Древние индийская философия. Школы, главные представили.
Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Социальной функции философии.
Специфика философского знания выражается в специфика ее языка.
Язык философии - язык категорий и понятий. Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими особенностями:
-Целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру.
-Философия изучает общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого.
-Основным средством познания является логический че человеческий разум.
-Эмпирическая база познания - совокупность частных наук и обще историческая практика.
-Философия - это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в нем и т.д.
Предмет философия - это мир в целом, человек, общество, принципы и законы мироздания и мышления.
Структура философского знания:
-онтология (учение о бытие)
-гносеология (учение о познание)
-человек
-общество
Методы философии
-диалектика (вещи, явления рассматривается гибко, критически, с учетом их внутренних противоречий, изменений, единство и борьба противоположности)
Метафизика- противоположна диалектике изучает объекты статично, однозначно.
-догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм.... -принятых убеждений, недоказуемых и носящий абсолютный характер (средневековая теологическая философия)
-эклектика - метод основаный на произвольном соединении разных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятии. (Применяется в рекламе).
-Софистика - метод ось выведения из ложных посылок новых посылок, выгодных для
выводящего. (В Древней Греции).
-Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. (В Западной философии)
Функции философии
-Мировозренческая - давая людям целостный взгляд на мир, позволяет определить им свое место в нем.
Гегель писал: "Философия - это эпоха, схваченная в мыслях'.
-Культурогенная - формирует и выявляет универсами культуры: идеи, принципы и ценности.
-Методологическая - раскрывает всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира.
-Интеграционная - объединяет отдельные области знания в целостную систему.
…………………………………………………….………………
Древние индийская философия. Школы, главные представили.
Индийская философия распадается на 3 периода:
-Ведический период (1500 - 500 гг. до н.э.)
-Классический (500 до н.э. - 1000 н.э.)
-послеклассический ( с 1000 н.э.)
Источником древние индийской философии является Веды - сборники гимнов в честь Богов. Они состоят из нескольких частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение - религиозно-мифологическое. В нем обосновывается соц. неравенство людей, их деление на касты. Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ - даршан. Даршаны делятся на 2 группы:
-ортодоксальные (признают авторитет Вед)
-не ортодоксальные (не признают авторитет Вед).
К ортодоксальным школам относят: Миманса, Веданта, Санхья, йога, Ньяя, Вайшешика. К не ортодоксальным относятся: Буддизм, Джайнизм, ЧарВаку - локаяту.
Рассмотрим несколько представителей ортодоксальные и не ортодоксальные школ:
Ортодоксальные:
Санкхья - признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым.
-существует 2 силы: матерая (активна) и дух (пассивен).
-при соприкосновения этих 2-х сил нарушается равновесия в мире и возникают предметы: на первой ступени образуется основа всего материального, на второй начало всего сущего. Далее образуется 5 элементов: земля, вода, воздух, огонь и эфир.
Йога - основатель - патанджали (2в. до н.э.)
-освобождение от страданий через тренировку тела и духа.
-освобождение чистого духа "Я" от тела, чувств и т.д. Веданта (Вьяса)
-источником высшей силы, явление полученное избранными людьми сверхъестественное откровение о Боге.
-принимает Бога, как творца мира.
-первичным считает духовное.
-верит в посмертное существования души. Миманса (Джаймини)
-не признает Бога в качестве творца мира.
-верит в жизнь после смерти. Не ортодоксальные
Джайнизм - основоположник- махавира (3в. до н.э.)
-отрицает святость Вед.
-осуждает жертвоприношение.
-допускает женщин к изучению священных текстов.
-в основ мировоззрения - представление о карме, космическом законе.
-аскетизм - высшая добродетель человека. Буддизм Основатель - Будда (563 - 483гг. до н.э.)
-жизнь есть страдание
-корень страдания - в жажде жизни.
-страдание имеет причину => прекращения страдания это значит жажды жизни.
-путь освобождения от страдания - достижения нирваны - состояние в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страдания.
………………………………………………………………………….………….