У Заблужденья есть, как и у Истины, любовники 13 страница
играющий для нас, и я радуюсь. А потом я думаю, что
ты - злой волшебник, манипулирующий нами, и мне
становится страшно и обидно.
Это просто свидетельство
любви-ненависти в твоем отношении. Это не имеет
никакого отношения ко мне - это твоя проекция. Я -
просто пустота, чистый холст: ты можешь рисовать
на нем все, что хочешь. Это - твоя дуальность: ты
разделен. В тебе есть это разделение между
Богом и Дьяволом, между добром и злом, между
"следует" и "не следует". Это - твое
разделение; ко мне оно не имеет никакого
отношения.
Поэтому, когда ты смотришь с одной
стороны своего существа, ты видишь Бога и очень
радуешься. Когда ты смотришь другой стороной
своего существа, ты видишь Дьявола и обижаешься.
И помни: все это создаешь ты - Бог и Дьявол, оба они
- твои создания.
Но вас учили и воспитывали в этой
двойственности. Вы не целостны - вот почему так
происходит. Сегодня вы любите меня, а завтра вы
будете испытывать ко мне огромную ненависть. И я
не несу ответственности ни за любовь, ни за
ненависть. Если вы станете целостны, тогда обе
идеи - и добра, и зла - исчезнут, и тогда вы впервые
сможете увидеть, кто я. Фактически, это
переживание Бога. Но это не ваш Бот, не тот, что
против зла: это Бог, который есть трансценденция -
трансценденция всякого добра и зла.
Так что запомните: когда я пользуюсь
словом "Бог" и когда вы пользуетесь словом
"Бог", его значения различны. Когда я
произношу слово "Бог", я имею в виду то, что
превосходит ваших Бога и Дьявола, где все
дуальности исчезают и существует только
единство. Когда я произношу слово "любовь",
это не то слово, которым пользуетесь вы,
поскольку в вашем слове всегда есть оттенок
ненависти. Когда я говорю слово "любовь", я
имею в виду состояние, когда отношение любовь -
ненависть исчезает... тогда возникает совершенно
другой вид любви: абсолютная любовь,
всеобъемлющая любовь, чистая любовь, невинная
любовь, трансцендентальная любовь.
Так происходит снова и снова. Я
использую слово в одном значении, а вы понимаете
его совершенно иным образом - и это естественно. В
начале не может быть по-другому. Голдсворт, ты
здесь новичок - так бывает с моими людьми, почти с
каждым. Не беспокойся об этом; наслаждайся и тем и
другим. Когда ты любишь меня, радуйся и
наслаждайся этим. А когда ты ненавидишь меня,
наслаждайся своей ненавистью, наслаждайся своей
обидой. Тогда это будет настоящая ненависть.
Если вы можете по-настоящему любить и
по-настоящему ненавидеть, то вы увидите вскоре,
что и любовь, и ненависть исчезают - подлинность
объединяет их, реальность становится мостом
между ними. Если вы можете по-настоящему любить
меня и по-настоящему ненавидеть, то между этими
чувствами появляется общее реальность,
подлинность. И это соединит их. И за пределами
этих чувств однажды встает солнце. И вы видите
меня как чистую пустому. И через эту пустоту
изливается Бог - Бог, который превосходит добро и
зло, хорошее и плохое, превосходит грех и
добродетель.
Мне хотелось бы, - говоришь ты, - полиостью
увериться в твоей незаинтересованности.
Ты думаешь, Бог не заинтересован в
мире? Тогда зачем Он создал его? В Евангелиях
повествуется, что Бог создавал мир шесть дней, а
потом Он взглянул на него и сказал: "Это хорошо.
Он прекрасен". Он творил его и любил его.
Откуда тебе пришла эта мысль о
незаинтересованности? Бог - это абсолютный
интерес. Мы не можем сказать, что Он
заинтересован в мире, потому что вы поймете это
неправильно. Лучше сказать, что Он - абсолютный
интерес, не то, что есть кто-то, кто заинтересован:
все Его существо - это интерес. Он невероятно
влюблен - Он есть любовь.
Иисус говорит: "Бог есть любовь".
Если Бог есть любовь, как Он может быть
бесстрастным, незаинтересованным?
Я заинтересован во всем. Я
заинтересован! И во всем есть только огромная
любовь, огромный интерес - в деревьях, в людях, в
птицах, в солнце, в луне, в звездах. Но я могу
понять. Ваши святые учили вас, что пока вы
заинтересованы, вы не будете религиозны - станьте
полностью незаинтересованным, и вы будете
религиозны. Это разновидность отречения. Чем
больше ваша незаинтересованность, тем более вы
становитесь скучным и безжизненным.
Я не учу незаинтересованности: я учу
быть крайне заинтересованными. Раскройтесь,
любите все больше и больше... пусть брызги вашей
любви достигнут самых границ существования, если
у него есть границы. Пусть все существующее
наполнится вашей любовью и интересом. Станьте
вовлеченными! Станьте участником этих таинств!
Но это естественно: когда вы приходите ко мне, вы
приносите с собой все ваши ожидания. Вот ты
говоришь:
Мне хотелось бы полностью увериться в
твоей незаинтересованности.
Зачем? Зачем ты ставишь мне такое
условие, и зачем ты ставишь такое условие себе? Ты
ставишь невыполнимое условие. Я не могу
выполнить его, потому что Бог не может его
выполнить. Если бы Бог был незаинтересован в
мире, мир исчез бы давным-давно.
В одном из своих самых прекрасных
стихотворений Рабиндранат говорит: "Когда я
вижу новорожденного младенца, я благодарю Бога, я
говорю Ему: "Значит, Ты еще надеешься? Значит,
Ты все еще не разочаровался в человеке?"
Когда Рабиндранат умирал, его
последней молитвой было: "Господи, если Ты
чувствуешь во мне хоть какую-нибудь пользу,
пошли меня обратно на Землю. Я не прошу Тебя
избавить меня от мира - я хочу, чтобы меня бросили
обратно в мир. Твой мир был так прекрасен. Если Ты
сочтешь меня достойным, отправь меня обратно".
Это очень необычно, поскольку святые в
Индии веками молились: "Мы не хотим
возвращаться обратно. Пожалуйста, не посылай нас
обратно в мир. Это наказание - быть посланным в
мир". А Рабиндранат слагает песню, молитву:
"Если Ты чувствуешь от меня хоть какую-то
пользу, пошли меня обратно".
Я согласен с Рабиндранатом. Для меня
Рабиндранат - куда более истинный пророк и
великий мудрец, чем ваши так называемые святые.
Они все против жизни. Я не против жизни, потому
что Бог не против жизни! Бог - это жизнь! Как я
могу быть против жизни?
Я люблю этот мир, я люблю этот мир
целиком. Я никак не могу быть незаинтересованным
- я полностью заинтересован, я весь состою
из интереса. Так что, Голдсворт, пожалуйста,
забудь об этом. У тебя ничего не получится.
И почему ты ставишь себе такое условие?
И как ты можешь доверять полностью? Как может
быть тотальным твое доверие, твоя вера? Пока ты
не станешь целостным, ты будешь разделен. И это -
способы разделения: интерес,
незаинтересованность. Быть заинтересованным -
грех, быть незаинтересованным -
добродетель; и это то, что разделяет
тебя. Брось все эти разделения. Будь невинным. Не
будь расчетливым.
В этой невинности ты сможешь увидеть,
что сеть интерес, который в то же время является
незаинтересованностью. Сейчас это трудно понять,
потому что это представляется большим
парадоксом. Существует любовь, которая не есть
привязанность. Существует участие, которое не
связано обязательствами. Можно жить, как лотос в
пруду - в воде, и тем не менее не касаясь воды. Но
это - не твоя идея незаинтересованности.
Вот мое послание саньясинам: будьте в
мире, и все же оставайтесь за пределами мира.
Будьте в мире, будьте в нем тотально, и все же не
будьте в нем совсем. Когда этот парадокс
разрешен, вы прибыли.
Пятый вопрос:
Всю свою жизнь я пытался изменить
самого себя, но кажется, ничего не изменилось - я
остался прежним. У меня нет надежды ?
Во-первых, зачем вы хотите измениться?
Вы прекрасны таким, какой вы есть - почему вы не
можете принять самого себя? И это чудо: когда вы
принимаете себя, происходит перемена. Она не
может произойти в результате ваших усилий,
потому что кто изменит вас? Один и тот же ум
пытается изменить сам себя? Насильственный ум,
который пытается стать ненасильственным? Как это
может случиться? Даже если он станет
ненасильственным, в этом будет присутствовать
насилие.
Гневный ум, который хочет, чтобы в нем
не было гнева? У вас может получиться, вы можете
развить в себе твердость. Вы можете подавить
гнев, но это все тот же ум - гнев присутствует в
нем. Вы сидите на его вершине; вы сидите на
вулкане.
Глупый ум пытается стать разумным? В
этих самых усилиях глупость становится все более
и более закоренелой...
Тогда где же выход? Выход в приятии;
приятие - это волшебный ключ. Примите себя таким,
какой вы есть! И в этом приятии рождается
разумность. Почему в этом приятии рождается
разумность? Потому что, когда вы принимаете, вы
больше не разделены; трещина исчезает. Есть
трещина между тем, кто вы есть и тем, кем вам бы
следовало быть, между вами и "надо". В этом
весь секрет шизофрении: "Я - это, а должен
быть тем".
Поэтому теперь у вас только два пути:
или вы сведете себя с ума, становясь тем... а это
все равно что собака, которая ловит собственный
хвост, иди все равно что пытаться поднять себя за
собственные шнурки. Вы можете чуть-чуть
приподняться, чуть-чуть подпрыгнуть, но не
больше. Это то, чем занимаются ваши так
называемые религиозные люди: подпрыгивают,
поднимают себя за собственные шнурки. На
мгновение они чуть-чуть отрываются от земли, но
тут же падают обратно - и еще стукаются.
Это не выход. Трещина станет еще
глубже. Чем больше вы стараетесь, тем больше ваша
неудача. А чем больше ваши неудачи, тем больше вы
теряете уверенность в себе, уважение к себе. И чем
сильнее ваши неудачи, тем более виноватым вы себя
чувствуете. А чем больше вы виноваты, тем меньше и
меньше вы способны принять себя, полюбить себя.
А если вы себя не уважаете, не любите,
вам не захочется идти вглубь собственного
существа - вы будете избегать этого. Кому
захочется иметь дело с таким уродливым
существом? Вы постараетесь уйти от себя - в
наркотики, в алкоголь, в то и это, в политическую
власть, в деньги, в мир... люди изобрели тысячу и
один способ уйти от самих себя. И они были
вынуждены изобрести их, потому что они создали
уродливую идею самих себя. Сказать им:
"Познайте себя!" - значит шокировать их. Они
не желают познавать себя.
Поэтому такие люди, как Сократ, и
продолжают повторять: "Познай себя!", - никто
не слушает, никто не слышит. Никто не хочет
познать себя - поскольку вы уже решили, что вы
тошнотворны, что вы больны, что вы безобразны,
ненормальны, что у вас внутри - всевозможные раны
и гной. Кому захочется идти туда? Лучше уж не
смотреть на эти раны; полностью забыть о них.
А если вы пытаетесь измениться, что вы
будете делать? Вы обрежете эту ветку, ту ветку. Но
проблема - в корнях, а не в ветвях. Если вы
обрежете дерево, оно станет еще гуще. Его крона
станет еще пышнее; вырастет больше листьев,
потому что дереву брошен вызов. Вы хотите
уничтожить дерево? Вы оторвете лист - вырастет
три: это - ответ дерева. Отрежьте одну ветку -
вместо нее вырастут три. Победить дерево не
так-то просто. Оно должно выжить. И вы можете и
дальше обрывать листья и ветви - ничего не
случится. В глубине вы останетесь прежним, потому
что корни не тронуты.
Один японец постоянно обедал в
греческом ресторане, потому что там готовили
особенно вкусный жареный рис. Каждый вечер он
приходил и заказывал "зеленый лис".
После этого хозяин ресторана всегда
чуть ли не катался по полу от смеха. Иногда к нему
приходили два-три дружка специально для того,
чтобы послушать, как японец заказывает свой
"зеленый лис".
В конце концов гордость японца была
задета так сильно, что он начал брать специальные
уроки дикции - чтобы произносить "жареный
рис" правильно.
Когда он в следующий раз пришел в
ресторан, он очень отчетливо сказал:
- Жареный рис, пожалуйста.
Не веря своим ушам, хозяин ресторана
переспросил:
- Сэр, не могли бы вы повторить?
Японец ответил:
- Ты слысал, сто я сказал, ты, плоклятый
глек!
Это - не способ измениться. Вы можете
изменить одно слово, но в глубине вы останетесь
все тем же японцем. Это обнаружится как-нибудь
еще. Либо вы сойдете с ума, либо станете
лицемером. Ваше общество, ваше бальное общество
оставило вам только два варианта: либо сойти с
ума, пытаясь сделать себя лучше, поднимая себя за
собственные шнурки либо, если вы немного поумнее,
стать лицемером, притворщиком; говорить одно, а
делать совершенно другое - жить через заднюю
дверь. Передняя дверь выглядит прекрасно - на ней
нарисовано то, что должно быть, идеал, желаемое - а
живете вы через заднюю дверь, реальная жизнь,
естественно, происходит через заднюю дверь.
Но это также создает разделение: у вас
не будет никакого покоя, вы постоянно
обманываете и попадаетесь на каждом шагу.
Сколько вы сможете притворяться? И ваше
притворство не может быть успешным, потому что
ваши соседи тоже притворяются. Так что каждый
знает о другом все. Они знают, что у них есть
задняя дверь, поэтому им известно, что у вас она
тоже должна быть.
Вот почему, когда вы слышите о другом
что-нибудь плохое, вы немедленно верите в это;
вам не нужны доказательства. Когда вы слышите о
ком-то хорошее, вы требуете доказательств. Если
кто-нибудь говорит: "Этот святой - фальшивка; он
не настоящий святой. На самом деле он убийца,
развратник, жадина, насильник", - вы тут же
верите в это! А если кто-то говорит: "Этот
человек - настоящий святой", - вы сомневаетесь.
Вы скажете: "Посмотрим. Мы должны разобраться в
этом; мне нужно навести справки".
Вы знаете, каковы люди - как вы можете
легко поверить в то, что люди могут быть добрыми?
Вы знаете, что ваша доброта фальшива - и это
рождает в вас мысль, что всякая доброта фальшива.
Все это общество состоит из лицемеров.
Пожалуйста, перестаньте улучшать себя,
перестаньте изменять себя. И как вы собираетесь
измениться, и для чего? И кто может решить, каким
вы должны быть? Если вы позволите, чтобы кто-то
другой решал, каким вам следует быть, это будет
нечто внешнее. Священники, политики стараются
навязать вам некие идеалы. И из-за этих идеалов вы
не можете быть естественным, вы не можете быть
простым; вы должны нести на себе вы постоянно
неестественны, поддельны, искусственны. Вы
никому не можете подражать!
Знаменитая книга Фомы Кемпийского
называется "О подражании Христу" - но я
никогда не встречал названия более фальшивого и
более уродливого. "О подражании Христу"? А
эта книга пользуется очень большим уважением;
это один из самых значительных христианских
трактатов. Но сама идея неправильна. Если вы
подражаете Христу, вы будете лишь подражателем -
вы никогда не станете Христом. И быть
подражателем - значит быть лицемером. Как вы
можете подражать Христу? Он был совершенно
другим человеком. Он никогда никому не
поражал. Если бы он подражал, иудеи любили бы и
уважали его; если бы он подражал Моисею или
Аврааму, он не был бы распят. Он никогда никому не
подражал! Он просто отстаивал самого себя; он
уважал себя таким, каким создал его Бог - без
всякого подражания. Он был подлинным человеком, а
не точной копией.
Да, Фома Кемпийский будет точной
копией; если ему все удастся, тогда он уж
наверняка станет точной копией - а точная копия
безобразна. Будьте подлинны. Если вы можете быть
подлинным, зачем вам быть копией? Не подражайте
Будде, не подражайте Иисусу, не подражайте мне -
никогда никому не подражайте! Учитесь у всех, но
никогда не подражайте. Просто будьте собой. Вы
должны быть только собой. И узнать заранее, кто вы
- невозможно. Как вы узнаете, кто вы, пока не
пойдете и не посмотрите?
Так что первое, что необходимо - это не
попытка измениться; первое, что необходимо - это
попытка познакомиться со своей собственной
сущностью: кто живет внутри вас? Посмотрите, что
за гость к вам пришел. Ваше тело - хозяин... некий
странник живет в этом теле, некий странник из
запредельного спустился в это тело. Это вы!
Просто смотрите, наблюдайте, медитируйте,
осознавайте это. Бросьте все попытки
изменить себя! Направьте всю свою энергию на
самопознание, и из этого познания придет рост. И
этот рост даст вам подлинное лицо. Вы должны быть
только самим собой. Вы должны быть только тем, кто
вы и так есть.
Последний вопрос:
Что такое закон необходимости?
Пифагор говорит о двух законах: законе
необходимости и законе силы. Закон необходимости
означает, что вы живете случайной жизнью, как
робот, как машина. Закон необходимости означает,
что вещи происходят с вами; вы не хозяин, вы
недостаточно сознательны, чтобы быть хозяином.
Закон силы означает, что явления
перестают случаться с вами: вы распоряжаетесь
обстоятельствами. Вы - не просто случайность; вы -
сила. Сознательность приносит силу; тогда жизнь
больше не похожа на дерево, плывущее по реке,
тогда в жизни появляется направленность. Тогда в
жизни есть цельность; тогда жизнь
последовательна. В вас появляется нечто
солидное, и оно настолько сильно, что начинает
проявляться через вас людям. Вы присутствуете. И
что бы вы ни делали, это делаете вы; это не
бессознательная реакция: это сознательный ответ.
Вы больше не во власти обстоятельств, событий. В
вас рождается мастерство.
Вот почему на Востоке саньясины
получают имя "свами". "Свами" означает
того, кто стал хозяином самому себе, кто перешел
от закона необходимости к закону силы. Закон
необходимости означает, что вы идете как во сне,
спотыкаясь то там, то здесь, падая то туда, то
сюда, пытаясь нащупать в темноте путь. Ваша жизнь
будет бессмысленной... сказка, рассказанная
идиотом, полная шума и злости и ничего не
означающая. Ваша жизнь будет похожа на бред
сумасшедшего. Не будет никакой поэзии, не будет
никакой песни, не будет никакой музыки,
рождающейся из вас. Все это случается только
тогда, когда ваша бессознательность исчезает и
вы становитесь сознательны. Медитация - это ключ
к сознательности; медитация - это дверь к закону
силы.
Вы спрашиваете: Что такое закон
необходимости?
Вы живете под его властью...
Я читал автобиографию одного человека.
Он говорит, что его отец путешествовал и его
поезд опаздывал. Когда он приехал в назначенное
место, он сошел с поезда, но поезд пришел так
поздно, что все такси уже уехали. Была полночь, и
было очень холодно. Так как ему не удалось найти
такси, он пошел в ресторан; ресторан как раз
закрывался, и женщина за стойкой уже готовилась
уходить. Увидев этого человека, она приготовила
ему кофе. Он выпил кофе; больше никого не было,
поэтому они разговорились. И женщина сказала:
"Вам будет трудно найти такси - почему бы вам не
поехать на моей машине? Я по пути подброшу вас".
Он поехал с женщиной, и так они
полюбили друг друга. И эта женщина стала матерью
того человека, который писал автобиографию,
И вот он говорит: "Если бы поезд не
опоздал, меня не было бы на свете. Если бы там было
свободное такси, меня не было бы на свете. Если бы
женщина не пригласила его поехать в ее машине,
меня не было бы на свете".
Все случайно... Люди живут в этой
бессознательности. Ваша любовь случайна, ваша
ненависть случайна, ваша дружба, ваша вражда - все
случайно.
Перестаньте быть случайными!
Соберитесь, станьте немного более сознательными.
Смотрите, что происходит. И мало-помалу, когда вы
начнете действовать исходя из вашей
осознанности, вы заметите, как в вас рождается
огромная сила. И тогда вся ваша жизнь приобретет
совершенно другой вкус.
История:
Один восьмидесятилетний миллионер
женился на четырнадцатилетней деревенской
девушке. Он был очень доволен, но через несколько
недель она заявила, что уйдет от него, если не
получит настоящей любви.
Тогда он сел в лимузин, и шофер
доставил его к самому дорогому специалисту.
Доктор внимательно осмотрел старика и впрыснул
ему сперматозоиды.
- Теперь вот что, - сказал доктор. -
Единственное, что нужно для того, чтобы он встал -
это сказать "пип"; а для того, чтобы он
опустился, вам нужно сказать "пип-пип".
- Какое чудо! - воскликнул миллионер.
- Да, но я должен предупредить вас, -
сказал доктор, - что он будет работать всего три
раза, прежде чем вы умрете.
По пути домой старик подумал, что он
все равно не переживет трех раз, и поэтому решил
один раз потратить просто на то, чтобы
испробовать: "Посмотрим, в самом деле он
работает, или нет? Как знать, может быть, доктор
просто обманывает - это кажется почти
невероятным". Итак, он сказал: "Пип!" - и
сработало! Он почувствовал сильнейшую эрекцию.
Он не мог в это поверить - настолько это было
фантастично. Он никогда не чувствовал ничего