Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 27 страница
Темный воздух осыпает звезды, С оловьи поют, моторам вторя,
1 Там же.
И в киоске над зеленым морем Полыхает газ туберкулезный.
И весна, бездонно розовея,
Улыбаясь, отступая в твердь, Раскрывает темно-синий веер
С надписью отчетливою: смерть.
Вероятно, Поплавский знал статью А. Блока «0 современ ном состоянии русского символизма», в которой Блок опи сывает духовное состояние, при котором происходит подме на чистых символов символами-подобиями. В какой-то сте пени похожее состояние замены жизни смертью, скрупулез ный и точный анализ этого состояния передан и в стихотво рении Поплавского «Лунный дирижабль». Название указы вает на призрачность, инобытие, ночную сновидность, невоз можную и обязательно убывающую при восходе солнца.
Строит ангел дворец на луне, Дирижабль отходит во сне.
Запевают кресты винтов, Опадают листы цветов.
Напевают цветы в саду.
Оживают статуи душ. И, как бабочки из огня, Достигают слова меня.
Для поэзии Поплавского свойственны полуrона, смешан ные полукраски начинающегося рассвета или иного погра ничного времени, мир рассечен зеркальными отражениями - в «Морелла 11 »:
Где Ты, светлая, где? О, в каком снеговом одеянье Нас застанет с Тобой Воскресения мертвых труба?
На дворе Рождество. Спит усталая жизнь над rаданьем,
И из зеркала в мир чернокрылая сходит судьба.
Религиозные мотивы и образы даны в глубоко личной мо тивации, чаще всего они просвечивают возможной надеждой сквозь извечный кошмар реальности:
Пылал закат над сумасшедшим домом, Там на деревьях спали души нищих, За солнцем ночи, тлением влекомы, Мы шли вослед, ища свое жилище.
Была судьба, как белый дом отвесный, Вся заперта, и стража у дверей,
Где страшным голосом на ветке лист древесный
Кричал о близкой гибели своей.
Поплавский умеет с фетовской силой передать живопис ность снежного леса, не утратив философской глубины свое го поэтического мышления. В стихотворении «За рекою огонь полыхает» ( 1 931) в классической манере соединяются мгно венное и вечное:
И опять за широкой рекою Будут звезды гореть на весу, Точно ветка, что тронул рукою Запоздалый прохожий в лесу:
И с нее облетело сиянье.
Все спокойно, и тьма холодна. Ветка смотрится в ночь мирозданья, В мировое молчанье без дна.
В его поэзии часто встречается образ парохода, мотив пла вания, восходящий к поэзии Рембо, становится символом са мой жизни, ее текучести и непредсказуемости: «грань воз душных и водньfх миров, / И один превратился в другой». Поэт- и свидетель, и участник этих метаморфоз, иногда ска зочно красивых, но чаще чарующе трагичных, заворажива ющих гибелью И риском.
Многослойность смыслов, символическая и метафизичес кая глубина образов, их ассоциативные связи, сквозные об разыи мотивы, цепочки взаимоисключающих понятий, прин ципы контраста и суггестивности, драматизм стихотворных сюжетов - основные черты поэтики Поплавского, соединив шего художественный эксперимент и достижения символи стской и постсимволистской русской и западноевропейской
поэзии в своем творчестве. «На русском Монпарнасе, - счи тает А. Чагин, - он был страдающим нищим Орфеем, чьи пес ни завораживали многих, заставляли спускаться вслед за ним в ад разрушающейся человеческой души, рассказывая об одино честве и беззащитности человека на земле, о наступлении сил зла, о мучительных поисках Бога. Словом, обо всем том, чем жили тогда и многие его поэтические собратья и сверстники, но что наиболее обнаженно и ярко проявилось в его поэзии (и во всем, что им написано), в судьбе, в самой его безвременной гибели. Иесли бы понадобилоськогда-нибудь найти о�раз, который пол нее всего воплотил бы в себе духовную высоту и трагедию мо лодого поколения первой волныэмиграции, то, несомненно, это был бы «омьrrый слезами» образ Бориса Поплавского» 1•
Сочинения
» Поплавски й Б. Неизданное. Дневники. Статьи. Стихи. Письма.
м., 1996.
» Поплавский Б. Аполлон Безобразов. М., 2000.
» Поплавский Б. Дальняя скрипка: Стихи // Октябрь. No 9. С. 153- 162.
» Поплавский Б. «Рождество расцветает» // Москва. 1990.No 7.
с. 1 64- 1 66.
» Поплавский Б. Автоматические стихи. М., 1 999.
); Антология поэзии русского зарубежья. 1 920-1 940: В 4 т. Т. 3.
м., 1994.
Литература
Аgаftович Г. Трое (Поплавский, Штейгер, Фельзен) // Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1 996. С. 97- 105.
Хоgасевич Вл. О смерти Поплавского // Ходасевич Вл. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. М., 1 996. С. 362-366.
ЧагинАРасколотаялира.С. 133-195.
Васильев И. Борис Поплавский // Октябрь. 1 989.No 9.С.1 53-1 56.
Михайлов О. Поэт «потерянного поколения » // Волга. 1989. No 7.
с. 71 -73.
1 Чагин А Расколотая лира. С. 195.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поэзия Серебряного века является неисчерпаемым источ ником новых филологических, философских, культурологи ческих и искусствоведческих идей. С точки зрения типоло гии культуры эта эпоха завершила многовековой путь русской литературы, использовав практически все накопленные ею ресурсы: символ, открытый древнерусской литературой, ме тафору и аллегорию, разрабатывавшуюся в эпоху Просвеще ния, психологизм и философичность, свойственные русской классике. Символизм подключил к собственно отечествен ным культурным фондам практически всю мировую культу ру. Эту линию продолжили акмеисты, сделав акцент на нрав ственной стороне искусства. Русский авангард, сосредоточив внимание на слове и звуке, уйдя от символа и пафоса нравоу чительно-назидательного содержания, укрупнил языковые и формальные проблемы искусства, дал толчок к исследованию
«механизма» творчества. Все течения, направления, группы и объединения Серебряного века так или иначе отвечали той или иной исторической актуальности, которой были рожде
ны и ы. Многообразие талантов, разновектор ность художественных поисков и открытий, углублеliие ав
торов в философские, психологические, мифологические и языковые проблемы делают эпоху Серебряного века чрезвы чайно притягательной. В то же время большинство художни ков-символистов не только в творчестве, но и личной судьбе, дерзновенно подойдя к какому-то опасному краю познания, стремились предупредить о необходимости соблюдения ка нонов и традиций. Авангардисты, претерпев бурный всплеск экстенсивного расширения возможностей творчества за счет
«взлома» материала искусства - языка, в большинстве сво ем шли от зауми к кларизму, или ясности выражения.
Заключение
рией и будущим при помощи абсолютного владения словом
логосом. Серебряный век был эпохой мифотворчества и уто пий различного толка, которые дали импульс к антиутопиям в искусстве, а подчас и в самой жизни. Концом XIX - нача лом ХХ в. Серебряный век, как это принято было считать ра нее, не ограничивается, его неклассические традиции разви вались в ситуации русского зарубежья. Писатели и поэты вто рой половины и конца ХХ в. продолжали тя;отеть к вершин ным завоеваниям Серебряного века, богатое наследие кото рого является уникальным вкладом русской культуры в ми ровую.