Глава 6. божественный парадокс 3 страница
Явления „телепатии“, „душевного влияния“ и другие формы воздействия и власти души над душой, с которыми часто сталкивается общество, происходят вследствие широкого распространения оккультных знаний различными школами, культами и Учителями этих направлений в наше время.
Каждая мысль, эмоция или душевное состояние обладает со ответствующими темпами и типом вибрации.
И при желании личности или под воздействием желания других личностей эти душевные состояния можно воспроизвести так же, как можно воспроизвести музыкальный тон, заставляя вибрировать его с определенной скоростью, — так же, как можно каким-либо образом воспроизводить цвет. Зная Принцип Вибрации в его приложении к Душевным Явлениям, можно поляризовать Дух на любом желаемом уровне, достигая таким образом совершенного контроля своих душевных состояний, настроений и т. д. Точно так же можно воздействовать на дух других людей, производя в них желаемое состояние души. Короче говоря, можно обрести способность производить на Душевном (ментальном) плане то, что наука производит на физическом плане, а именно — „вибрация мысли — вибрация волн“. Этого могущества можно достигнуть, конечно, только с помощью специального обучения, упражнений, практики и т. д. Это Наука Ментальной трансмутации (Душевных превращений), одна из областей Герметического искусства. Небольшое размышление над тем, что мы рассказали, покажет ученику, что Принцип Вибрации лежит в основе чудесных проявлений могущества, являемого Мастерами и Адептами, которые в состоянии совершенно аккумулировать законы Природы, но которые, в действительности, просто используют один закон против другого, которые достигают своих результатов, изменяя вибрации материальных объектов или форм энергии, совершая таким образом так называемые „чудеса“. Как справедливо заметил один из старых Герметических писателей: „Тот, кто понял Принцип Вибрации, схватил скипетр Могущества“.
Глава 10. ПОЛЯРНОСТЬ
„Все двойственно: все имеет свои полюса, все имеет свою противоположность, похоже и непохоже — одно и то же, противоположности идентичны по природе, но различаются в степени, крайности сходятся, все истины — полуистины, все парадоксы можно сблизить“.
Кибалион.
Великий Четвертый Герметический Принцип — Принцип Полярности — охватывает ту истину, что все проявляющиеся явления обладают „двумя сторонами“, „двумя аспектами“, „двумя полюсами“, „парой противоположностей“, с многочисленными уровнями между этими двумя крайностями. Старые парадоксы, когда-либо ставившие людей в тупик, объяснимы при понимании этого Принципа. Человек всегда признавал место, схожее с этим Принципом, и стремился выразить это такими высказываниями, как, например: „Все существует и не существует в одно и то же время“, „Все истины справедливы наполовину“, „Каждая правда на половину фальшива“, „У всего есть две стороны“, „У каждого щита есть обратная сторона“ и т. д. и т. п.
Герметические учения подразумевают, что разница между предметами, кажущимися диаметрально противоположными друг другу, только в уровне. Оно учит, что пары противоположностей примиримы; „что тезис и антитезис (идентичны по природе) но различаются по уровню, и что всеобщее примирение противоположностей возможно при признании этого Принципа Полярности. Учителя утверждают, что пояснения этому Принципу можно получить повсюду (со всех сторон) и при углублении в истинную природу чего-нибудь. Они начинают с показа того, что Дух и Материя являются лишь полюсами одного и того же, причем промежуточные планы обусловлены просто уровнями Вибрации. Далее они показывают, что "ВСЕ" и "Множество" — одно и то же, с разницей, заключающейся в уровне Душевного Проявления (ментального). Так, Закон и закон — это два противоположных полюса. Аналогично, Принцип и принципы, Бесконечный Разум и конечные умы.
Далее, переходя к физическому Плану, они иллюстрируют Принцип тем, что Тепло и Холод — идентичны по природе, с разницей лишь в градусах (уровнях). Температуру множества уровней показывает термометр, причем нижние названы "холодом", а высшие — "жарой". Между этими двумя полюсами существует множество степеней "теплых" или "холодных", называйте их как угодно, вы не ошибетесь. Более высокая точка из двух всегда "теплее", тогда как нижняя — всегда "холоднее". Нет абсолютного стандарта — все дело в уровнях. Нет такого места на термометре, где кончается тепло и начинается холод. Все — следовательно — следствие более высоких или более низких вибраций. Сами тер мины — "высокий" и "низкий", которые мы вынуждены использовать — лишь полюса одного и того же — термины относительны. Точно так же и с "Востоком" и "Западом" — поезжайте во круг света в восточном направлении и вы достигнете точки, которая была указана западной при отправлении в путь, и вы возвратитесь с запада. Поезжайте на Север и вы обнаружите, что вы отправляетесь на Юг или наоборот.
Свет и темнота — полюса одного и того же, с множеством градаций между ними. То же относится и к музыкальному диапазону — начиная с "С" вы поднимаетесь все выше и достигаете следующего "С" и так далее, с той же разницей между концами доски (клавиатуры), лишь с множеством градаций между двумя крайностями. Так же и с диапазоном цвета — разница между ярко-фиолетовым и темно-красным цветами лишь в более высоких или низких колебаниях. Большое и малое — относительно. То же от носится к Шуму и Тишине. Тяжелое и Легкое также следуют этому Правилу. Аналогично Острое и Тупое. Положительное и Отрицательное — два полюса, с бесчисленными градациями между ними.
Хорошее и плохое — не абсолютны: один конец "диапазона" мы зовем Хорошим, другой — Плохим, на одном конце добро, на другом — зло. Этот предмет менее хорош, чем тот, что находится выше по уровню, но это "менее хорошее" по отношению к ниже стоящему — и так далее, причем "более или менее" определяются лишь положением на лестнице.
То же самое и в Душевном Плане. "Любовь" и "Ненависть" обычно полагаются диаметрально противоположными друг другу, совершенно различными и непримиримыми. Но приложим Принцип Полярности, и мы обнаружим, что нет такого явления, как Абсолютная Любовь или Абсолютная Ненависть, отделенных друг от друга. Оба — просто термины, применимые к различным полю сам одного и того же. Начиная с любой точки диапазона мы обнаружим "более любовь" или "менее ненависть", по мере поднятия по лестнице, и "более ненависти" и "менее любви" при спуске (это будет справедливо, независимо от того, откуда — снизу или сверху мы начинаем). Есть градации Любви и Ненависти и есть центральная точка, где "Приязнь или Неприязнь" становятся на столько бледными (неясными), что трудно разграничить их, и Страх подчиняется тому же правилу. Пары противоположностей существуют повсюду. Где вы найдете одно, там же вы обнаружите и противоположное — два полюса.
И именно этот факт позволяет Герметистам превращать одно душевное состояние в другое по линиям Полярности. Явления, принадлежащие к различным классам, не могут превращаться друг в друга, но одного класса могут изменяться, то есть может изменяться их полярность. Так, Любовь никогда не станет Востоком или Западом, Красным или Фиолетовым — но ее можно обратить, и часто обращают в Ненависть — сходным образом Ненависть можно обратить в Любовь, изменяя ее полярность. Отвагу можно превратить в Трусость, и наоборот. Тяжелые вещи можно обратить в легкие. Неясные становятся отчетливыми. Горячие — Холодными и т. д., причем превращение всегда происходит среди предметов одного типа, но различных градаций. Возьмем случай трусливого человека. Поднимая его душевные вибрации по на правлению Страх — Мужество, можно сделать его в высочайшей степени Отважным и Бесстрашным. И сходство — ленивый чело век может измениться в активного, энергичного человека (индивида) простой поляризацией в желаемом направлении.
Ученики, знакомые с процессами, с помощью которых различные школы Психологической Науки и т. д. производят изменения душевных состояний тех, кто следует их учениям, не без труда смогут понять принцип, лежащий в основе этих изменений. Но все же, когда ученик однажды осознает Принцип Полярности, и станет видно, что Душевные изменения следуют из изменения Полярности — при скольжении вдоль одного диапазона — предмет становится более легко понимаемым. Изменение заключается не в изменении природы одного предмета в природу другого, совершенно отличного, — а просто в изменении уровня одного и того же предмета — чрезвычайно важное различие. К примеру, беря аналогию из физического плана, невозможно изменить тепло в гром кость, высоту и т. д., но тепло легко можно преобразовать в холод простым снижением вибраций. Точно так же Ненависть и Любовь взаимно обращаемы; таковы Страх и Мужество. Но ни Страх нельзя преобразовать в Любовь, ни Мужество нельзя преобразовать в Ненависть. Душевные состояния разделяются на много численные классы, каждый из которых обладает своими полюсами противоположностей, по которым возможна трансмутация.
Ученик без труда поймет, что в душевных состояниях, равно как в явлениях Физического Плана, оба полюса можно классифицировать, как Положительный и Отрицательный. Так, Любовь по отношению к Ненависти Положительна, Мужество по отношению к Страху, Деятельность — к Бездействию и т. д. Также будет за мечено, что для тех, кто незнаком с Принципом Вибрации, Положительный Полюс будет более высоким по уровню, нежели Отрицательный, очевидно доминирует над последним. Тенденция Природы направлена к Доминированию активности Позитивного Полюса.
Вместе с изменением полюсов чьих-либо собственных душевных состояний посредством искусства Поляризации, явления Психического Влияния, в своих многочисленных фазах показывают нам, что принцип может быть распространен на явления, охватывающие влияния одного духа на другой, о чем так много пишется и говорится в последние годы. Поняв, что Психическая Индукция возможна, что душевные состояния можно производить Индукцией от других, можно легко уяснить, каким образом определенное душевное состояние может быть передано другой личности и, таким образом, изменение его полярности в том классе душевных состояний. Именно по этому принципу были получены результаты многочисленных "психических исследований". Например, личность "уныла", меланхолична, полна страха. Ученый-психолог, приведя свой дух к желаемой вибрации своей тренировкой воли и добившись так желаемой поляризации у себя, затем производит сходное душевное состояние у другого путем индукции, с тем, что вибрации его подымаются и личность поляризуется по направлению к Положительному краю диапазона, вместо Отрицательного, и его страх и прочие отрицательные эмоции преобразуются в Мужество и сходные положительные душевные состояния. Небольшое изучение покажет, что эти психические изменения все направлены вдоль линии Поляризации, так как изменение заключается скорее в степени, нежели в типе.
Знание существования этого Великого Герметического Принципа дает возможность ученику лучше понять свои собственные душевные состояния, равно как и других людей. Он увидит, что эти состояния — предмет уровня, и видя это, он сможет подниматься или снижать свои вибрации при желании — для смены психических полюсов, и таким образом, станет хозяином своих душевных состояний вместо того, чтобы быть их слугой и рабом. И с этими знаниями он сможет помочь товарищам разумом и применяемыми методами изменить полярность, когда таковая желательна. Мы советуем всем ученикам познакомиться с этим принципом Полярности, так как правильное понимание такового бросает свет на многие трудные предметы.
Глава 11. РИТМ
"Все втекает и вытекает, все имеет свои приливы, все поднимается и падает, качания маятника проявляются во всем, мера движения вправо является мерой движения влево, ритм уравнивает".
Кибалион.
Великий Пятый Герметический Принцип — Принцип Ритма — содержит ту истину, что во всем проявляется ритмическое движение: приток и исток, качание вперед и назад, маятникообразное движение: приливы и отливы, подобные морским: полная вода и малая вода, между двумя полюсами, проявленными в физическом (ментальном) плане, психическом и душевном планах. Принцип Ритма тесно связан с Принципом Полярности, описанном в предыдущей главе. Ритм проявляется между двумя полюсами, установленными Принципом Полярности. Это, однако, не означает, что маятник Ритма качается до крайних точек, так как последнее случается редко, в действительности трудно установить крайние полярные противоположности в большинстве случаев. Но качание всегда направлено в сторону одного полюса, а затем — другого.
Всегда есть действие и противодействие, продвижение вперед и возврат, подъем и падение, проявленные во всевозможных видах и явлениях Вселенной. Солнца, миры, люди, животные, растения, минералы, силы, энергия, разум и материя и даже Дух под чинены этому Принципу. Принцип проявляется в сотворении и да же разрушении миров, в подъеме и падении наций, в истории жизни всех вещей и, наконец, в душевных состояниях Человека.
Начиная с проявления Духа — ВСЕГО, — будет замечено, что всегда есть Излияние и Впитывание: "Выдох и Вдох Брамы", как говорят брамины. Вселенные создаются, достигают своей крайней степени материальности, затем начинают свое движение вверх. Рождаются солнца, начинается процесс регресса, через вечности времени они превращаются в мертвые массы вещества, ждущие нового импульса, который пробудит их внутреннюю энергию к действию, и начинается новый цикл солнечной жизни. И так со всеми мирами: они рождаются, растут и умирают, только для того, чтобы возродиться. Так происходит со всеми объектами, обладающими формой и очертаниями — они переходят от действия к противодействию, от рождения к смерти, от деятельности к без деятельности — а затем опять обратно. Так происходит со всеми живыми существами: они рождаются, живут и умирают, а затем опять возрождаются. Это происходит со всеми великими движениями, философиями, верами и людьми, правительствами и нациями, и все заново — рождение, рост, зрелость, упадок (декаданс), смерть, затем — новое рождение. Качание маятника всегда очевидно.
Ночь следует за днем, за ночью — день. Маятник качается от Лета к Зиме, а затем обратно. Частица, атомы, молекулы и массы материи движутся по кругу своей природы. Нет такой вещи как абсолютный покой или остановка движения — все движение под чинено Ритму. Принцип имеет всеобщее применение. Его можно применить к любому вопросу или явлениям любого из многочисленных планов жизни. Его можно применить ко всем фазам человеческой деятельности. Всегда существует ритмичное движение от одного полюса к другому. Всеобщий маятник всегда в движении. Приливы и отливы жизни — прибывают и убывают в соответствии с Законом.
Принцип Ритма хорошо понят современной наукой и считается универсальным законом в применении к материальным вещам. Но Герметисты проводят его действие дальше и знают, что его про явления и влияние распространяется и на психическую деятельность человека, и этим объясняется сбивающая с толку (ставящая в тупик) последовательность настроений, чувств и других досадных и странных изменений, которые мы замечаем в себе. Но Герметисты изучением действия этого Принципа научились избегать некоторых его воздействий путем Трансмутации. Герметические Мастера давно уже открыли, что хотя Принцип Ритма неизменен и всегда присутствует в ментальных явлениях, все же существуют два плана его проявления, весьма далеких от ментальных явлений. Они обнаружили, что существует два общих плана Сознания — низший и Высший, причем понимание этого факта дало им возможность избежать движения Ритмического Маятника, про являющегося на низшем Плане. Другими словами, качание маятника имело место на Бессознательном Плане, не затрагивая сознания. Это они назвали Законом Нейтрализации. Его действие заключается в подъеме. Это выше вибраций Бессознательного Плана психической деятельности, таким образом, чтобы отрицательные движения маятника не отразились на сознании, и поэтому они вне его воздействия. Это имеет сходство с подъемом над вещами и пропусканием их перед собой. Герметический Мастер или передо вой ученик поляризует себя на желаемом полюсе и процессом, схожим с "отказом" участвовать в обратном движении, или, если хотите, "отвержением" его влияния на них, он остается прочно в своем поляризованном положении, позволяя ментальному маятнику двигаться обратно в Бессознательном плане. Все индивиды, достигшие в какой-то степени самообладания, совершают это более или менее бессознательно, отказываясь от подчинения своим настроениям и отрицательным душевным состояниям, они применяют Закон Нейтрализации. Мастер, однако, совершает это значительно профессиональнее и, пользуясь своей Волей, достигает степени Равновесия и Душевной стойкости, почти невероятной для тех, кто позволяет себе качаться взад и вперед, психическим маятникам настроений и чувств.
Важность этого будет оценена любой мыслящей личностью, сознающей, какими созданиями настроений, чувств и эмоций являются большинство людей, и как мало самообладания проявляют они. Если вы остановитесь и поразмыслите минутку, вы поймете, как часто эти движения Ритма действовали на вас в вашей жизни — как период Энтузиазма сменялся неизменно противоположным чувством и настроением Депрессии (подавленности). Или как ваши настроения и переходы Мужества сопровождались такими же настроениями Страха. И так всегда было с большинством людей. Приливы и отливы чувств всегда поднимают и отпускают их, но они никогда не подозревали о поводе, ни о причине психических явлений. Понимание действия этого Принципа дает ключ к власти над этими ритмическими движениями чувств и возможность познать себя лучше и уйти от унесения этими приливами и отливами. Воля выше проявления этого Принципа в сознании, хотя сам Принцип не нарушим. Мы можем избегать его воздействия, но несмотря на это Принцип действует, Маятник всегда качается, хотя мы можем спастись от того, чтобы он увлек нас за собой.
Есть другие признаки действия этого Принципа Ритма, о которых мы хотим сейчас поговорить. В его действие входит и то, что мы называем Законом Уравновешивания. Одно из определений или значений этого слова — уравновешивание, — "служить противовесом", именно в этом значении и пользуются Герметисты этим термином — именно на этот Закон, когда он гласит: "Мера движения вправо является мерой движения влево", ритм уравновешивания.
Закон уравновешивания проявляется в том, что движение в одном направлении определяет движение в противоположном или к противоположному полюсу — одно балансирует другое, служит ему противовесом. На ритмическом плане мы обнаруживаем множество примеров этого Закона. И тот же закон. Маятник часов совершает определенное движение налево, затем — равное рас стояние направо. Времена года уравновешивают друг друга таким же образом. Приливы и отливы следуют тому же закону. И тот же закон проявляется во всех явлениях Ритма. Маятник с короткими движениями в одном направлении не дальше отклоняется и в обратном направлении, тогда как большее движение вправо неизменно влечет большее движение влево. Объект, запущенный на определенную высоту, должен пройти то же расстояние при воз вращении, сила, с которой снаряд запускается вверх на милю, воспроизводится при его возвращении. Этот закон постоянен на физическом плане, как вам покажут ссылки на образцовые авторитеты.
Но Герметисты ведут его еще дальше. Они учат, что человеческие душевные состояния подчинены тому же Закону. Человек, получивший глубокое наслаждение, подвержен глубокому страданию, тогда как тот, кто чувствует горе не столь сильно, способен испытать небольшую радость. Свинья мало страдает душевно, но и наслаждается весьма мало — она уравновешена. С другой стороны, некоторые животные чувствуют сильные радости, но их нервный организм и темперамент заставляет их испытывать и страдания в весьма сильной степени. То же относится и к Человеку. Существу ют темпераменты, дающие возможность лишь низких степеней наслаждения, и равно небольших степеней страдания, тогда как другие дают возможность наиболее сильного наслаждения, но вместе с тем весьма сильного страдания. Действует такое правило, что способность к боли и удовольствию в каждом типе сбалансирована (уравновешена). Здесь полностью проявляется Закон Уравновешивания (компенсации).
Но все же Герметисты идут в этом вопросе еще дальше. Они считают, что прежде, чем человек сможет испытать определенную радость или степень удовольствия, он должен быть пропорционально далеко к другому полюсу чувств. Они утверждают вместе с тем, что Отрицательное предшествует Положительному, в данном случае, то есть, что после испытания определенной степени наслаждения вовсе не следует то, что называли бы "расплатой за него" с соответствующим уровнем страдания, наоборот, наслаждение — это движение Ритма, соответствующее Закону Компенсации, на уровне страдания, испытанного прежде, либо в настоящей жизни, либо в предшествующих перевоплощениях. Это бросает новый свет на проблему Страдания.
Герметисты полагают цепь жизней непрерывной, и так образующей часть одной жизни индивида, что впоследствии понятно такое ритмическое движение, тогда как она не имела бы смысла, не допусти мы достоверности перевоплощений.
Но Герметисты утверждают, что Мастер или передовой ученик способны в значительной степени ускользнуть от движения к страданию указанным ранее способом нейтрализации. Поднимаясь на более высокий план, они избегают и спасаются от большей части жизненного опыта, приходящего к обитающим на низших планах.
Закон Уравновешивания играет роль в жизни мужчин и женщин. Будет замечено, что каждый расплачивается за все, чем он обладает или в чем нуждается.
Если он что-то имеет и ему чего-то недостает — то баланс подведен. Никто не может "сохранить пени и получить кусочек пирога одновременно".
Все имеет свою приятную и неприятную сторону. За вещи, которые приобретаются, заплачено потерянным. Богатый обладает многим, что не недостает бедному, в то время как бедный часто обладает вещами, недоступными богатому. Миллионер может обладать склонностью к пиршеству и богатству, с помощью которого может получить все деликатесы и роскошества своего стола, в то же время ему недостает аппетита, чтобы наслаждаться таковы ми. Он завидует аппетиту и пищеварению рабочего, которому не достает богатства и наклонностей миллионера и который получает больше удовольствия от своей простой пищи, чем может получить миллионер, даже если бы он с его аппетитом был пресыщен, а его пищеварение — не расстроено, так как желания, склонности и привычки — различны. И так во всей жизни. Закон Равновесия всегда в действии и всегда проходит сквозь время, даже если множество жизней потребуется для возвратного Движения Маятника Ритма.
Глава 12. ПРИЧИННОСТЬ
"Каждая причина имеет свое следствие, каждое следствие имеет свою Причину, все совершается в соответствии с Законом; случай — лишь название непознанного Закона. Существует множество планов Причинности, но ничто не избежит Закона".
Кибалион.
Великий Шестой Герметический Принцип — Принцип Причины и Следствия — заключает ту истину, что Закон распространяется на всю Вселенную, что ничто не происходит случайно, что случай — лишь обозначение существующей причины, но не познанной или неосознанной, что явления непрерывны без исключений или разрывов.
Принцип Причины и следствия лежит в основе всего научного мышления, древнего и современного, и провозглашен он был Учителями Герметистами в древнейшие дни. Хотя многочисленные и разнообразные споры между различными школами мысли возникали с тех пор, полемика шла, главным образом, в деталях действия Принципа, а еще чаще — о значении определенных терминов. Основной принцип Причины и Следствия признавали справедливым практически все мыслители мира, достойные этого звания. Думать иначе — означало бы исключить все явления вселенной из сферы Закона и Порядка и предоставить их во власть чего-то воображаемого, что люди назвали "случаем".
Небольшим рассуждением можно показать, что нет такой вещи, как чистый случай. Вебстер определяет слово "случай" следующим образом: "Предполагаемый фактор или тип деятельности, отличный от силы или цели; действие или деятельность такого фактора — событие, случайность, авария и т. д.". Но небольшое раз мышление покажет вам, что не может быть такого фактора, как случай, в смысле чего-то внешнего по отношению к Закону — чего-то вне Причины и Следствия. Как может существовать что-то действующее в необычном мире, свободном от законов порядка и преемственности последнего? Такое "нечто" было бы совершенно независимо от упорядоченного мира и поэтому превыше его. Мы не можем ничего себе представить вне ВСЕГО, что было бы вне Закона, поскольку ВСЕ — само по себе Закон. Нет места во все ленной для чего-то внешнего и независимого от Закона. Существование такового "нечто" обратило бы в ничто все естественные законы и ввергло бы мир в хаотический беспорядок и беззаконие.
Тщательное изучение показывает, что то, что мы называем случаем, — лишь выражение, относящееся к неясным причинам, которые мы не можем познать. Слово "случай" возникло от слова, означающего "упасть" (как падение кости), идея, означающая, что падение кости (игра в кости) и многие другие случайности являются событием, которое нельзя отнести к какой-либо причине. Именно в этом значении обычно употребляется этот термин. Но при более пристальном изучении предмета обнаруживается, что нет какого бы то ни было случая при падении кости. Каждый раз, когда кость падает и показывает определенное число, оно подчиняется закону, настолько же непоколебимому, как и те, что управляют вращением планет вокруг солнца. За падением кости существуют причины или цепи причин, уходящие глубже, чем может следовать ум. Положение кости в коробке, величина мускульной энергии, выразившаяся в броске, положение стола и т. д. и т. п. — все это вот причины, действие которых можно увидеть. Но за эти ми видимыми причинами существуют еще цепи невидимых, пред шествовавших причин, причем, все они оказали влияние на число кости, которое оказалось наверху.
Если бросать кость много раз, обнаружится, что числа будут выпадать почти равное количество раз, т. е. будет равное число двоек и т. д., которые будут наверху. Подбросьте в воздух монету, и она упадет либо "орлом", либо "решкой", но при достаточном количестве бросков орлы и решки выпадут почти равное количество раз. Это — действие закона "усреднения" (среднего). Но как средний так и единичный броски подчиняются закону Причины и следствия, и как мы можем видеть из предыдущих случаев, ясно видно, что просто невозможно, чтобы кость упала иначе, нежели это произошло при одних и тех же обстоятельствах в одно и то же время. При тех же причинах последовали бы те же результаты. Всегда есть "мотив" и "почему" в каждом событии. Ничто ни когда не случается без причины или даже цепи причин.
У тех, кто изучает этот принцип, возникает некоторое смущение при мысли, что они не могут объяснить, как одно может вы звать другое, т. е. быть "творцом" другого. Как правило, ни один "предмет" никогда не вызывает, т. е. не "творит" никакой другой предмет. Причина и следствие имеют дело лишь с "события ми". "Событие" — это то, что приходит, поступает или случается как результат или следствие предшествующего события. Ни одно событие не творит другое, а лишь является звеном, предшествуя в огромной упорядоченной цепи событий, проистекающей из творческой энергии ВСЕГО. Существует и преемственность между все ми событиями — предшествующими, следующими и последующими. Существует связь между всем, что происходило прежде и впоследствии. Камень, сорвавшись с горы, проломил крышу в коттедже в долине. На первый взгляд мы считаем это дело случая, но при исследовании предмета мы обнаружим огромную цепь причин за этим случаем. Во-первых, был дождь, который, смягчив почву, поддерживавшую камень, кроме этого было действие солнца, других дождей и т. д. и т. п., которые постепенно отделили кусок камня от скалы, далее существенной причиной образования горы и ее сдвига может быть землетрясение и т. д. до бесконечности. Да лее мы можем исследовать цепь причин дождя и т. д. Далее мы могли бы рассмотреть существование крыши. Короче, мы вскоре обнаружили бы себя погрязшими в болоте причин и следствий, из которого мы вскоре постарались бы выбраться.
Так же как человек имеет двух родителей и четверо прародителей, 16 прапрародителей — родителей и т. д., скажем до сорока поколений, когда число предков дошло бы до нескольких миллионов — так же и с причинами, стоящими всегда даже и за пустяшными событиями или явлениями, такими, как полет крошечного кусочка копоти перед глазами. Не так легко проследить его путь с древнейшего периода, когда он был частицей мощного ствола де рева, который впоследствии превратился в уголь и т. д., до тех пор, пока он не пролетел перед вами по пути к дальнейшим приключениям. И могущественная цепь причин и следствий привела его в настоящее состояние, причем последнее опять-таки одно из звеньев в цепи событий, которые повлекут за собой другие события еще сотни лет после настоящего времени. Одним из ряда событий, связанных с частичкой копоти, было написание этих строк, вследствие чего пришлось выполнить определенную работу наборщику, и аналогично, корректору, и которые вызовут определенные мысли у вас, а также у других, которые, в свою очередь по действуют на других и т. д. выше мыслительных способностей человека — все из-за полета крошечного кусочка копоти, причем все это показывает относительность, а также взаимосвязь явлений, и дальнейшего факта, что "нет великого, нет малого в Разуме, который является причиной всему".