Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 6 страница
В русском символизме проявилось несколько понnманий целей творчества: символизм как путь, открывающий новые возможности поэзии, и символизм как миропонимание, как особая философия. Младосимволисты значительно расшири ли ценностно-смысловое поле русской культуры за счет ак тивного обращения к античности («дионисийство» Вяч. Ива нова), культуре средневековья и эпохе Возрождения. Обра зы, сюжеты и мотивы разных культур выступали как услов ные коды, связывающие современность и культурное насле дие. Символические мотивы и образы, максимально расши ренный ассоциативный контекст позволяли символистам интерпретировать любую эпоху и любое культурное явление в соразмерном с актуальностью смысловом ключе.
1 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1 971. С. 469.
Млаgосиftволисmы
В основе общего кризиса символизма как идейно-художе ственного течения, который обозначился в 1910-х гг. , лежало различное понимание старшими и младшими символистами основного художественного средства - символа. Вяч. Ива нов сделал доклад «Заветы символизма», А. Блок прочел от ветный содоклад, на которые В. Брюсов откликнулся статьей
«0 речи рабской в защиту поэзии». В творческой практике В. Брюсова и К. Бальмонта использовались «мирские» функ ции символа. Вяч. Иванов, А. Блок и А. Белый взяли за основу
«духовный» аспект символа, его возможности быть «посред ником» между земным и небесным, « проводником» мисти ческих чаяний, волнующих грез и прозрений, быть связую щим началом между индивидуальной волей творца и транс цендентным. Художественная практика и теоретические ра боты младосимволистов оказали решающее влияние на эпо ху постсимволизма.
Литература
Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. Кассау Ж. и др. Энциклопедия символизма. М., 1999. Па йftан А. История русского символизма. М., 1998.
Элли с. Русские символисты. К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый.
Томск, 1 996.
Эткинg А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М., 1 996.
Андрей Белый
Один из значительных русских младосимволистов, перво проходец русского модернизма - Андрей Белый (Борис Ни колаевич Бугаев, 1 880, Москва - 1 934, Москва) - обладал многогранным талантом и проявил себя как поэт, писатель, критик и мемуарист. В 1 903 г. он сблизился с кружком петер бургских символистов, возглавляемых Д. Мережковским и
3. Гиппиус, познакомился с К. Бальмонтом, сталсотрудничать с журналом «Весы». Испытав сильное влияние Вл. Соловье-
ва, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Ф. Достоевского и Г. Ибсена, стремится создать собственную теорию символизма как спе цифического миропонимания. Будучи сыном математика, Бе лый тяготел к иррациональности, от музыкально одаренной матери воспринял своеобразный «симфонизм» мышления, индивидуальный музыкальный ритм. Сложность и своеобра зие его натуры, интенсивность духовной жизни, готовность к различным амплуа и душевным испытаниям позволили М. Цветаевой назвать Белого «пленным духом», сам себя он называл «Сыном эфира».
В кругу московских символистов Белый развивал и отста ивал концепцию религиозно-философского, теургического символизма, направленного на преображение бытия и откры тие качественно новых смысловых перспектив восприятия мира. Белый - поэт-мифотворец - был убежден, что жизнь и искусство должны слиться воедино. Он выстроил триаду, синтезирующую все уровни деятельности художника-теур га: мифотворчество - словотворчество - жизнетворчество. В стремлении к принципиальному обновлению синтаксиса и ритмических структур поэтического языка, синтезу поэзии и музыки, которая мыслится как общий космогонический принцип, Белый создает «Симфонии» (1902- 1 908) .
Четыре « Симфонию> - грандиозное целое, объединенное смелой и новаторской задачей передать в поэтическом слове созерцание великой тайны мира - лика Вечной Женствен ности. В предисловии к « Кубку метелей» - четвертой «сим фонии» - Белый писал: «Я хотел изобразить всю гамму той особого рода любви, которую смугно предощущает наша эпо ха, как предощущали ее раньше Платон, Гёте, Данте, - свя щенной любви. Если и возможно в будущем новое религиоз ное сознание, то пугь к нему - только через любовь». Для художественного мышления Белого характерна религиозная терминология без собственно религиозного, воцерковленно го содержания. Ранний период творчества некоторые крити ки называют «мистериальным». В это время им были созда-
Млаgосиftволисты
ны: «Северная симфония (1 -я, героическая) » (1 904); «Возврат (3-я симфония)» (1 905); «Кубок метелей (4-я симфония)» (1 908), а также сборник «Золото в лазури» (1 904).
О четвертой «симфонии» «Кубок метелей» Эллис писал
так: «В этой симфонии Белому удалось вернуться к органи ческому, целостному переплетению всех элементов, напрячь до небывалой степени динамику образов, усложнить ритми ческий узор до неуловимой никаким анализом степени, при дать всем этим капризно-уплывающим, чтобы снова и снова вернуться в свое время, образам и видениям стройный, стро го предопределенный характер. Хаотическое нагнетание об разов, погоня оболочек вещей, лишенных сущностей, за сво ими астральными телами, сложнейшая координация путем целой сети невидимых нитей каждого с виду капризного дви жения, каждого изгиба, уклона и расщепления ради будуще го соединения, особенно же ритмическое чередование пос ледовательных приливов и отливов великого хаоса, за кото рым следует вспыхивание рожденной им звезды, - все это лишь внешний покров, еще более пышный, еще более пест рый, прикрывающий еще более безумный и трепетный по рыв экстатического ясновидения, брошенный через одну без дну к другой, влекущий все к тому же лучезарному Видению, к тому же исступленному и блаженному созерцанию Вечно Женственного, но разыгранн'ый самим же самосозерцающим сознанием, как пЬ нотам» 1• Сложность произведения обуслов
лена творческой целью: в «Кубке метелей» Белый хотел со
здать образ высшей, божественной Любви. «Чистый» симво лизм нуждался в особом сюжете, но в основе произведения лежит тривиальный любовный четырехугольник: юная кра савица Светлова, ее муж- инженер, ее идеальный возлюблен ный Адам Петрович, а также влюбленный в нее старик гене рал Светозаров. Эти символические персонажи вовлечены в космогоническую мистику с элементами и фантасмагории, и
1 Эллис. Русские символисты. С. 213.
реального городского быта. В симфонии есть картины сельс кого пейзажа, какого-то монастыря, в котором Светлова пос ле смерти идеального возлюбленного (или его безумия после дуэли) становится и игуменьей, и молодой красавицей-ведь мой, носительницей земного и небесного эросов в их антино мичном единстве. Белый привлекает христианскую образ ность («Синева Господня победила время») , включает элемен ты фольклора, для того чтобы создать многоплановость бы тия: мир реальный, полный пошлости и быта, и мир музыкаль но-символический, в котором все обыденное оборачивается своей непознаваемой, но прекрасной сутью. "'
Организованный Белым в 1 903 г. кружок «Аргонавты», куда входили С. Соловьев, Эллис, А. Блок, своим названием подчеркивал пионерский, поисковый характер «плавания» по безбрежному океану идей и образов за «золотым руном» ис тины. Сборник стихов «Золото в лазури» (1 904) отразил ха рактерное для младосимволизма мировоззрение и тип поэти ческого письма, мистические чаяния и предвестия апокалип сиса, окрашенные романтической автоиронией. Поэт исполь зует возможности образа-символа, чтобы выразить предчув ствия близящихся всеобщих изменений, знаками которых являются вспышки «золота» в небесной «лазури» , «зори». Мистицизм соединяется с гротеском, романтические воззре ния с историческими реалиями. Чрезмерный субъективизм, условность, смешение внутренней и внешней перспектив делают поэзию Белого малодоступной пониманию, необходи мо знание контекста его личной жизненной сферы: сложных и подчас драматичных отношений с А. Блоком и его женой Л. Менделеевой, атмосферы Серебряного века в целом, идей но-философских поисков поэта в области оккультизма и тео софии.
За видимой простотой некоторых образов-символов ран него Белого скрывались сложные смыслы, обогащаемые за счет придания привычным словам нового расширительного значения. Например, «кольцо» - это и солнце, и жизненный
1Уfлаgосимволисты
круг, замыкающий все смертью, и купол небосвода, и очер ченность ночной звезды кругом света, зовущего в вечность:
И ночь,и день бежал. Лучистое кольцо Ушло в небытие.
Ржаной, зеленый вал плеснул в мое лицо - В лицо мое".
Во второй половине 1 900-х гг. поэт переживает кризис прежних убеждений, угасание мистических надежд, еготвор ческий интерес обращен на трагизм современной жизни. Сборники « Пепел» (1 908), «Урна» (1 909) отразили и пережи вания революции 1 905 г., и кризис веры в философию Вл. Соловьева. В лирике появляется урбанистическая тема, окрашенная мотивами оборотничества, двойничества и оди ночества. Обращение к теме родины, имеющей для символи стов младшего поколения особое значение, у Белого отмече но чувством любви-ненависти, любви-жалости. В стихотво рении «Из окна вагона» создается безрадостная картина убо гой, нищей, богооставленной жизни:
Поезд плачется. В дали родные Телеграфная тянется сеть.
Пролетают поля росяные Пролетаю в поля: умереть.
<.. .>
И �абак, и погост, и ребенок, Засыпающий там у грудей: - Там - убогие стаи избенок, Там - убогие стаи людей.
Мать Россия ! Тебе мои песни, -
О немая, суровая мать! -
Здесь и глуше мне дай, и безвестней Непутевую жизнь отрыдать.
В сборнике « Урна» Белый прибегает к nрозаизмам герман ского метафизического словаря, выявляя иронический звук философских терминов, в сборнике «Пепел» используется
искусная полифония, многоголосие. Белый обращается к тра диции Некрасова, своеобразно обыгрывая его темы и исполь зуя его ритмы, ставшие знаком поэзии народнического на правления, как, например, в стихотворении «Родина» ( 1 908) :
Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой - Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
Формальная работа Белого над стихом сочеталась с рас ширением тематики, урбанистические мотИВ!j переплетались с темами народа и России. Основной тон сборника « Пепел» задается первым стихотворением, названным « Отчаяние».
Ощущение конца, провала, исторической неудачи, фатальной обреченности пронизывает весь сборник.
Довольно: не жди, не надейся - Рассейся, мой бедный народ!
В пространство пади .и разбейся За годом мучительный год.
Где в душу мне смотрят из ночи, Поднявшись над сетью бугров, Жестокие, желтые очи Безумных твоих кабаков, -
Туда, - где смертей и болезней Лихая прошла колея, -
Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!
Белый заявляет о себе как о крупнейшем теоретике сим волизма. Хорошо знакомый с немецким, английским и фран цузским символизмом, о чем свидетельствуют его «Коммен тарии» к сборнику «Символизм» (19 1 0), Белый сформулиро вал и создал концепцию символа и русского символизма, при влекая в свои теоретические разработкИ и философско-эсте тические построения, и многообразнейшие линии и традиции
5-1 21 81
мировой культуры, включая Платона и Плотина, Ницше и Штейнера. Значительная часть статей о русском символизме собрана в его книгах «Символизм», «Луг зеленый» (191 0) ,
«Арабески» ( 191 1). Он выступил и как литературный критик, большое значение имеют его работы «Ритм как диалектика и " Медный всадник"» (1929) , «Мастерство Гоголя» (1934) .
В журнале «Весы» Белый опубликовал свой роман «Сереб ряный голубь» , где поставил культурфилософскую проблему положения России между Востоком и Западом. С 1910 г. Бе лый увлекается теософией, он путешествует по Италии, Ту нису, Египту и Палестине.
С 1912 по 1916 г. живет преимущественно в Западной Ев ропе, сближается с Р. Штейнером, антропософское учение которого оказало воздействие на мировоззрение Белого. В 1914 г. поэт принимал участие в строительстве антропософ ского храма Гетеанума. Своему учителю Белый посвятил Ис следование « Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении со временности» (1917). По возвращении в Петербург в 1916 г. Белый публикует роман «Петербург», выразивший его основ ные историософские идеи. Новаторская стилистика романа стала эстетическим образцом для писателей-модернистов. Конфликт между отцом-сенатором и сыном, подпавшим под влияние террористов, сосредоточен на отражениях искажен ного и расщепленного сознания. Некоторые исследователи усматривают в @бразе сенатора Аполлона Аполлоновича Аб леухова пародию на культ Диониса и Аполлона у Вяч. Ивано ва1. Стилизованная, или «орнаментальная», проза Белого, ис пользованная в романе « Котик Летаев» (замысел возник в 1917, опубликован в 1 921 г.) , содержит автобиографические черты. Автор совмещает реальность с мифом, проводит па раллели между развитием сознания ребенка и этапами куль турных эпох человечества. В современной культуре Белого-
1 Ханзен-Леве А Русский символизм. Система поэтических моти вов. Ранний символизм. СПб., 1 999. С. 48.
состояния двойничества восхищался В. Набоков.
Октябрьский переворот поэт воспринял в мистическом ключе, как начало обновления человечества. На это восприя тие, вероятно, повлиял тот факт, что Белый, как и большин ство младших символистов, остро переживал ощущение все- · общего кризиса, ждал обновления мира. ЕЩе в период Пер вой мировой войны Белый пишет статьи: « Кризис жизни»,
«Кризис мысли», «Кризис культуры», несколько позже «Кри-
"
зис сознания» . Его видение мира осложнялось тем, что он
отождествлял революционные события и евангельские, что заметно в созданной им в 1918 г. поэме «Христос воскрес». В поэзии Белого этого периода появляются ноты, окрашен ные в тона надежды на преображение и всеобщее Воскресе ние.
С 1918 г. Белый участвует в работе новых советских уч реждений. В 1919 г. он становится председателем Вольной философской ассоциации в Петрограде. До 1 921 г. Белый пре подавал теорию стиха и прозы в Студии Пролеткульта, но в конце концов приходит к ощущению своей несовместимос ти с большевизмом. В 1 921 г. эмигрировал в Германию. Отъезд за границу тем не менее не считал эмиграцией. Некоторое время жил в Берлине. Во время жизни в Германии поэта по стигли глубокие разочарования, как личного плана (его жена А. Тургенева не согласилась возобновить совместную жизнь), так и мировоззренческого (дальнейшие контакты с Р. Штей нером не давали творческих результатов). В то же время имен но в 1922 г. Белый публикует много произведений: повесть
«Возврат», «Первое свидание: Поэма», «Глоссолалия: Поэма о звуке», «Записки чудака», «Стихи о России», «Путевые за метки», стихотворный сборник «После разлуки: Берлинский песенник» и очерк «Основы моего мировоззрения».
В 1 923 г. Белый вернулся в Россию и последние десять лет жизни провел на родине. Его мемуарная трилогия «На рубе-
6* 83
же №ух столетий» (1 930) , «Начало века» (1 933) , «Между №ух революций » (1 934) , написанная ритмизированной прозой,
воссоздает культуру и атмосферу Серебряного века, обще ственную жизнь России. Увлеченный автор часто искажает происходившее, субъективизм соседствует с мифотворче ством, что делает трилогию мемуаров Белого во многом фак тографически недостоверной.
Охватить поэтическим словом и символом тайну трансцен дентального поэзия Белого оказалась не в силах, но в целом его роль в русском символизме очень важна. Эллис подчер кивал, что миссией Белого явилось «показать всю безгранич ность символизма во всех его универсальных устремлениях, сделать все возможные, крайние выводы из теории художе ственного творчества как созерцания сущностей в явлениях, установить теоретически и практически все самые сложные связи символизма с чистой мистикой (вплоть до духовидения и теургии), современной научной философией и главными формами "нового религиозного сознания"»1•
Пройдя путь символиста как в творчестве, так и в жизни (о чем упоминает большинство современников-мемуаристов) , Белый и в последней своей поэме «Первое свидание» отзы вается на заветы Вл. Соловьева, создав космотеургический образ Любви к Вечной Подруге:
Так из блистающих лазурей ГХазами полными огня,
Ты запевающею бурей Забрилантилась- в меня: Из вышины - разгулы света; Из глубины - пахнуло тьмой; И я был взят из молний лета До ужаса - Тобой: Самой.
Современные критики видят в Белом представителя «ре алистического символизма», устремленного к истинной, ре альной теургии1 • Поэт утверждал: «В жизни символиста все -
1 Эллис. Русские символисты. С. 181.
символ. Не-символа - нет» - и хотел воплотить глубинные архетипы народного религиозно-мистического миропонима ния, однако возможности символизма противоречили этому грандиозно:r:�у заданию.
Сочинен ия
> Белый А. Стихотворения и поэмы. Библиотека поэта. Большая серия. М.; Л., 1966.
> Белый А. Петербург. Л.,1981.
» Белый А. Воспоминания: В З кн. // Серия литературных мемуа ров: На рубеже ух столетий. М., 1 989; НачМЬ века. М., 1990; Между мзух революций. М., 1990.
> Белый А. Символизм как миропонимание // Серия «Мыслите
ли ХХ века». М., 1994.
> Белый А. Критика, эстетика, теория символизма. Т. 1-2. М., 1994.
Литература
Андрей Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Пуб�
ликации. М., 1988.
Верлибр Е. О природе символа у Андрея Белого и Вячеслава Ивано ва // Гнозис. 1 973. No 3-4.
Лавров А. Мифотворчество «Аргонавтов>> // Миф - фольклор -
литература. Л., 1978.
Эллис. Русские символисты. Томск, 1988. С. 181 -270. Эткинg А.М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории
Серебряного века. М., 1 996.
Александр Блок
К моменту кризиса символизма в 1910 г. Блок был един ственным из символистов, кто пользовался широкой популяр ностью. Александр Александрович Блок (1 880, Санкт-Петер бург - 1 921, Петроград) , представитель младшего поколения
русских символистов, один из самых музыкальных и трагич-
1 Бычков В. 2000 лет христианской культуры: sub specie aesthetica:
В 2 т. Т. 2. М.; СПб., 1999. С. 41 6.
ных поэтов ХХ в., а также драматург и критик, занимает уни кальное место в истории русской литературы. Поэт прошел сложный путь, характерный для. художников рубежа веков. В 1 902 г. он сблизился с кругом петербургских символистов во главе с Д. Мережковским и 3. Гиппиус, которые в 1 903 г. опубликовали его стихи в журнале «Новый путь». Своих пер вых почитателей Блок нашел в Москве, в кружке «Аргонав тов», дружба-вражда с А. Белым, лидером «Аргонавтов», про должалась у Блока всю жизнь.
Прототип первого символистского цикла стихотворений, опубликованного под названием «Стихи о Прекрасной Даме» (1 904) , - Л. Менделеева, ставшая женой Блока. «Стихи о Прекрасной Даме» выявили влияние идей Вл. Соловьева. Прекрасная Дама - Вечная Женственность, Душа Мира, Веч ная Тайна, открытие которой приведет к Истине. Долг поэта - молитвенное служение, духовное восхождение, необходимое f!.1!.Я лицезрения Ее Красоты. В сборнике ощутимы настрое ния тревоги, духовного напряжения, ожидания ясного «при зыва» и поиски « ответа» и «разгадки».
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь гориз6нт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты
И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты.
Для основных принципов структурной модели цикла су щественными оказались группы образов: «Бог» и «небо»;
«ТЫ», « Она», « Прекрасная Дама»; «природа»; «поэт», которые вовлечены в космическую жизнь и жизнь «города» 1. В после-
1 Минц З. Г. Частотный словарь «Стихов о Прекрасной Даме» Ал. Блока и некоторые замечания о структуре цикла // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1 999. С. 568-698.
дующемтворчестве эти образы обогащаются новымисмыс лами и значениями. Сквозным лейтмотивом поэзии Блока сталаидея о воплощении Вечной Женственности, имеющей то божественные черты, то демонические, искаженные урод ством самой жизни и психологией современника. Поэтичес кий миф Вечной Женственности, созданный Блоком, имеет два полюса - культ Прекрасной Дамы и образы Незнакомки (стихотворение «Незнакомка» и одноименная пьеса) и Кать ки (поэма «Двенадцать») . Сквозь призму Вечной Женствен ности поэт воспринимает и родину, ее судьбУ.":
Сборники стихотворений «Снежная маска» (1 907) , «Зем
ля в снегу» (1 908) , «Ночные часы» (191 1), «Стихи о России»
(1915), цикль1 стихов «Ante Lucem», «Распутья», « Пузыри зем ли», «Город», «Фаина», «Заклятье огнем и мраком», «Вольные мысли» (написаны свободным стихом) , «Кармен», «Родина» (1 907-1916), «Ямбы» отражают сложный путь Блока от ро мантического дуализма и мистицизма ранней поэзии к воп лощению трагических коллизий русской истории, этапы пре одоления иррациональности и импрессионистичности изоб ражения и обращения к социальной действительности, пере ход от личного к общезначимому. Юный Блок - ученик и последователь романтизма, самостоятельно открывший воз можности символа для передачи глубин духовной жизни
«внутреннего человека», зрелый Блок - оригинальный поэт со своей темой о России и Любви, поздний Блок - трагичес кий поэт, который не только предчувствует, но и видит не поправимый разрыв «связи времен» , ведущий к умалению человеческой свободы и свободы художника.
Оживленную дискуссию в среде символистов вызвала поставленнаяВс.Мейерхольдом в Театре Комиссаржевской пьесаБлока«Балаганчик»( 1 906) , направленная против ил зионизма и лжемистицизма. Пьеса была воспринята как от ступничество от заветов символизма. А. Белый даже вызывал Блока на дуэль. «Балаганчик» Блок объединил еще с двумя пьесами: «Король на площади» и «Незнакомка» (обе - 1 906) ,
создав драматическую трилогию, выявляющую суть «маска радной эпохи» и ее <<Трагическую вину» в смешении «планов бытия». Именно Блок выразил противоречивый дух Сереб ряного века и определил его доминирующий цвет - цвет се ребра. Он возникает в образах «Снежной маски» и «Фаины», в снежной вьюге поэмы «Двенадцать».
В лирических произведениях Блок развивает традицию
«чистой поэзии», восходящую к В. Жуковскому, М. Лермон тову, Я. Полонскому и А. Фету. На музыкально-стиховую рит мику поэзии Блока определенное воздействие оказал городс кой романс. Самый пронзительный из символистов, лирик и романтик, Блок стал и самым трезвым реалистом во взгляде на современного человека:
Рожденные в года глухие Пуrи не помнят своего.
Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы !
Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы - Кровавый отсвет в лицах есть.
Свои первые три тома лирики Блок назвал «трилогией во человечивания». Стихотворения о чистом почитании Девы Марии, Царицы Чистой, иконы « Нечаянная радость» (одно именный сборник 1 906 г.) соседствуют с воссозданием, вос лед за В. Брюсовым, жизни большого города, где люди разоб щены, а высокое профанируется, снижается до своей проти воположности: Вечно Женственное превращается в образ Незнакомки.
Представляет интерес Блок и как комментатор своей же поэзии. В статье « Безвременье» (1 906) , анализируя психоло гию .и философию современного человека, потерявшего чув ство праздника Рождества Христова и, как следствие этого, ощущение теплого очага, собственного дома, автор цитирует свои же стихи и hогружает их в неожиданный контекст.
Там, в ночной завывающей стуже, В поле звезд отыскал я кольцо.
Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо.
Вот плывуг ее вьюжные трели, Звезды светлые, шлейфом влача, И взлетающий бубен метели, Бубенцами призывно бренча.
С легким треском рассыпался веер, Разверзающий звездную месть,
Но в глазах, обращенных на север/' Мне холодному - жгучая весть.
Автор пишет: «На сквозняках безлюдных улиц эти бродя гиточнораспяты у стен. Они встречаются глазами, и каждый мерит чужой взгляд своим и еще не видит дна, не видит, где приютилась обнищавшая душа человеческая. Только одеж ды взвиваются в лохмотьях снежной пыли. Кажется, эти люди, как призраки, поднимутся вместе с бурей в черную пропасть неба, точно полетят на крыльях. <".> Исчезает лицо, и опять кутается в снежное кружево, и опять возникает мечтой о бесконечной равнине. <".> Горе тому, кто заглядится в стек лянный, астральный взор. Он обречен на игру случайностей, на вечное кружение среди хлопьев, улетающих во мрак» 1• Позже в поэме «Двенадцать» такая же вьюга, сметающая все и всех на своем пути, будет кружить и несчастного Петьку убийцу, одного из двенадцати, готовых разрушить последние человеческие пристанища, хранящие тепло очага: « Закрывай те етажи, / Нынче будут грабежи», - и стрелять в Христа,
который движется «поступью наgвьюжной» с «кровавым фла гом».
С точки зрения Вечной Души и Вечно Женственного раз рабатывается основная тема лирики Блока - тема России, Родины. В цикле « На поле Куликовом» поэт говорит о нераз делимости собственного пути и русской истории:
1 Блок А.А. Указ. соч. С. 72.
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!