Вмешательство духов в мир физический 1 страница

Проникание нашей мысли духами — Оккультное влияние духов на наши мысли и действия — Одержимые — Страдающие судорогами — Привязанность духов к некоторым людям — Ангелы-хранители: духи-защитники, духи дружественные и симпатизирующие — Предчувствия — Влияние духов на события жизни — Действие духов на природные явления — Духи во время битв — Договоры с нечистой силой — Оккультная сила. Талисманы. Колдуны — Благословение и проклятие

§ 70. ПРОНИКАНИЕ НАШЕЙ МЫСЛИ ДУХАМИ

456. Видят ли духи все, что мы делаем?

"Они могут видеть это, поскольку вы постоянно окружены ими: но все же каждый видит лишь то, на что он обращает внимание: ибо что до тех вещей, которые ему безразличны, то он о них не заботится."

457. Могут ли духи знать наши самые заветные мысли?

"Нередко они знают и то, что вам бы хотелось скрыть от самих себя; ни поступки, ни мысли не могут быть от них сокрыты."

— Получается, что легче утаить что-либо от человека, пока он жив, и уж совсем невозможно сделать этого после того, как он умер?

"Именно так, и когда вы полагаете, что надежно укрыты от посторонних глаз, то в эту-то самую минуту вы довольно часто оказываетесь в окружении толпы духов, которые на вас смотрят."

458. Что думают о нас духи, окружающие нас и на нас смотрящие?

"Всякое бывает. Озорным духам весело, когда они устраивают вам мелкие проделки, в особенности если вы теряете из-за этого терпение. Духи же серьезные жалеют вас в ваших невзгодах и стараются помочь вам."

§ 71. ОККУЛЬТНОЕ ВЛИЯНИЕ ДУХОВ НА НАШИ МЫСЛИ И ДЕЙСТВИЯ

459. Влияют ли духи на наши мысли и действия?

"В этом отношении влияние их более велико, чем вы полагаете, ибо часто именно они направляют вас."

460. Наши мысли, они свойственны нам или нам внушены?

"Ваша душа есть дух, коий мыслит. Вам известно, что по одному и тому же предмету вам приходит в голову несколько мыслей, зачастую друг другу противоречащих: Так вот! Среди них всегда есть те, что идут от вас, и те, что приходят от нас; и в неуверенность вас приводит то, что в вас находятся две идеи, сражающиеся одна с другой."

461. Как отличать мысли, присущие нам, от тех, что нам внушены?

"Когда мысль вам внушается, то вам как бы говорит некий голос. Собственные мысли — это, как правило, мысли первого побуждения. Впрочем, для вас это и неважно, и зачастую вам полезно и не знать этого вовсе, человек поступает тогда с большей свободой; если он определяется в сторону добра, то делает это тогда с большей охотой; если же он избирает дурной путь, то тогда и ответственность его за это становится больше."

462. Гении и просто умные люди, всегда ли они черпают свои идеи в собственных глубинах?

"Иногда идеи приходят им от собственного духа, но часто они внушаются им другими духами, которые сочли их способными идеи эти понять и достойными того, чтобы их им сообщили. Когда эти люди не находят идей в себе, они взывают к вдохновению: тем самым они совершают вызывание, ничего не подозревая об этом."

+ Если б было полезно, чтобы мы могли с ясностью отличать наши собственные мысли от тех, что внушаются нам. Бог дал бы нам средство для этого, как Он дает нам средство отличать день от ночи. Когда же какая-либо вещь оказывается в неопределенности, то
это значит лишь, что так оно Должно быть в интересах добра.

463. Говорят иногда, что первое движение души всегда хорошо: точно ли это так?

"Оно может быть как хорошим, так и плохим, все определяется природой воплощенного духа. Оно всегда хорошо у того, кто слушается благих вдохновений."

464. Как различить, идет ли внушаемая мысль от хорошего или плохого духа?

"Рассмотрите ее повнимательнее: советы хороших духов всегда благи и ведут к благу: различать же вам."

465. С какой целью несовершенные духи толкают нас на зло?

"Чтобы вы страдали так же, как они."

— Уменьшаются ли от того их собственные страдания?

"Нет, делают же они это просто из зависти, что другие могут быть счастливее их."

— Каков характер страданий, которые они хотят причинить?

"Это такие страдания, которые связаны с тем, чтобы принадлежать к низшему роду существ и быть далеко от Бога."

466. Почему Бог позволяет духам подстрекать нас ко злу?

"Несовершенные духи суть орудия, инструменты, предназначенные для того, чтобы испытать веру людей в добро и постоянство их в этом. Ты, будучи Духом, должен идти дальше в науке о Беспредельности, ради этого ты и проходишь через испытания злом и приходишь к добру. Наша задача поставить тебя на добрый путь, а когда на Тебя действуют дурные влияния, то это просто означает, что ты сам навлекаешь их на себя своим желанием, ибо низшие духи приходят к тебе на помощь всякий раз, как у тебя есть желание творить зло; они могут помочь тебе во зле, лишь когда ты сам хочешь зла. Если в тебе есть склонность к убийству, ну что ж! вокруг тебя будет роиться целая туча духов, которые станут поддерживать в тебе мысль об убийстве: но рядом с тобой будут также и другие, которые постараются повлиять на тебя в хорошую сторону, что и восстанавливает равновесие и делает тебя хозяином свежей судьбы."

+ Таким вот образом Бог оставляет на нашей совести выбор пути, которым нам должно следовать, и свободу уступить тому или другому из противоположных влияний, на нас оказываемых.

467. Можно ли освободиться от влияния духов, подстрекающих ко злу?

"Да, ибо они привязываются лишь к тем, кто вызывает их своими желаниями или привлекает их своими мыслями."

468. Духи, влияние которых отвергается волей их жертвы, отказываются ли они от своих посягательств?

"А что же они по-твоему, должны делать? Если ничего нельзя поделать, место уступается другим; однако они ждут удобного случая, чтобы напасть вновь, как кот подстерегает мышь."

469. Каким образом можно нейтрализовать влияние злых духов?

"Творя добро и во всем полагаясь на Бога, вы отвергнете всякое влияние низших духов и разрушите власть, которую они желали бы иметь над вами. Воздержитесь от того, чтобы слушать внушения и советы духов, вызывающих в вас дурные мысли, сеющих меж вами раздор и возбуждающих в вас скверные страсти. Особенно же остерегайтесь тех, что раздувают вашу гордыню, ибо они берутся за вас с вашего самого слабого места. Вот почему Иисус говорит вам в „Отче наш": Господи, не дай поддаться нам искушению и избави нас ото зла!*""

470. Духи, стремящиеся ввести- нас во зло и таким образом испытывающие нашу твердость в добре, делают ли они это потому, что им дана такая задача, и если они выполняют ее, то несут ли за нее ответственность?

"Ни один дух не получает назначения делать зло; когда он творит зло, то делает это лишь по собственной воле, и, следовательно, испытывает на себе все последствия этого. Бог может позволить ему делать это, дабы испытать вас, но его Он не побуждает к этому, а уж отвергнуть его — это ваше дело."

471. Когда мы испытываем какое-то неопределенное чувство тоски, волнения или внутренней удовлетворения без ведомой причины, то связано ли это только с физическим состоянием?

"Это почти всегда некоторое последствие сообщений, которое вы, без нашего ведома, в данную минуту имеете с духами или которое вы имели с ними во время сна."

472. Духи, желающие возбудить нас ко злу, пользуются ли они обстоятельствами, в которых мы находимся, или могут также и способствовать возникновению этих обстоятельств?

"Они пользуются обстоятельствами, но часто и вызывают их, толкая вас, без вашего ведома, к предмету вашего вожделения. Так, например, человек находит на дороге некоторую сумму денег: не думай, будто это духи их там положили, но они могут дать человеку побуждение пойти именно по этой стороне улицы и тогда уже внушают ему мысль присвоить эти деньги, но в то же время другие из них будут внушать ему мысль деньги эти вернуть тому, кому они действительно принадлежат. Так же обстоит дело и со всеми иными искушениями."

______

* Перевод принципиально отличен от синодального. Здесь не Господь вводит нас у искушение, но мы просим у Него дать нам силы не поддаться соблазнам и устоять в испытании, а также помочь нам очиститься от скверны и изжить зло в себе самих. (И. P)

§ 72. ОДЕРЖИМЫЕ

473. Может ли какой-либо дух временно вселиться в оболочку живого человека, т. е. в одушевленное тело, и действовать через него вместо того, кто воплощен в нем?

"Дух не входит в тело, как ты входишь в дом; он должен уподобиться воплощенному духу, иметь те же недостатки и те же свойства что и тот, для того чтобы действовать совместно с ним; но лишь воплощенный дух непосредственно влияет на материю, в которую он воплощен, так, как он того желает. Воплощенный дух не может быть заменен никаким иным, ибо дух и тело связаны друг с другом до времени, означенного как предел матерьяльного существования."

474. Если нет собственно одержимости, т. е. совместного проживания духов в одном и том же теле, то может ли душа находиться в зависимости от другого духа так, чтобы быть у него в подчинении или быть одержимой им до такой степени, чтобы ее собственная воля оказывалась в определенной мере парализована?

"Да, это и будут настоящие одержимые; но знай при этом, что подобное господство никогда не осуществляется без участия того, на кого оно распространяется, либо по его слабости, либо по его желанию. Часто также принимали за одержимых эпилептиков и сумасшедших, которые нуждались более во врачевании, нежели в экзорцизмах."

+ Слово "одержимый" в своем просторечном значении предполагает существование "демонов", т.е. особой категории злонамеренных существ, и их совместного с душою нахождения в теле конкретного человека. Поскольку в этом смысле демонов не существует и духи не могут жить одновременно в одном и том же теле, то нет и "одержимых" согласно идее, придаваемой этому слову. Слово "одержимый" должно пониматься лишь в смысле абсолютной зависимости, в которой может находиться воплощенная душа по отношению к несовершенным духам, подчиняющим ее себе.

475. Можно ли самому удалить злых духов и освободиться от их господства?

"Всегда можно сбросить иго, когда есть на то твердая воля."

476. Не может ли быть такое, что ослепление, вызванное злым духом, окажется настолько сильным, что тот, кого поработили, ничего этого не замечает: может ли тогда третье лицо положить конец этому порабощению, и что в этом случае ему следует делать?

"Если это человек добра, то его воля может помочь, призвав содействие благих духов, ибо чем более благ человек, тем больше его власть над несовершенными духами, для того чтобы отдалить их, и над благими, чтобы привлечь их. Однако он оказался бы бессилен, если бы тот, кто порабощен, сам не стремился к освобождению: есть ведь такие люди, коим любо находиться в зависимости, такое состояние вполне соответствует их вкусами желаниям. Но во всех случаях не может иметь никакого влияния тот, чье сердце не чисто: благие духи пренебрегают им, а дурные его не боятся."

477. Формулы духоизгнания, обладают ли они какой-либо действенностью против других духов?

"Нет: когда эти духи видят, что кто-то принимает это дело всерьез, их это веселит и они упорствуют в своем."

478. Есть люди, воодушевляемые благими намерениями, но тем не менее все равно одержимые; каково наилучшее средство, чтобы освободиться от духов-одержателей?

"Истощить их терпение; никак не считаться с их внушениями: показать им, что они напрасно теряют время: тогда, увидав, что им ничего не добиться, они оставляют в покое."

479. Является ли молитва действенным средством для исцеления от одержания?

"Молитва является надежной опорой во всем: но будьте уверены, дело вовсе не в том, чтобы пробормотать несколько слов и получить желаемое. Бог помогает тем, кто сам занят делом, а не тем, кто довольствуется одними прошениями. Нужно, стало быть, чтобы одержимый, со своей стороны, сделал все необходимое для того, чтобы разрушить в самом себе причину, привлекающую к нему злых духов."

480. Как следует понимать то изгнание бесов, о котором говорится в Евангелии?

"Это зависит от толкований. Если „бесом", „демоном" вы называете дурного духа, подчиняющего себе какого-либо человека, то когда влияние его будет преодолено, он действительно окажется изгнанным. Если вы "бесом" называете болезнь, то когда вы исцелите болезнь, вы также скажете, что изгнали беса. Всякая вещь может быть истинной или ложной в зависимости от смысла, который придают словам. Самые великие истины могут оказаться нелепостью, если усматривать одну только форму, оставляя суть в стороне, или если аллегорию понимать буквально. Усвойте себе это хорошенько и запомните, ибо это применимо повсеместно."

§ 73. СТРАДАЮЩИЕ СУДОРОГАМИ

481. Играют ли духи какую-нибудь роль в явлениях, происходящих с теми, кто страдает судорогами?

"Да, и весьма немалую, так же как и магнетизм, являющийся первопричиной этого: но шарлатанство часто использовало и преувеличивало эти явления, что и довело до насмешек."

— Какова природа духов, содействующих этим явлениям?

"Весьма невысокая; или вы воображаете, будто сие может быть привлекательно для духов высших?"

482. Как происходит то, что ненормальное состояние судорог и припадков внезапно охватывает большую группу людей?

"Симпатический эффект: нравственные предпосылки в некоторых случаях сообщаются очень легко: вам не настолько чужды магнетические влияния, чтобы не понять этого, а также и долю участия 6 этом некоторых духов, которые оказываются задействованы в силу симпатии к тем, кто влияния эти вызывает."

+ Среди необычных явлений, наблюдаемых у припадочных, без труда отмечаются те, многочисленные примеры которых предлагают сомнамбулизм и магнетизм: Таковы, среди прочих, физическая бесчувственность, чтение мыслей, симпатическая передача болевых ощущений и т. д. Стало быть, не приходится сомневаться, что припадочные находятся в своего рода состоянии пробужденного сомнамбулизма, вызванного влиянием, которое они оказывают один на другого. Они, без своего ведома, являются одновременно магнетизерами и магнетизируемыми.

483. Какова причина физической бесчувственности, отмечаемой либо у некоторых припадочных, либо у тех, кого подвергают самым жестоким пыткам?

"У некоторых из них это последствие исключительно магнетическое, воздействующее на нервную систему тем же образом, что и некоторые химические вещества. У других мысленное возбуждение притупляет чувствительность, потому как жизнь словно бы ушла из тела, чтобы сосредоточиться в духе. Разве вы не знаете, что когда дух чем-то сильно озабочен, то тело ничего не чувствует, не видит и не слышит?"

+ Фанатическая экзальтация и энтузиазм при пытках нередко являют пример такого спокойствия и хладнокровия, торжествующих над острой болью, все это может быть понятно, если допустить, будто чувствительность оказывается нейтрализованной неким родом анестезирующего влияния. Как известно, в разгаре боя человек часто не замечает, что он получил тяжелую рану, тогда как в обычных обстоятельствах простая царапина вызвала бы у него дрожь. Поскольку явления эти зависят от некой физической причины и от действия некоторых духов, то можно спросить себя, как внешнее влияние могло остановить их в некоторых случаях. Причина тому
проста. Действие духов здесь лишь вторично: они просто пользуются естественной предрасположенностью. Влияние не устраняет этой предрасположенности, оно устраняет лишь поддерживающую и возбуждающую их причину: из активной она становится потенциально возможной, и влияние это право, поступая так, ибо в противном случае из этого бы вышло лишь злоупотребление и скандал. Впрочем, известно, что вмешательство здесь бессильно, когда духи действуют напрямую и стихийно.

§ 74. ПРИВЯЗАННОСТЬ ДУХОВ К НЕКОТОРЫМ ЛЮДЯМ

484. Питают ли духи особое расположение к определенным людям?

"Благие духи симпатизируют людям добра или тем, кто способен к самосовершенствованию: низшие духи симпатизируют людям порочным или тем, кто может ими стать: отсюда и их привязанность как следствие сходства ощущений."

485. Симпатия духов к некоторым людям, основана ли она на исключительно нравственном чувстве?

"Истинная симпатия, привязанность, любовь не содержат в себе ничего плотского; но когда какой-либо дух оказывается привязан к какому-то человеку, то это не всегда основано на симпатии, сюда может примешиваться и воспоминание о человеческих страстях."

486. Интересуются ли духи несчастьями нашими и благополучием? Тех, кто желает нам добра, огорчают ли наши несчастья, которые мы претерпеваем в жизни?

"Добрые духи делают столько добра, сколько могут сделать, и счастливы всеми вашими радостями. Они огорчаются вашими бедами, когда вы не переносите их со смирением, потому как беды эти оказываются для вас бесплодными; с их точки зрения, в этом случае вы всего более похожи на больного, отвергающего горькое лекарство, которое бы сразу поставило его на ноги."

487. Какой характер зла более всего огорчает духов, сочувствующих нам; физическое то зло или нравственное?

"Всего более огорчительны ваш эгоизм и ваша черствость: все зло идет от них; но им смешны все воображаемые несчастья, порождаемые гордыней и честолюбием: они радуются тем вашим бедам, которые сокращают время ваших испытаний."

+ Духи, ведающие, что жизнь физическая лишь временна и что терзания, ее сопровождающие, суть средство к тому, чтобы достичь лучшего состояния, огорчаются за нас более по нравственным причинам, каковые нас от состояния этого отдаляют, нежели от наших физических бед, которые всего лишь преходящи.

Духи мало озабочены нашими мирскими несчастьями, затрагивающими лишь наши мирские идеи, подобно тому как мы оставляем позади свои детские печали, когда вырастаем.

Дух, усматривающий для нас в тяготах жизни лишь средство продвижения, расценивает эти тяготы как исцеляющий криз, призванный спасти больного. Он сочувствует нашим страданиям, как мы сочувствуем страданиям своего друга: но поскольку он смотрит на вещи с несколько иной и более верной точки зрения, то и расценивает он их несколько иначе, чем мы: но, в то время как сторонники добра укрепляют нашу храбрость в интересах нашего будущего, другие стремятся ввергнуть нас в отчаяние для того, чтобы будущее это от нас максимально отдалить.

488. Наши родные и друзья, перешедшие в иную жизнь, питают ли они к нам большую симпатию, чем духи для нас посторонние?

"Несомненно, и часто они вас охраняют как духи по мере своих сил."

— Чувствительны ли они к привязанности, которую мы к ним питаем?

"Очень чувствительны, но они забывают тех, кто их забыл."

§ 75. АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ: ДУХИ-ЗАЩИТНИКИ. ДУХИ ДРУЖЕСТВЕННЫЕ И СИМПАТИЗИРУЮЩИЕ.

489. Есть ли духи, которые проникнуты привязанностью к какому-либо конкретному человеку, для того, чтобы защитить его?

"Да, это его духовный брат, тот, кого вы называете „добрым духом" или „добрым гением"."

490. Что следует разуметь под „ангелом-хранителем"?

"Дух-защитник высокого ранга."

491. В чем назначение духа-защитника?

"В том же, в чем и назначение отца по отношению к своим детям: вести подопечного своего путем добра, помогать ему советами, утешать его в печалях, поддерживать мужество его в жизненных испытаниях."

492 Дух-защитник, привязан ли он к человеку от самого его рождения?

"От рождения до смерти, и часто он следует за ним и после смерти в жизни духовной, и даже в последующих его воплощениях, ибо воплощения эти суть не более как весьма краткие мгновения по отношению к собственно жизни духа."

493. Становится ли дух хранителем-защитником, потому что таково было его собственное желание, или же это просто его обязанность?

"Дух обязан бдеть над вами, потому что он взял на себя, эту задачу, но у него есть выбор, и он берет под свою защиту тех, кто ему симпатичен. Для одних духов все это удовольствие, для других — назначение или обязанность."

— Привязываясь к какому-то одному человеку, не отказывается ли дух тем самым защищать других людей?

"Нет, но для них он делает это не таким исключительным образом."

494. Бессменно ли дух-защитник остается связан с человеком, вверенным его опеке?

"Часто случается, что некоторые духи оставляют свой пост, чтобы исполнить иные назначения: но тогда происходит замена."

495. Бывает ли так, что дух-хранитель отказывается от своего подопечного, если тот упорно отвергает все его советы?

"Он отдаляется от него, когда видит, что советы его бесполезны, а в подопечном более сильно желание поддаться влиянию низших духов: но он никогда полностью не покидает его и всегда дает себя услышать; именно человек тогда закрывает свой духовный слух. Но дух-хранитель возвращается всякий раз, как его позовут.

Есть такое учение, которое должно бы убедить самых неверующих своим обаянием и добротой: это учение об ангелах-хранителях. Думать, что рядом с тобой постоянно есть существа высшие, которые всегда рядом с тобой и готовы дать тебе совет, поддержать тебя и помочь тебе в восхождении на крутую вершину добра и которые суть твои более надежные и преданные друзья, чем все те, которых ты можешь встретить на земле, не правда ли, идея эта в высшей, степени утешительна и ободряюща? Высшие существа эти находятся здесь по приказу Божьему: это Он поставил их рядом с тобой, они возле тебя по любви Его и исполняют подле тебя прекрасную, но мучительную задачу. Да, где бы ты ни был, этот друг всегда будет с тобою: в застенке, в больнице, в распутном доме, в одиночестве; ничто не сможет разлучить тебя с этим другом, коего ты не можешь видеть, но коего нежные побуждения и мудрые советы душа твоя ощущает.

Если б только вы действительно знали эту истину! Сколько бы раз она помогла вам в критическую минуту; сколько бы раз она спасла вас от злых духов! Но при свете дня этому ангелу добра сколько бы раз пришлось вещать вам: „Разве я тебе не говорил этого? А ты не сделал; разве не показал я тебе, перед какой бездной ты стоишь? Но ты устремился в нее; разве я не взывал к твоей совести словами истины, а ты последовал наветам лжи?" Эх! расспросите своих ангелов-хранителей; установите между ними и вами ту нежную близость, какая царит меж лучшими друзьями. Не думайте ничего скрыть от них, ибо у них глаз Божий, и вам не обмануть их. Задумайтесь о грядущем; старайтесь продвинуться в этой жизни, испытания ваши станут от этого только короче, а существования более счастливы. Смелее же, люди! Отбросьте прочь от себя, раз и навсегда, предрассудки и задние мысли! Встаньте на новый путь, развернувшийся теперь перед вами: идите по нему вперед! Идите! У вас есть проводники, ступайте за ними: Вы не сможете пройти мимо цели, ибо цель сия — это сам Господь.

Тем же, кто подумал, будто действительно высоким духам невозможно заниматься задачей столь трудоемкой и ежемгновенной, мы скажем, что мы влияем на ваши души, находясь и за много миллионов километров от вас: пространство для нас не преграда, дух наш сохраняет свою связь с вашим. Мы обладаем способностями, которые вы не можете ни осознать, ни понять, но будьте уверены, что Бог не назначил нам задачи, превышающей наши силы, и что Он не оставил вас на земле одних, без друзей и без поддержки. У каждого ангела-хранителя есть свой подопечный, за коим он наблюдает, как отец наблюдает за своим ребенком: он счастлив, когда видит его на верном пути: он страдает, когда тот советами его пренебрегает.

Не бойтесь надоедать нам своими вопросами: вы станете более сильными и счастливыми. Именно общение каждого человека со своим дружественным духом превращает всех людей в медиумов, медиумов, неведомых сегодня, но которые проявятся позднее и заполнят собой все, словно безбрежный океан, чтобы сокрушить неверие и невежество. Люди ученые, учите других: люди талантливые, воспитывайте, возвышайте братьев ваших! Вы не ведаете, какое дело вы тем совершаете: дело Христа, дело, которое вам назначает Бог. Для чего же еще Бог вам дал ум и знания, как не для того, чтобы вы поделились ими с братьями своими, дабы помочь продвижению их по пути счастья и вечного блаженства?

Св. Людовик, Бл. Августин."

+ В учении об ангеле-хранителе, бдящем над своим подопечным независимо от расстояния, разделяющего миры, нет ничего, что должно удивлять; оно, напротив, величественно и возвышенно. Разве не видим мы здесь, у нас, как отец следит за своим ребенком,
пусть даже- вдали от него, помогает ему в письмах своими советами? А значит, что удивительного в том, что духи могут направлять тех, кого они взяли под свою защиту, вести из одного мира в другой, поскольку для них расстояние, разделяющее миры, менее значительно, нежели расстояние, разделяющее на земле материки? Разве нет у них вселенского флюида, связующего все миры и сливающего их в единое целое этого беспредельного передатчика мыслей, подобие тому, как для нас воздух — передатчик звуков?

496 Поскольку дух, оставляющий своего подопечного, не делает ему добра, может ли он причинить ему зло?

"Добрые духи никогда не делают зла: они предоставляют это тем, кто заступает их местом тогда вы вините судьбу в гнетущих вас несчастьях, хотя на самом деле вы сами тому виной."

497. Может ли дух-защитник оставить своего подопечного во власти такого духа, который мог бы желать ему зла?

"Существует союз злых духов, чтобы нейтрализовать действие хороших: но если сам подопечный того хочет, то он отдает всю силу своему доброму духу. Может и такое случиться, что благой дух встретил где-либо в ином месте добрую волю, нуждающуюся в его помощи: и он пользуется этой возможностью творить добро в ожидании того, пока его подопечный не ощутит в нем действительной потребности."

498. Когда дух-охранитель позволяет своему подопечному идти в жизни по неверной дороге, то не обнаруживает ли это его бессилие в борьбе против зло намеренных духов?

"Не то чтобы его бессилие, но его нежелание, ведь в итоге его подзащитный, выйдя из этих испытаний, окажется более совершен и более просвещен; дух помогает ему своими советами через благие мысли, каковые он ему внушает и подсказывает, но которые тот, к сожалению, не всегда слушает. Лишь слабость, легкомыслие и гордыня человека придают силы злым духам: их власть над вами основана на том, что вы не оказываете им сопротивления."

499. Постоянно ли дух-охранитель находится вместе со своим подопечным? Не бывает ли таких обстоятельств,. когда он, не оставляя его насовсем, всё же на какое-то время теряет его из виду?

"Бывают такие обстоятельства, когда в присутствии духа-охранителя подле подопечного нет никакой необходимости."

500. Наступает ли однажды такой миг, когда дух больше уже не имеет нужды в ангеле-хранителе?

"Да, это происходит тогда, когда он достиг такого уровня развития, — что в состоянии сам вести себя, подобно тому как наступает миг, когда школьник более не имеет нужды в учителе: но этого не бывает у вас на Земле."

501. Почему действие духов на наше существование оккультно и почему, когда они нас защищают, то не делают этого более ощутимым образом?

"Если бы вы рассчитывали на их поддержку, вы бы не действовали сами и дух ваш не развивался бы. Для его развития нужен опыт, и часто требуется, чтобы он приобретал его за собственный счет; нужно, чтобы он упражнял свои силы, без этого он уподобился бы ребенку. которому не позволяют ходить самому, но все время его поддерживают. Действие духов, желающих вам добра, всегда отлажено таким образом, чтобы сохранить свободу вашей воли, ибо если у вас нет ответственности, то вы не продвигаетесь по пути, коий должен привести вас к Богу. Не видя же оказываемой ему поддержки, человек целиком полагается на свои собственные силы; его проводник, однако, наблюдает за ним и время от времени предупреждает его о подстерегающей опасности."

502. Дух-охранитель, которому удается провести своего подзащитного по пути добра, испытывает ли он какое-либо благо для себя самого?

"Это заслуга, которая ему зачтется, и это повлияет и на его продвижение, и на его счастье. Он счастлив, когда видит, что заботы его увенчались успехом; он радуется этому, как наставник радуется успехам своего ученика."

— Несет ли он ответственность, если не справился со своей задачей?

"Нет, поскольку он и так сделал все, что от него зависело."

503. Дух-защитник, который видит, что подопечный его, вопреки всем советам, идет дурным путем, испытывает ли он от этого учения, и разве это не будет причиной, смущающей его блаженство?

"Он скорбит о его заблуждениях, он его жалеет; но печаль эта не обладает терзаниями земного отцовства, потому как он знает о том, что недугу сему есть свое лекарство и что то, что не делается сегодня, сделается завтра."

504. Можем ли мы узнать имя нашего заступника или ангела-хранителя?

"Как хотите вы знать имена, каковые для вас не существуют? Или вы полагаете, что среди духов есть лишь те, с кем вы знакомы?"

— Как же тогда вызвать его, если не знаешь, как его звать?

"Дайте ему то имя, которое вам нравится, имя высшего духа, к которому вы питаете симпатию или которого вы почитаете; ваш дух-хранитель придет на этот зов; ибо все духи добра суть братья и помогают друг другу."

Наши рекомендации