Примерные зачетные тестовые задания 1 страница

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1 Укажите основной принцип античной философии:

1) теоцентризм 3) позитивизм

2) космоцентризм 4) волюнтаризм.

Ответ:_____________________

А2 Укажите школы и направления древнекитайской философии (2 позиции):

1) конфуцианство 3) даосизм 5) стоицизм.

2) джайнизм 4) персонализм

Ответ:__________________________

А3 Укажите представителей западной средневековой философии (2 позиции):

1) Фома Аквинский 3) Сергий Радонежский

2) Николай Трубецкой 4) Августин Блаженный

5) Нил Сорский.

Ответ:____________________________

А4 Одним из основных направлений философии Нового времени является:

1) эмпиризм 3) иррационализм 5) схоластика.

2) интуитивизм 4) экзистенциализм

Ответ:____________________________

А5 Укажите одну из основных работ И.Канта:

1) Никомахова этика; 3) Критика чистого разума; 5) Исповедь.

2) Левиафан; 4) Энциклопедия философских наук;

Ответ:__________________________

А6 Укажите автора концепций всеединства и богочеловечества:

1) А.Ф.Лосев 3) В.С.Соловьев 5) Н.Я.Данилевский

2) В.В.Розанов 4) А.И.Герцен 6) П.Я.Чаадаев

Ответ:_______________________

А7 Для какого направления в философии ХХ века является ключевым понятие «существование»?

1) структурализм 3) экзистенциализм 5) постмодернизм

2) прагматизм 4) неопозитивизм

Ответ:_________________________

А8 Учение о бытии, один из разделов философии – это:

1) онтология 3) антропология 5) феноменология.

2) гносеология 4) аксиология

Ответ:________________________

А9 Подход в философии, отрицающий познаваемость мира:

1) сенсуализм 3) сциентизм 5) позитивизм.

2) агностицизм 4) неотомизм

Ответ:____________________________

А.10. Метафизика – это:

1) философская школа

2) философское учение о предельных основаниях бытия и познания

3) специфическая черта русской философии

4) раздел науки

5) герменевтический опыт.

Ответ:_______________________

А.11. Укажите основные типы мировоззрения (3 позиции):

1) миф 3) философия 5) религия

2) искусство 4) политика 6) апологетика

Ответ:____________________________

А.12. Индуктивный метод познания – это метод восхождения от:

1) абстрактного к конкретному 4) от теории к практике

2) от частного к общему 5) от метафизики к диалектике.

3) от общего к частному

Ответ:__________________

Часть II

Б.1. Установите соответствие представителей и направлений в философии.

Представители: Направления:

1) Ф.Гегель а) экзистенциализм

2) Ф.Бэкон б) абсолютный идеализм

3) А.Камю в) эмпиризм

     

Б.2. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется…»

Ответ:___________________________

Б.3. Назовите основные принципы философии Возрождения (желательно 3):

1)_______________________________

2)_______________________________

3)_______________________________

Б.4. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Направления средневековой философии

примерные зачетные тестовые задания 1 страница - student2.ru примерные зачетные тестовые задания 1 страница - student2.ru примерные зачетные тестовые задания 1 страница - student2.ru

…………………………… патристика апологетика

Ответ:________________________

Б.5. Распределите перечисленное ниже следующим образом: две позиции должны представлять категории онтологии, две – гносеологии:

1) сущность и существование 3) пространство и время

2) истина и ложь 4) субъект и объект познания.

Ответ: онтология_________________________

гносеология____________________________

Б.6. Назовите основные черты русской философии (желательно 3):

Ответ: 1)__________________________

2)__________________________

3)__________________________

Б.7. Основные школы античной философии (Древняя Греция и Древний Рим). Желательно три:

Ответ: 1)__________________________

2)__________________________

3)__________________________

Часть III

Выберите одну из предложенных тем и изложите свои мысли по поводу этой проблемы:

1. Проблема человека в философии.

2. Философские взгляды Платона (общая характеристика)

3. Судьба России в русской философской мысли.

4. Античная философия (общая характеристика).

ВАРИАНТ 2

Часть 1

А1 Укажите ключевые понятия древнеиндийской философский мысли (3 позиции):

1) Брахман 3) Атман 5) Логос

2) Жэнь 4) Дао 6) Карма.

Ответ:____________________________

А2 Укажите основные принципы средневековой философии (3 позиции):

1) теоцентризм 3) пантеизм 5) монотеизм

2) гуманизм 4) догматизм 6) утилитаризм.

Ответ:_______________________________

А3 Укажите представителей философии Нового времени (3 позиции):

1) Фалес 3) Спиноза 5) Локк

2) Декарт 4) Хайдеггер 6) Августин.

Ответ:________________________

А4 Одним из направлений постклассической философии Х1Х в. является:

1) позитивизм 3) постмодернизм 5) неомарксизм.

2) структурализм 4) феноменология

Ответ:___________________________

А5 Укажите работу, написанную П.Я.Чаадаевым:

1) Что делать? 3) Философические письма;

2) Оправдание добра; 4) Государство и революция;

5) Былое и думы.

Ответ:________________________

А6 Укажите автора изречения: «Я мыслю, следовательно, существую».

1) Кант 3) Шопенгауэр 5) Гоббс

2) Гадамер 4) Декарт 6) Бердяев.

Ответ:________________________

А7 Крупнейшим представителем феноменологии является:

1) Ницше 3) Маркс 5) Макиавелли

2) Конт 4) Гуссерль 6) Сенека.

Ответ:________________________

А8 Учение о ценностях, один из разделов философии:

1) антропология 3) герменевтика 5) натурфилософия.

2) аксиология 4) методология

Ответ:_______________________

А9 Подход, абсолютизирующий чувственное познание:

1) сенсуализм 3) позитивизм 5) сциентизм.

2) агностицизм 4) дуализм

Ответ:______________________

А10 Принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира, - это:

1) монизм 3) плюрализм 5) дуализм

2) пантеизм 4) деизм 6) политеизм.

Ответ:____________________

А11 Укажите формы чувственного познания (три позиции):

1) ощущение 3) умозаключение 5) представление

2) понятие 4) восприятие 6) суждение.

Ответ:____________________________

А12 Дедуктивный метод познания – это восхождение от:

1) абстрактного к конкретному 4) от простого к сложному

2) от частного к общему 5) от диалектики к метафизике

3) от общего к частному

Ответ: ________________________

Часть II

Б1 Установите соответствие представителей и направлений.

Представители: Направления:

1. Конт а) волюнтаризм

2. Лейбниц б) позитивизм

3. Шопенгауэр в) рационализм

     

Б2 Кому принадлежит высказывание: «Я знаю, что ничего не знаю…»?

Ответ:________________________

Б3 Назовите основные понятия древнегреческой философии (желательно 3).

Ответ: 1)______________________

2)______________________

3)______________________

Б4 Запишите слово, пропущенное в схеме:

примерные зачетные тестовые задания 1 страница - student2.ru примерные зачетные тестовые задания 1 страница - student2.ru Основные направления в философии Нового времени (17-18 вв.)
…………………………………….. Рационализм

Ответ:____________________

Б5 Распределите перечисленное ниже следующим образом: две позиции должны представлять категории этики, две – эстетики:

1) добро и зло; 4) возвышенное и низменное;

2) мораль и нравственность; 5) вера и знание;

3) модус и атрибут; 6) трагическое и комическое.

Ответ: этика____________________

эстетика _________________

Б6 Назовите основные черты религиозного мировоззрения (желательно три):

Ответ: 1) ___________________________

2) ___________________________

3) ___________________________

Б7 Назовите методы научного познания (желательно три):

Ответ: 1) ___________________________

2) ___________________________

3) ____________________________

Часть III

Выберите одну из предложенных тем и изложите свои мысли по поводу этой проблемы:

1. Глобальные проблемы современности.

2. Философские взгляды Декарта.

3. Русская философия (общая характеристика).

4. Проблема веры и разума в средневековой философии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое мировоззрение и каковы его исторические типы?

2. В чем состоят особенности философского познания? Назовите основные характерные черты философского способа освоения мира.

3. Перечислите основные отличия философского мышления от мифологического.

4. Религиозная философия и религия – это одно и то же или между ними существуют принципиальные различия? Укажите их.

5. Что общего и что различного между философией и наукой?

6. Когда примерно возникла философия и в силу каких обстоятельств?

7. В чем состоят существенные различия между философией Запада и философией Востока?

8. Какова историческая связь между школами индийской философии и Священным Писанием индуизма – «Ведами»?

9. «Инь» и «Ян» - которое из этих понятий китайской философии выражает начало творчески активное и которое – пассивное?

10. Раскройте смысл ключевых понятий индийской философии: «Брахман», «Атман», «Карма», «Майя», «Нирвана». Постарайтесь вскрыть смысловые связи между данными понятиями.

11. Какую роль играет в философии конфуцианства понятие «Жень»?

12. Как вы понимаете утверждение Конфуция о том, что он ничего нового не создает, а лишь собирает старое – традиции? Действительно ли Конфуций не сотворил ничего нового?

13. Означает ли даосский принцип «не-деяния» проповедь бездействия или же здесь скрыт некий иной смысл? Какой?

14. В чем заключается принцип единства физического и психического в философских концепциях Востока?

15. Основателем какой школы китайской философии был Лао-цзы?

16. В чем сущность античного космоцентризма? Назовите его основные черты.

17. В чем суть диалектики Гераклита?

18. Как вы понимаете следующие афоризмы Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем», «Жизнь есть смерть. Смерть есть жизнь»?

19. Что общего и различного между диалектикой Гераклита и логическими построениями поздних софистов?

20. Какой философской школе античности принадлежит идея (и попытка ее логического обоснования) о целостности, неделимости и неизменности бытия?

21. Попытайтесь дать смысловое объяснение следующего афоризма Парменида: «В познании, откуда бы ни начинать, безразлично, все равно вернешься к началу, ибо истина хорошо закруглена».

22. Как вы думаете, имел ли бы Пифагор основание утверждать, что основой мира является число, если бы он не исходил из убеждения, что мир устроен по принципу гармонии? Попытайтесь раскрыть смысловую связь между этими двумя мировоззренческими компонентами.

23. К какому философскому направлению античности относится Протагор?

24. Как вы понимаете афоризм Протагора: « Каждому утверждению противостоит равносильное»? Попытайтесь провести смысловую связь с другим афоризмом того же мыслителя: «Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

25. В чем состоит смысл жизни, по Эпикуру?

26. Раскройте философский смысл афористического высказывания Эпикура: «Величайший плод ограничения желаний – свобода».

27. Почему историки философии разделили античность на два периода – досократический и сократический?

28. Излагал ли Сократ свои мысли в письменном виде? Если нет, то кто это сделал за него и в каком произведении?

29. В чем заключалось принципиальное расхождение между софистами и Сократом, приведшее к их острейшему жизненному конфликту?

30. Как называется досократическая школа античной философии, представленная именами: Фалес,Анаксимандр,Анаксимен? Кто из перечисленных философов утверждал, что первоначалом всего сущего является вода?

31. В чем заключался смысл логического постулата Демокрита об абсолютной неделимости атома? Как вы думаете, почему он приписал атому абсолютную неделимость?

32. Покажите различия в понимании соотношения общего и единичного Платоном и Аристотелем. Кто из них имел склонность к акцентированию значимости общего?

33. Почему Платон считал, что природный мир есть неистинное бытие?

34. Что означает платоновское понятие «эйдос»?

35. Раскройте смысловую связь между аристотелевскими понятиями эйдоса и энтелехии.

36. Каким образом платоновское учение об идеальном государстве сопряжено с его учением о душе? Раскройте эту связь.

37. Представителям какого слоя населения в наибольшей мере подходит, по Аристотелю, функция управления государством?

38. Перечислите основные философские направления периода эллинизма и назовите характерную черту, общую для всех них.

39. Назовите характерные черты теоцентризма.

40. Какова роль неоплатонизма в становлении христианской теологии?

41. Раскройте смысл афоризма Августина Блаженного: «Верую, потому что абсурдно».

42. Что понимается под «градом божьим» в учении Августина?

43. Что означали термины «креационизм» и «волюнтаризм» в раннехристианском мировоззрении? Какую роль они играют для принципиального отличения христианского мировоззрения от религиозных систем Востока?

44. Почему средневековое теологическое направление, противоположное номинализму, получило название «универсализма», или «реализма»? Какова логическая связь между двумя альтернативными терминами («универсализм», «реализм»)?

45. Кому из средневековых теологов принадлежит идея гармонии веры и разума?

46. На какие три основных ветви разделилось христианство в результате церковной реформации? Кто дал толчок данному процессу?

47. Назовите главные черты ренессансного (возрожденческого) антропоцентризма.

48. Чем определено название «эпоха Возрождения»? О каком возрождении идет речь? Проследите в процессе перехода к данной эпохе реализацию известного универсального закона диалектики – закона отрицания отрицания.

49. Раскройте смысл парадоксального утверждения Николая Кузанского о том, что Бог есть всё и ничто.

50. Кто из мыслителей Возрождения занимался проблемой соотношения материи и формы, выдвинутой еще Аристотелем?

51. Как вы думаете, кому из мыслителей Ренессанса принадлежит изречение: «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф»?

52. Назовите основные характерные черты эпохи Нового времени.

53. Какая общая цель объединяла противоположные философские традиции в эпоху Нового времени (ХУП-ХУШ вв.) – эмпиризм и рационализм?

54. Расшифруйте афоризм Франсиса Бэкона: «Общее согласие – самое дурное предзнаменование в делах разума». Как объяснить смысл данного афоризма с точки зрения специфики миропознания в эпоху Нового времени?

55. Что означают понятия «детерминизм», «фатализм», «индетерминизм»? Которые из этих понятий созвучны со следующим афоризмом Декарта: «Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире»?

56. В чем состоит универсальный смысл формулы Декарта «Мыслю, следовательно, существую»? Какова смысловая связь между данным изречением и проблемой самосознания?

57. В чем суть и причина механицизма материалистической философии ХУП-ХУШ вв?

58. Назовите наиболее ярких представителей антиматериалистического направления в философии ХУШ в. Укажите гносеологические основания их антиматериалистических концепций.

59. Кому из философов ХУШ в. принадлежит изречение: «Существовать – значит быть воспринимаемым»? Каким термином обозначается данная философская позиция?

60. Назовите главные характерные черты представлений о роли человека в мире в эпоху Просвещения.

61. Как вы думаете, сохраняет ли свою поучительную роль в условиях современности следующее этическое высказывание просветителя Джона Локка: «Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными»?

62. Каков мировоззренческо-психологический смысл следующего высказывания Джона Локка: «Мы все – своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, находящихся около нас»?

63. Кому из философов Нового времени принадлежит, по вашему мнению, следующее высказывание: «Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти»? Аргументируйте свое предположение.

64. Почему учение Лейбница получило название «монадологии»?

65. Постарайтесь определить, с каким современным теоретическим положением в области информатики и квантовой механики в принципе созвучно интуитивное высказывание Лейбница о том, что каждая монада несет на себе отпечаток всего вселенского строя.

66. Каким термином можно обозначить концепцию Вольтера, выраженную им в следующей сентенции: «Случайности не существует, - все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие»?

67. Дайте интерпретацию следующего образного высказывания Дидро под углом зрения просвещенческой проблемы перспектив овладения человеком природой: «Природа напоминает женщину, любящую переодеваться, - ее разнообразные наряды, от которых ускользает то одна часть тела, то другая, дают надежду настойчивым поклонникам некогда узнать ее всю».

68. Перечислите основные характерные черты немецкой классики ХУШ-Х1Х вв.

69. В чем суть «коперниканского» переворота, совершенного Кантом в теории познания?

70. В чем состоит теоретический смысл кантовского понятия «вещь–в-себе»?

71. Как вы полагаете, можно ли безоговорочно считать Иммануила Канта представителем агноститцизма? Аргументируйте свой ответ.

72. Каково соотношение теоретического и практического разума в гносеологической концепции Канта?

73. Приведите систему вопросительных предложений Канта, ответы на которые призваны дать в совокупности философия, этика, религия и антропология.

74. Что означает термин «не-Я»в философии Фихте?

75. Чье учение представляет собой систему объективного идеализма - Фихте или Шеллинга? Объясните, почему такого рода идеализм называется объективным.

76. Что означает тождество диалектики, логики и теории познания в философии Гегеля?

77. В чем у Гегеля выразилось неразрешимое противоречие между диалектическим методом и системой философских выводов?

78. В чем Маркс усматривал суть и ограниченность антропологического материализма Фейербаха?

79. Что означает в учениях Фейербаха и Маркса понятие «родовая сущность человека»? Какие пути были намечены Фейербахом и Марксом для преодоления социального отчуждения? Различие этих путей?

80. Назовите основные характерные черты «философии жизни». Почему у данного направления такое специфическое название?

81. В силу каких причин в середине Х1Х в. начался антропологический поворот в философии?

82. Кому из философов Х1Х в.принадлежит, по-вашему, следующее высказывание: «Всякий объект, как вещь в себе, есть воля, а как явление – материя»?

83. Как вы думаете, кому из философов Х1Х в. принадлежит следующее высказывание: «Никто не волен становиться христианином, никого нельзя «обратить» в христианство – сначала надо сделаться достаточно больным для этого… В глубине христианства живет злоба больных людей, инстинкт, направленный против здоровых, против здоровья. Все хорошо уродившееся, гордое, озорное и прекрасное вызывает у него боль в ушах и резь в глазах»? Аргументируйте свой ответ.

84. Кто из представителей философии жизни основал концепцию интуитивизма?

85. Что означает понятие подлинной экзистенции в философии экзистенциализма?

86. Перечислите основные этапы развития позитивизма.

87. Как называется философское направление, основанное Эдмундом Гуссерлем?

88. Какого философа можно считать основателем философской герменевтики?

89. Обрисуйте специфику русской философии Х1Х-ХХ вв.

90. Что конкретно означает диалектика всеединства в русской философии? Перечислите структурные компоненты этого единства.

91. Можно ли безоговорочно считать Чаадаева патриотом России? Если считаете, что да, то дайте обоснование вашего ответа.

92. Назовите основные характерные черты русского космизма.

93. Назовите представителей научной ветви русского космизма.

94. Что понимается под «ноосферой» в философских суждениях академика Вернадского?

95. Как в философских взглядах Николая Бердяева совмещаются между собой соборность и индивидуальная свобода личности?

96. В чем суть ленинского понимания причин кризиса научно-материалистического мировоззрения на рубеже Х1Х и ХХ веков?

97. Назовите основные категории онтологии.

98. Назовите основные законы диалектики (гегелевско-марксистского типа) и раскройте их суть и взаимосвязь.

99. В чем заключается различие между динамическими и статистическими закономерностями?

100. Перечислите основные категории гносеологии.

101. В чем различия в понимании смены научных парадигм у Куна и Лакатоса?

102. Каковы роль и место философской антропологии в структуре философского знания?

103. Перечислите основные составляющие общества как социальной системы.

104. В чем состоит культурологический подход в решении проблемы совершенного человека?

105. В чем вы видите различие между понятиями культуры и цивилизации?

106. Перечислите различные культуры в соответствии с учением Шпенглера.

107. В чем основные отличия цивилизационного подхода в осмыслении истории от формационного?

108. Что означает термин «конвергенция социальных систем»?

Примерные ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Особенности философского познания.

3. Проблемное поле философии. Структура философского знания.

4. Основные философские учения Древнего Китая.

5. Ключевые термины древнеиндийской философии: Брахман, Атман, Карма, Майя.

6. Основные понятия древнегреческой философии.

7. Досократическая философия: общая характеристика.

8. Софисты и Сократ.

9. Учение Платона о бытии, душе и познании.

10. Учения о государстве Платона и Аристотеля.

11. Основные категории философии Аристотеля.

12. Основные философские учения эпохи эллинизма.

13. Специфика средневекового мышления. Основные принципы средневековой философии.

14. Учение Августина.

15. Полемика реализма и номинализма.

16. Особенности ренессансного мышления. Основные принципы философии Возрождения.

17. Пантеистические идеи в философии Возрождения.

18. Предпосылки и основная проблематика философии Нового времени.

19. Категория субстанции в философии Нового времени.

20. Основные принципы философии Декарта.

21. Бэкон о методе познания. Учение об идолах.

22. Человек, природа, общество в концепциях французских просветителей.

23. Немецкая классическая философия: основные черты, проблематика, представители.

24. Философская система И.Канта.

25. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива.

26. Метод и система Гегеля.

27. Понятия «гражданское общество» и «государство» в политико-правовом учении Гегеля.

28. Проблема отчуждения в философской концепции Маркса.

29. Понятие воли в учениях Шопенгауэра и Ницше.

30. Специфика русской философской мысли.

31. Чаадаев о месте России во всемирно-историческом процессе.

32. Нравственная философия в России: Ф.Достоевский и Л.Толстой.

33. Концепция всеединства В.Соловьёва.

34. Русский космизм.

35. Русский марксизм.

36. Проблема человека в философии экзистенциализма.

37. Позитивизм, его исторические формы.

38. Понятие культуры и цивилизации.

39. Наука в системе культуры.

40. Роль научной рациональности в развитии общества.

41. Человек в постиндустриальном обществе.

42. Актуальные проблемы философии ХХ века.

43. Философская герменевтика.

44. Материя и дух: проблема предельных оснований.

45. Понятия «метафизика» и «диалектика».

46. Философское понимание истины.

47. Учение о бытии. Основные категории онтологии.

48. Учение о познании. Основные категории гносеологии.

49. Восток, Запад, Россия в диалоге культур.

50. Понятие общества.

51. Человек и смысл его существования.

52. Личность: проблемы свободы и ответственности.

53. Понятие ценности. Основные проблемы аксиологии.

54. Основные концепции общественного развития.

55. Проблема смысла истории.

56. Перспективы современной цивилизации.

57. Глобальные проблемы современности.

58. Философская, религиозная и научная картины мира.

59. Проблема веры и знания.

60. Роль философии в жизни человека и общества.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

1. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1) Российский образовательный портал – http://www.school.edu.ru/

2) http://www.philosophy.ru – Философский портал

3) http://www.logic.ru/Russian/vf - Электронная версия журнала «Во­просы философии».

4) http://ihtik.lib.ru – Электронная библиотека Ихтика (г. Уфа) – содер­жит архивированные текстовые файлы (монографии, учебные посо­бия, статьи, авторефераты диссертаций).

5) Philosophy.ru – интернет-библиотека Института философии РАН

окружением. Вместо этого я стремлюсь разобраться, как же устроен природный мир, социальный мир и/или я сам, то есть, я занимаю установку рефлексивности по отношению ко всему, что в этих трёх «мирах» происходит.

Начинается познание с удивления (Платон «Теэтет») – удивления по поводу того, что мир вовсе не таков, каким мне всегда представлялось; тем самым я к чему-то проявляю интерес, что является начальным условием познавательного процесса. Первая форма познания – это познание чувственное, что предполагает фиксацию восприятий, расчленение их на дискретные целостности, то есть на этой стадии имеет место сбор фактов о предмете исследования, без попыток их сгруппировать и классифицировать. При этом необходимо стремиться не привносить в чувственный опыт разного рода теоретические, идеологические, ценностные и пр. стереотипы, чтобы беспристрастно наблюдать вещи такими, каковы они есть.

Следующий уровень познания предполагает именно упорядочивание фактов. При этом познающий человек отстраняется от происходящего, стремится реконструировать пространственную структуру предмета познания или же временную последовательность событий, которые претерпевает этот предмет. Для этого он должен уметь правильно выделить из мирового целого и из совокупности полученных им наблюдений то, что его непосредственно интересует – то есть, собственно ограничить предмет исследования. Именно так работает рассудок – тот уровень человеческого ума, который «умеет» концентрироваться на чём-либо определённом и абстрагироваться от всего остального; мы добрались до второй, рассудочной, формы познания. Как писал Кант в «Критике чистого разума», рассудок несёт в себе категориальную структуру, посредством которой он связывает то содержание, что доставляет чувственный опыт, то есть рассудок упорядочивает чувственный опыт по категориям «целое – часть», «случайность – необходимость», «причина – следствие – взаимное действие», «количество – качество – мера» и пр. Гегель же в «Энциклопедии философских наук» подверг Канта критике (почему выделены именно эти категории, а не иные?) и поставил перед собой цель обосновать, каким образом все рассудочные категории друг из друга вытекают (как, например, из количества-качества-меры можно в результате взаимных превращений получить целое-часть и пр.). Таким образом, Гегель претендовал на то, чтобы построить единую науку познавательного процесса, но это возможно лишь при условии того, что мир представляет собой единую духовную субстанцию, которая развёртывается во времени. Впрочем, здесь Гегель явно опирается на Канта, который утверждал: сам рассудок не есть высший из возможных органов познания, над рассудком существует разум – уровень человеческого ума, в котором укоренена идея целостности мира, а также идея Бога и бессмертия души.

Наши рекомендации