Семинар № 4 Материя: дефиниции, формы, атрибуты
Вопросы и задания к семинарским занятиям
Семинар № 1 Западная постклассическая философия (XIX-XX вв.)
- Сформулируйте отличительные особенности классической западной философии XVII - начала XIX в.
- Сформулируйте отличительные особенности постклассической философии XIX – XX вв.
- Составьте и заполните таблицу, согласно приведенному образцу.
Направление | Представители | Основные идеи |
Философия жизни | Ф. Ницше А. Бергсон | |
Экзистенциализм | С. Кьеркегор А. Камю Ж.-П Сартр К. Ясперс Н. Бердяев | |
Позитивизм | Первый позитивизм: Конт, Миль, Спенсер Второй позитивизм (эмпириокритицизм): Мах, Авенариус Третий позитивизм (неопозитивизм): Витгенштейн, Рассел Четвертый позитивизм (постпозитивизм): Кун, Лакатос | |
Психоанализ | З. Фрейд К. Юнг Э. Фром | |
Прагматизм | Ч. Пирс | |
Персонализм | Э. Мунье | |
Феноменология | Э. Гуссерль | |
Философская антропология | М. Шелер | |
Герменевтика | Г. Гадамер | |
Марксизм | Диалектический материализм: Ф. Энгельс Исторический материализм: К. Маркс |
Семинар № 2 Западная постклассическая философия XX в.: феномен постмодернизма
- Определите значение понятий «постмодерн», «постмодернизм».
- Сформулируйте особенности культуры постмодерна согласно работе Ж-Ф Лиотара «Состояние постмодерна».
- Дайте характеристику философской системе М. Фуко, рассмотрев следующие проблемы его философии:
- В чем заключается основная задача философии?
- Что определяет мышление и поступки людей?
- Какие эпистемы можно выделить в пространстве европейской культуры?
- Как власть формирует нужный тип человека?
- Дайте характеристику философской системе Ж.. Бодрийяра, рассмотрев следующие проблемы его философии:
a. Какие проблемы составляют фундамент философии Ж.. Бодрийяра?
b. Какими основными качествами обладает общество потребления?
- Дайте характеристику методу деконструкции Ж. Деррида.
Семинар № 3 Русская философия XIX – XX вв.
1. Выделите основные этапы в развитии русской философии.
2. Сформулируйте отличительные черты русской философии.
3. Дайте характеристику философской системы П. Я. Чаадаева, рассмотрев следующие проблемы его философии:
a. В чем заключается главная задача философии?
b. К какому идеалу должен стремиться человек?
c. В чем состоит своеобразие развития России?
d. В чем заключается будущее России?
4. Дайте характеристику философской системы А. С. Хомякова, рассмотрев следующие проблемы его философии:
а. В чем заключается смысл и необходимость «соборности»?
b. В чем заключается значение церкви?
c. Как постичь истины веры?
d. Обладает ли человек нравственной свободой?
e. В чем заключается будущее России?
5. Дайте характеристику философской системы В. С. Соловьева, рассмотрев следующие проблемы его философии:
a. В чем заключается смысл и необходимость «всеединства»?
b. Можно ли познать Бога?
c. Откуда в мире зло?
d. Как победить зло?
e. В чем заключается смысл человеческой жизни?
6. Дайте характеристику философской системы Н. А. Бердяева, рассмотрев следующие проблемы его философии:
a. В чем заключается главная задача философии?
b. Через какие этапы в своем развитии прошло человечество?
c. Какую цель должен поставить перед собой человек «творческой эпохи»?
d. Что является первопричиной всего существующего в мире?
e. Откуда в мире зло?
f. Как победить зло?
g. Какое значение в жизни человека имеет творчество?
- Проведите сравнительный анализ философских концепций наличия зла в мире Аврелия Августина, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева.
Семинар № 4 Материя: дефиниции, формы, атрибуты
1. Дайте определение понятия «материя».
2. Дайте развернутую характеристику различным представлениям о материи, существующим в истории философии, соблюдая следующую хронологическую последовательность:
a. Античность;
b. Средние века;
c. Новое время;
3. Сформулируйте отличия материалистического понимания материи от идеалистического.
4. Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи?
5. Какие свойства (качества) присущи материи согласно современной научной картине мира?
6. Дайте развернутую характеристику таким атрибутам материи как движение, пространство, время.