Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 16 страница
4. Концепция пространства и времени
-^,вижение_объектов происходит в пространстве и времени. Дви-_жение в пространстве означает перемещение7~~пёремену места. .Движение ш_вр£М£ни_-^-_означает изменение, развитие с течением времени. Движение в пространстве обрзтимо"(из пункта назначения можно вернуться в пункт отправления). Движение во времени необратимо. В прошлое нельзя вернуться (разве что в памяти, в воображении). Поэтому ученые нередко рассуждают о стреле времени. Пространство трехмерно (объем имеет три параметра), время одномерно. Рассуждая о пространстве, говорят о расстоянии, площадях, удаленности, близости предметов друг к другу, анализируют также внутренние характеристики жилищ, минералов, (кубатура, структура тел и т. д.) Можно дать такие определения. Пространство — форма существования материальных объектов, хпрак-
ношение. Время _ — _ форма существования, .характеризующая длительность и порядок изменения объектов (Стрела времени: от прошлого через настоящее к будущему).
Пространство и время объективны. Это значит, что они существуют вне" и независимо от сознания человека и что сам человек подчинен законам пространственно-временных отношений. От реального и объективного..пространства и времени следует отличать:_ 1) отражение пространства и времени в психике человека; 2) отражение в формах культуры; 3| научные теории пространства и времени.
Отражение пространства и времени в психике человека ("субъективное пространство и время") имеет свои особенности. По мере удаления от наблюдателя предметы представляются как уменьшающиеся. Если человек спешит, тропится, ему кажется, что время "бежит". Если он недеятелен, в состоянии ожидания, возникает ощущение замедления времени.
Преувеличив эти особенности переживания человеком пространства и времени, субъективные идеалисты пришли к отрицанию объективности пространства и времени. Беркли, например, считал величину субъективной. Кант называл пространство и время до-опытными (априорными) формами созерцания. Субъективное восприятие пространства и времени — недостаточное основание для отрицания объективности этих форм бытия материи, поскольку и сам человек существует в пространстве и времени и в своей жизнедеятельности подчинен пространству и времени.
В творчестве человек более свободен. Он может деформировать отражаемое, творить произвольные формы, переставлять (как, например, в драматургии) фрагменты времени изображаемых событий. Но и в этой области произвол ограничен особенностями материала, вещества природы, а также возможностями эстетического восприятия зрителя, читателя, слушателя.
В научном познании свойства пространства и времени — предмет физики и математики. Исторически сложились две концепции пространства и времени — ньютоновская и концепция А. Эйнштейна. Их называют еще: первую — "субстанциальной", а вторую — "реляционной". В концепции Ньютона пространство понималось как бесконечная протяженность (или вместилище), включающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо процессов, а время
— 202 —
— 203 —
как равномерно текущая длительность, в которой все возникает и исчезает. Они, по Ньютону, абсолютны — не зависят от процессов, происходящих в телах. Теория относительности А. Эйнштейна обосновала зависимость свойств пространства и времени от особенностей движущихся объектов, их относительность^ Из этой теории и экспериментальных фактов современной физики следует, что с увеличением скорости движения тел и приближением ее к скорости света возрастает масса, относительно сокращается длина тела в направлении движения, а также замедляется течение времени по сравнению с состоянием покоя. Это основные идеи специальной теории относительности (1905). В общей теории относительности (1916) утверждается замедление времени (временных ритмов) под действием сил тяготения, а также — изменение метрических свойств пространства. Возможны (и науке известны), следовательно, различные геометрии, с различными аксиомами относительно пространства (геометрии Евклида, Лобачевского, Римана).
Большой научный интерес представляет изучение пространственно-временных отношений на разных уровнях развития материи. Например, в живых организмах существуют биоритмы различных функциональных систем (ритмы питания, дыхания, сна и бодрствования, обновления состава крови и др.), зависящие от смены дня и ночи, времени года, циклов солнечной активности и других внешних факторов. В этом смысле говорят о "биологических часах". Общество также имеет собственные временные отношения и темпы развития. Происходит убыстрение темпов развития по мере развития производительных сил, науки. Современное общество, изменяется быс-трее^-н-человек, лспользуя современный транспорт, движется быстрее, чем е_Х1Х веке. Новые информационные технологии.. паз: воляют-и научные проблемы решать, быстрее — происходит ускорение исторического процесса.
5. Движение и развитие
По11итне_двнжения в его современном понимании охватывает все возможные процессы изменения, начиная от простейших форм про-схрднственного перемещения „(движение планет, транспортами т.д.) и кончая мыслительными процессами. Движение не сводится только
к era механической форме^какэто было_принято_в метафизической
философии XVII — XVIII веков. Понятие "движенив^-и-^«змвне.~
иие" — синонймичньТГПонятое таким образом движение есть атри-
йут материи, ее неотъемлемое свойство. Ведь_нет_я_не ..может быть
объектов,-в-лоторт;яе"развёртывались бы те или иные процессы"
изменения.--- ~~~—---------- ~~~
Движение и_материя — неразрывны, как неразрывны субстанция и ее атрибуты. Такое понимание движения не"только"отлично от метафизики, оно противоположно и различным идеалистическим позициям, допускавшим возможность существования материи без движения, равно как и движения без материи. Это теории первотолчка (Бог — источник движения) и энергетизма, утверждавше-ю возможность чистого движения, энергии без материи. Движение как атрибут несотворимо и неучтожимо, как и сама материя. Физические законы сохранения (энергии, импульса, заряда и т. д.) дают обоснование этим философским тезисам.
Двйжение..материи^ногообраз.ночФ. Энгельс в XIX веке выделил Г) основных форм движения: механическое, физическое, химическое, "" биологическое и социальное. Основанием ^гакой классификации служило наличие у каждой формы особенных специфических законов, изучаемых соответствующими науками. Исходя из этого, Энгельс сделал вывод, что высшие формы движения включают в себя низшие, но не сводятся к ним. Так в живом организме в процессе его жизнедеятельности действуют законы физики, химии и механики, мо вместе с тем ему присущи процессы роста, размножения и развития, отличающие его от явлений неорганической природы. (В таком же ключе можно проанализировать своеобразие человека, указав на его качественное отличие от других живых организмов как социального существа).
В современной философии понятие "формы движения" обогати-лись новым содержанием. Механическое движение макротел (механика Ньютона) рассматривается теперь как один из видов пространственного перемещения. Последнее понимается как общий вид движения, присущий многообразным процессам (всем формам движения). Своеобразие пространственных процессов в микромире изучается кзантовой механикой. Как особый вид движения можно рассматривать кибернетические (информационные процессы). Информационное движение не сводимо ни к одной из форм движения прежней классификации. Ему свойственны свои специфические осо-
— 204 —
— 205 —
бенности, напримергП^ информация не .зависит.(Ш-Материалдюго носителя, она может передаваться различными носителями; .21 пе-редачаТшформацйи от источника к приемнику (реципиенту) не означает потерю информации тем, кто ее передавал" в то'время как передача вещества или энергии означает ее утрату источником в аналогичном процессе. Это дает основание рассматривать кибернетические процессы в качестве особой формы движения.
.Развитие — особый вид изменения. Категория "развитие" — более узкая (в смысле логического объема понятия), чем категория "движение", "изменение". Развитие охватывает только такие материальные и духовные процессы, для которых характерны необратимость и направленность изменений. Необратимость означает, что процессы развертываются в горизонте времени и не могут вернуться к исходному состоянию. Направленность означает, что процессы идут либо по пути усложнения, усовершенствования организации системы, либо по пути упрощения. Таким образом, возможны прогресс и регресс как две формы, два варианта развития. Усложнение и упрощение организации — суть качественные изменения систем. Развитие следует определить как качественное изменение систем (связанное с количественными или структурными измене-ниями). ГГонятие развития характеризует процессы, развертываю-.щиеся в. отдельных системах. В этом плане, оно — не всеобще. В космосе, рассматриваемом в целом, всюду происходят изменения (круговороты, движения разного рода)' развитие имеет место лишь
''при определенных условиях, "когда возможно усложнение или упрощение организации. Но как тенденция, как возможность усложнения, эволюции оно присуще всей природе. И такая возможность осуществилась в эволюции солнечной системы и Земли,
Идея развития не является чисто умозрительной. Она отражает состояние и достижения науки в XIX — XX веках. (Это и эволюционное учение Дарвина и эволюционизм в геологии, социальные теории развития и другие). Триумфом развития можно считать становление нового раздела естествознания — теории, получившей название "синергетика" (термин от греческого синергиа. что означает содействие, сотрудничество). Создатели синергетики Г. Хакен и И. Пригожий своими исследованиями в области химической термодинамики доказали, что процессы упорядочения возможны уже на
_хи,мическоы.даоене. Они происходят в открытых нелинейных сис-
определенные воздействия внешней среды.
К природ ./порядок может возникнуть из xaocajL том случае, если состояние неравновесное^ сопровождаемое флуктуациямйТдости-" гает определенного порогового значения, за пределами которого на-_ чннаются процессы самооргакияаттли. Весь'процесс тогда приобре-_ тает необратимый характер (см. И. Пригожий. И. Стенгерс Порядок из хаоса. — М..1986).
Исследование метеоритов и проб грунта, доставленного с Луны, показало, что в космосе возможно возникновение довольно сложных химических соединений — типа предшественников аминокислот. В космосе происходит химическая эволюция, усложнение форм организации материи, что при определенных условиях может привести к возникновению жизни, Разумная жизнь — явление редкое во Вселенной, но ее возникновение возможно вследствие способности материи к развитию.
6. Категория "дух", "духовное" (основные подходы)
В процессе взросления в человеке формируется осознание собственного "Я", и "Я" сопоставляется с остальным миром, "не-Я". Причем "Я" и "не-Я" для индивида — неравновесные. Это для биологии, космологии, вообще естествознания человек только одно из явлений этого мира. Для каждого конкретного человека его "Я" сопоставимо с миром, ибо пока жив человек, мир для него существует, теряя жизнь человек, утрачивает и "мир". Сопоставление "Я" н "не-Я", "Я и другие", Я и "мир" присутствуют в психике каждого человека, хотя и не каждый имеет понятие о философии. Философия делает это соотношение предметом специального размышления. Так, постепенно формировался основной вопрос философии.
Из самопостижения "Я", из его направленности на мир. анализа его мыслительных, волевых актов рождалась идея духа. И она стала темой обсуждения в философии с самого начала ее развития. Выделим основные позиции. Древнеиндийская философия дает два понятия: "брахман" — высшая, объективная духовная реальность и "атман" — индивидуальное "Я". Древнегреческая, философия вводит понятие "нус", "логос", что равнозначно мировому разуму, закону. В сочинениях Платона и Аристотеля высшее начало так и называется "мировой ум" (у Платона) и демиург (у Аристотеля).
— 206 —
— 207 —
Их позиция: ум есть мышление, активное начало, создающее мир и i пассивной материи.
Христианское мировоззрение сохраняет понятие мирового разу ма, но придает ему характер личности. Бог — это и мировой ум, и мировая воля, и абсолютное добро, но он личность со своей историей (три ипостаси Бога, искупительная миссия Христа, его грядущее пришествие).
В эпоху формирования буржуазного общества, для становлении которого были важны личная свобода и активность людей, наряду с признанием религиозных принципов духовное начинает пониматься в индивидуальном плане, как самоочевидная, прежде всего самому человеку открывающаяся духовность. (Декарт: "Я мыслю, следовательно, я существую"). Эту тенденцию в XVID веке продолжил И. Кант, который утверждал, что Дух есть только наша субъективная идея, она может быть предметом веры, но никак не научной философии. Понятие духа понадобилось Канту и в этике, и в эстетике. "'Духом в эстетическом значении, — писал он, — называют оживляющий принцип в душе... Этот принцип есть не что иное, как способность изображения эстетических идей". Дух, включающий свободу воли, служит основой построения кантовской этической теории. Спиноза — пантеист — "растворил" духовность в природе, признав мышление ее атрибутом. А Лейбниц, создатель учения о бесконечно малых, признавал вечное существование множества духовных единиц бытия — монад, которые сотворены Богом. В философии Гегеля духовное снова стало мыслиться как объективная всеобщая основа бытия, предшествующая природе, проявляющаяся в формах ее развития, а каждая стадия (ступень) развития природы как реализация определенной категории, свойственной развивающемуся духу. Дух, таким образом, отождествлялся с безличным разумом, с мышлением вообще.
В противоположность рационалистическим подходам во второй половине XIX в. и XX в. широкое распространение получил иррационализм. Духовное понималось как мировая, воля, как проявление ее в природе в виде определенных физических сил (тяготение, электричество и др.), а в человеке — в чувствах, желаниях, воображении, интуиции (А. Шопенгауэр, Ницше, Бергсон). Экзистенциализм, развивающийся в этом русле, фундаментальной основой духовности считает настроения человека, выявляет такие "чистые" аспекты духовности как страх, заботу, совесть, милосердие, вину и др. Таким
образом, в идеалистически ориентированных учениях можно выделить три основных подхода к проблеме духовного: 1) объективно-идеалистическое ее понимание (человеческая духовность — лишь момент реализации мирового Духа); 2) индивидуалистическое, близкое к субъективизму ее понимание (Кант, экзистенциализм, персонализм); 3) растворение духовности в природе (пантеизм).
Материалистическое понимание духовности также неоднородно. Вульгарные материалисты (Фогт, Молешотт, Бюхнер) практически отрицали категорию духа. Для них существует только материя, а "духовное" — это мышление, тождественное телесному, физиологическому, физическому процессу. (Бюхнер — мысль — это электрический процесс в мозговых структурах). Материализм советского периода сближал понятие "духовное" с сознанием, выделяя две его формы — индивидуальное и общественное сознание.
Какие из рассмотренных позиций могут иметь опору в научном познании? Ответ на этот вопрос важен, от него зависит выработка личностного мировоззрения. Не все признают правомерность такого вопроса. Бердяев, например, осуждал стремление философии к научности. "Философия, — писал он. — вечно завидует науке", Это — неправильно. Философия возникла раньше науки. "Она — перво-роднее, исконнее науки, она была уже, когда науки еще не было, она выделила из себя науку... философия самостоятельная область культуры, а не самостоятельная область науки". Оригинальный ответ на поставленный вопрос дают авторы учебника А. В. Панин и П. В. Алексеев (Философия. — М., 1998). Они полагают, что современная наука дает основание для возрождения — неоспинозизма. (Духовное — атрибут природы). Дух с природой, утверждают авторы, в онтологическом аспекте связан трояко: 1) актуально, 2) потенциально и 3) диспозиционно.
1. Означает реальность мыслящего разума на планете Земля, а
также допущение возможности существования сознания в космосе
и других звездных системах.
2. Означает, что природа содержит в себе в виде возможности
высшую форму психического — сознание, поскольку она (природа)
способна к развитию. Этот тезис опирается также на так называ
емый антропный принцип, сущность которого в следующем. Зна
чения физических констант во вселенной таковы, что они делают
возможным и даже гарантируют появление жизни и разума на не
котором этапе эволюции. а_ ,^ ■._
_,^ ■.._
— 208 —
— 209 —
3. "Диспозиционная связь духа с природой состоит в следующем. Помимо предметного мира существует мир ценностей. Сами по себе в предметном, природном мире они не существуют. В этом отношении природа лишена ценностей. Но природные явления, как и социальные, могут становиться ценностями в их отношении к человеку, к его интересам, потребностям, целям. Во взаимодействии с человеком природа раскрывает то, что таится в ней как предрасположенность, как диспозиция" (указ соч., с. 358). Таким образом, делают вывод авторы, дух и материя противоположны только в пределах основного вопроса философии (в гносеологическом плане). Когда же рассматриваются бытие мира (онтология), духовное предстает как одно из свойств материи, существующее и актуально, и потенциально.
'( 7.) Структура сознания, его характерные черты. Сознание и самосознание
В отличие от материи, которая открывается человеку как объективная реальность многообразных явлений и процессов, созна^ ние предстает перед человеком как совокупность _его мыслей, пе--реЖиваний, идей, как субъективная реальность. Оно_характеризует внутренний мир человека. Научн^о-ориентированная философия и психология рассматривают сознание как высшую форму, высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий толь-, ко человеку.
Развитию сознания сообщества люден предшествовала эволюция псих"йкй "вшивой природе._ Она прошла стадии от уровня простейшей чувствительности (перцепции) до способности к рассудочной деятельности у высших животных. Последняя означает уже наличие способности к обобщению и абстракции на уровне общих представлений. Но сознание человека качественно отлично от психики животных по ряду параметров. Это, прежде всего,-сда-собность к абстрактно—логическому мышлению, к выработке ценностных ориентиров и идеалов ...способность объективировать мысль.в..языке и в формах культуры, способность к самосознанию.
Сфера сознания включает в себя^ > <■ '
— 210 —
' (^Формы чувственного познания: ощущения, восприятия, пред-ставл£ния-4!- ео&тветст.ее_нщ способность ощущать, воспринимать, представлять.
2.1 Формы логическогодознания: понятия,.суждения,, умозаключения, которые являются результатом операций, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения и других,
З?1 Область эмоций, которые выступают в форме переживаний человека." Через"эмрцяипреяйляетея-жизнениый-емысл происходящих с человеком явлений и событий, их отношение к его потребностям и интереса^ К этой сфере относятся: 1) не отчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы: 2) яркие эмоции — страх, гнев, восторг; 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью (любовь, ненависть, симпатия, антипатия, и т. д.).
4. Ценностно-мотивационная сфера сознания. Здесь проявляется способность человека формировать высшие мотивы, цели, идеалы личности, такие как справедливость, красота, правда и другие. Они, в конечном счете, находят выражение в творческой деятельности людей и в продуктах ее — художественных, религиозных и философских текстах, в произведениях музыки, живописи, архитектуры. Развернутая характеристика этих сфер сознания дана в книге А. В. Иванова "Сознание и мышление". — М., 1994. Его схему можно соотнести с фактом асимметрии мозга, согласно которой ценностно-эмоциальному компоненту сознания {п. 3 и 4) будет соответствовать "работа" правого полушария, а выполнению функции познания и отражения внешнего мира (п. 1 и 2) — левое полушарие (см, также — П. В. Алексеев. А. В. Панин Философия. — М.,1998).
Отличительные признаки сознания:
1. Идеальность. В психике формируются идеальные образы внешнего мира. (В некоторых неотчетливых переживаниях отражаются также внутренние телесные состояния). Образ предмета или ситуации по своей природе — идеален. В нем нет вещественности, нет пространственно-временных параметров отражаемого объекта. (Образ дома не равнозначен дому. Мысль о богатстве еще не само
богатство и т. д.)
Природа идеального в сознании еще не раскрыта в полной мере наукой. Ясно, что органом, формирующим психику, идеальные обра-""' зы является мозг, но установить однозначное соответствие идеального образа и материальных процессов в мозговых структурах пока'"
— 211 —
не_удалось науке, хотя_в_изучении.-мозговой-локализации-и€ихичйс--ких функции Iiocth гнут определенный прогресс.
^■Интенциональность, т. е. надравленн_о.еть.на. предмет,. пред-_ метность подавляющего большинства феноменов сознания. Мыслящий, чувствующий субъект воспринимает в ощущениях,, представлениях, мыслях не состояние органов чувств и мозга, а предметы, ситуации, явления внешнего мира.
Благодаря этому свойству объект получает вторичное существование в виде чувственного и логического, интеллектуального образа, т. е. "существует в духе", как выражались древние философы. Некоторые психические состояния (например, чувство удовольствия, боли и др. — этим свойством — предметности не обладают). (/^ Активность, сошстия. £о.зна_ние, отражая реальность, служит целям ориентации человека в мире, приспособления его к реальности. Оно' выступает как регулятор человеческой деятельности и поведения.
Эта функция сознания реализуется в мысленном планировании деятельности и действий, предвидении последствий действий и деятельности, в контроле за поведением личности, в способности человека отдавать себе отчет в том, что происходит как во внешнем, так и в собственном духовном мире. Активность сознания наиболее полно проявляется в труде, творчестве, во всех видах целеполагаю-щей_, преобразовательной деятельности человека.
4. Социальность. Сознание человека — изначально социальный продукт, и оно останется таким, пока существуют люди.
Этот признак означает, что вне общества, вне общения с другими людьми, без участия в различных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой) не формируется и не развивается сознание.
Психологические исследования показывают, что без притока сенсорной (т. е. приходящей на органы чувств) информации затормаживается даже созревание, рост мозга в онтогенезе. (Мозг человека физически растет до 20 лет, а развитие интеллекта может продолжаться вою жизнь).
Внеобщения не формируется речь, язык, а без языка — не может быть человеческого сознания.
Сознание с необходимостью включает в себя и самосознание, т. е. осознание человеком себя как индивидуального "Я", как личности, понимания своего отношения к другим людям, к миру, самооценку. Новорожденный обладает набором инстинктов, явля-
(ощихся основой самочувствия. Самосозна^ие__же, как и сознание, формируется в онтогенезе. Психологические исследования показы-'~ вают, что оно формируётся'в" раннем детстве в общении с другими, а развивается всю жизнь. Примерно в возрасте трех лет ребенок начинает употреблять местоимение "Я", которое раньше отсутствовало в его речи. В отрочестве и позднее формируется и самооценка, образ собственного "Я" (способностей, возможностей и других качеств). Все это осознается в сравнении себя с другими людьми, т. е. является результатом социального общения. В ходе общения и совместной деятельности с другими людьми, человек, по словам Фейербаха и Маркса, "смотрится как в зеркало в другого человека". В ходе развития самосознания человек осознает свою принадлежность к той или иной социальной (этнической, религиозной, профессиональной и т. д.) группе, т. е. самосознание включает в себя на этом уровне освоение определенной совокупности общественных идей. И в этом аспекте самосознание так же неразрывно связано с сознанием~В~самосознании присутствуют и эмоциональные компоненты (например, чувство удовлетворенности и не удовлетворенности собой, "комплексы").
8. Сознание и бессознательное. Бессознательное в индивидуально-коллективном бытии человека
В сферах психики, относящихся к сознанию (сфера чувственных образов, логико-понятийная, эмоциональная и ценностная) могут присутствовать такие психические образования которые не контролируются нашим Я, не контролируются субъектом. В психологии и философии рассматривается вопрос о соотношении осознаваемых и неосознаваемых феноменов психики человека, эта проблема иначе называется проблемой соотношения сознания (в узком смысле слова) и бессознательного. Ее изучение имеет свою историю.
Выделим ее важнейшие вехи. Готфрид Лейбниц (XVII — XVIII века) ввел понятие малых не осознаваемых перцепций, которые он характеризовал как темные представления в человеке. Кант признавал существование бессознательного в области восприятия и чувств. Число темных представлений, по Канту, безгранично. "Тогда Как ясные представления занимают бесконечно малое место".
— 213 —
— 212 —
Гельмгольц изучал бессознательные мыслительные операции (бессознательное заключение по аналогии). Психолог Вундт считал, что психическая деятельность по преимуществу бессознательна. Фехнер, который ввел понятие порога сознания (осознаваемости), сравнивал душу с айсбергом, большая часть которого сокрыта под водой и управляется подводными течениями (бессознательным). Мессмер, Шарко, Жане и другие изучали роль бессознательного в нервно-психической патологии. В XX столетии проблема бессознательного занимает центральное место в исследованиях Фрейда, Адлера, Юнга и других ученых.
Зигмунд Фрейд (1856 — 1939) — австрийский психолог, создатель тео~рий и"мётодики психоанализа, выделял в психике человека 3_сф.еры_"Оно"..."Й"_,_"СверхгЯ".."Онот' — область бессознательных влечений, инстинктов, среди которых особо значимый — инстинкт жизни — эрос, любовь и инстинкт смерти или разрушения. В сфере "Оно" действует принцип наслаждения. "Я" — это область созна-нияг'ПЖрёдник/ме^щу^бессознательным и внешним миром. "Я" — служит требованиям "Оно", но вынуждено учитывать особенности внешнего мира, его свойства и отношения, значит "Я" следует принципу реальности. "Сверх-Я" — это та часть личности, которая выполняет роль критика и цензора. Ее содержание — моральные принципы и нормы, усвоенные индивидом.
В_исихике_ь1ел©8ека-развертываются сложные отношения между "Я". "Оно'' и "Сверх-Я". "Я" .с.тремится.-кднтролиров.ат.ь импульсы, идущие от "Оно", которое энергетически сильнее. Роль "Я" подобна роли всадника, который стремится обуздать необузданную лошадь. Если "Я" примет решение и совершит действие в угоду "Оно", но вопреки требованию "Сверх-Я". оно испытывает укоры совести, чувство вины. Это ведет к психологическому напряжению, к невротическим состояниям.
Фрейд разрабатывал учение о защитных механизмах, с помощью которых "Я", "спасается*' от напряжения. Это_^^вытеснение, сублимация и другие. "Вытеснение" — это процесс__перемещения н е же л ате льных__стремдений- -К-дейсщи ю__в_обл^сть_&ес-сазна тель-ного. Но, перемещаясь, они продол_жают__мотивироват_ь_поведение, переживаются индивидуумам, в.внде чувсзт.£е£по.кййства., прорываются" в патологических симптомах. Сублимация — перемещение энергии ""Оно" — в другую сферу, например, в о'бласть^вЪ'рчества. Применяя"метод психоанализа (доверительная_беседа с пациентом