Основные проблемы философии техники
Содержание
· Введение…….……………………………………………………3
· 1.1. Соотношение философии науки и философии техники…….
· 1.2. Основные проблемы философии техники…………………..
· 2. Философия техники в XX веке……………………………
· 3. Развитие философии техники в России…………………..
· 4. Философы техники………………………………………….
· 5. Примечания………………………………………………….
· 6. Литература………………………………………………….
Введение
Филосо́фия те́хники
— исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп(Эрнст Капп (15 октября 1808, Людвигсштадт — 30 января 1896, Дюссельдорф, Германская империя) — немецкий философ и географ, основоположник философии техники. Основной трактат: нем. Grundlinien einer Philosophie der Technik (1877). Брат Александра и Фридриха Каппов.
Родился в семье государственного служащего. Потеряв обоих родителей в возрасте шести лет из-за эпидемии тифа, был взят на воспитание местным священником, от которого сбежал по причине плохого обращения. Некоторое время жил компаньоном в богатой семье, помогая учиться ребёнку-сверстнику. В 1818 году был принят в гимназию в Вюрцбурге, директором которой был назначен его старший брат Фридрих; в 1820 г. гимназия была закрыта, а Фридрих Капп получил назначение директором гимназии в Хамме, и Эрнст последовал за ним. В 1825—1828 гг. учился на филологическом факультете Боннского университета, где он стал левым гегельянцем. Затем вернулся в Хамм и в 1828—1830 гг. преподавал в гимназии, возглавляемой братом, затем в 1830—1849гг. старший учитель в гимназии Миндена. Узнав, что его лево-либеральные высказывания могут обернуться для него увольнением, уехал в Техас, где много занимался исследованиями географии региона. После Гражданской войны вернулся в Германию с визитом, однако здоровье его пошатнулось, и врачи рекомендовали Каппу не предпринимать длительное обратное путешествие. Капп вернулся к академическим занятиям.
Основная идея философии техники по Каппу: орудия суть проекция человеческих органов (нем. Organprojektion). Например, железные дороги — это проекция кровообращения, а телеграф — нервной системы), написавший «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877). В 1898 году свои работы, посвященные философии техники, издают немецкий философ Фред Бон (одна из глав книги «О долге и добре») и российский инженер Петр Энгельмейер (брошюра «Технический итог ХIХ века»). Предметом систематического изучения данная наука стала только в XX веке. Различные аспекты философии техники рассматриваются в марксизме, трансгуманизме и ряде других направлений.
Соотношение философии науки и философии техники
Существует несколько соотношений философии науки и философии техники:
· техника — это сама по себе прикладная наука и одна из частей глобального восприятия науки;
· развитие науки обусловлено развитием технических аппаратов и инструментов;
· процессы развития и техники и науки могут рассматриваться как автономные друг от друга и они в то же время координируют друг друга;
· техника науки развивается намного быстрее техники повседневной жизни;
· философия науки имеет сходные задачи по отношению к науке, что и философия техники к технике.
Основные проблемы философии техники
· Различение искусственного и естественного (см. Искусственный интеллект)
· Оценка техники
Философия техники в XX веке
В XX веке философия техники оказалась под пристальным взглядом многих ученых. В 30-е годы она обсуждалась ведущими представителями "Союза немецких инженеров", такими как Ф. Дессауэр (основоположник религиозного направления в философии техники[3]), К. Тухель и другими специалистами. Интенсивное развитие началось в эпоху «компьютерной революции» (70-е годы).
Развитие философии техники в России
Основы философии техники в России заложил в 1898 году Петр Энгельмейер, автор брошюры «Технический итог ХIХ века» (издана в 1898 году) и работ «Теория творчества» (опубликована в 1910 году), «Философия техники» (опубликована в 1913 году), основоположник одного из направлений в философии техники — техницизм[4], который он определяет как «учение о техническом существе, то есть о человеке, — учение показывающее, что необходимо и достаточно для того, чтобы человек стал таким».[5]
В настоящее время над проблемами философии техники трудятся такие известные российские ученые:
· д.ф.н., проф. В. Г. Горохов — в данное время работает в МГУ на кафедре Истории и теории мировой культуры Философского факультета[6];
· д.ф.н., проф. В. М. Розин — ведущий научный сотрудник Института философии РАН, руководитель исследовательской группы философии техники[7];
· д.ф.н., проф. В. Ф. Шаповалов — преподаёт в МГУ на кафедре Философии языка и коммуникации Философского факультета[8];
· д.ф.н., проф. Е. А. Шаповалов — преподаёт в СПбГУ на Философском факультете[9];
· д.т.н., проф. Б. И. Кудрин — создатель научной школы по направлениям «Электрика» и «Философия технетики»[10]
· и многие другие.
Философы техники
· Энгельмейер, Петр Климентьевич (1855—1939) — техника как единственный инструмент социального прогресса.[4]
· Эспинас, Альфред (1844—1922) — отстаивал идею сакрального происхождения техники[11].
· Чиммер, Эберхард (1873—1940) — техника как инструмент освобождения.
· Дессауэр, Фридрих (1881—1963) — техника выступает как инструмент продолжения человеком божьего творчества.
· Мамфорд, Льюис (1895—1990) — историк техники.
· Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — техника как средство освобождения человека.
· Симондон, Жильбер (1924-1989) — разрабатывал «общую феноменологию машин».
· Хайдеггер, Мартин (1889—1976) — техника как способ самораскрытия бытия.
· Эллюль, Жак (1912—1994) — определение техники как «тотальности методов, рационально направленных на эффективность».
· Ясперс, Карл Теодор (1883—1969) — техника есть средство формирования и облегчения человеческого бытия.
Основные идеи
В основе техники лежит органопроекция, то есть техника создается по образцу живого организма. Создание техники не есть создание нового, но раскрытие естественных возможностей организма.
· Техника — это путь к новым горизонтам бытия.
Различают следующие этапы развития технических знаний:
· донаучный (до второй половины XVIII века) —- знания добываются эмпирическим путём и не подразумевают использование научных знаний;
· зарождение технических наук (со второй половины XVIII века до 70-х годов XIX века) —- начинают использоваться естественные научные знания и появляются первые технические науки.
· классический (до середины XX века) — характеризуется формированием ряда технических теорий, которые образовали фундамент для дальнейшего развития[2].
· современный (с середины XX века) — технические науки начинают интегрироваться не только с естественными, но и с общественными, зарождаются комплексные исследования, технические науки все больше дифференцируются от естественных и общественных наук.
Примечания
1. ↑ Философский портал
2. ↑ Горохов В. Г. Философия и история науки (учебное пособие для аспирантов ОИЯИ) ч.2, с. 16. Учебно-научный центр объединённого института ядерных исследований. Проверено 21 ноября 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
3. ↑ Барышев, Каширин, Пфаненштиль, 2007, с. 61.
4. ↑ Перейти к:12 Барышев, Каширин, Пфаненштиль, 2007, В контексте рассматриваемого вопроса несомненный интерес представляют сохраняющие свою актуальность взгляды на технический феномен основоположника одного из направлений философии техники (техницизм) П. К. Энгельмейера. Характерная особенность этой традиции в философии техники заключается в наделении техники абсолютной самостоятельностью по отношению к социальным факторам, в стремлении представить её в качестве единственного ведущего фактора социального прогресса. «Техника, — писал П. К. Энгельмейер, — покорила нам пространство и время, материю и силу, и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперёд колесо прогресса.», с. 55.
5. ↑ Барышев, Каширин, Пфаненштиль, 2007, с. 77.
6. ↑ Философия и история техники
7. ↑ Розин В. Бог и законы природы. Как в творчестве Павла Флоренского соединились научное и религиозное мировоззрение.
8. ↑ Шаповалов Виктор Фёдорович
9. ↑ Шаповалов, Евгений Андреевич
10. ↑ Сайт профессора Кудрина
11. ↑ Эспинас, Альфред-Виктор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература
· Абачиев С. К. Техника машинная и безмашинная: сущность, история, перспективы // Электронное научное издание "Науковедение". — М.: ИГУПИТ, 2012. — Вып. 3.
· Барышев М. А. Предмет философии техники / автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: специальность 09.00.08 <Философия науки и техники>. — Красноярск: Сиб. гос. аэрокосм. ун-т им. акад. М. Ф. Решетнёва, 2006. — 22 с.
· Барышев М. А., Каширин В. П., Пфаненштиль И. А. Философия техники: учеб. пособие. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, Политехнический ин-т, 2007. — 156 с. — 250 экз.
· Горохов В. Г. Эрнст Капп, П. К. Энгельмейер и П.Флоренский — принцип «органопроекции» и «антропологический критерий» как основоположения философии техники // Глобальные проблемы устойчивого развития и современная цивилизация: Материалы Междунар. конф. — М., 2008.
· Каширин В. П. Философские вопросы технологии : (Социол., методол. и техновед. аспекты) / Под ред. В. А. Дмитриенко; Том. политехн. ин-т им. С. М. Кирова, Филос. о-во СССР. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 285 с.
· Копцева Н. П. Введение в философию техники. М. Хайдеггер "Вопрос о технике" // Философия техники. Методические указания к работе с первоисточниками для студентов всех специальностей всех форм обучения. — Красноярск: Издательство Красноярской государственной технологической академии, 1994.
· Корнилов И. «Философия техники» П. К. Энгельмейера // Высшее образование в России. — 1996. — № 4. — С. 104-111.
· Павленко А. Н. Мартин Хайдеггер: Сущность современной техники // Социально-гуманитарное и политологическое образование. — 24.11.2003.
· Павленко А. Н. Возможность техники: взгляд из Лавры и голос из Марбурга // Историко-философский ежегодник-2002. — М.: ИФ РАН. — С. 386–408.
· Приставакин И. Н. Философия техники. — Астрахань: Издательство АГТУ, 2013.
· Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1995.
· Философия техники в ФРГ. — М., 1989.
· Философия техники, история и современность. — М., 1997.