Трансцендентальная философия И.Канта.
1. Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной ф. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
• "Критика чистого разума";• "Критика практического разума";• "Критика способности суждения".
2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Философские выводы Канта:
• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
• природа находится в постоянном изменении и развитии;• движение и покой относительны;
• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.
3. В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является субъект познавательной деятельности — человек, его разум.
Способности человеческого разума ограничены. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия-антиномии.
Кант выделяет три понятия, характеризующих знание:• апостериорное знание;• априорное знание;• "вещь в себе".
Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которымивозникают неразрешимые противоречия — антиномии;• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:
• формы чувственности - пространство и время;
• формы рассудка - категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений;
• формы разума - окончательные высшие идеи.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.
Кант выделяет 12 категорий и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
• количество;• качество;• отношение;• модальность.
С помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений -возможна упорядоченная мыслительная деятельность.
7. «Критика практического разума".
• Какой должна быть мораль?
• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
• мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
• человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
9. Социально-политические взгляды И. Канта:
• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону;
23. Философия Гегеля: метод и система.
1. Гегель (1770 — 1831) выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);• диалектика как всеобщий философский метод.
2. Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.это: Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Человек носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает индивидуальность.
3. Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.
4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
• философию природы;
• философию духа;
• философию истории;
• а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как антитезис идеи. Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный (сознание отдельного человека); объективный (дух общества в целом, нравственность, гражданское общество, государство. Право — реализованная идея свободы.); абсолютный (действительная истина: искусство; религия; философия).
Искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и понятое гениальными людьми — философами. Философия —высшее знание. Сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания.