Становление и развитие философии в Античности.
1. Основные особенности натурфилософского периода.
2. Сократ, Платон и Аристотель – роль классических античных мыслителей в становлении европейской философии.
3. Эллинско-римская философия: учения стоиков, киников, скептиков, эпикурейцев и т.д.
Философия Средневековья
1. Социокультурные основания и утверждения теоцентризма в философии.
2. Патристика и религиозная философия Августина.
3. Схоластика: особенности и этапы развития.
Философия эпохи Ренессанса
1. Мировоззренческие ориентации философии Возрождения.
2. Философские идеи гуманистов.
3. Особенности натурфилософии эпохи Ренессанса
4. Утопические идеи в философии Ренессанса (Т. Мор, Т. Кампанелла).
Философия Нового времени
1. Социокультурные предпосылки возникновения философии XVI-XVIII века.
2. Рационализм и эмпиризм в философских учениях Нового времени.
3. Философские идеалы Просвещения и поворот к антропоцентризму.
Классическая немецкая философия
1. Общая характеристика немецкой классической философии.
2. Основные положения теоретической и практической философии И. Канта.
3. Система абсолютного идеализма Г. Гегеля и суть диалектического метода.
4. Новый антропологизм философии Фейербаха.
Неклассическая философия конца XIX- начала XX века.
1. Кризис классического рационализма и поиск новых форм философствования.
2. Постклассика: позитивизм, неокантеанство.
3. Иррациональные основания человеческого существования: философия жизни, философия экзистенциализма.
4. Основные идеи философии прагматизма.
5. Структура человеческой психики и роль бессознательного в философии З. Фрейда.
6. Русский религиозный антропологизм и философия космизма.
Теоретическая философия
1. Онтологическая проблематика в философии.
2. Сознание и познание как философская проблема.
3. Философия культуры.
4. Основные проблемы социальной философии
5. История как предмет философского познания.
6. Основные проблемы этики и эстетики.
7. Глобальные проблемы современности.
Терминологический минимум
Важнейшим элементом практической работы студента является умение работать со словарем. Для того чтобы овладеть терминологическим минимумом дисциплины, понимать и апеллировать смысловыми единицами, приобрести необходимый опыт составления структурного (кластерного) словаря и пр. Структурный словарь терминов составляется в виде кластерной (от англ. cluster – пучок, кисть, гроздь, группа) структуры, где ключевые слова по прослеживаемой логики развивают выбранное ими центральное понятие. По мере удаления от центра кластера ветви ключевых слов начинают перекрываться с ветвями других понятий из различных областей знаний, образуя единый образовательный гиперсловарь.
Абсолютный субъект Абсолютная,объективная, субъективная истина Агностицизм Аксиология Античность Антропология Апейрон Априори Архетип Атомизм Бессознательное Богочеловечество Вещь-в-себе Виртуальная реальность Время Всеединство Диалектика Глобальные проблемы человечества Гносеология Гуманизм Движение Деизм Диалектика Дуализм Закон единства и борьбы противоположностей Закон отрицания отрицания Закон перехода количества в качество Западничество и славянофильство Значение Идеализм Императив Информационное общество Истина Креоцентризм Константная реальность Космоцентризм Культура Материализм Материя Метафизика Метод Механистическая, электроволновая, квантово-релятивистскаякартина мира | Мировоззрение Методология Монада Номинализм и реализм Ноосфера Объект (O) Онтология Парадигма Натурфилософия Наука Патристика Познание Принципы диалектики Природа Провиденциализм Пространство Психоанализ Рационализм Римский клуб Русский космизм Сенсуализм Синергетика Синкретизм Соборность Сознание Структурализм Субстанциальный деятель Субъект(S) Субъективный идеализм Схоластика Сциентизм и антисциентизм Текст Теоцентризм Технократизм Трансцендентальный Трансцендентный Философия Футурология Цифровая культура Экзистенциализм Эмпиризм Этический императив Явление |