Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 14 страница
ницы». В 1 982 г. в Лозанне состоялся Четвертый международ
ный симпозиум, посвященный творчеству Цветаевой, в 1 992 г. в Москве и Париже были проведены международные конфе ренции. Признанная одним из великих европейских поэтов ХХ в., Цветаева, отметил И. Бродский, «поэт крайностей толь ко в том смысле, что « крайность» мя. нее не столько конец познанного мира, сколько начало непознаваемого. <".> Она поэт в высшей степени посюсторонний, конкретный, точно стью деталей превосходящий акмеистов, афористичностью и сарказмом - всех. <."> Сила Цветаевой именно в ее пси хологическом реализме».
4'
Сочинения
� Цветаева М. Сочинения: В 2 т. М., 1980.
� Цветаева М. Стихотворения и поэмы. Л., 1 990.
� Цветаева М.И. Сочинения: В 7 т. М., 1994- 1995.
� Цветаева М. Статьи об искусстве. М., 1991.
� Цветаева М.И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. New-York, 1989- 1 990.
� Рильке Р.М., Пастернак Б., Цветаева М. Письма 1926 года.
м., 1990.
Литература Белкина М. Скрещение судеб. М., 1988. Воспоминания о Марине Цветаевой. М., 1992.
Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект.
Л., 1989.
Куgрова И. Версты,дали".Марина Цветаева: 1922-1939. М., 1991. Павловский А Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989. Саакянц А Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910-
1922. м., 1986.
Скоропанова И. С. М. Цветаева и Ф. Ницше // Научные труды ка федры русской литературы БГУ. Вып. I. Мн., #002. С. 151 -176.
Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой. Паl?иж, 1 988.
д1.я Серебряноговекахарактерна многомерность культур ногоразвития.В первойтрети ХХ столетияяркои активно проявили себя авангардные направления и течения, возник шие в споре не только с символизмом и акмеизмом, но и со всем предшествующим опытом искусства. Авангард как яв ление культурной жизни охватил все ее значимые стороны - живописьи архитектуру, поэзиюи философию,литературу иприкладныеискусстваидалкрупныефигурыХХв.:худож ников-М. Шагала, К. Малевича, В. Кандинского,поэтов- Вел. Хлебникова, В. Маяковского, Д. Хармса, Н. Заболоцко го, филологов - Ю. Тынянова, Р. Якобсона, В. Шкловского . При всей разнородности программ и манифестов авангард осознает себякак искусство,категорически негативно отно сящеесяк реалистическими любым другим традициям, пра вилам,канонам и уже апробированнымэ<;:тетическимприн ципам, фундаментальным ценностям и основам традицион ного искусства.·
д1.я авангарда (от франц. avangardisme - передовой от
ряд) характерен общий пафос «нового левого радикализма» , направленного против официального искусства, религии, нравственных и идеологических норм, резкий анархический протест противвсегоретроградного и консервативного,обы вательски-буржуазного и «академического». Активный поиск новых форм самовыражения приводил к демонстративному отказу от «прямого» реалистически-натуралистического изображениядействительности, к смелым экспериментамв области формы и содержания, изобразительных приемов и средств выражения для новых эстетических ( илиантиэсте-
Авангарg
тических) возможностей воздействия на публику, не исклю чая эпатаж и скандал.
Авангард - общий термин для обозначения различных те чений и направлений, представляющих некое единство сти левых устремлений, близость творческих принципов, общ ность правил творческого поведения, художественных реше ний, структурных элементов и форм, носящих осознанный экспериментальный характер. Авангард явился реакцией на начавшиеся глобальные процессы революционного переуст ройства мира f! взял на себя функции не только ниспроверга теля, но и пророка, поставив своей сверхЦелью создание принципиально нового искусства, отвечаюrцего динамике современности, подготавливающего будущее и воплощающе го его идеалы. Авангард, как западноевропейский, так и рус ский, безоговорочно принимает научно-технический про гресс, видя будущее развития человечества лишь в достиже ниях техники и технологий, а своей непосредственной зада чейсчитал нахождение решений для синтеза искусства и тех ники. Русский авангард активно приветствовал социалисти ческуюреволюцию, померживал ее, особенно в первые годы, своим творчеством.
Представители авангарда стремились утвердить и даже абсолютизировать найденные или изобретенные ими сами ми формы, способы, приемы художественного выражения, предначертать пути будущего искусства в декларациях и ма нифестах. И западноевропейский, и русский авангард явля лись выражением новаторских идей качественного обновле ния языка и форм искусства. Авангард предлагал принципи ально новые стратегии, плодотворными становились не ори ентации на традиции, а культурные «разрывы», смысловые сдвиги, полная переориентация культурного сознания. Поэти ка литературного авангарда имеет свои типологические чер ты, связанные с резкой трансформацией пространственно временных параметров, разрушением правильных логико семантических и композиционно-жанровых свойств текста,
ти.
Авангардные поиски не сосредоточиваются на проблемах
духовности. Отрицание и абсолютных, и символических то чек опоры человека в катастрофическом мире глобальных перемен и потрясений не могли не привести к активному ис
пользованию приемов алогизма и абсурда. В авангардных тек
стах, как правило, отсутствуютцельность, ясность исвязность изложения мысли, как и завершенность высказывания. Про вокационность отказа от привычных и даже необходимых художественных компонентов в коммуникации с читателем доходит в экстремальных елучаях до символического жеста
«возрождающего убийства» - «отказа от себя» , что и явля ется одной из главных мифологем авангардного искусства. Культивируется принцип дисгармонии в противовес гармо нии, служащей с античных времен идеалом прекрасного. От каз от таких основных категорий классического искусства, как прекрасное, эстетическая целостность и завершенность, устремленность к духовным идеалам (гуманистическим -
антропоцентричным или христоцентричным) , приводит к «эс
тетике безобразного» , «наоборотному» устройству произве дения, повышенному интересу к его архитектонике - фор ме, «изнанке» , «низу» . В отличие от всего «старого» искусст
ва, базирующегося на подражании живой природе и реаль
ности - мимес�су, авангард утверждает антимимесис. Аван гардное искусство ничему не подражает, оно создает прин ципиально новое, небывалое дотоле, не связанное ни с какой традицией или типологией, ни с каким культурным образцом. Техника и стратегия авангардного искусства строится, как правило, на непривычных сочетаниях частей целого, разъя тии целого на фрагменты, переносе функций той или иной системы или парадигмы на новые объекты, гиперболизации
«атомов» бытия, перекодировки «высокого» и «низкого» ,
<щенного» и «само собой разумеющегося» . В каком-то смыс ле авангардное искусство, разлагающее мир на составные
элементы, играющее атомами материи, изъятыми из молеку лярных связей и обычных форм, переводящее объем на плос кость, а плоскость - в многомерное пространство, акценти рующее значимость не целого, а части: слова, звука, фонемы, - является деструктивным дискурсом. Искусство авангарда явилось как реакция на ощущаемые распад «старого мира» и утрату стабильности И устойчивости, потерю Бога и освящен ных традиций. Оно воплощало дегармонизацию взаимоотноше ний личности и социума, общества и природы. Улыбка авангар да была трагична. Разрушая мир привычных отношений чело века и искусства, устремляясь в мир бездушной техники и машинной цивилизации, авангард представал как искусство конструкции, лишенное традиционных понятий души и духа. Искусство авангарда создавало новые «правила игры» , которые более соответствовали дисгармоничности жизни,
тревожно-взрывному времени, предчувствию катастроф и всемирных катаклизмов. В лоне авангарда создается принци
пиально новая «модель» мира, широко используются формы и варианты, альтернативные классическим образцам искус ства: фольклор, заговоры и заклинания, детское мышление и лепет, первобытное искусство, речевая практика улиц и пло щадей. Живопись заменяется плакатом, лирика - лозунгом; рациональное теряет право на истину и уступает место «ав томатическому письму» , бессознательному. Авангард стре мился освободить стихийные силы разума, неконтролируе мые слои бессознательного, обращаясь к иррационализму, стихийно возникающим образам и случайным ассоциациям, немотивированным цепочкам образов, произвольным связям м�жду знаком и означаемым, абсурду, хаосу, зауми, освобож дающей от тотальной и самой сильной власти - власти язы ка. Разрабатываются «новый язык» , новые средства воздей ствия на сознание для выражения новой модели мира и чело
века в нем. Форма пр?изведения начинает превалировать над содержанием, художественные эксперименты идут по пути
«обнажения приема» (термин В. Шкловского, закрепленный критикой формальной школы) .
Власть творца становится не теургической, как у симво листов, а экстремистской; так как только творец знает зако ны искусства и их силу, он может их произвольно видоизме нять, оперировать «осколками» , а не целым, выявлять цен ность ранее не входившего в сферу искусства. Художник «на вязывает» свое видение мира, эпатаж становится действен ным орудием в парадоксальной провокации поиска нового и
способности это новое воспринимать. Скандал являлся дей
ственным средством активизировать внимание к себе и сво ему искусству, пробудить фантазию, внимание к отдельным частям художественной формы как целому, увлечь спонтан ностью и импровизацией, освободить от стереотипов воспри
ятия,шаблонови клише,заставитьувидетьих в смешном виде, заново открыть окружающий мир и дать ему новые имена и
названия. Как и всем модернистам, представителям авангар да свойственны завышенные оценки возможностей искусст
ва;котороеизобласти творчества перемещается в сферу са мойжизни.Их принципиальный антимимесис подчеркивает оппозициюискусство-жизнь (объективнаяреальность). Произведения,какправило,создаются в расчете на культур ную память, но темнеменееперечеркивают ееутверждени ем«всеесть искусство».
Авангард в результате дал не целостные художественные системы и стилv, а пробы, рождающиеся в зоне пересечений разныхстилей,типовиспособовтворчества,родовижанров искусства. Эксперименты,поражающиесвоейновизной,ут верждаются как безусловные и истинные образцы, которые, однако, могут быть тут же ниспровергнуты.В эпоху круше ния идеалов и проблематизации смысла всех человеческих начинанийавангард стремится самоосуществить право в дви жении к бесконечному,приотрицании логики и бинарности оппозицийхорошее-плохое,истинное-ложное,красивое безобразное. Авангард не придерживается никаких догм, ре
лигиозных или моральных аксиом, но отдает должное опыту, эмпиризму,науке и техническимдостижениям. « Созидатель-
Авангарg
ное разруftение» привело к фрагментарности, эстетике слу чайного, отказу от причинно-следственных связей, проявле нию изначального хаоса и трагизма.
Эволюция крупных художников, как правило, шла в на правлении от авангарда к реалистическим формам искусст ва. Многие крупные поэты Серебряного века, начинавшие свою творческую практику как представители авангарда, поз же отошли от его принципов, например, С. Есенин, разделяв
ший эстетические принципы имажинизма, и Б. Пастернак,
входивший в группу «Центрифуга».
"'
Вскрывая принципиальную культурно-историческую от- носительность форм, средств, способов, типов художествен но-эстетического сознания и художественных методов, аван гард довел до логического завершения (часто до абсурда) все основные виды новоевропейского искусства Тем самым он стремился доказать, что они изжили себя как актуальные формы культуры и не соответствуют более современному (и тем более будущему) уровню цивилизации. Авангард в пре деле стремился адекватно выразить дух времени и прибли зить будущее. Авангард, противопоставив себя культуре, не смог полностью разорвать с ней связи и своими смелыми эк спериментами выявил скрытые механизмы функционирова ния художественной культуры и подготовил глобальный пе реход искусства в традиционном понимании к чему-то прин ципиально иному.
В конце ХХ в. русский авангард вызывает повышенное
внимание. Так, В. Терехина видит в футуризме « одно из уни версальных художественных движений ХХ века» и утверж дает, что «порыв футуристов к свободному творению новых
форм, способных выразить существо грядущего искусства и ЖИЗНеустрОЙСТВа, ПОрОДИЛ немало НОВаТОрСКИХ Идей ,И ЗНа ЧИТеЛЬНЫХ достижений в литературе, живописи, музыке, те атре» 1. А. Якимович выделяет русскйй и западноевропейский
1 Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терехина, АЛ. Зименков. М., 2000. С. 3.
авангардкак новейшую парадигму мировой культуры, ее «эк стремальный миф»1, приведший к смене принципов структу рирования общей картины мира. В эпоху Серебряного века русский авангард был представлен многочисленными тече ниями, группами и школами, основными являются футуризм, разветвленный на кубофутуризм и эгофутуризм, группы
«Центрифуга» и «Мезонин поэзии», имажинизм, Объедине ние реального искусства (ОБЭРИУ).
Литература
Зейле П. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989.
Крусанов А.В. Русский авангард: 1 907-1932. Исторический обзор.
Т. 1. СПб., 1 996.
Манифесты футуризма // Русская литература ХХ века. Дооктябрь ский период: Хрестоматия. Л., 1 991.
Русский авангард в круrу европейской культуры: Междунар. конф.
м., 1 993.
Русский авангард 19 10-1820-х гг. в европейском контексте.
м., 2000.
Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания.
м., 2000. .
Тимофеева В�В. Поэтические течения в русской поэзии 1910-х гг.
11 История русской поэзии: В 2 т. Л., 1969.
Харgжиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. М., 1 997.
1 Якимович А.К. Парадигмы ХХ века // Русский авангард 19 10-1920-х годов в европейском контексте. М., 2000. С. 3-4.
- �-
ФУГУРИЗМ
Одним из главных направлений в искусстве авангарда ХХ в., развертывающим его идейную и эстетическую программу и
задачи, стал футуризм. Футуризм (лат. future - будущее) не
"
стремился к отображению « готовой» природы, его интересо-
вали скрытые возможности художественных приемов и средств, не выявленная до этого времени творческая потен ция, отражающая динамику социокультурной действительно сти, на которую можно было бы влиять при помощи нового искусства, в соответствии со своими интуитивными порыва ми и представлениями о будущем.
История футуризма началась с публикации Ф. Маринет ти в парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1 909 г.) « Мани феста футуризма», ориентированного на молодых художни ков и призывавшего их вывести национальную культуру на уровень современных требований. Футуризм заявлял о себе как направление не только искусства, но и самой жизни. Бун тарско-анархический характер, экзальтация и эпатаж соеди нялись с пропагандой национализма и шовинизма, апологи ей технических и научных достижений, при полном отрица нии всех духовных и культурных ценностей прошлого. В 1910 г. появились « Манифест художников-футуристов» и «Техни ческий манифест футуристической живописи». Особое воз действие на философские основы футуризма оказали идеи Ницше, в частности идея «воли к жизни», и бунтарские ло зунги анархистов. Итальянские футуристы считали, что не обходимо «вырезать раковую опухоль» традиционной куль туры при помощи техницизма и урбанизма, «очистить» мир
«от старой рухляди» путем войн и революций: «Война - един-
ственная гигиена мира». Некоторые из футуристов примкну ли к партии Муссолини. Футуризм Маринетти в конечном счете сливался с эстетической агрессией и культом силы.
Манифест Маринетти был знаком русским футуристам1• Их манифестами стали «Пролог эгофутуризма» (191 1), «По щечина общественному вкусу» ( 1912), которые демонстриро вали как сходство, так и отличие русского футуризма от ита льянского. В статье « Пунктир футуризма» В. Шершеневич писал: «Фотографичность Искусства (удвоение жизни) ныне нужно считать совершенно отвергнутым. Это вполне понят но. Если Искусство задается целью сфотографировать жизнь, то полученные результаты можно разбить на два рода: удач ные и неудачные. В случае неудачи - фотография не нужна, негодна. В случае удачи, она тождественна с жизнью, следо вательно излишня. Этот вопрос был легко разрешим по ана логии с известными словами халифа Омара при сожжении Александрийской библиотеки: "Если эти книги говорят то же самое, что говорит Коран, то они излишни; если же они про тиворечат Корану - то они вредны" »2• Говоря метафорично, русский футуризм хотелгибели Александрийской библиоте ки, в которую входили русская классика и символизм, так как только на их обломках можно было заявить о своем принципи альном новаторстве. Пафос футуризма состоял в пересмотре и
отрицании всех ')'Же бывших в употреблении форм, методов, принципов и приемов искусства, и именно этот пафос сделал футуризм в России самостоятельным и заметным явлением.
Н. Бердяев новое искусство воспринял и истолковал как знак времени: «Футуризм и может быть понят, как явление апокалипсического времени, хотя самими футуристами это может совсем не осознаваться»3 . Ф. Степун связывал воеди-
1 Первая его публикация в переводе на русском языке - петербург ская газета «Вечер», 8 марта 1909 г.
2 Шершеневич В.Г. Пунктир футуризма // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского Дома на 1994 г. СПб., 1998. С. 169.
3 Берgяев Н. Кризис искусства. М., 1918 . С. 22.
но футуризм и революцию - «с ее футуристческим отрица нием неба и традиций, с ее разрушением общепринятого язы ка и заменой его интернационалистическим ревжаргоном» 1• Развиваясь в атмосфере Серебряного века, футуристы отри цали наследие символизма и акмеизма, акцентировали вни мание на непосредственной связи с социальной действитель ностью и необходимости на всех уровнях изменить традици онную систему художественного текста. Их объединяло обо стренное предчувствие грядущего «мирового переворота» , неизбежности «крушения старого мира» и Е!оОЗНикновения
«нового человечества». В период революционных переворо тов они ощущали себя соучастниками этих событий и счита ли свое искусство «революцией мобилизованным и призван ным».
Новации и экспериментирование русского футуризма зат рагивали и формальную, и содержательную сторону искус ства. Футуристическая опера «Победа над солнцем» (1 91 3), текст которой создавал А. Крученых, музыку - М. Матюшин, а декорации - К. Малевич, была одним из Первых публич ных футуристических зрелищ. Это представление ошараши ло зрителей алогизмом, идеей борьбы с солнцем и победой черного квадрата, выполненного Малевичем в качестве фу туристического знака прорыва в беспредельность космоса и окончательной победы над ним человека будущего. Художе ственное творчество должно было стать не подражанием и даже не продолжением природы, а выражением творческой безудержной воли человека, который создает «новый мир, сегодняшний, железный".».
Синтез текста, музыки и живописи (графики) , смешение видов искусства и стилей были общей установкой, как и воз вращение к фольклорно-мифологическим началам, когда язык был «частью природы» (Вел. Хлебников) . На базе живо го разговорного языка футуристы разрабатывали тонический
1 Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Т. 2. Нью-Йорк, 1 956 . С. 124.
стих, фонетическую рифму, новыеинтонации, которые были бы способны озвучивать многотысячные аудитории на пло щадях, настаивали на неограниченном «словотворчестве и словоновшестве»,вплотьдо изобретения искусственного язы ка, что привелок созданию зауми. Эксперименты над расши рением диапазона восприятия стихотворения привели к ис пользованиюграфики,созданиювизуальной поэзии и авто графической книги, вовлечению в область творчества непод контрольногоразумуавтоматическогописьма.Предельно расширялся«материал»творчества:литературныйязык ре формировался, провозглашалось «самовитое слово». С одной стороны, по мнению Вел. Хлебникова, целью являлось «са мовитое слово», или «слово кактаковое» - «вне быта и жиз ненныхпольз»,с другой, по мнению Маяковского, - оно дол жно быть орудием прямого социального воздействия, «нуж ного для жизни». Создание заумной лексики, активные экс перименты над языком, проводимые Вел.Хлебниковым,
А. Крученых, В. Каменским, неологизмы В. Маяковского и
И. Северянина исходили из попыток выявления изначально го архетипического смысла фонемы, очищения языка от три виальныхзначений, а также максимального проявления сво его «Я», свободного от законов языка. Р. Якобсон указал, что манифестированныеновации футуристовбыли,по существу,
«реформойв области репортажа, а не в области поэтическо го языка» 1•У ff'eл.Хлебниковабыло обостреновниманиек
«первоначалам»,когда языкбыл «частью природы»,у В. Ма яковского - к социально-идеологическим и коммуникатив ным функциям языка,у А. Крученых - к возможностям кон струирования искусственногоязыка,состоящегоиз значи мых фонем и лексем.
Многие футуристические композиции, как, например, живопись В. Кандинского, поэмы В. Маяковского, включали космогонические темы, претендовали на планетарный раз-
1 Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Прага, 1 921. С. 7.
мах. Глобализм соответствовал задачам футуризма: в новых художественных формах отразить новые глобальные миро вые процессы. Футуристические произведения могли быть как « сложными» , с семантическими и композиционными сдвигами, резкими контрастами трагического и комическо го, лиризма и брутальности, с использованием фантастики и газетнойзлободневности,что вело к гротеску,таки «просты ми», содержащими одно словоили несколько слогов, аиног да и просто жест, сделанный на сцене и означающий чаще всего протест и отрицание. Наиболее очевЩVIЫЙ пример -
творчествоэгофутуристаВ.Гнедова,укоторогов1913г.выш
ла книга «Смертьискусству» . В нее входило пятнадцатьсверх лаконичных, состоящих из нескольких слов текстов, после дний из которых представлял полное отсутствие слов - чис тый лист бумаги, озаглавленный « Поэма Конца». И. Игнать ев, также входивший в группу эгофутуристов, в предисловии к книге «Смертьискусства» писал:«Нарочитоускоряя буду щие возможности, некоторые передунчики нашей литерату ры торопились свести предложения к словам, слогам и, даже, буквам. - Дальше нас идтинельзя ! - говорили Они. А ока залось льзя. В последней· поэме этой книги Василиск Гнедов НичемговоритцелоеЧто. Емудоводилось оголасиватьнео днократносвоипоэмы.Последнююжеон читалритмодви жением.Рукачертила линии:направо слева и наоборот (вто рою уничтожалась первая,как плюс и минус результатнуль).
«Поэма конца» и есть «Поэма Ничего», нуль, как изобража ется графически» 1•
Русский футуризм небыл единым художественно-эстети ческимнаправлением или движением.Его историясклады валась из сложного взаимодействия и борьбы четырех основ ныхгруппировок. Самойраннейи наиболеерадикальной была группа « Гилея», участники которой в многочисленных сборниках («Садок судей»,1910;«Пощечина общественному
1 Гнеgов В. Смерть искусству. СПб., 1913 . С. 2.
вкусу» , 19 12; «Дохлая луна» , 1913; «Взял», 1915 и др.) и выс туплениях, часто с представителями других группировок, оп ределяли «лицо футуризма» . В группу « Гилея» (или кубофу
туристов) входили Вел. Хлебников, братья Д. Бурлюк и
Н. Бурлюк, В. Каменский, Е. Гуро, В. Маяковский, А. Круче ных, Б. Лифшиц. «Ассоциацию эгофутуристов» представля ли И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов. «Мезо нин поэзии» объединил В. Шершене:вича и Р. Ивнева. В «Цен трифугу» , существовавшую с 1912 по 1 922 г., входили С. Боб ров, Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Большаков. Некоторые после революционные литературные группировки (« Искусство коммуны», дальневосточное «Творчество», украинский «Ас панфут», ЛЕФ, с его теорией «литературного факта» и идеей социального заказа, и др.) генетически были связаны с футу ризмом, однако собственная его история в России исчерпы вается предреволюционными десятилетиями. Частично фу туристические принципы использовали в своем творчестве в условиях русского зарубежья И. Зданевич, Б. Поплавский.
Футуристические группы вели между собой активную полемику, касающуюся целей, способов и тем искусства.
«Каждая группочка, - писал В. Шершеневич, - была прин ципиальна и ортодоксальна. Ничто не утвержденное ею не могло быть истинным, и подчас для одной футуристической группы другая, футуристическая же, была большим врагом,
чем символисть'I или натуралисты» 1•
Русский футуризм проявил себя в области литературного творчества, а также в живописи и театральном искусетве. Одной из сфер эстетических новаций была сфера осмысле ния новых отношений человека и машины, индустрии. Мир воспринимается футуристами не как организм, а как меха низм, меняя части которого, можно изменить целое и его фун кции. Футуризм был атеистичен, но не асоциален. «Левое»