ, вместе с молодыми ленинградскими поэтами «левого » фланга (Д. Хармсом, А. Введенским, И. Бахтеревым и др.) организо вывал Николай Алексеевич Заболоцкий ( 1 903, Казань - 1958, Москва) , поэт, чей жизненный и творческий путь во многом отразил трагические судьбы русской литературы ХХ в. Он принял участие в составлении программы и декларации груп пы, был автором манифеста, опубликованного в 1928 г. На звание группы расшифровывал как «0бЪЕ1,дИНение един ственно реалистического искусства», а «у» - это украшатель
ство, «которое мы себе позволяли». Поэт прошел путь от мо дернизма в обэриутский период творчества до классически ясного стиля в зрелый период. В настоящее время восприни мается как поэт-классик ХХ в.
Впервые стихотворения Заболоцкого « Красная Бавария»,
«Футбол» , «Поход» были опубликованы в конце 1 927 г. в ле нинградской периодике. Известность пришла после книги стихов «Столбцы» (1 929) , в которой поэт создает гротескно примитивный мир, совмещая натурализм и сюрреализм, иро нию и своеобразную философию. Автор в своих авангардные поисках, экспериментировании со смыслами соприкасается с Д. Хармсом. Нарушая привычную логику, Заболоцкий оче ловечивает животных и «анимализирует» людей. В стихотво рении «Битва слонов» поэт описывает «борьбу со смыслом», используя возможности бурлескной метафорики:
Воин слова, по ночам Петь пора твоим мечам!
<.">
Битва слов! Значений бой !
В башне Синтаксис - разбой. Европа сознания
В пожаре восстания. Невзирая на пушки врагов,
Стреляющие разбитыми буквами,
2 г121
Боевые слоны подсознания Вылезают и топчутся,
Словно исполинские малютки.
Однако торжество зауми, победившей в битве, приводит к поражению поэзии: « Поэзия, сраженье проиграв, / Стоит в растерзанной короне». Отказываясь от выработанных куль турой правил, автор обнаруживает, что «Синтаксис домики строит не те, / Мир в неуклюжей стоит красоте. / Деревьев отброшены старые правила, / ftа новую землю их битва на правила. / Они разговаривают, пишут сочинения, / Весь мир неуклюжего полон значения». Гармонизировать мир значит исказить его и проиграть битву творческого мышления с кос ностью материи, тогда как, по мысли поэта, важно воплотить парадоксальную несуразность и сочную свежесть обнаружен ной «новой земли». Работая над « Столбцами», Заболоцкий пишет стихотворение «Свадьба» (1 928), в котором прозорли вость поэтического зрения, смелые метафорические образы, статичные картины, переданные в динамике движения, сар казм и ирония автора, его любовь к бытию и беззлобный смех над его убогостью и красочной роскошью достигают сюрреа листической остроты и неожидащюсти. Пафос оды, высоко го жанра классицизма сочетается с гротескно-сатирическим стилем.
Сквозь окна хлещет длинный луч, Мf>гучий дом стоит во мраке.
Огонь раскинулся, горюч,
Сверкая в каменной рубахе
<".>
Они едят густые сласти, Хрипят в неутоленной страсти И распуская животы,
В тарелки жмутся и цветы. Прямые лысые мужчины Сидят, как выстрел из ружья, Едва вытягивая шеи
С квозь мяса жирные траншеи.
<".>
Огромный дом, виляя задом, Летит в пространство бытия.
А там - молчанья грозный сон, Седые полчища заводов,
И над становьями народов - Труда и творчества закон.
Поэт подчеркивал, что это не пародия, это - «мое зренье»1• Принцип контраста, противопоставление миров «здесы> и
«там», двухполюсность воссоздаваемой картины рождает эффект синтеза комического и трагического,. Их взаимопро никновение передается через гротеск и одновременно ис пользование «памяти» торжественного звучания одического ямба, восходящего к одам М. Ломоносова и Г. Державина. Высокая литературная лексика - «венец», « блистая», «див ный» - вступает в разительный контраст с системой «низ ких» образов и прозаизмов того «омерзительно веществен ного», которым упиваются герои «Свадьбы». Поэт утверждал, что «предмет не дробится <".> в стихах» , напротив, он «ско лачивается и уплотняется до отказа» . Характер «зрелищнос ТИ> образной картины мира, созданной Заболоцким, заклю чается в необычном ракурсе зрения. Поэт называл себя «по этом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к гла зам зрителя»2•
Творчество периода «Столбцов» связано с эстетическими поисками таких русских художников, как П. Филонов, Н. Гон чарова, М. Ларионов, уходящих от раздµобленности мира, ищу щих архетипы подсознательного и формы их выражения. Сти
хотворный орнамент изукрашен воображением автора, смело обращающегося с традиционными тропами и стилистическими фигурами. Слушая стихотворение «Движение», соратник по ОБЭРИУ И. Бахтерев вспоминал, что «думал о Филонове»3:
1 Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий. М., 1 984. С. 26.
2 Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий. С. 26.
3 Там же. С. 105.
21*
Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
|
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкает, В его блестящем животе.
В «Столбцах» проявилось резко индивидуальное воспри ятие жизни. Заболоцкий позже писал, что его темой былвраж дебный ему «хищнический быт всякого рода дельцов». В ран ней поэзии не случайно возникают черты абсурдизма, реа листическая конкретность соседствует с гиперболизацией и алогизмом образов. Поэт протестует против физиологичес ки безобразного, тупого и бездуховного бытия.
Продолжая традиции авангардистов, Заболоцкий создает в «Столбцах» негативную картину города, в котором изуро дованы и природа, и человек. Контраст природной естествен ности и городской цивилизации обозначает особое, «перевер нутое состояние» мира, где по улицам Москвы ведут под узд цы покойника, а кот кончает жизнь самоубийством. Виталь ная энергия людей и животных обессмыслена: «Нагие птицы верещали, скача неверными ногами»; «Тут пуля вьется сосун ком», а «бедный конь руками машет» . Заболоцкий использует речевые формы,;соторые подчеркивают деформацию смысла и
обнажают трагическую суть бытия. Стиль гротескного прими
тива, одноплановый синтаксис при многоплановой семантике, гротескные несовпадениямеждулексической и стилистической окраской слова и его логическим содержанием создают смыс ловую какофонию, которая как раз и отражает «реализм» абсурда и сознания «маленького человека».
Выступая в 1 936 г. в дискуссии о формализме и вынужде
но соглашаясь с обвинениями в адрес его экспериментальных стихов, Заболоцкий не отказывался от сделанного им в нача ле творческого пути. Поэт подчеркивал: «" Столбцы" научили
меня присматриваться к внешнему миру, пробудили во мне
способность пластически изображать явления. В них удалось мне найти некоторый секрет пластических изображений». В этом сборнике зарождается и основная натурфилософская тема творчества Заболоцкого - жизнь природы и человека в ней. «Столбцы» были резко встречены официальной крити кой, но высоко оценены соратниками по авангарду.
Второй сборник Заболоцкого «Стихотворения. 1 926- 1932» возбудил столь резкую критику, что уже набранный в типографии, он не был подписан к печати. Поэма «Торжество Земледелия» (1 929-1 930), опубликованная в журнале «Звез-
"
да» ( 1933, No 2-3) , былаизъята. Весь тиражжурнала был вновь
набран, но уже без поэмы Заболоцкого. Поэт, несмотря на все обстоятельства, шел путем напряженных философских и ху дожественных исканий. Поэмы «Торжество земледелия»,
«Безумный волк» (1 931), «Деревья» (1 933) , «Лодейников» (1 932- 1947) включали в себя как авангардные эксперимен ты, так и проблемы высшего смысла жизни, гармонии бытия, предельных оснований человеческого существования, свой ственные русской художественной традиции.
Последним перед арестом поэта и приговором к пяти го дамлагерного заключения былсборник « Вторая книга» ( 1 937) , в котором автор создает «поэзию мыслей», развивая тради ции Г. Державина и А. Пушкина, Е. Баратынского и Ф. Тют чева. Основная направленность лирики Заболоцкого середи ны 1930-х rr. - философская. В стихотворениях 1 936-1937 rr.
«Вчера о смерти размышляя".», «Бессмертие» (позднее полу чило название « Метаморфозы») ставятся извечные вопросы бытия. Поэт создает образ «живой архитектуры» мира, стре мится передать диалектику взаимопревращений:
Звено в звено и форма в форму. Мир Во всей его живой архитектуре - Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.
Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей;
ОБЭРИУ
Мысль некогда была простым цветком; Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то, быть может, Опять растет и мир растений множит.
Стихотворения сборника объединены идеей взаимного родства человека со всем сущим, и для поэта это не абстрак ция, а доказательная объемная картина мира. Заболоцкий перепроверяет условия бытия, баланс между мышлением и материей и с удивлением обнаруживает пульсацию мысли в самой материи. В стихотворении «Все, что было в душе".» (1 936) человек втянут в ситуацию сократического диалога между цветком и его мертвым подобием-чертежом:
И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье И как будто пытался чужую премудрость понять. Трепетало в листах непривычное мысли движенье, То усилие воли, которое не передать.
И кузнечик трубу свою поднял, и природа внезапно
проснулась, И запела печальная тварь славословье уму,
И подобье цветка в старой книге моей шевельнулось так, что сердце мое шевельнулось навстречу ему.
В марте 1 938 г. поэт был незаконно арестован органами НКВД, после жестокого допроса в течение четверых суток и содержания в тюремной психиатрической больнице получил пятилетний cpo4k исправительно-трудовых работ. С конца 1 938 г. до начала 1 946 г. Заболоцкий пробыл в лагерях Даль него Востока, Алтайского края, Казахстана, трудился в тяже лейших условиях на лесоповале, взрывных работах, строи тельстве железнодорожной магистрали и лишь благодаря сча стливым обстоятельствам и образованию устроился чертеж ником в проектное бюро, что спасло ему жизнь. За это время им было написано несколько стихотворений (« Лесное озеро»,
«Соловей»). Природа понимается поэтом как хаос и дисгар мония, торжество борьбы за выживание, побеждают сильней шие, и в этом видимость гармонии, которая является плодом
фантазий человека, а не реальностью. Но именно эта мечта фантазия преображает природу и делает ее соразмерной ду ховности человека:
Когда огромный мир противоречий Насытится бесплодною игрой, - Как бы прообраз боли человечьей Из бездны вод встает передо мной.
<".>
Так, засыпая на своей кровати, Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти, я
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
Послевоенная лирика Заболоцкого отмечена опытом же стоких испытаний, углубленным взглядом в тайны природы и человеческой души, законы социальной жизни. Создаются
такие стихотворения, как « Слепой», «Я не ищу гармонии в природе".», «Завещание». Памяти А Введенского, Д. Харм са, Н. Олейникова - друзьям по группе ОБЭРИУ - посвя
щено «Прощание с друзьями».
Стихи Заболоцкого отличаются поэтической конкретнос тью, пластикой и живописностью образов, глубоким осмыс лением проблем бытия. Стихотворение «Я не ищу гармонии в природе".», программное для поздней лирики, вступает в диалог и полемику с тютчевской традицией. Ф. Тютчев утвер ждал: «Певучесть есть в морских волнах, / Гармония в сти хийных спорах... / Невозмутимый строй во всем, / Созвучье полное в природе». Заболоцкий же говорит о противополож ных чертах миросостояния:
Я не ищу гармонии в природе. Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал. Как своенравен мир ее дремучий! В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий, Душа не чует стройных голосов.
Одухотворенность мира тем не менее передана через сис тему тропов: эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения говорят о неизмеримой сложности живущего и дышащего мира:
Но в тихий час осеннего заката, Когда умолкнет ветер вдалеке, Когда, сияньем немощным объята, Слепая ночь опустится к реке.
И в этот час печальная природа Лежит вокруг, вздыхая тяжело, И не мила ей дикая свобода, Где от добра неотделимо зло.
Размышляя о неизбежности смерти, поэт прибегает кпуш кинской традиции, но переносит акцент с бессмертной души на свое «телесное» (в преображенном виде) соприсутствие в природе:
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу Корнями обовьет, печален и суров.
Над головой твоей, далекий правнук мой, Я в небе пролечу, как медленная птица,
Я !jСПыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
Элегически-медитативные строки, написанные пяти- и шестистопным ямбом, утверждают жизнь и красоту бытия:
Нет в мире ничего прекрасней бытия. Безмолвный мрак могил - томление пустое. Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
Социально-гуманистические лейтмотивы в поэзии Забо лоцкого наиболее ярко воплощены в стихотворении « Где-то в поле возле Магадана.. . » (в печати - в 1 965) . Герои - два
старика в лагере на Колыме, у которых отнята возможность восхищаться красотой мира и тем самым участвовать в «див ной мистерии Вселенной», лишь смерть освобождает их от лагерных уз и дарует им бессмертные «созвездья Магадана» .
Жизнь над ними в образах природы Чередою двигалась своей.
Только звезды, символы свободы, Не смотрели больше на людей.
Дивная мистерия вселенной
Шла '1'1 театре северных светил,
Но огонь ее проникновенный ?
До людей уже не доходил.
<... >
Не нагонит больше их охрана, Не настигнет лагерный конвой, Лишь одни созвездья Магадана Засверкают, встав над головой.
Эти строки перекликаются с «Реквием» А. Ахматовой,
«Воронежскими тетрадями» и «Стихами о неизвестном сол дате» О. Мандельштама, лагерной прозой В. Шаламова и А. Солженицына.
В1946 г.Заболоцкий смог вернуться в Москву и в1948 г. даже опубликовать свои стихи. Полная реабилитация после довала после смерти Сталина. В 1 956-1 957 гг. поэт создает свой знаменитый лирический цикл « Последняя любовь» (10 стихо творений) . Драма любви раскрывается через параллелизм со стояний природы и душевных переживаний. Образы приоб ретают высокое символическое звучание (стихотворение