У Заблужденья есть, как и у Истины, любовники 19 страница
религиозны они или нет? Это также решает
общество.
Вы были в ловушке. Вы жили в согласии со
стадом, вы жили в согласии с толпой, а толпа
означает низшее состояние сознания. Жить в
согласии с толпой означает жить по минимуму.
Толпу не интересует Бог. Ее мораль -
общественный порядок; это не настоящая мораль. Ее
мораль - просто вид смазки; она помогает людям
жить вместе. Ее честность - не истинная честность:
она не может быть истинной,
Вам знакома пословица: Честность -
лучшая политика? Но ведь думать о честности в
терминах политики - это начало вашей нечестности.
Честность - не политика; она не политична.
Честность означает, что вы живете свободно,
искренне, обнаженно; никогда не быть фальшивым и
никогда не притворяться - это честность. Каковы
бы ни были последствия - будут ли вас любить или
ненавидеть, будут ли вас уважать или не уважать,
не имеет значения. Честный человек - тот, кто
живет полностью обнаженным, таким, каким создал
его Бог. Он уважает себя настолько, что готов
рисковать ради этого всем.
Вы говорите, что ваша жизнь была очень
тяжелой - должно быть, честность была навязана
вам, поэтому жизнь кажется тяжелой. По-настоящему
честный человек никогда не чувствует ничего
подобного. Чем бы ни пришлось ему пожертвовать
ради честности, он жертвует, но она того стоит.
Его радость невероятна, его блаженство
бесконечно. И чем больше он жертвует, тем больше
радости он получает, тем больше он наслаждается.
Вы говорите: Я изо всех сил старался
жить честной, нравственной и религиозной жизнью.
Да, должно быть, ваша жизнь была трудна,
вы вели аскетический образ жизни. Должно быть, вы
изо всех сил старались. выработать в себе
определенный характер. Блаженство никогда не
рождается в искусственно выработанном
характере. Характер, который вы вырабатываете -
ложный, фальшивый, пластиковый; поэтому через
него к вам не придет блаженство. Пластиковый
цветок не может иметь никакого аромата - только
настоящая роза. Но у настоящей розы должны быть
корни в земле; настоящая роза должна
подвергнуться всему риску реальности.
Ложь очень надежно защищена. Реальное
открыто для солнца, ветра и дождя. Для того, чтобы
быть реальным, необходима эта открытость.
Пластиковый цветок не нужно подставлять под
дождь, солнце и ветер; вы можете держать его в
своей комнате. Ему не нужна земля, ему не нужны
корни - ему ничего не нужно, потому что он фальшив.
И он вечен. Настоящая роза рождается
под утренним солнцем, а к вечеру она уже исчезает.
Настоящая роза вечером начинает увядать, ее
лепестки опадают. Настоящая роза живет всего
мгновение, а потом она исчезает. Реальное знает
рождение и смерть; реальное живет в опасности.
Ваша нравственность, ваша честность, ваша
религия в действительности - не путь к опасной
жизни; наоборот, это защитные меры. Вы создали для
себя безопасную жизнь, надежную. Вот почему вы
упустили.
Жизнь становится небезопасной, если вы
хотите жить по-настоящему, если вы хотите, чтобы
ваша жизнь была наполнена истиной. И когда я
говорю об истинной жизни, я не имею в виду ту
истину, которой учат Веды, Коран или Библия - я
просто имею в виду: быть собой - это истинность,
кем бы вы ни были. Не прячьте это, не обманывайте.
Откройтесь дождю, ветру и солнцу. Это опасно,
но сама эта опасность радостна, и именно в этой
опасности рождается блаженство - аромат розы.
Наверное, вы жили согласно писаниям;
вот почему миллионы людей изо всех сил стараются
жить нравственной, религиозной жизнью, и тем не
менее никогда не узнают, что такое блаженство.
Они живут по книгам; они никогда не пытаются
расслышать свой собственный мягкий, тихий голос.
Они предали себя, они предали своего Бога.
Клем купил своему десятилетнему сыну
Гарви новый велосипед.
- Не волнуйся, Гарви, - сказал он с
уверенным видом, - я мигом его соберу. Гарви
терпеливо ждал, пока Клем вытаскивал
велосипедные части из огромной коробки. - Вот и
инструкция, - бормотал Клем. - "Возьмите колесо
А и соедините его с отверстиями Б и В. Затем
возьмите болт Г и вставьте его в отверстие Д".
- А ты уверен, папа, что ты справишься с
этим? - спросил Гарви, заметив, что его отец
доведен до холодного пота.
-Но я же не зря в армии был механиком, -
парировал Клем. Через пять часов Клем
торжествующе воскликнул: - Слава Богу! Я собрал
его!
Гарви сел на велосипед и сказал:
- Папа, а разве можно ездить на
велосипеде задом и вверх ногами?
Если вы собираете свою жизнь согласно
инструкции в какой-нибудь книге, у вас будут
неприятности. Живите так, как вам показывает ваш
собственный небольшой свет. Вам было дано
достаточно света. Вы принесли его с собой. Вам не
нужно жить, как Будда, как Махавира, как Кришна.
Они никогда не жили так, как другие, запомните
Я слышал это об одном мастере дзен,
Бокудзю - он праздновал день рождения своего
мастера, и кто-то спросил Бокудзю: - Но ведь ты не
следуешь ему - почему же ты отмечаешь день его
рождения? Ты - полная противоположность своего
мастера, почему же ты оказываешь ему уважение?
А Бокудзю ответил:
- Мой мастер никогда не следовал своему
мастеру, и я делаю то же самое. И мой мастер учил
меня никогда не следовать за ним - это была его
весть мне. И именно благодаря тому, что я не
следовал за ним, мне открылся великий свет.
Отсюда мое уважение и благодарность.
Но люди живут очень глупо. Они -
подражатели. После смерти Пифагора среди его
последователей распространилось суеверие, что
нельзя есть бобы. Бобы? Бедные бобы! И многие века
люди пытались понять, почему Пифагор не ел бобов.
Пифагор был вегетарианцем, но бобы - растительная
пища. Совершенно правильно, что Пифагор не ел
мяса и рыбы, но при чем здесь бобы? На самом деле,
они не подходили ему - это была единственная
причина. Когда он ел бобы, у него были неприятные
боли. Так вот, Пифагор болел, когда он ел бобы; он
перестал есть бобы - это совершенно правильно! Он
слушал свой голос. Он не беспокоился. Он был в
Индии; он научился там вегетарианству. Будда ел
бобы, и Махавира тоже - великие вегетарианцы.
Вегетарианство его не беспокоило. Он перестал
есть бобы потому, что они ему не подходили.
Но посмотрите на глупость учеников:
они веками не ели бобы, и они даже не могли
сказать, почему. Они думают: "Наверное, в этом
есть какой-то секрет, который мы забыли".
Пифагор обычно ходил босиком. Это
прекрасное средство общения с землей. Махавира
обычно ходил так же - босиком. Если вы идете по
мягкой земле, лучше всего ходить босиком, без
туфель. У вас будет замечательная связь с землей.
Мы принадлежим земле! Мы наполовину состоим из
земли и наполовину принадлежим небу. И когда вы
идете ранним утром в лучах солнца по влажной
земле, вы наслаждаетесь и небом, и землей. Это
было совершенно правильно! Но и сейчас джайнские
монахи продолжают ходить босиком по дорогам из
гудрона и шлака. Теперь это очень опасно, вредно,
вредно для нервной системы. Ходить по бетонной
или гудроновой дороге без всякой обуви очень
вредно для всей нервной системы, и в особенности
для мозговых клеток; это их раздражает. Ходить по
влажной земле - очень полезно для нервной
системы; это успокаивает.
Махавира ходил босиком; это было
абсолютно правильно. Заратустра ходил босиком -
все правильно. Пифагор ходил босиком - все
правильно. Но джайнские монахи до сих пор ходят
босиком - в Бомбее, в Дели. Это прокатилось в
глупость.
Всегда помните, что каждый должен жить
согласно своему свету. Мастеру нельзя подражать
буквально; он должен быть понят.
Должно быть, вы подчинялись мертвым
правилам и догмам. А поскольку они никогда
вам не подходили, в вашей жизни возникло большое
противоречие. А создать противоречие - значит
создать ад.
Дейв и Мейбл на своем тандеме
забирались на крутую горку. Когда они взобрались
на вершину, Дейв спрыгнул и повалился на траву:
- О Господи, это был трудный подъем!
Мейбл отозвался:
- Да, и если б я не давил на тормоза, мы
бы скатились вниз.
Такова история жизни миллионов людей.
Вы делаете гору ненужно крутой и трудной. А
тормоз включен: вы создаете противоречие в своей
жизненной энергии. Если вы начнете следовать
кому-нибудь буквально, вы создадите
противоречие. Вы можете быть только самим собой.
Если вы хотите быть единым, гармоничным -
стремитесь понять, но никогда не подражайте;
учитесь, но никогда не подражайте.
А люди так торопятся подражать. Почему
люди предпочитают подражать? - Потому, что так
легче. Для того, чтобы подражать, не нужно
разумности. Подражать может любой идиот. На самом
деле, подражают одни идиоты. Разумный человек
учится, понимает и следует за своим собственным
светом, который исходит из его понимания.
Отбросьте вашу так называемую
нравственную, честную и религиозную жизнь.
Пожалуйста, отбросьте ее - еще не поздно. Начните
с самого начала. И раз вы здесь, это может
случиться. Я разрешаю вам абсолютную свободу
быть самим собой. Я помогаю вам получить эту
свободу. Я не помогаю вам выработать характер: я
помогаю вам создать сознательность. А потом эта
сознательность принесет свой особенный
характер. Но этот характер - текучее явление; в
нем нет жесткости.
Последний вопрос:
Ошо, кок тебе удается говорить каждый
дет, год за годом, и так прекрасно? В чем твоя
тайна?
Здесь нет никакой тайны...
Была темная-темная бурная ночь,
Когда поразвлечься команда не прочь.
Всех созвал капитан и сказал:
- Расскажи нам историю, боцман.
И боцман поэтому начал рассказ:
"Была темная-темная бурная ночь,
Когда поразвлечься команда не прочь.
Всех созвал капитан и сказал:
- Расскажи нам историю, боцман.
И боцман поэтому начал рассказ:
"Была темная-темная бурная ночь..."
Мне приходится вновь и вновь повторять
одно и то же. Я не говорю каждый день новое.
Истина очень проста, и о ней можно сказать в
нескольких строках. Но если вы не слышите се, мне
приходится повторять ее снова и снова...
Низима выразила это в замечательном
стишке:
В Пуне будда один сумасшедший живет,
Как фанатик, он эго у вас отсечет.
Но чтоб вас не пугать,
Будет вас развлекать,
И поймает он всех, нужно лишь подождать.
Я продолжаю говорить с вами, потому что
однажды я смогу добиться, чтобы вы услышали ту
тишину, которая случилась со мной. И те, кто начал
понимать меня - они не больше не слушают мои
слова: они прислушиваются к моему присутствию.
Многие из вас уже вступили со мной в безмолвный
контакт. Если вы слушаете мои слова - это также
происходит оттого, что в этих словах содержится
нечто безмолвное.
Вот почему, когда приходят новые люди,
незнакомые со мной и моими методами, они не могут
понять, что здесь происходит. Это - тайная школа,
подобная пифагорейской школе в Греции. Здесь
происходит нечто, но оно очень неуловимо. Это
нельзя объяснить посторонним. Это любовные
отношения.
Я продолжаю говорить вам... одно и то же.
Вы продолжаете слушать меня... одно и то же. Я
говорю от любви, вы слушаете меня из любви. Слова
и слушание не важны - важно общение. Слова и
слушание - лишь повод для того, чтобы случилось
общение.
Вскоре придет день, когда я поймаю в
свою ловушку достаточно людей, которые могут
услышать мою тишину. Тогда я буду тихо сидеть с
вами, каждый день, год за годом. Поэтому пусть те,
кому нужны слова, удовлетворяют свое желание
насколько возможно. Вскоре слова исчезнут... но
тогда я буду только для тех, кто участвует. Тогда
уже не будет возможности для того, чтобы в это
вошли новые участники - потому что они могут
войти только через ворота слов. Я буду говорить
чуть дольше просто для того, чтобы могло прийти
немного больше людей.-
Когда я найду своих людей, всех
своих людей, говорить больше будет не нужно. Я
буду сидеть безмолвно, вы будете сидеть
безмолвно. Мы будем вместе и мы позволим Богу
случиться...
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
На вас нет пятен
Декабря 1978 года
Первый вопрос:
Ошо, что вы думаете об изгнании из
индийского парламента Индиры Ганди и о том, что
правительство Морарджи Десаи заключило се в
тюрьму, что повергло всю страну в такой хаос?
Камаль Бхарти,
Индира Ганди получила не наказание, а
награду. Это судьба всех революционеров. Каждый в
этом мире, кто хочет сделать что-нибудь такое, что
противоречит статус-кво, будет вознаграждаться
таким же образом снова и снова.
Стадо, толпа никогда не прощает
человека, который пытается принести в
существование что-то новое. Толпа всегда
обращена в прошлое. Она живет тем, что уже мертво.
Она не видит будущего. А провидцы, утописты и
мечтатели обязательно наказываются или
вознаграждаются таким путем.
Я называю это наградой. Это упрочило
престиж Индиры Ганди и обнажило сущность
Морарджи Десаи. Его лицемерие, его так называемая
ненасильственность, его так называемое
махатмоподобие раскрылись через этот поступок.
Он подтвердил только одно: свой страх, свою
паранойю.
Ограниченный ум всегда боится
великого ума. Пигмеи всегда боятся гигантов,
неинтеллигентный человек всегда боится
интеллигентного. Но неинтеллигентных всегда
большинство. У них есть сила, на которую не может
рассчитывать интеллигент" их всегда
поддерживает стадо. Вот что случилось.
За Морарджи Десаи большинство
парламента. И вся его шайка очень боится Индиры,
поскольку, если она останется в парламенте, то
дни их власти ограничены, их можно сосчитать по
пальцам. Под любым предлогом ее нужно вышвырнуть
вон. И что бы они ни придумали, это не что иное, как
предлог.
Это свидетельство ревности
посредственности - посредственность всегда
ревнива. Они завидуют всему, чего не могут
добиться сами. У Морарджи Десаи нет личного
изящества, нет изысканности. Он завидует Индире
Ганди. Ему хотелось бы уничтожить ее. Это он и
пытается сделать.
И массы никогда не любили того, кто
по-настоящему изящен. Массам тоже нравится тот,
кто похож на них. Тот, в ком есть некое
аристократическое изящество, очень не нравится
массам. В глубине изящный человек не принадлежит
им.
И также это - уродливый акт
политической вендетты. Это просто попытка
наказать - наказать ее за то, что она пыталась
сделать нечто чрезвычайно важное. Она пыталась
привести эту страну в определенный порядок - в
этом ее вина. Она пыталась привести эту страну к
определенной дисциплине, пыталась уничтожить
контрабандистов, хулиганов, эксплуататоров, а
все они объединились за Морарджи Десаи. Все они
напуганы. Если она вернется к власти, снова
начнутся неприятности. Морарджи - их защита.
Реальная власть принадлежит не
Морарджи Десаи: реальная власть в руках
индийских фашистов. Морарджи Десаи сказал, когда
он наказывал Индиру Ганди, когда он изгонял ее из
парламента и сажал в тюрьму, он сказал: "Теперь
люди узнают, теперь я доказал, что я не бессилен. Я
кое-что могу".
Однако фактически он доказал как раз
обратное: он доказал только свое бессилие. Он
беспомощен перед фашистскими силами, которые
действуют за его спиной. Он - на поверхности;
реальная сила в руках индийских фашистов. Этот
поступок доказал лишь то, что он полностью
бессилен, что у власти не он, а те
несколько человек, которые стоят за ним - им
принадлежит реальная сила. Они хотят раздавить
Индиру Ганди, уничтожить ее. Они хотят уничтожить
все революционные и прогрессивные силы в этой
стране.
И еще этот поступок антидемократичен.
Это оскорбление для тех людей, которые выбрали
Индиру Ганди в парламент. Это абсолютно
антидемократично. Но когда люди приходят к
власти, они склонны становиться
антидемократичными. Люди пользуются демократией
лишь как лестницей, ведущей к власти; а раз уж они
оказались у власти, то кому нужна демократия?
Но я счастлив, что Морарджи Десаи
сделал это. Я счастлив потому, что это - начало
конца его власти. Я счастлив потому, что это
упрочило положение Индиры Ганди.
В истории есть тонкая логика, и эта
тонкая логика заключается вот в чем: когда
кого-то наказывают таким образом - безобразно,
антидемократично - массы начинают испытывать к
этому человеку определенное сочувствие. И вот
что произошло: люди больше сочувствуют Индире
Ганди, чем до наказания. Вот почему я говорю, что я
счастлив.
Это просто начало конца Морарджи Десаи
и его шайки.
Помните, эта страна живет в хаосе.
Здесь нет порядка, нет закона. Эта страна живет
почти без правительства. И естественно, те, кто
находится в меньшинстве, страдают. А то, что
сделал Морарджи Десаи за двадцать месяцев -
фиктивное правительство. Совершенно
беспомощное! - оно не сделало ничего. Оно
полностью зависело от прогнившей бюрократии, и
оно препятствовало всему прогрессивному,
всему, что могло возвестить начало нового, новое
будущее.
Как раз на днях я прочел в газете: он
говорил обо мне, что я пытаюсь уничтожить
религию, а он старается защитить ее. Какую
религию пытается он защитить? У него вообще нет
никакого представления о религии. Но я понимаю,
что он имеет в виду. Он имеет в виду все, что
сгнило, умерло, прошло. Он хочет защитить
традицию - он называет это религией.
Религия - это не традиция: религия
всегда - революция.
А он сказал, что он против меня потому,
что я разрушаю религию. Я даю рождение новой
религии. И религия всегда нуждается в обновлении.
Религия всегда нуждается в том, чтобы в нее
вливалась новая энергия, которая делает ее живой
и
текучей. религия должна рождаться
вновь и вновь в соответствии со временем и
обстоятельствами.
То, что было правильным пять тысяч лет
назад, совершенно не является правильным
сегодня, и то, что было нравственно в прошлом,
стало безнравственным сегодня. Например, во
времена Кришны война была моральным явлением:
сейчас война аморальна. Ведь во времена Кришны не
было атомных и водородных бомб. Сейчас война
означает всеобщую войну; сейчас война означает
всеобщее самоубийство.
Новая религия не может учить войне: она
может учить только любви. Все старые религии
основывались на расщепленном человеке. Новая
религия должна создать нового человека - Гомо
новус. Я провозглашаю нового человека! Я учу
новому человеку! И новый человек будет единым,
целым. Новый человек не будет разделен на тело и
душу, на низшее и высшее. Новый человек не будет
знать никаких разделений: новый человек будет
жить цельной жизнью.
Старые религии, все старые религии
создали на земле антижизненную атмосферу. Вот
почему жизнь стала такой уродливой, несчастной,
полной страдания. Новая религия не будет
антижизненной: она будет полностью за жизнь. Она
будет полна необычайного благоговения перед
жизнью. Для новой религии жизнь будет синонимом
Бога. В старых религиях Бог был против жизни; вы
должны были отречься от жизни, чтобы достичь
Бога. Я учу наслаждению, а не отречению.
Так что я могу понять, что он имеет в
виду, когда говорит, что я пытаюсь разрушить
религию. Конечно, я пытаюсь разрушить старую
концепцию религии - она должна быть
разрушена. Если человек вообще хочет жить, если
человек вообще хочет быть счастливым, старое
здание должно быть разрушено. Только после
смерти старого может родиться новое.
Но он - традиционалист, ортодокс. Он
может думать только в терминах прошлого. У него
нет представления о том, что мы живет в двадцатом
веке. Он вообще не современный человек; он
принадлежит к некоему прошлому веку, который
больше не существует. Но в Индии такие люди могут
получить большую силу, потому что подавляющее
большинство также живет в прошлом, они тоже
несовременны.
Эта ситуация полна иронии - потому что
массе можно помочь только через новое видение;
только новое видение может вдохновить их на
новые высоты. Но все они против нового видения.
Все они - за старые представления, а старое
видение совершенно неуместно. Он против всего
революционного и мятежного. Он представляет
прогнивший, тупой ум этой страны. Он - типичный
представитель. Но если эта страна будет
существовать, он должен уйти.
И все люди подобного рода должны
будут уйти, если эта страна достигнет неких новых
вершин радости, блаженства. Эта страна так долго
жила в антижизненном мраке, что разучилась
танцевать, петь, любить, жить. Эта страна всего
лишь произрастает!
В определенном смысле он прав: он
защищает религию, а я разрушаю религию. Я
действительно уничтожаю то, что более
неактуально - но то, что более неактуально, вообще
нельзя называть религией. Религия означает нечто