Философская система Аристотеля
Поворот к человеку в философии софистов и Сократа.
Софисты – странствующие платные учителя мудрости, с Сократом обратились впервые к проблеме человека.
Сократ (родился ок. 469 г. до н. э.— умер ок. 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ.. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Известно, что в 399 году до н.э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен,сам принял яд. Сократ знаменит не только тем, как жил, но и как принял свою смерть.
Он обратил внимание философов на значение человеческой личности. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Он ввел понятие диалектики как искусства ведения спора. Подбирая вопросы, Сократ выяснял слабые знания противника.
Классический этап древнегреческой философии. Объективный идеализм Платона
Платон (родился ок. 427 г. до н. э.— умер ок. 347 г. до н. э.) — древнегреческийфилософ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Создал систему идеализма. Открыл школу – Академию.
Он написал еще 34 работы в форме диалога
Идеализм Платона.Платон – идеалист.Мир идей он называет действительным бытием – он первичен. Материальный чувственный мир (чувственно воспринимаемые вещи) является «тенью» мира идей, он вторичен. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты, и добра.
Учение о познании. Истинное, настоящее познание, согласно Платону,- это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть - влечения и чувственность.
Учение о государстве. Государство, по Платону, возникает для удовлетворения главных потребностей человека. Платон развивает теорию идеального государства. В идеальном государстве он выделяет три социальные группы: правители - философы, стратеги - воины, стоящие на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей.
К приемлемым (возможным) государственным формам относится аристократическая республика. К упадочным государственным формам он относит тимократию. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. Ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Самыми неприемлемыми государственными формами являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.
В идеальном государстве должно быть совершенное образование и воспитание. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам научаются в практическом освоении.
Философская система Аристотеля
Аристотель (родился ок. 384 г. до н. э. – умер ок. 322 г. до н. э.). - древнегреческийфилософ, ученик Платона. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта, отца Филиппа.. Ок. 343-342 гг. он начинает заниматься воспитанием Александра Македонского. При македонском дворе он оставался до тех пор, пока Александр не взошел на трон. т.е. примерно до 336 г. Создал собственную философскую школу, Лицей.
Аристотель можно назвать энциклопедистом. В его учение отражены самые разные вопросы, он первым классифицировал науки. Он делит науки на: теоретические, практические и творческие.
Аристотель определяет философию как науку о первых причинах и началах бытия, как науку наук. Это высшее знание.
Аристотель критикует учение об идеях Платона. Аристотель подчеркивал первичность в познании мира чувственно воспринимаемого, т.е. материи. Материя есть возможность, вместет с формой они дают начало вещам.
Движение. Важную роль в его учении играет и понятие движения. Аристотель утверждал, движения не существует вне вещей. Он рассматривает движение при помощи неподвижного первого двигателя. Этот первый двигатель (бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.
Теория познания. Первым уровнем познания он считает чувственное познание.
Логика. Логику он понимал как орудие познания, скорее, научного познания. Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов.
Учение о душе. По Аристотелю, душа присуща и растениям, и животным, и человеку. Душа неотрывно связана с телом. Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный – душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку. Разумную душу Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает
Учение о государстве. Человек, по Аристотелю, по своей природе есть общественное (политическое) животное. Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления богатства граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении.