Тема: Наука в ракурсе экзистенциальной рефлексии

Тексты для анализа и обсуждения

Хайдеггер М. Время картины мира / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 41-62.

Хайдеггер М. Наука и осмысление / М., Хайдеггер // Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. ─ С. 238-253.

Круг вопросов для обсуждения:

На каком концепте сущего и истины основано существо науки Нового времени?

В чем кроется существо научного исследования, по мнению Хайдеггера?

В чем заключается специфика эксперимента как процесса науки? Каковы последствия становления экспериментальной науки?

Сущность и последствия становления науки как производства.

В чем отличие античного, средневекового миросозерцания и нововременной картины мира в перспективе научного знания? (В понимании восприятия, сущего, истины и человека)

Как выстраивается связь человека и сущего в новоевропейской картине мира?

Каково соотношение между Я (индивидуализмом) и Мы (коллективизмом) в концепте науки Нового времени?

Какова специфика гуманизма и мировоззренческих принципов, возникших на почве науки, начиная с XVII века?

Как Хайдеггер толкует понятие «теория» в перспективе языка и жизни? Насколько предложенная философом трактовка адекватна философии и науке культуре постмодерна?

В чем заключается отличие теории в значении «рассмотрения» от теории в значении «созерцания», с точки зрения Хайдеггера? Насколько эти перспективы понимания теории могут влиять на мастерство и творчество современных ученых?

Как Хайдеггер толкует тезис: «Современная наука есть теория действительного»?

Занятие 4. Семинар

Тема: Наука в измерении социума и культуры.

1. Место науки в культуре. Связь типов цивилизации и науки. Наука и система ценностей. Ценность научной рациональности. Роль науки в современной цивилизации. Функции науки в обществе: когнитивная, производительная, социальная, мировоззренческая.

2. Наука как социальный институт. Институциональные формы научной деятельности. Экономический и техногенный аспект науки. Наука как профессиональная деятельность. Дисциплинаризация науки. Наука и власть. Наука и образование (проблема трансляции знания, опыта, навыка).

3. Особенности научного познания в сравнении с обыденным, религиозным, художественным.

4. Связь научной рациональности с типом культуры. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Парадигмальные повороты в научном знании, их когнитивный, социальный и исторический смысл.

Литература

1. Бурдье Е. Начала. Пер. с фр. Н.А. Шматко. М., 1994. Ч. 3.

2. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. М., 1991.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вне научного знания. М., 1990.

4. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

5. Коммуникация в современной науке. М., 1976.

6. Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового времени. Философский аспект проблемы. М., 1989.

7. Косарева Л.М. Ценностные ориентации и развитие научного знания // Вопросы философии. 1987. №8.

8. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки. Воронеж, 1993.

9. Лейси Х. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М., 2001.

10. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

11. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. Пер. Н.А. Шматко. С-Пб., 1998.

12. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990.

13. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.

14. Наука и ценности. М., 1987.

15. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1988.

16. Познание в социальном контексте. М., 1994.

17. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI века. С-Пб., 1999.

18. Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

19. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997 или Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

20. Фуко М. Власть и знание // Фуко М. Интеллектуалы и власть. В 3 ч. Ч. 1. М., 2002

21. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С-Пб., 2000.

Занятие 5. Семинар

Наши рекомендации