Древние индийская философия. Школы, главные представили.

Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальной функции философии.

Специфика философского знания выражается в специфика ее языка.

Язык философии - язык категорий и понятий. Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими особенностями:

-Целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру.

-Философия изучает общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого.

-Основным средством познания является логический че человеческий разум.

-Эмпирическая база познания - совокупность частных наук и обще историческая практика.

-Философия - это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в нем и т.д.

Предмет философия - это мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления.

Структура философского знания:

-онтология (учение о бытие)

-гносеология (учение о познание)

-человек

-общество

Методы философии

-диалектика (вещи, явления рассматривается гибко, критически, с учетом их внутренних противоречий, изменений, единство и борьба противоположности)

Метафизика- противоположна диалектике изучает объекты статично, однозначно.

-догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм.... -принятых убеждений, недоказуемых и носящий абсолютный характер (средневековая теологическая философия)

-эклектика - метод основаный на произвольном соединении разных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятии. (Применяется в рекламе).

-Софистика - метод ось выведения из ложных посылок новых посылок, выгодных для

выводящего. (В Древней Греции).

-Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. (В Западной философии)

Функции философии

-Мировозренческая - давая людям целостный взгляд на мир, позволяет определить им свое место в нем.

Гегель писал: "Философия - это эпоха, схваченная в мыслях'.

-Культурогенная - формирует и выявляет универсами культуры: идеи, принципы и ценности.

-Методологическая - раскрывает всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира.

-Интеграционная - объединяет отдельные области знания в целостную систему.

…………………………………………………….………………

Древние индийская философия. Школы, главные представили.

Индийская философия распадается на 3 периода:

-Ведический период (1500 - 500 гг. до н.э.)

-Классический (500 до н.э. - 1000 н.э.)

-послеклассический ( с 1000 н.э.)

Источником древние индийской философии является Веды - сборники гимнов в честь Богов. Они состоят из нескольких частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение - религиозно-мифологическое. В нем обосновывается соц. неравенство людей, их деление на касты. Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ - даршан. Даршаны делятся на 2 группы:

-ортодоксальные (признают авторитет Вед)

-не ортодоксальные (не признают авторитет Вед).

К ортодоксальным школам относят: Миманса, Веданта, Санхья, йога, Ньяя, Вайшешика. К не ортодоксальным относятся: Буддизм, Джайнизм, ЧарВаку - локаяту.

Рассмотрим несколько представителей ортодоксальные и не ортодоксальные школ:

Ортодоксальные:

Санкхья - признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым.

-существует 2 силы: матерая (активна) и дух (пассивен).

-при соприкосновения этих 2-х сил нарушается равновесия в мире и возникают предметы: на первой ступени образуется основа всего материального, на второй начало всего сущего. Далее образуется 5 элементов: земля, вода, воздух, огонь и эфир.

Йога - основатель - патанджали (2в. до н.э.)

-освобождение от страданий через тренировку тела и духа.

-освобождение чистого духа "Я" от тела, чувств и т.д. Веданта (Вьяса)

-источником высшей силы, явление полученное избранными людьми сверхъестественное откровение о Боге.

-принимает Бога, как творца мира.

-первичным считает духовное.

-верит в посмертное существования души. Миманса (Джаймини)

-не признает Бога в качестве творца мира.

-верит в жизнь после смерти. Не ортодоксальные

Джайнизм - основоположник- махавира (3в. до н.э.)

-отрицает святость Вед.

-осуждает жертвоприношение.

-допускает женщин к изучению священных текстов.

-в основ мировоззрения - представление о карме, космическом законе.

-аскетизм - высшая добродетель человека. Буддизм Основатель - Будда (563 - 483гг. до н.э.)

-жизнь есть страдание

-корень страдания - в жажде жизни.

-страдание имеет причину => прекращения страдания это значит жажды жизни.

-путь освобождения от страдания - достижения нирваны - состояние в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страдания.

………………………………………………………………………….………….

Наши рекомендации