Немецкая классическая философия.
Кант. Мир можно разделить на мир ощущений и мир вне нас.
Человек — вещь-в-себе (= ноумен — сущность вещи, якобы не познаваемая из опыта, не воспринимаемая чувствами; противопол. феномен).
Мы можем делать науку не о вещах, а о наших представлениях о вещах.
Вопрос: что является фундаментом истинного знания?
Пространство — вещи (вне нас).
Время — процессы (внутри нас).
Благодаря пространству и времени мы можем строить разные модели мира вокруг нас, но мы никогда не сможем познать вещь-в-себе. Между внешним миром и «мной» стоят органы чувств, которые перекодируют наше представление о мире.
Пространство и время — фундамент, заложенный в нас при рождении. Мы можем построить единую для всех систему знаний.
Проблема границы человеческого разума. Антиномии (противоречия между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путём) чистого разума: 1) Бог есть — Бога нет. Ответить на этот вопрос невозможно, ибо возможно обосновать либо одну, либо вторую точку зрения. 2) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве — мир бесконечен во времени и пространстве (средняя плотность Вселенной: ). 3) Существуют причины — нет никаких причин. 4) Атомы есть — атомов нет. Есть ли самое маленькое неделимое во Вселенной или можно делить до бесконечности?
Человеческое поведение должно быть разумным, рациональным. Должны быть критерии. Люди должны жить честно. (Такой подход в принципе невозможен). Люди отвечают только за свои поступки, а не за их последствия.
Фихте. Ученик Канта. Он стал копать под его фундамент.
Наше сознание само себя утверждает в некоторый момент. Сознание не врожденно. Возникает осознанное «я» и осознанное «не я».
«Замкнутое торговое государство». Европа грабит весь мир. Мир расслоен на самых богатых (запад), самых бедных (юг) и средних (мы и т.д.) Причина конфликтов — неравномерность. Государство должно быть самодостаточным, решать свои проблемы само. Свою территорию либо расширить, либо сузить, чтобы она не пропадала впустую.
Цель — удовлетворить потребности населения. Но за счёт этого не будет роскоши у высших слоёв населения.
Фихте придумал лить деньги из дешёвого металла, чтобы ограничить импорт.
Нет модели экологически-достаточного государства (чтобы не разрушать природу).
Гегель. Задача: философия в динамике. Основы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей,
закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Карл Маркс и Энгельс. Принципиальное отличие Маркса от Гегеля: Гегель верил в дух, Маркс считал, что всё это эфемерно (скоропроходяще, непрочно). Гегель хотел построить тотальную, всеохватывающую философию. Маркс и Энгельс не преследовали этой цели. Деление философских течений на 2 лагеря: материалисты и идеалисты. Маркс считал, что развитие общества — это определённые производственные силы: люди, приборы и т.д. Над производственными силами — производственная машина, т.е. то, как этими силами управлять.
Вначале был первобытнообщинный строй. Затем — рабовладельческий строй. Разделение на 2 класса: рабов и господ. (Социально-экономические формации). Противоречие между производственными силами и производственными отношениями (конфликт рабов и господ, страх бунтов). Возникает феодализм: крестьяне и феодалы. Рабу ничего не принадлежит, он сам — вещь, а крестьянину принадлежит земля и т.д. Но крестьянин не может менять своего хозяина. В Англии уничтожают бродяг (борются с лишними людьми). Капиталистический строй: рабочие (продают свой труд, могут перейти с одной фабрики на другую) и их начальники.
Маркс — первый футуролог. Пытался предположить то, что будет, опираясь на то, что было. Следующая гипотетическая формация — коммунизм. Конечная точка развития общества. (переход между формациями — революция, социальное потрясение). Последняя революция произойдет тогда, когда рабочий класс настолько разовьётся, что сможет взять управление в свои руки. «От каждого по способностям — каждому по потребностям». Маркс не понимал, что все люди разные. Есть люди, которые не хотят работать, но хотят есть и надкусывать. Ещё Марксу не удалось предвидеть кризис перепроизводства (очень хороший менеджмент привёл к краху экономики).
Маркс говорил о прибавочной стоимости (почему производство приносит прибыль).
Артур Шопенгауэр. Говорил, что вырожденные философские модели до него не имели к человеку никакого отношения.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1889-1900 — родился - сошёл с ума - умер). Работа «Воля к власти». Вместе с «Майнкампфом» привели ко Второй Мировой войне. Поэтический образ белокурой бестии как идеала того, к чему должен прийти человек. Раньше был доморальный век, когда люди оценивали поступки по последствиям, а не по самим поступкам.
Говорил о происхождении слов. Слова, которые характеризовали человека с физической стороны, имели и эмоциональную окраску: худой человек («плохой»), добрый молодец («сильный, здоровый»).
Падающему надо помочь упасть, больному не надо помогать, считал Ницше. Надо освободить место для сверхчеловека.
Человек не должен себя сдерживать, считал Ницше.
Новый век — внеморальный. Будет жить сверхчеловек, которому ничего не будет мешать. Сверхчеловек может родиться в любой стране. Общество должно создать все условия для развития личности.
В других религиях мораль исходит из религии («Почему нельзя? Бог не велит»). В христианстве не так.
У Ницше — мораль сверхчеловека. Ницше говорил «Бог умер». Ещё до него пытались объяснить всё с помощью науки, без религии. В XVIII в. течение деизм (религиозно-философское учение, допускавшее существование бога только как первопричину мира и отвергавшее его дальнейшее влияние на природу и общество): Бог создал мир и ушёл из него.
Ницше говорит, что Бог стесняет нашу свободу.
XX в. — век возрождения неоязычества. 2 течения: коммунизм (борьба с религией) и национал-социализм (фашизм) (вместо религии масонская символика). Основа таких течений — лозунг Ницше «Бог умер».
Ницше говорит о том, что каждый народ по-своему говорит о добре и зле, и другой народ это не понимает. Так народ сохраняет свою идентичность.
Философия должна быть не догмой, а живой.
Ницше объявил Бога отцом лжи. Из этого следует, что любое научное знание имеет право на существование. Ницше пытается рассматривать мир с помощью божественных случаев (вероятности). Эйнштейн ответил, что Бог не играет в кости.
Зигмунд Фрейд. Не допускает вольного истолкования. Базируется на естественно-научных знаниях.
Сознание — отражение человеческой деятельности в форме языка (философское определение).
Есть 3 состояния психики: больное, здоровое и пограничное.
Функциональная асимметрия коры головного мозга |
Левое полушарие — рациональное. Правое — эмоции, секс. Целостность нашего сознания достигается с помощью баланса и конфликта левого и правого полушарий.
В философии возникло направление психоанализа. «Всё, что у психически больного мы видим в явной, отчётливой форме, мы должны наблюдать и у здорового в скрытой, завуалированной форме». Это основной тезис психоаналитиков. Нормальный человек может найти у себя все расстройства. Ненормальный — 1 или 2.
Про Фрейда. Сломал тот культурный барьер, который был в обществе по отношению к сексу. Сексуальная революция изменила мир и в лучшую, и в худшую сторону. Фрейд считал, что общество стесняет человека в сексуальном плане, делает из него закомплексованное существо.
Фрейд читал лекции по своему предмету. Изобрёл хирургическую офтальмологию. Друг украл у него идею про никотин и операции на глазу. Фрейд стал работать психиатром. Участвовал в первом опыте по гипнозу. Пришёл к выводу, что человеческое поведение определяется не только разумом. Есть то, что мы не контролируем. Когда человек пытается это контролировать, то он начинает придумывать сказочку о своём поведении и свято в неё верит.
Есть несколько толкований учения Фрейда, нет окончательного варианта.
Фрейд чётко говорил, что нельзя всё свести к сексу. Просто он изучал только эту область |
Откуда возникает психопатология, конфликт, что делает человека несчастным?
Если человек делает то, что нельзя и не знает, что это нельзя, то конфликта не возникает, если знает, то конфликт возникает.
Карл Густав Юнг. Утверждает, что сверх я — архетипы сознания (передаются по наследству) — основы поведения (русский — разгильдяй, еврей — несчастный, немец — педант). Влияние социума значительно важней, чем биологическая предрасположенность.
Эрих Фромм. Работы 2-х типов: популярные и научные. «Адольф Гитлер — клинический случай некрофилии». Некрофилия — психическое расстройство, но есть пограничное состояние. Такие люди идут работать на кладбище, в морги, в патологоанатомы.
Отождествление неживого с живым (пример: любовь к автомобилю). Тотальное разрушительство. Получение удовлетворения от умерщвления. Жестокость ради жестокости. Детская жестокость спровоцирована биологическими причинами и кинематографом.
Работа «Иметь или быть?». 2 способа изучения предмета: «быть» — записывать самое важное, готовиться к лекции; и «иметь» — студент списывает или имеет полный конспект лекций, но не знает его. Этот вопрос актуален и во властных структурах.
О семейной жизни. Главная проблема — неполные семьи. В 1914 г. — I Мировая война, затем — II Мировая война. Демографическая яма и определённые стереотипы. Одна женщина — норма. Мальчик не может подражать отцу. Девочка не против развала семьи.
Фромм считает, что ни один родитель не может заменить двоих сразу. У мамы — базисная функция, безапелляционная любовь к ребёнку. Фромм считает, что любящая мать — большое счастье.
Вектор развития задаёт отец. Папину любовь можно заслужить, а от папиной ненависти можно избавиться (сделав то, что он хочет). Отец готовит нас ко взрослой жизни.
Работа «Философия любви». Проблема виртуального общения. Общаясь с Интернетом, человек разучивается общаться вживую.
Русская философия
Философии как таковой не было, т.к. авторы — это 2-3 человека, а философские работы были. Мало кто обсуждал вопросы философии. Люди боялись говорить. Первый русский философ — И.Н.Карамзин.
15 октября 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое философское письмо Чаадаева. Русское общество раскололось на западников и славянофилов. И те, и другие не правильно поняли Чаадаева. Сам Чаадаев не принадлежал ни к западникам, ни к славянофилам. Он первый проводил сравнительный анализ культур на уровне духовных особенностей каждого народа. Но Чаадаев был далёк от народа. Он даже с трудом изъяснялся на русском языке.
В европейских странах, по мнению Чаадаева, общество уже устоялось, люди научились жить вместе, жить хорошо. А Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку. Чаадаев говорит, что мы загрязняем, не бережём то, где мы живём. В этом плане прослойка горожан даже хуже, чем другие народы России, например калмыки.
В России ничего не было в прошлом, на что мы могли бы обратить внимание. Вначале варварство, потом жестокое правление, крепостное право и т.п. Мы ничего не можем явить миру. Европа была вся едина. У нас не было ничего такого, что объединило бы народ. Нас связывает не духовное единство, а географический фактор. Необходимо, чтобы каждый из нас пытался поймать нить родства. У нас нет ничего собственного, всё заимствовано. Мы побираемся у Европы.
В начале XX в. среди интеллигенции было широко распространено помогать народу, просвещать его.
Россия претендовала на роль нравственного идеала, а Европа считала всё это варварством.
Чаадаев для русской философии наше всё, так же, как и Пушкин для русской поэзии.
У России нет вклада в мировую культуру. У нас нет мировоззрения. Мы ничтожны и заимствуем всё.
Чаадаев говорит, что православие — не то христианство для России, но смена религии — ещё хуже. Мы должны развивать идеи православия и надеяться. Чаадаев говорил, что предпочитает бить, оскорблять Родину, но только не обманывать. Он говорит не то, что выгодно, а то, что он видит.
Николай I объявил Чаадаева сумасшедшим (провозгласил своим указом). Он стал самым запрещённым русским философом. Запрет отменили только в начале XX в.
Несчастье Чаадаева в том, что он не знал русской истории (у него не было учебников, не преподал гувернёр), поэтому считал, что её нет.
Данилевский «Россия и Европа». Мысли Чаадаева. Сравнение было бы корректным, если бы сравнивались одинаковые «весовые категории». Существует несколько культурно-исторических типов (~9). Они живут и умирают. Первый выделил культуру индейцев Майя как культурный тип. У каждого типа выделяется особенность. Например, у греков воспевается красота, у римлян — право (стало основой мирового права), у германцев — наука, познание окружающего мира. У России культурно-исторический тип появился недавно. Мы приняли христианство в IX в., когда в Европе уже были университеты. Мы не хуже других, мы просто ещё дети на своей стадии развития. Россию XIX в. логично сравнивать с Европой IX в. И мы тогда будем уже никак не хуже.
Российский тип уникален. Он интегрирует в себя другие типы, другие культуры. У нас 3 фишки: православие (не было межконфессиональной борьбы), мы помогали другим народам (например, грекам спастись от турок). Европа — пишет Данилевский — географическое понятие. Нас не должен волновать вопрос, Европа мы или нет. Мы не Европа, потому что мы НЕ ЕВРОПА.
То, чем восторгался Чаадаев, — это уже увядание, осень Европы. А мы ещё молодые и крепкие.
В.С.Соловьёв. Пишет сознательно, с юмором.
Сверхчеловека не будет никогда! Ницше говорит, что надо убрать «сверх-Я». Аристотель: «Сверхчеловек либо Бог, либо животное».
Русский космизм. Направление, не имеющее аналогов в мире. Первый русский космист — Фёдоров. Предложил клонировать человека. Мы должны вернуть родителям долг — возродить их после смерти. Сейчас уже ставятся такие эксперименты.
К.Э.Циолковский. Жёсткий математический рационализм. Человек — страдающее существо. Чтобы оно не страдало, надо лишить его тела. Человек должен превратиться в эфемерное существо, которое может достигать других планет и т.д. Всё живое на планете должно быть уничтожено.
Сейчас существуют прообразы этих эфемерных существ — цифровые личности.
В.И.Вернадский. Проскрещивал многие науки. Работа «Научная мысль как планетарное явление». Поставил вопрос: почему жизнь должна была возникнуть, почему она не была извечно во Вселенной? Сейчас эта идея очень популярна.
После революции в 1921 г. Ленин подписал декрет о высылке контрреволюционеров за рубеж. Пострадали многие русские философы. Но те, которых не расстреляли, нашли своё место за рубежом. Так они развивали свои идеи, принося прибыль.