Проблемы человека, философии и науки
1)Понятие антропологии и ее основные проблемы
2) Основные концепции понимания человека в классической философии
3) Неклассические версии антропологии
4) Проблема антропогенеза философии и науки
Философская антропология – 1) это раздел философии, в котором изучается человек; 2) антропология как философский метод, в котором все основные философские проблемы решаются из проблемы человека; 3) философская антропология как направление в философии
Изучение человеком антропологии имеет определенные особенности. Философия рассматривает человека с точки зрения его общих и существенных свойств и отсюда основные проблемы антропологии: 1) проблема сущности и существования человека; 2) проблема индивидуального и общественного развития; 3) проблема антропосоциогенеза; 4) проблема жизни и смерти человека, смысла жизни, проблема свободы, ценности, и много других.
Основные концепции по жизни человека по классической философии:
1) Натуралистическое (человек рассматривается как природно-биологическое существо). В ее основе лежат аргументы натурализма: 1) сходства физиологических функций человека и животного; 2) если человек вышел из животного мира, то он там и остался. Натурализм вульгализирует или огрубляет сущность человека, сводя эту сущность к животному, оставляя без внимания общественно-исторические изменения
2) Идеалистическая. Первый аргумент заключается в том, что мысли предшествует действиям, а второй состоит в том, что духовное является осколком сознания. Мысль несамостоятельна, она определяется практическими потребностями и вырастает из практической деятельности.
3) Деятельностная концепция ориентирована в контексте того, что человек – это деятельное общественное существо. Человек с одной стороны объект влияния общества, а с другой субъект, т.к. сам создает условия своей жизни и формирует свойство личности.
В середине 19-го века начинается антрополоический поворот философии. Этому способствовали причины: 1) антропологический кризис в обществе (принципы свободы, равенства, братства не воплощались), 2) не разработанность человека к философии.
Синтетическая философия (философская антропология) – ее основателями являются немецкие философы Макс Шелер (1874-1928 гг.) и Гелиот Плеснер (1892-1985 гг.). Смысл этой философии в том, что ее последователи рассматривали человека как целостное существо и выделяли специфику человека. «Специфика человека в том, что он дистанцируется от окружающего мира» © Гелиот Плеснер. Этот человек выделяет три части человека: 1) тело; 2)»я в теле»; 3) «я и Мы».
Гелиот выделил три закона функционирования человека (антропологические законы): 1) Закон естественной искусственности. Искусственность человека в том, что он испытывает необходимость в искусственной среде обитания (она необходима чтобы само реализоваться); 2) Закон о последовательной непосредственности (сознание – это среднее звено между человеком и внешним миром); 3) Закон утопического места (отрицая абсолютное, человек нуждается в нем и постоянно стремится достичь этого утопического места)
2) Психоаналитическая версия. Ее создателем был Зигмунд Фрейд (1865-1939 гг.). Фрейд считается создателем психоанализом. Психоанализ – метод лечения некоторых заболеваний, а также это учение об определяющей роли бессознательного поведения человека. Суть этого метода в том, что психиатр дает возможность человеку рассказать о своих проблемах и помогает ему задавая наводящие вопросы. Фрейд изучал структуру психики и ее динамику. Одна из последних его работ была «Я и Оно». Он выделяет в ней три элемента. Одна из них, это «оно – кипящий котел инстинктов». Фрейд разработал механизмы психологической защиты человека. Самое главное, по его мнению, это сублимация (сублимо – от лат. – Переключаю). Сублимация – это переключение либидо на социально приемлемые формы деятельности (это наука, спорт, искусство, хобби и все что угодно). Фрейда критиковали за недостаточную разработку социальной сущности человека. Третья концепция – это экзистенциальная. Экзистенциализм изучает конкретные проблемы человеческого существования (отчуждение личности в обществе. Тут существуют проблемы свободы и ответственности личности в современном обществе. Карл Маркс выделил типы свобод: 1) свобода от властных структур, которые господствуют над человеком и подчиняют его себе; 2) свобода от личного произвола.
Свобода основана на понимании, а произвол основан на мнении. Свобода – это открытость человека ко всему (деятельности, информации и т.п.). Свобода отдельного человека возможна только при условии других людей. Достижение свободы, это путь во времени, она достигается на протяжении всей жизни.