Он служит средством общения или связи между особями, или индивидами, объединенными в коллективы.
Научная и философская проблема языка.
Наука лингвистика главным образом интересуется особенностями функционирования языка, независимо от вопроса его природы.
Уточняя различие между философским и научным подходом к проблеме, можно сказать, что лингвистика точно описала структуры языка, то есть она разложила его на элементы и определила отношения между ними (фонетические, грамматические, синтаксические и т. д.).
Научная проблема – это исследование связей элементов языка между собой.
Исследуется фонетика, грамматика, транскрипция, стенография, письмо для слепых, изучается воздействие социальных факторов на язык.
Существуют многочисленные отрасли языкознания, изучающие языки мира, их семьи и группы: арабистика, германистика, романистика, славяноведение, финно-угроведение и др.
Особую область языкознания составляет интерлингвистика, изучающая международные языки как средство межъязыкового общения.
Эсперанто – искусственный международный язык. Создан в 1887 году.
Языкознание начало развиваться на Древнем Востоке, в Древней Индии (Панини, 5 - 4 вв. до н.э.), Древней Греции и Риме (Аристотель).
Научные направления складывались в начале 19 в. в Германии, России и других странах (В. Гумбольдт, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков и др.).
Философская проблема
Но подобный научный анализ оставляет незатронутой основную проблему, поставленную языком. Безусловно, язык состоит из элементов, взаимоотношения которых можно определить, но самое главное, что его характеризует, – это то, что язык имеет смысл.
Поэтому основная проблема не та, которая исследует связь элементов между собой, а та, которое отсылает всю систему этих элементов к тому, что эта система означает.
Обычно говорят, что язык – знак мысли.
Но если возможно научно-объективным способом определить систему знаков, организованных языком, то намного сложнее научно определить мысль, которую обозначает язык.
В связи с этим стоит отметить как важнейшее для философии языка признание некоторых лингвистов, считающих, что описание означаемого (то есть того, что означает язык и что называют мыслью или еще как-нибудь) является слабым местом в изучении языка.
Философски фундаментальная проблема – это проблема отношения языка к тому, знаком чего он является.
Две варианта решения проблемы:
1.В общем плане эта проблема может быть поставлена как вопрос о природе или сущности языка как способа выражения и передачи мысли.
Мысль может быть объективно констатирована лишь языком, который ее выражает, так что научно нет никакого смысла полагать мысль, отделенную от языка, хотя и обозначенную им.
2.Но ее можно также поставить в историческом аспекте – как проблему происхождения языка.Научно эти два вопроса не могут быть разрешены.
Что касается происхождения языка, отсутствие свидетельств и фактов оставляет место лишь для предположений и чисто рациональных объяснений без малейшей возможности экспериментального подтверждения.
Рассмотрим проблему.
Пример насекомых и животных:
Пчелы располагают системой дифференцированных знаков, способных передавать информацию о длине дистанции и о направлении, в котором находятся цветы с пыльцой.
Такую систему знаков для передачи информации можно назвать языком. Разумеется, подобные знаки отличаются от человеческого языка, поскольку состоят исключительно из жестов.
Но другие системы коммуникации у животных имеют голосовую природу, как и у человека.
Наличие часового у животных и птиц, способного предупредить об опасности и располагающего набором звуков, чтобы сообщить о присутствии опасных представителей других видов.
Из этих примеров видно, что язык появляется в процессе разделения труда в организованных обществах – животных или людей.
Он служит средством общения или связи между особями, или индивидами, объединенными в коллективы.
Если же говорить точнее, язык имеет нечто специфическое, что можно выразить в терминах поведения.
Язык – это набор терминов поведения.
Язык – речевое замещение акта поведения, действия.
Любой акт поведения можно определить как реакцию (практическое действие) живого существа на внешний стимул (С):
В лингвистическом поведении стимул (С), получаемый индивидом (Я1), вызывает речевую реакцию , которая служит для слушающего индивида (Я2) речевым замещающим стимулом, каковой вызывает практическую реакцию (действие, поведение).
В этом смысле язык выступает в качестве орудия, которое позволяет одному человеку осуществить реакцию (действие и т.п.), когда другой человек имеет стимул :
Можно констатировать, что
Язык возникает в условиях дифференциации между элементами системы и как следствие возникает необходимость передачи сигналов от одного элемента системы к другому, чтобы обеспечить целостность системы, ее функционирование.
Функции языка связанны исключительно с передачей сигнала, имеющего информационную или директивную значимость и ожидающего в ответ определенное поведение.
Сигналы образуют язык, когда сигналы принадлежат к системе, в которой каждый из них имеет дифференцированное значение по отношению к другим.
В человеческом обществе подобная система стимулов предстает во многих формах:
визуальных (например, в трех цветах светофора или в жестах регулировщика);
слуховых (в военных командах: "вольно, смирно, к оружию" и т.д., или соответствующих свистках в морском флоте).
Здесь налицо системы сигналов, передаваемых жестами или голосом, которые не отличаются ни по значению, ни по форме от способов коммуникации, существующих в сообществах животных.
Недостаток: эта система коммуникации описывает лишь языковое общение в его самых элементарных формах.
Исследование показывает, что системы сигналов в обществах животных и людей включают лишь очень ограниченное число элементов, тогда как человеческие языки в собственном смысле располагают десятками тысяч слов.
Такая разница не может быть чисто количественной, поскольку даже с точки зрения количества она настолько велика, что не может не стать также разницей и в сложности, то есть разницей качества или природы.
Этнологические наблюдения констатируют существование языков, включающих весьма ограниченное количество слов. И можно предположить с большой долей вероятности, что таким было первоначальное состояние человеческого языка.
Что в человеческом языке привело к увеличению количества слов? Появлению сложных связей – предложений, различных частей речи?
Если на определенном этапе развития язык животных и человека был одинаков – это система звуков, обозначающая ряд важных действий: сигнал опасности, появление чужой особи, (не неопасной), обнаружение пропитания и ряд других необходимых сигналов.
В то же время лексика человеческого языка чрезвычайно развита.
Качественное различие вытекает скорее из известной мысли, научно развитой современной лингвистикой, о том, что человеческий язык – это язык членораздельный.
Каждому члену языка противопоставлено определенное значение.
Любая система знаков членораздельна, потому что она включает четко различимые и взаимно несовместимые элементы.
Например, сигнал светофора, регулирующий дорожное движение, не может быть одновременно и красным и зеленым для одного направления движения.
В этом первом смысле имеется в виду, что человеческий язык членоразделен, потому что его можно разложить на слова, каждое из которых имеет свое значение.
Но в этом аспекте человеческий язык не отличается радикально от языков животных.
Здесь язык определяется лишь как система различных знаков, связанных с различными означаемыми (или связан с идеями).
Но человеческий язык членится и в другом смысле, более четко определенном.
Кроме своего разложения на значимые единицы он членится и на незначимые единицы (слоги и элементы слогов, гласные и согласные, то, что в лингвистике называют фонемами).
Фонема – минимальная единица звукового строя зыка.
Похоже, что этот второй вид членения не наблюдается в языках животных, которые делятся лишь на значимые единицы.
Второй вид составляет способ членения, характерный для языка человека. Поэтому нельзя называть языком любую систему знаков.
Простая система знаков может быть отнесена к семиотике, или науке о знаках, семиотика (от греческого semeion – знак, признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры - системы мифа, ритуала. Тогда как лингвистика занимается "языком" в собственном смысле слова, то есть системой знаков, включающей двойное членение на значимые элементы и незначимые.
Язык – это система коммуникации.
Язык – совокупность сигналов вызывающих акты поведения.
Информацией как раз и называется любая коммуникация, которая, существуя в общественном разделении видов деятельности, имеет функцию вызывать (или по крайней мере пытаться вызывать) в качестве ответа определенное поведение, порождая у слушателя хотя бы зачаток этого поведения – эмоцию.
В этом смысле коммуникацией является мольба о помощи, или приказ, указание и вообще любой сигнал, разрешающий или вызывающий действие.
Она может принимать неязыковые формы системы сигналов (звуковых, визуальных, обонятельных и т. д.). Но она также может принимать языковую форму. И причем достаточно сложную языковую форму: двойное, тройное членение.
Например: Опасность далеко, опасность близко, возможна опасность.
Существительное, прилагательное, глагол, причастные и деепричастные обороты и т.д.
Интонация, выражение, с которым произносится знак.
Многочисленное членение языка. Этого членения нет у животных.
Присутствует индивидуальное выражение говорящего.
Поэтому язык представляется как сигнальная система (у животного и у человека) и обладает также не лингвистическими элементами (чего нет у животных): ораторской жестикуляции, интонации, ритму, мелодии и т.д.