Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 16 страница

4. Концепция пространства и времени

-^,вижение_объектов происходит в пространстве и времени. Дви-_жение в пространстве означает перемещение7~~пёремену места. .Движение ш_вр£М£ни_-^-_означает изменение, развитие с течением времени. Движение в пространстве обрзтимо"(из пункта назначе­ния можно вернуться в пункт отправления). Движение во времени необратимо. В прошлое нельзя вернуться (разве что в памяти, в воображении). Поэтому ученые нередко рассуждают о стреле вре­мени. Пространство трехмерно (объем имеет три параметра), время одномерно. Рассуждая о пространстве, говорят о расстоянии, пло­щадях, удаленности, близости предметов друг к другу, анализируют также внутренние характеристики жилищ, минералов, (кубатура, структура тел и т. д.) Можно дать такие определения. Пространс­тво — форма существования материальных объектов, хпрак-

ношение. Время _ — _ форма существования, .характеризующая длительность и порядок изменения объектов (Стрела времени: от прошлого через настоящее к будущему).

Пространство и время объективны. Это значит, что они сущес­твуют вне" и независимо от сознания человека и что сам человек подчинен законам пространственно-временных отношений. От ре­ального и объективного..пространства и времени следует отличать:_ 1) отражение пространства и времени в психике человека; 2) от­ражение в формах культуры; 3| научные теории пространства и времени.

Отражение пространства и времени в психике человека ("субъ­ективное пространство и время") имеет свои особенности. По мере удаления от наблюдателя предметы представляются как уменьша­ющиеся. Если человек спешит, тропится, ему кажется, что время "бежит". Если он недеятелен, в состоянии ожидания, возникает ощущение замедления времени.

Преувеличив эти особенности переживания человеком про­странства и времени, субъективные идеалисты пришли к отрицанию объективности пространства и времени. Беркли, например, считал величину субъективной. Кант называл пространство и время до-опытными (априорными) формами созерцания. Субъективное вос­приятие пространства и времени — недостаточное основание для отрицания объективности этих форм бытия материи, поскольку и сам человек существует в пространстве и времени и в своей жизне­деятельности подчинен пространству и времени.

В творчестве человек более свободен. Он может деформировать отражаемое, творить произвольные формы, переставлять (как, на­пример, в драматургии) фрагменты времени изображаемых событий. Но и в этой области произвол ограничен особенностями материала, вещества природы, а также возможностями эстетического воспри­ятия зрителя, читателя, слушателя.

В научном познании свойства пространства и времени — пред­мет физики и математики. Исторически сложились две концепции пространства и времени — ньютоновская и концепция А. Эйнштей­на. Их называют еще: первую — "субстанциальной", а вторую — "реляционной". В концепции Ньютона пространство понималось как бесконечная протяженность (или вместилище), включающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо процессов, а время



— 202 —

— 203 —

           
 
 
   
     
 

как равномерно текущая длительность, в которой все возникает и исчезает. Они, по Ньютону, абсолютны — не зависят от процес­сов, происходящих в телах. Теория относительности А. Эйнштейна обосновала зависимость свойств пространства и времени от особен­ностей движущихся объектов, их относительность^ Из этой теории и экспериментальных фактов современной физики следует, что с увеличением скорости движения тел и приближением ее к скорости света возрастает масса, относительно сокращается длина тела в направлении движения, а также замедляется течение времени по сравнению с состоянием покоя. Это основные идеи специальной теории относительности (1905). В общей теории относительнос­ти (1916) утверждается замедление времени (временных ритмов) под действием сил тяготения, а также — изменение метрических свойств пространства. Возможны (и науке известны), следователь­но, различные геометрии, с различными аксиомами относительно пространства (геометрии Евклида, Лобачевского, Римана).

Большой научный интерес представляет изучение пространс­твенно-временных отношений на разных уровнях развития материи. Например, в живых организмах существуют биоритмы различных функциональных систем (ритмы питания, дыхания, сна и бодрство­вания, обновления состава крови и др.), зависящие от смены дня и ночи, времени года, циклов солнечной активности и других внешних факторов. В этом смысле говорят о "биологических часах". Обще­ство также имеет собственные временные отношения и темпы раз­вития. Происходит убыстрение темпов развития по мере развития производительных сил, науки. Современное общество, изменяется быс-трее^-н-человек, лспользуя современный транспорт, движется быстрее, чем е_Х1Х веке. Новые информационные технологии.. паз: воляют-и научные проблемы решать, быстрее — происходит ускоре­ние исторического процесса.

5. Движение и развитие

По11итне_двнжения в его современном понимании охватывает все возможные процессы изменения, начиная от простейших форм про-схрднственного перемещения „(движение планет, транспортами т.д.) и кончая мыслительными процессами. Движение не сводится только

к era механической форме^какэто было_принято_в метафизической
философии XVII — XVIII веков. Понятие "движенив^-и-^«змвне.~
иие" — синонймичньТГПонятое таким образом движение есть атри-
йут материи, ее неотъемлемое свойство. Ведь_нет_я_не ..может быть
объектов,-в-лоторт;яе"развёртывались бы те или иные процессы"
изменения.--- ~~~—---------- ~~~

Движение и_материя — неразрывны, как неразрывны субстан­ция и ее атрибуты. Такое понимание движения не"только"отлично от метафизики, оно противоположно и различным идеалистическим позициям, допускавшим возможность существования материи без движения, равно как и движения без материи. Это теории перво­толчка (Бог — источник движения) и энергетизма, утверждавше-ю возможность чистого движения, энергии без материи. Движение как атрибут несотворимо и неучтожимо, как и сама материя. Физи­ческие законы сохранения (энергии, импульса, заряда и т. д.) дают обоснование этим философским тезисам.

Двйжение..материи^ногообраз.ночФ. Энгельс в XIX веке выделил Г) основных форм движения: механическое, физическое, химическое, "" биологическое и социальное. Основанием ^гакой классификации слу­жило наличие у каждой формы особенных специфических законов, изучаемых соответствующими науками. Исходя из этого, Энгельс сделал вывод, что высшие формы движения включают в себя низ­шие, но не сводятся к ним. Так в живом организме в процессе его жизнедеятельности действуют законы физики, химии и механики, мо вместе с тем ему присущи процессы роста, размножения и разви­тия, отличающие его от явлений неорганической природы. (В таком же ключе можно проанализировать своеобразие человека, указав на его качественное отличие от других живых организмов как соци­ального существа).

В современной философии понятие "формы движения" обогати-лись новым содержанием. Механическое движение макротел (ме­ханика Ньютона) рассматривается теперь как один из видов про­странственного перемещения. Последнее понимается как общий вид движения, присущий многообразным процессам (всем формам движения). Своеобразие пространственных процессов в микромире изучается кзантовой механикой. Как особый вид движения можно рассматривать кибернетические (информационные процессы). Ин­формационное движение не сводимо ни к одной из форм движения прежней классификации. Ему свойственны свои специфические осо-



— 204 —

— 205 —

бенности, напримергП^ информация не .зависит.(Ш-Материалдюго носителя, она может передаваться различными носителями; .21 пе-редачаТшформацйи от источника к приемнику (реципиенту) не оз­начает потерю информации тем, кто ее передавал" в то'время как передача вещества или энергии означает ее утрату источником в аналогичном процессе. Это дает основание рассматривать киберне­тические процессы в качестве особой формы движения.

.Развитие — особый вид изменения. Категория "развитие" — бо­лее узкая (в смысле логического объема понятия), чем категория "движение", "изменение". Развитие охватывает только такие мате­риальные и духовные процессы, для которых характерны необрати­мость и направленность изменений. Необратимость означает, что процессы развертываются в горизонте времени и не могут вернуть­ся к исходному состоянию. Направленность означает, что процессы идут либо по пути усложнения, усовершенствования организации системы, либо по пути упрощения. Таким образом, возможны про­гресс и регресс как две формы, два варианта развития. Усложнение и упрощение организации — суть качественные изменения систем. Развитие следует определить как качественное изменение сис­тем (связанное с количественными или структурными измене-ниями). ГГонятие развития характеризует процессы, развертываю-.щиеся в. отдельных системах. В этом плане, оно — не всеобще. В космосе, рассматриваемом в целом, всюду происходят изменения (круговороты, движения разного рода)' развитие имеет место лишь

''при определенных условиях, "когда возможно усложнение или уп­рощение организации. Но как тенденция, как возможность услож­нения, эволюции оно присуще всей природе. И такая возможность осуществилась в эволюции солнечной системы и Земли,

Идея развития не является чисто умозрительной. Она отражает состояние и достижения науки в XIX — XX веках. (Это и эволю­ционное учение Дарвина и эволюционизм в геологии, социальные теории развития и другие). Триумфом развития можно считать ста­новление нового раздела естествознания — теории, получившей название "синергетика" (термин от греческого синергиа. что означа­ет содействие, сотрудничество). Создатели синергетики Г. Хакен и И. Пригожий своими исследованиями в области химической термо­динамики доказали, что процессы упорядочения возможны уже на

_хи,мическоы.даоене. Они происходят в открытых нелинейных сис-

определенные воздействия внешней среды.

К природ ./порядок может возникнуть из xaocajL том случае, если состояние неравновесное^ сопровождаемое флуктуациямйТдости-" гает определенного порогового значения, за пределами которого на-_ чннаются процессы самооргакияаттли. Весь'процесс тогда приобре-_ тает необратимый характер (см. И. Пригожий. И. Стенгерс Порядок из хаоса. — М..1986).

Исследование метеоритов и проб грунта, доставленного с Луны, показало, что в космосе возможно возникновение довольно слож­ных химических соединений — типа предшественников аминокис­лот. В космосе происходит химическая эволюция, усложнение форм организации материи, что при определенных условиях может при­вести к возникновению жизни, Разумная жизнь — явление редкое во Вселенной, но ее возникновение возможно вследствие способнос­ти материи к развитию.

6. Категория "дух", "духовное" (основные подходы)

В процессе взросления в человеке формируется осознание собс­твенного "Я", и "Я" сопоставляется с остальным миром, "не-Я". Причем "Я" и "не-Я" для индивида — неравновесные. Это для био­логии, космологии, вообще естествознания человек только одно из явлений этого мира. Для каждого конкретного человека его "Я" сопоставимо с миром, ибо пока жив человек, мир для него сущест­вует, теряя жизнь человек, утрачивает и "мир". Сопоставление "Я" н "не-Я", "Я и другие", Я и "мир" присутствуют в психике каждого человека, хотя и не каждый имеет понятие о философии. Филосо­фия делает это соотношение предметом специального размышле­ния. Так, постепенно формировался основной вопрос философии.

Из самопостижения "Я", из его направленности на мир. анали­за его мыслительных, волевых актов рождалась идея духа. И она стала темой обсуждения в философии с самого начала ее развития. Выделим основные позиции. Древнеиндийская философия дает два понятия: "брахман" — высшая, объективная духовная реальность и "атман" — индивидуальное "Я". Древнегреческая, философия вводит понятие "нус", "логос", что равнозначно мировому разуму, закону. В сочинениях Платона и Аристотеля высшее начало так и называется "мировой ум" (у Платона) и демиург (у Аристотеля).




— 206 —

— 207 —

Их позиция: ум есть мышление, активное начало, создающее мир и i пассивной материи.

Христианское мировоззрение сохраняет понятие мирового разу ма, но придает ему характер личности. Бог — это и мировой ум, и мировая воля, и абсолютное добро, но он личность со своей истори­ей (три ипостаси Бога, искупительная миссия Христа, его грядущее пришествие).

В эпоху формирования буржуазного общества, для становлении которого были важны личная свобода и активность людей, наряду с признанием религиозных принципов духовное начинает пониматься в индивидуальном плане, как самоочевидная, прежде всего самому человеку открывающаяся духовность. (Декарт: "Я мыслю, следо­вательно, я существую"). Эту тенденцию в XVID веке продолжил И. Кант, который утверждал, что Дух есть только наша субъектив­ная идея, она может быть предметом веры, но никак не научной философии. Понятие духа понадобилось Канту и в этике, и в эсте­тике. "'Духом в эстетическом значении, — писал он, — называют оживляющий принцип в душе... Этот принцип есть не что иное, как способность изображения эстетических идей". Дух, включающий свободу воли, служит основой построения кантовской этической теории. Спиноза — пантеист — "растворил" духовность в приро­де, признав мышление ее атрибутом. А Лейбниц, создатель учения о бесконечно малых, признавал вечное существование множества духовных единиц бытия — монад, которые сотворены Богом. В фи­лософии Гегеля духовное снова стало мыслиться как объективная всеобщая основа бытия, предшествующая природе, проявляющаяся в формах ее развития, а каждая стадия (ступень) развития природы как реализация определенной категории, свойственной развиваю­щемуся духу. Дух, таким образом, отождествлялся с безличным разумом, с мышлением вообще.

В противоположность рационалистическим подходам во второй половине XIX в. и XX в. широкое распространение получил ирраци­онализм. Духовное понималось как мировая, воля, как проявление ее в природе в виде определенных физических сил (тяготение, элек­тричество и др.), а в человеке — в чувствах, желаниях, воображе­нии, интуиции (А. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Экзистенциализм, развивающийся в этом русле, фундаментальной основой духовности считает настроения человека, выявляет такие "чистые" аспекты ду­ховности как страх, заботу, совесть, милосердие, вину и др. Таким

образом, в идеалистически ориентированных учениях можно выде­лить три основных подхода к проблеме духовного: 1) объективно-идеалистическое ее понимание (человеческая духовность — лишь момент реализации мирового Духа); 2) индивидуалистическое, близ­кое к субъективизму ее понимание (Кант, экзистенциализм, персо­нализм); 3) растворение духовности в природе (пантеизм).

Материалистическое понимание духовности также неоднородно. Вульгарные материалисты (Фогт, Молешотт, Бюхнер) практически отрицали категорию духа. Для них существует только материя, а "духовное" — это мышление, тождественное телесному, физиоло­гическому, физическому процессу. (Бюхнер — мысль — это элект­рический процесс в мозговых структурах). Материализм советского периода сближал понятие "духовное" с сознанием, выделяя две его формы — индивидуальное и общественное сознание.

Какие из рассмотренных позиций могут иметь опору в научном познании? Ответ на этот вопрос важен, от него зависит выработка личностного мировоззрения. Не все признают правомерность такого вопроса. Бердяев, например, осуждал стремление философии к на­учности. "Философия, — писал он. — вечно завидует науке", Это — неправильно. Философия возникла раньше науки. "Она — перво-роднее, исконнее науки, она была уже, когда науки еще не было, она выделила из себя науку... философия самостоятельная область культуры, а не самостоятельная область науки". Оригинальный от­вет на поставленный вопрос дают авторы учебника А. В. Панин и П. В. Алексеев (Философия. — М., 1998). Они полагают, что сов­ременная наука дает основание для возрождения — неоспинозизма. (Духовное — атрибут природы). Дух с природой, утверждают ав­торы, в онтологическом аспекте связан трояко: 1) актуально, 2) по­тенциально и 3) диспозиционно.

1. Означает реальность мыслящего разума на планете Земля, а
также допущение возможности существования сознания в космосе
и других звездных системах.

2. Означает, что природа содержит в себе в виде возможности
высшую форму психического — сознание, поскольку она (природа)
способна к развитию. Этот тезис опирается также на так называ­
емый антропный принцип, сущность которого в следующем. Зна­
чения физических констант во вселенной таковы, что они делают
возможным и даже гарантируют появление жизни и разума на не­
котором этапе эволюции. а_ ,^ ■._

_,^ ■.._



— 208 —

— 209 —

3. "Диспозиционная связь духа с природой состоит в следую­щем. Помимо предметного мира существует мир ценностей. Сами по себе в предметном, природном мире они не существуют. В этом отношении природа лишена ценностей. Но природные явления, как и социальные, могут становиться ценностями в их отношении к че­ловеку, к его интересам, потребностям, целям. Во взаимодействии с человеком природа раскрывает то, что таится в ней как предрас­положенность, как диспозиция" (указ соч., с. 358). Таким образом, делают вывод авторы, дух и материя противоположны только в пределах основного вопроса философии (в гносеологическом пла­не). Когда же рассматриваются бытие мира (онтология), духовное предстает как одно из свойств материи, существующее и актуально, и потенциально.

'( 7.) Структура сознания, его характерные черты. Сознание и самосознание

В отличие от материи, которая открывается человеку как объ­ективная реальность многообразных явлений и процессов, созна^ ние предстает перед человеком как совокупность _его мыслей, пе--реЖиваний, идей, как субъективная реальность. Оно_характеризует внутренний мир человека. Научн^о-ориентированная философия и психология рассматривают сознание как высшую форму, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий толь-, ко человеку.

Развитию сознания сообщества люден предшествовала эво­люция псих"йкй "вшивой природе._ Она прошла стадии от уровня простейшей чувствительности (перцепции) до способности к рас­судочной деятельности у высших животных. Последняя означает уже наличие способности к обобщению и абстракции на уровне общих представлений. Но сознание человека качественно отлично от психики животных по ряду параметров. Это, прежде всего,-сда-собность к абстрактно—логическому мышлению, к выработке ценностных ориентиров и идеалов ...способность объективиро­вать мысль.в..языке и в формах культуры, способность к само­сознанию.

Сфера сознания включает в себя^ > <■ '

— 210 —

' (^Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, пред-ставл£ния-4!- ео&тветст.ее_нщ способность ощущать, воспринимать, представлять.

2.1 Формы логическогодознания: понятия,.суждения,, умозаклю­чения, которые являются результатом операций, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и других,

З?1 Область эмоций, которые выступают в форме переживаний че­ловека." Через"эмрцяипреяйляетея-жизнениый-емысл происходящих с человеком явлений и событий, их отношение к его потребностям и интереса^ К этой сфере относятся: 1) не отчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы: 2) яркие эмоции — страх, гнев, восторг; 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью (любовь, ненависть, симпатия, антипатия, и т. д.).

4. Ценностно-мотивационная сфера сознания. Здесь проявля­ется способность человека формировать высшие мотивы, цели, иде­алы личности, такие как справедливость, красота, правда и другие. Они, в конечном счете, находят выражение в творческой де­ятельности людей и в продуктах ее — художественных, религи­озных и философских текстах, в произведениях музыки, живопи­си, архитектуры. Развернутая характеристика этих сфер сознания дана в книге А. В. Иванова "Сознание и мышление". — М., 1994. Его схему можно соотнести с фактом асимметрии мозга, согласно которой ценностно-эмоциальному компоненту сознания {п. 3 и 4) будет соответствовать "работа" правого полушария, а выполнению функции познания и отражения внешнего мира (п. 1 и 2) — ле­вое полушарие (см, также — П. В. Алексеев. А. В. Панин Филосо­фия. — М.,1998).

Отличительные признаки сознания:

1. Идеальность. В психике формируются идеальные образы вне­шнего мира. (В некоторых неотчетливых переживаниях отражаются также внутренние телесные состояния). Образ предмета или си­туации по своей природе — идеален. В нем нет вещественности, нет пространственно-временных параметров отражаемого объекта. (Образ дома не равнозначен дому. Мысль о богатстве еще не само

богатство и т. д.)

Природа идеального в сознании еще не раскрыта в полной мере наукой. Ясно, что органом, формирующим психику, идеальные обра-""' зы является мозг, но установить однозначное соответствие идеаль­ного образа и материальных процессов в мозговых структурах пока'"

— 211 —

не_удалось науке, хотя_в_изучении.-мозговой-локализации-и€ихичйс--ких функции Iiocth гнут определенный прогресс.

^■Интенциональность, т. е. надравленн_о.еть.на. предмет,. пред-_ метность подавляющего большинства феноменов сознания. Мысля­щий, чувствующий субъект воспринимает в ощущениях,, представ­лениях, мыслях не состояние органов чувств и мозга, а предметы, ситуации, явления внешнего мира.

Благодаря этому свойству объект получает вторичное существо­вание в виде чувственного и логического, интеллектуального образа, т. е. "существует в духе", как выражались древние философы. Не­которые психические состояния (например, чувство удовольствия, боли и др. — этим свойством — предметности не обладают). (/^ Активность, сошстия. £о.зна_ние, отражая реальность, слу­жит целям ориентации человека в мире, приспособления его к ре­альности. Оно' выступает как регулятор человеческой деятельности и поведения.

Эта функция сознания реализуется в мысленном планировании деятельности и действий, предвидении последствий действий и де­ятельности, в контроле за поведением личности, в способности че­ловека отдавать себе отчет в том, что происходит как во внешнем, так и в собственном духовном мире. Активность сознания наиболее полно проявляется в труде, творчестве, во всех видах целеполагаю-щей_, преобразовательной деятельности человека.

4. Социальность. Сознание человека — изначально социальный продукт, и оно останется таким, пока существуют люди.

Этот признак означает, что вне общества, вне общения с други­ми людьми, без участия в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой) не формируется и не развивается сознание.

Психологические исследования показывают, что без притока сенсорной (т. е. приходящей на органы чувств) информации затор­маживается даже созревание, рост мозга в онтогенезе. (Мозг че­ловека физически растет до 20 лет, а развитие интеллекта может продолжаться вою жизнь).

Внеобщения не формируется речь, язык, а без языка — не мо­жет быть человеческого сознания.

Сознание с необходимостью включает в себя и самосозна­ние, т. е. осознание человеком себя как индивидуального "Я", как личности, понимания своего отношения к другим людям, к миру, самооценку. Новорожденный обладает набором инстинктов, явля-

(ощихся основой самочувствия. Самосозна^ие__же, как и сознание, формируется в онтогенезе. Психологические исследования показы-'~ вают, что оно формируётся'в" раннем детстве в общении с другими, а развивается всю жизнь. Примерно в возрасте трех лет ребенок начинает употреблять местоимение "Я", которое раньше отсутство­вало в его речи. В отрочестве и позднее формируется и самооцен­ка, образ собственного "Я" (способностей, возможностей и других качеств). Все это осознается в сравнении себя с другими людьми, т. е. является результатом социального общения. В ходе общения и совместной деятельности с другими людьми, человек, по словам Фейербаха и Маркса, "смотрится как в зеркало в другого челове­ка". В ходе развития самосознания человек осознает свою прина­длежность к той или иной социальной (этнической, религиозной, профессиональной и т. д.) группе, т. е. самосознание включает в себя на этом уровне освоение определенной совокупности обще­ственных идей. И в этом аспекте самосознание так же неразрывно связано с сознанием~В~самосознании присутствуют и эмоциональ­ные компоненты (например, чувство удовлетворенности и не удов­летворенности собой, "комплексы").

8. Сознание и бессознательное. Бессознательное в индивидуально-коллективном бытии человека

В сферах психики, относящихся к сознанию (сфера чувственных образов, логико-понятийная, эмоциональная и ценностная) могут присутствовать такие психические образования которые не контро­лируются нашим Я, не контролируются субъектом. В психологии и философии рассматривается вопрос о соотношении осознаваемых и неосознаваемых феноменов психики человека, эта проблема иначе называется проблемой соотношения сознания (в узком смысле сло­ва) и бессознательного. Ее изучение имеет свою историю.

Выделим ее важнейшие вехи. Готфрид Лейбниц (XVII — XVIII ве­ка) ввел понятие малых не осознаваемых перцепций, которые он характеризовал как темные представления в человеке. Кант при­знавал существование бессознательного в области восприятия и чувств. Число темных представлений, по Канту, безгранично. "Тог­да Как ясные представления занимают бесконечно малое место".

— 213 —

— 212 —

Гельмгольц изучал бессознательные мыслительные операции (бес­сознательное заключение по аналогии). Психолог Вундт считал, что психическая деятельность по преимуществу бессознательна. Фехнер, который ввел понятие порога сознания (осознаваемости), сравнивал душу с айсбергом, большая часть которого сокрыта под водой и управляется подводными течениями (бессознательным). Мессмер, Шарко, Жане и другие изучали роль бессознательного в нервно-психической патологии. В XX столетии проблема бессо­знательного занимает центральное место в исследованиях Фрейда, Адлера, Юнга и других ученых.

Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, созда­тель тео~рий и"мётодики психоанализа, выделял в психике человека 3_сф.еры_"Оно"..."Й"_,_"СверхгЯ".."Онот' — область бессознательных влечений, инстинктов, среди которых особо значимый — инстинкт жизни — эрос, любовь и инстинкт смерти или разрушения. В сфере "Оно" действует принцип наслаждения. "Я" — это область созна-нияг'ПЖрёдник/ме^щу^бессознательным и внешним миром. "Я" — служит требованиям "Оно", но вынуждено учитывать особеннос­ти внешнего мира, его свойства и отношения, значит "Я" следует принципу реальности. "Сверх-Я" — это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Ее содержание — моральные принципы и нормы, усвоенные индивидом.

В_исихике_ь1ел©8ека-развертываются сложные отношения между "Я". "Оно'' и "Сверх-Я". "Я" .с.тремится.-кднтролиров.ат.ь импульсы, идущие от "Оно", которое энергетически сильнее. Роль "Я" подобна роли всадника, который стремится обуздать необузданную лошадь. Если "Я" примет решение и совершит действие в угоду "Оно", но вопреки требованию "Сверх-Я". оно испытывает укоры совести, чувство вины. Это ведет к психологическому напряжению, к невро­тическим состояниям.

Фрейд разрабатывал учение о защитных механизмах, с помо­щью которых "Я", "спасается*' от напряжения. Это_^^вытеснение, сублимация и другие. "Вытеснение" — это процесс__перемещения н е же л ате льных__стремдений- -К-дейсщи ю__в_обл^сть_&ес-сазна тель-ного. Но, перемещаясь, они продол_жают__мотивироват_ь_поведение, переживаются индивидуумам, в.внде чувсзт.£е£по.кййства., проры­ваются" в патологических симптомах. Сублимация — перемещение энергии ""Оно" — в другую сферу, например, в о'бласть^вЪ'рчества. Применяя"метод психоанализа (доверительная_беседа с пациентом

Наши рекомендации