Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 19 страница
единство. Бобров, скорее теоретик, чем поэт, изложил свои взгляды в предисловии: «Аналогичность устремлений поэмы и рисунка и разъяснение рисунком поэмы достигаются не литературными, а живописными средствами». С. Бобровым была составлена «Грамота» , подписанная, кроме учредителей, И. Зданевичем. Кубофутуристы определялись как соперни ки и самозванцы. В «Грамоте » говорилось: «Мы, меньше все го желавшие междоусобий в Русской Поэзии, отвечавшие молчанием на неоднократные заигрыванья пассеистов, не желая больше поощрять наглость зарвавшейся банды, при своившей себе имя Русских футуристов, заявляем им в лицо,
1 Цит. по: Поэзия русского футуризма. С. 457.
2 Цит. по: Русский футуризм. С. 26.
Группы ((Мезонин поэзии" и ((Центрифуга"
дабы вывести общество из заблуждения, коим они пользуют ся для личных своих расчетов, следующее: <".> Вы самозван цы» �.
«Нарождение «Центрифуги», - вспоминал Б. Пастернак, - сопровождалось всю зиму нескончаемыми скандалами. Всю зиму я только и знал, чтоигралв групповую дисциплину, толь ко и делал, что жертвовал ей вкусом и совестью»2•
«Центрифугой» было организовано небольшое издатель ство «Лирика», в котором вышла первая книга Н. Асеева «Ноч ная флейта» и первый сборник Б. Пастернака «Близнец в ту чах» . В предисловии Н. Асеев напутствовал Пастернака как
«одного из тех подлинных лириков русской поэзии, родона чальником которых был единственный и незабвенный Иван Коневской». Первым изданием «Центрифуги» был сборник
«Руконог» (1914).
Современный исследователь футуризма В. Альфонсов счи тает, что «" Центрифуга" самая "интеллигентская" и "фило лоrическая" из футуристических групп, составила, по суще
ству, третье главное течение русского поэтичского футуриз
На фоне борьбы лидеров различных футуристических группировок происходило сближение поэтов. Первая встре ча В. Маяковского и Б. Пастернака хорошо известна по «Ох ранной грамоте», в которой Пастернак признавал, что «пе редлицом Маякt>вского я в своих глазах всякий смысл и цену теряю. < ... > Маяковский - единственный среди нас, пишу щих - поэт»4• Мучительно переживая ломку голоса, проис ходившую в стихах из « Руконога» , Пастернак надеялся вер нуться от футуристических экспериментальных произведе ний (« Мельхиор», «Иван Великий») к первоначальным лири-
1 Поэзия русского футуризма. СПб., 1 999. С. 632.
2 Пастернак Б. Охранная грамота. С. 68.
3 Альфонсов В. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. СПб., 1 999. С. 15.
4 Встречи с прошлым. Вып. 4. М., 1982. С. 1 46.
ческим основам. К весне 1916 г. , когда вышел давно подготов ленный « Второй сборник» «Центрифуги», стихи Пастернака появились в других альманахах «Весеннее контрагентство муз» и «Взял. Барабан футуристов».
Литература
Историко-литературный процесс: Методол. аспекты. Рига, 1 989.
Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000. Поэзия русского футуризма. СПб., 1 999.
Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. м., 2000. f/
Борис Пастернак
Борис Леонидович Пастернак (1 890, Москва - 1 960, Пе ределкино, под Москвой) , поэт, автор романа «Доктор Жива го», лауреат Нобелевской премии, родился в семье известно го художника Л. Пастернака. В 191 0-е гг. изучал философию в Московском и Марбургском университетах; от матери он унаследовал музыкальный слух. Встречи с Л. Толстым, ком позитором А. Скрябиным и художниками В. Серовым и М. Врубелем, с поэтом Р.М. Рильке способствовали развитию эстетического вкуса и особого отношения к творчеству. Вер нувшись после внезапно оставленной учебы в Марбургском университете и посещения Италии в Москву, Пастернак во шел в группу поэтов « Центрифуга» вместе с С. Бобровым, Н. Асеевым, с которыми был знаком с 1 909 г. по Кружку для исследования проблем культуры под руководством Эллиса.
Через год Н. Асеев, С. Бобров и Пастернак объявили об образовании Временного экстраординарного комитета «Цен трифуга». Пастернак написал две программные статьи «Вас серманова реакция» (напечатана в « Руконоге») и «Черный бокал» (вошла во «Второй сборник Центрифуги»). В « Охран ной грамоте», написанной отчасти под влиянием внутренней
борьбь1 течений и разветвлений русского футуризма, автор
Группы <� Мезонин поэзии»и <1Центрифуга11
· отмечал: « Новички объединялись в группы. Группы разделя лись на эпигонские и новаторские. Это были немыслимые в отдельности части того порыва <".> что уже насыщал все кругом атмосферой свершающегося» 1• Новые поэтические принципы, поиски акцентированного звука «как такового» привели раннего Пастернака к созданию «высокого косноя зычия», наиболее явного в стихотворении «Мельхиор»:
Храмовой в малахите ли холен, Возлелеян в серебре ль косогор - Многодельную голь колоколен Мелководный несет мельхиор.
Пределы искусства слова, замкнутого на самом себе, ги пертрофированное внимание к возможностям отдельного слова отчетливы и в стихотворении «Об Иване Великом»:
В тверди «творца слова рцы» Заторел дворцовый торец, Прорывает студенцы Чернолатый Ратоборец.
С листовых его желез Дробью растеклась столица, Ей несет наперерез
«Твердо слово рцы» копытце.
После эксп�риментальных произведений Пастернак чув ствует необхо�мость вернуться к первоначальным истокам собственного творчества, отказавшись от «соблазна кружков
щины»: «Я хочу писать снова так, как начинал когда-то, - объяснял он С. Боброву, - говорю не о форме, но о духе этих начинаний»2• Однако первый сборник Пастернака «Близнец в тучах» (1 914) был напечатан в издательстве «Центрифуги»
«Лирика». Он был одобрительно упомянут лишь В. Брюсовым в «Русской мысли». Критик указывал на «большую силу фан тазии» и подчеркивал, что «странные и порой нелепые обра-
1 Пастернак Б. Охранная грамота. С. 66.
2 Встречи с прошлым. М., 1982. Вып. 4. С. 147.
зы не кажуrся надуманными; <.. . > «фугуристичность» сти хов Б. Пастернака - не подчинение теории, а своеобразный склад души» 1 • В письме к родителям поэт писал: «Как хоро шо, что Брюсов не знает, что первая моя книжка не только первый печатный шаг, но и первый шаг вообще. Остальные начинали детьми: так, как начинал я в музыке; остальные зна ют классиков, потому что именно из увлеченных читателей и почитателей стали они писателями. Меня же привело к это
му то свойство мое, которое, как это ни странно, ни от кого не ускользает и которое Брюсов называет самоq,ытностью, фан
тазией, воображением, своеобразным складом души и т.д. Мне кажется, художественное дарование за:Ключается вот в чем: надо родовым, инстинктивным и непроизвольным обра зом видеть так, как все прочие думают, и, наоборот, думать так, как все прочие видят».
Стихотворения 19 1 2-1914 гг.: «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Мне снилась осень в полусвете стекол".», «Вок зал» , «Венеция», «Пиры» - воплотили стремление автора к новому поэтическому содержанию. Пастернак указывал: «Я ничего не выражал, не отражал, не изображал. <".> Моя посто янная забота была обращена на содержание. Мне нужно было, чтобы одно стихотворение содержало Венецию, а в другом за мыкался Брестский, ныне Белорусско-Балтийский вокзал»2.
Своеобразие историзма художественного мышления ав тора выявилось во втором сборнике «Поверх барьеров» ( 1917) , вышедшем также в издательстве «Центрифуги». Поэт «снима
ет» глянец с классического образа Петербурга, вводя в описа ние динамику стрельбы, раздающейся на мятежных улицах:
Как в пулю сажают вторую пулю Или бьют на пари по свечке,
Так этот раскат берегов и улиц Петром разряжен без осечки.
1 Брюсов В. Год русской поэзии // Русская мысль. 1914. Кн. 6. 2 Пастернак Б.Л. Избранное. Т. 2. С. 254.
1 8-1 21 273
Группы ((Мезонинпоэзиш1и ((Центрифуrа11
Рассвет увиден как тяжелые родовые муки Урала:
Без родовспомогателъницы, во мраке, без памяти, На ночь натыкаясь руками, Урала
Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, угро рожала.
Внутренняя изменчивость природы, бесконечность еедви жения и метаморфоз завораживают поэта. Метафоры и оп ределения становятся «сеткой», в которую должны попасть предметы и явления в их первозданной новизне:
Гроза в воротах! На дворе! Преображаясь и дурея,
Во тьме, в раскатах, в серебре, Она бежит по галерее.
По лестнице. И на крыльцо.
Ступень, ступень, ступень. - Повязку! У всех пяти зеркал лицо
Грозы, с себя сорвавшей маску.
В одном контексте сосуществуют слова, относящиеся к разным стилям, природа олицетворяется и человек становит ся ее тайнозрителем. Это рождает эффект неожиданного по знания, синтеза несоединимого. Поэтика усложнена ассоци ативным мышлением, причем цепь ассоциаций автор пред намеренно разрывает, опуская логически необходимые зве нья, оставляя некоторые образы немотивированными. Эти особенности сQответствовали принципам «Центрифуги», но и вступали с ними в противоречие. Языковая игра сменяется у Пастернака стремлением воплотить непосредственность восприятия, передать процесс мышления, алогизм окружаю щего мира, слитность отдельного существования с всеобщей жизнью. В 1 928 г. стихотворения перерабатывались, добав лялись новые, изменилась композиция. В письме к О. Ман дельштаму Пастернак писал: «Переиздавать в прежнем виде нет никакой возможности, так это все небезусловно, так рас считано на общий поток времени» 1•
1 Пастерiщ.к Б.Л. Избранное. Т. 2. С. 440.
Третий сборник «Сестра моя - жизнь» { 1922) , с посвяще нием М. Лермонтову, свидетельствовал о сложившемся мас терстве поэта. Стихотворения, писавшиеся летом 1917 г. и вошедшие в этот сборник, становятся парафразом социаль но напряженной и катастрофичной жизни. В произведениях прочитывается обостренное внимание к привычным деталям быта {«Жизнь, как тишина / Осенняя, - подробна»), расши рившийся диапазон восприятия («Внезапно вспомню: солн це есть; / Увижу: свет давно не тот»; «Мирозданье - лишь страсти разряды, / Человеческим сердцем накопленной»).
1f
Поэт с оригинальным видением мира и максимально отдаля-
ется от будней революции, и создает немыслиМую при ближ ней дистанции смысловую перспективу:
В кашне, ладонью заслонясь, Сквозь фортку крикну детворе:
- Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе ?
Образы митингующих деревьев, ораторствующих звезд, говорящих чердаков передавали пафос эпохи, не умаляя ин дивидуального восприятия происходящего. Поэт принципи ально отказывается от романтических и символистских пред ставлений о творчестве, в основе которого лежало «зрелищ ное понимание биографию> '. Предметом поэзии становятся не «Я», а мир, пронизанный творчеством. В «Определение поэзии» наряду с классической формулой {« Это - двух соло вьев поединок») входит и образ ночи, познающей саму себя:
Все,чтоночитакважно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка
. На трепещущих мокрых ладонях.
Творчество понимается Пастернаком как сверхцель все общего бытия, а поэт становится голосом мироздания. Замы-
1 Пастернак Б.Л. Охранная грамота. С. 79.
275
Группы ((Мезонинпоэзии11и ((Центрифуга 11
кает сборник �тихотворение «Конец», в котором использу ются футуристические приемы:
Ждет - улягутся. Вдруг - гигант из затеми, И другой. Шаги. «Тут есть болт».
Свист и зов: тубо!
В статье «Бесы» Вл. Ходасевич отрицательно оценил но ваторские поиски Пастернака. Он писал: «Ныне, с концомили
перерывом Петровского периода, до крайности истончился, почти прервался уже, пушкинский период русской литера туры. Развалу, распаду, центробежным силам нынешней Рос сиисоответствуют такие же силы и тенденции в ее литерату ре. Наряду с еще сопротивляющимися - существуют (и слышны громче их) разворачивающие, ломающие: пастерна ки. Великие мещане по духу, они и в мещанском большевиз ме услышали его хулиганскую разудалось - и сумели стать
«созвучны эпохе». Они разворачивают пушкинский язык и пушкинскую поэтику, потому что слышат грохот развалива ющегося здания - и воспевают его разваливающимися сти хами, вполне последовательно: именно "ухабистую дорогу современности" - "ухабистыми стихами"»1• Этой оценке противоречили положительные оценки творчества Пастерна ка М. Цветаевой и А. Ахматовой.
Пастернак Ji'Ыбирает собственный способ создания поэти·
ческого мира, в котором главенствует, по наблюдению совре·
·#
менного исследователя Л. Аннинского, «принцип рассыпания
мира на детали (краски, формы, предметы, ощущения) и со· бирания из этих элементов новой поэтической реальности
<...> излюбленная метафора: стих - губка: реальность впи тывается, а потом выжимается на бумагу»2• Ассонансы и дис сонансы призваны раскрыть процесс преодоления «коснос ти бытия», которое превращается в шараду-метафору:
1 Хоgасевич Вл. Бесы // Возрождение. 1 927. 11 апреля.
2 Аннинский Л. Серебро и чернь. С. 1 1 7.
Салфетки белей алебастр балюстрады. Похоже, огромный, как тень, брадобрей Макает в пруды дерева. и ограды
И звякает бритвой о рант галерей.
Сборник «Темы и вариации» ( 1 923) построен на принци пиальной многослойности, синтаксической усложненности, фонетической «тяжести», с использованием нагнетания ши пящих звуков:
Без клещей приближенье фургона, Вырывает из ниш костыли "
|
|
В стихотворения включаются реминисценции, алзии и контаминации Гёте, Шекспира, Пушкина. Через литератур ные паралели возникал и образ современности: «Ступай к другим. Уже написан Вертер. / А в наши дни и воздух пахнет смертью: / Оrкрыть окно - что жилы отворить» . Считая по эзию «высокой болезнью» (поэма «Высокая болезнь» , 1 923- 1928), независимой от конъюнктуры, Пастернак все же обра щался к теме революционной эпохи в поэмах «Девятьсот пя тыйгод»(1925-1926)и «ЛейтенантШмидт»(1926-1927),сти
хотворном романе «Спекторский» (1 925-1931). История тол
куется им в своеобразном ключе: «История не в том, что мы носили, /А в том, как нас пускали нагишом». Каждый, сЧита ет поэт, несет личную ответственность за свою судьбу:
Напрасно в годы ужаса Искать конца благого. Одним карать и каяться,
Другим - кончать Голгофой.
· Творчество 1 930-х гг. Пастернак оценивал как «второе рождение». Поэт переориентируется на воплощение законов поэтическойгармонии и «неслыханной простоты». Признан ный официальной властью, Пастернак отстраняется от теку щих событий, уединяясь на даче в Переделкино. В этот пери-
Группы «Мезонин поэзии» и «Центрифуга »
одвыходят его поэтические книги «На ранних поездах» ( 1943) и «Земной простор» (1945) . Стихотворения периода Великой Отечественной войны поражают внуrренней созерцательнос тью, размеренностью бьrгия. В послевоенные годы Пастернак опубликовал перевод « Фауста» Гёте, в котором в зашифрован ном виде воплотил свое негативное отношение к основным тен денциям советской эпохи. Одновременно он много работал над романом «Доктор Живаго». В письме он писал: «Собственно, это первая настоящая моя работа. Я в ней хочу дать истори ческий образ России за последнее сорокапятилетие, и в то же время всеми сторонами своего сюжета, тяжелого, печально го и подробно разработанного как, в идеале, у Диккенса или Достоевского, - эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в историю> 1•
Роман «Доктор Живаго» (1 956) включает стихотворения
главного героя доктора Юрия Живаго. Они составляют ли рический дневник и героя, и автора, раскрывают цельность
мировоззрения и основные приоритеты - любовь к живу
щему и память о прошлом, благоговение перед природой и законами мироздания, веру в Христа как спасительное и ис купите1\,Ьное для человечества общее основание культуры и истории. А.М. Пятигорскийотмечал: « ...смыслромана- в ощу щении краха, крушения, и что сам доктор свидетельствует об этом своими стИхами и своей жизнью, которая сама и есть ком ментарий на этtl стихи. <".> Свидетельствуемая доктором Жи ваго катастрофа была не гибелью культуры, а гибелью духа, за которую те, кто ее допустили, поплатились культурой»2•
Роман, опубликованный вначале в Италии и отмеченный Нобелевской премией ( 1959) , вызвал острые идеологически
направленные дискуссии. Автора обвинили в антисоветизме, в неправильной оценке исторических событий, исключили из членов Союза писателей. Пастернак писал письмо к Н. Хру-
1 Переписка Бориса Пастернака. М., 1990. С. 224.
2 Пятигорский А.М. Избранные труды. С. 217.
щеву с просьбой не высылать его из страны. В стихотворе нии «Я пропал как зверь в загоне".» отразились пережива ния, связанные с остракизмом на родине и громким литера турным признанием в мире. В 1 965 г. вышел последний сбор ник «Стихотворения и поэмы», включавший стихотворный цикл «Когда разгуляется» (1 956-1959) .
Художественная эволюция Пастернака шла от поэтики авангарда начала ХХ в. к классической традиции. Он писал:
«Во всем мне хочется дойти / До самой сути». Считал, что
«Цель творчества - самоотдача». Не желая, чтобы творчество имело прямую связь с политической злободнев�юстью, Пастер нак изображает человеческое существование в сложных пере плетениях с природой, судьбой, другими людьми, любовью к женщине. Отношение к душе у Пастернака особое, начав эту тему в сборнике «Сестра моя - жизнь» , он максимально ее воплотил в стихотворениях Юрия Живаго. В стихотворении
«Душа» автор рисует ее как пленницу и «тень без особых при мет». В романе «Доктор Живаго» живая душа становится тем главным, что определяет суть всечеловеческой истории.
Сочинен ия
� Пастернак Б.А. Избранное: В 2 т. М.,1985.
� Пастернак Б.А. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1 991.
� ПастернакБ.А. Воздушныепути.М.,1982.
�
Пастернак Б.А.Доктор Живаго. Мн., 1990.
Литература
Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.
Аннинский А. Серебро и чернь. Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М., 1997. С. 1 1 6- 131.
Баевски й В. С. Пастернак. М., 1 997.
Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. М., 1989.
Лихачев Д. С. Борис Леонидович Пастернак. Вступительная статья
// Б.Л. Пастернак. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. М., 1989.
с. 5-44.
Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Биография. М" 1997.
ИМАЖИНИЗМ
На основе художественных поисков авангарда в первые послереволюционные годы возникло литературное течение имажинизм (от лат. imago - образ) . Название восходит к ан глийскому имажинизму, возникшему в начале ХХ в. и пред ставленному творчеством Т. Хьюма и Э. Паунд, знакомство с которым в России произошло после статьи З. Венгеровой «Ан глийские фугуристы», опубликованной в 1915 г. в сборнике
«Стрелец». От английского имажинизма было воспринято тя готение к конкретно-зримому образу, порожденному непри вычным взглядом на вещи и оказывающему неожиданное и внезапное воздействие на читателя. Формальным началом имажинизма считается публикация в воронежском журнале
«Сирена» (1919, No 4) и в газете «Советская страна» (1 919,
10 февр.) литературной декларации нового движения, объе динившего С. Есенина, И. Грузинова, А. Кусикова, Р. Ивнева, В. Шершеневича, А. Мариенгофа, Г. Якулова и Б. Эрдмана. Местом их встреч стал литературный клуб (имажинистское кафе) «Стойлd'Пегаса», а публикаций - журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» ( 1 922) . Вышло четыре номера этого журнала. Имажинисты образовали свое изда тельство « Имажинисты», в котором печатались коллективные сборники: «Явь», «Конница бурь» , «Плавильня слов», «Хар чевня зорь», «Золотой кипятою> , «Звездный бык». Вел. Хлеб ников написал ироничное стихотворение «Москвы колыма га» ( 1 920) по поводу новаций имажинизма:
Москвы колымага, В ней два имаго.
Голгофа Мариенгофа.
Иftажинизft
Город распорот. Воскресение Есенина. Господи, отелись
В шубе из лис!
Эстетической (и главной) основой имажинизма было осо бое понимание роли эстетического воздействия или впечат ления от художественного образа. Это впечатление должно
былобытьмаксимаЛьнонасыщеннымиярким.В.Шершене
вич утверждал: «Образ и только образ. Образ - ступени от аналогий, параллелизмов - сравнения, процрзоположения, эпитеты сжатые и раскрытые, приложения цолитематичес кого, многоэтажного построения - вот орудия производства мастера искусства. <.. . > Только образ, как нафталин, пере сыпающий произведение, спасает это последнее от моли вре меню> 1• Имажинисты отрицательно относились к социально газетной тематике позднего футуризма, публицистическим стихотворениям и пропагандистским рифмованным произ
ведениям. В программных статьях «Буян остров» ( 1920) АМариенгофа, «2 х2= 5.ЛИстыимажиниста» ( 1 920) В.Шер шеневича и «Имажинизма основы» (1 921) И. Грузинова была
выдвинута идея возвращения поэзии ее образной основы, однако создание поэтических образов предполагало рацио нальную деятельность, конструирование, комбинирование, создание специальных каталогов.
Программа носила эклектичный характер. Футуристичес кий опыт В. Шершеневича позволил ему включить в програм мупрежниелозунги о «самовитом слове» (принцип будетлян) ,
о «беспроволочном воображению> (термин Маринетти). Под
«самовитым словом» он понимал лишь одну из основных со ставляющих триады, разработанной в языковедческих тру
дах А Потебни, - «внутренняя форма» слова (содержание) ,
само слово (форма) и его образность. Образность слова в пря молинейной интерпретации превращалась в самоцель, так как
1 Цит. по: Поэты-имажинисты. М.; СПб., 1997. С. 9.
Иftажинизft
в жертву ей приносилось содержание. «Поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова» , - утверж дал Шершеневич. К «поеданию смысла» примыкает провозг лашение неизбежности ломки «старой грамматики и перехо да к неграмотным фразам». Подобная ломка позволила бы, по теории имажинизма, реализовать подлинную свободу об раза, которую Шершеневич видел в изолированности образов друг от друга. Художественное произведение должно представ лять собой некий «каталог образов». Он писал: « Стих - не орга низм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять. Только в том случае, если единицы завершены, сумма прекрасна».
Подобную ограниченность образа изначально не прини мал С. Есенин. В статье « Ключи Марии» (1 91 8) , воспринятой имажинистами как манифест, поэт утверждал, что не победа над смыслом, а лишь тесная связь образа с содержанием де лает его органичным и полноценным. Связав последние годы своей жизни с имажинизмом, по мнению некоторых крити ков, Есенин наиболее талантливо воплотил его отдельные чер ты. В « Москве кабацкой», «Кобыльих корабликах» отразились как элеменrы имажинистского эпатажа, так и «эстетики увя дания» (мотивы одиночества, неудовлетворенность собствен ной судьбой) . ,
Творческое содружество поэтов разных дарований распа-
;,
лось после споров между С. Есениным и В. Шершеневичем и возникших разногласий в понимании сущности и предназна чении главного нерва имажинизма - художественного об раза. С. Есенин, И. Грузинов и Р. Ивнев вышли из группы в 1 924 г. Во второй половине 1920-х гг. под влиянием внутрен него кризиса и общей тенденции к нивелировке культуры имажинизм прекратил свое существование.
При всех крайностях в понимании природы творчества имажинисты, подобно другим авангардистским течениям (конструктивизм, ОБЭРИУ) , обращаясь к потенциальным возможностям образа, указывали на новые пути поиска еще
не использованных способов и средств поэтической вырази тельности, не случайно имажинисты называли себя «образо носцами».
Литература
Львов-Рогачевский В.А. Имажинисты и его образоносцы. Ревель,
1921.
Львов-Рогачевский В.А. Новейшая русская литература. М" 1927.
Поэты-имажинисты. М.; СПб" 1 997.
Соколов И.В. Имажинисты. [Б.м.], 1921.
Юшин П.Ф. С. Есенин: Идейно-творческая эволюц1т. М" 1969.
Вадим Шершеневич
Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893, Казань - 1 942, Барнаул) , поэт так называемого «второго ряда», незаслужен но забытый в силу ряда причин. Во-первых, русская поэзия первой половины ХХ в. изобилует именами-звездами, засло няющими своим ослепительным светом более скромные да рования, во-вторых, поэты такого рода, как Шершеневич, сыграв определенную роль в развитии неких важных и но вых творческих принципов, как правило, уходили с авансце ны русской культуры в напряженно драматичный историчес кий период 1920- 1 940-х гг. В процессе освоения еще далеко не исчерпанных идейно-художественных богатств русской поэзии Серебряного века нельзя обойти молчанием имя Шер шеневича. Оно носит принципиально важный характер для изучения истории, поэтики и эстетики имажинизма. Поэт был одним из соратников С. Есенина и, если бы обстоятельства историчёской эпохи сложились более благоприятно, его имя не было бы так неизвестно, как ныне.