Глава 6. философия познания 4 страница
Наука эпохи Классицизма имела фундаментальный характер, т.е. ей также были присущи черты общезначимости, основательности, претензии на окончательное объяснение причин природных и общественных явлений и процессов. Теории, созданные лучшими умами XIX столетия, стали основой классического образования, краеугольными камнями научного мировоззрения и обязательными элементами школьных программ вплоть до наших дней. К великим достижениям классической науки относят: открытие немецким врачом Джулиусом Майером закона сохранения энергии, ставшего первым началом термодинамики и общенаучным принципом; создание клеточной теории строения живых тканей немецкими биологами Теодором Шванном и Матиусом Шлейденом; теорию эволюции живых организмов путём естественного отбора, выдвинутую английским зоологом Чарльзом Дарвином. Эти научные достижения Фридрих Энгельс в книге «Диалектика природы» назвал «тремя великими открытиями в естествознании».
Конечно же великих открытий было не три, а значительно больше. К ним следует отнести таблицу химических элементов и открытие периодического закона химических свойств русского учёного Дмитрия Менделеева; создание неэвклидовых геометрий россиянином Николаем Лобачевским и немецким математиком Рихардом Риманом; создание теории множеств немецким математиком Георгом Кантором – теории, которая стала фундаментом всего математического знания. В физике нельзя обойтись без теории электромагнитного поля, созданной в результате опытов Майкла Фарадея и разработки математического аппарата Томасом Максвеллом. Казалось – научная картина мира закончена. Так, когда к знаменитому учёному Джону Джозефу Томсону пришёл молодой Эрнст Резерфорд, маститый мэтр заявил: «Молодой человек! Зачем Вы идёте в теоретическую физику? Там всё уже закончено. Осталось лишь два тёмных пятнышка: это отрицательный результат опыта Майкельсона – Морли по измерению скорости света и излучение абсолютно чёрного тела». Вот претензия классики на завершённость! Но именно эти «два тёмных пятнышка» взорвали классическую науку.
Наука современной эпохи. Современностью называют XX век, и эта эпоха не закончилась. Имя ей не придумали, хотя вариантов было множество: «эпоха мировых войн и пролетарских революций»; «век атома»; «век космоса»; «эпоха научно-технической революции»; «постиндустриальная эпоха»; «эпоха становления информационного общества». Как бы то ни было, с именем нашей эпохи будут определяться потомки, поскольку «большое видится на расстоянии».
Действительно, в современную эпоху на ведущую роль в общественной жизни вышла политика, поэтому в идеологии отчётливо проявляет себя политоцентризм: в духовной культуре, в гражданской жизни государств и народов, в международных отношениях. Только Россия пережила в прошедшем столетии три революции, две мировых войны, крушение империи, создание и распад огромного союзного государства, социалистический эксперимент и возвращение к рыночному хозяйству, жесточайший тоталитаризм и разгул безудержной демократии, больше напоминавшей социальный хаос. После многих лет развала и кризисов Россия только-только начинает приходить в себя.
В мире также наблюдаются сложнейшие экономические, политические, экологические и демографические проблемы. Создаются интегрированные сообщества и распадаются государства, экономические союзы и военные блоки. Этносы подвержены диффузии и в той же Европе сложилась мультикультурная среда, и в то же время противостоят друг другу христианский Запад и мусульманский Восток, богатый Север и бедный Юг, «золотой миллиард» и остальное человечество.
Как обстоят дела в философии – было показано в главе 2: «Основные направления современной западной философии». А что произошло с наукой? Науку XX века называют неклассической, т.е. она отказалась от притязаний на окончательное и завершённое знание и морально готова к новым открытиям и радикальному пересмотру научной картины мира. Наука больше не берётся объяснить всё и вся, а отчётливо показывает пределы применимости своих теорий и ограниченность их областей определения предмета. Наконец наука ушла от всеобщности, всеохватности исследований и распалась на отдельные предметные области. Так, скажем, в физике одно дело оптика, и совсем другое – физика твёрдого тела, и уж совсем третье или четвёртое – атомная физика или физика элементарных частиц. То же в химии: есть неорганическая химия и органическая, а есть ещё и каталитическая химия. В общественных и гуманитарных науках схожая ситуация.
Кроме того следует отметить, что современная наука приобрела прикладной характер: учёные работают над решением конкретных практических задач, участвуют в целевых программах и исследовательских проектах с непременной коммерческой ориентацией. Яркие примеры крупных, масштабных проектов – это создание атомной бомбы, разработка космической техники, высадка человека на Луну или интернациональная программа МКС. К примерам коммерческих структур организации науки можно отнести технопарки типа Сколково в России или Силиконовую долину в США.
Вместе с тем в XX веке были и крупные теоретические достижения. К самым знаменитым нужно отнести теорию относительности Альберта Эйнштейна, частную и общую. Квантовую механику, в создание которой внесли свой вклад Макс Планк, Вернер Гейзенберг, Нильс Бор, Поль Дирак и целый ряд других выдающихся физиков. В прошлом столетии появилась принципиально новая астрономия и космология, которая открыла существование огромного числа Галактик, создала теорию Метагалактики и сформулировала идею эволюции Вселенной в результате Большого взрыва: в создание теории расширяющейся вселенной решающий вклад внёс американский астроном Эдвин Пауэлл Хаббл.
Из других выдающихся достижений науки прошлого века отметим общую теорию систем Людвига фон Берталанфи, общую теорию информации Клода Шеннона, кибернетику Норберта Винера, синергетику Ильи Пригожина. Вместе с тем приходится констатировать, что в последней четверти XX века и в первом десятилетии XXI века фундаментальная наука во всём мире топчется на месте, а к крупным достижениям можно отнести лишь расшифровку генома человека, да и то лишь благодаря применению компьютерной техники, способной перерабатывать огромные массивы информации. Никто не может сказать, в каком направлении и когда наука сделает новый шаг.
«Философия науки» как школа историков науки. Сущность науки, закономерности её эволюции, специфика собственно научного знания и характер познавательной деятельности стали специальным предметом исследования группы философов - методологов и науковедов, получивших общее наименование «историки науки». К этой группе принадлежали Томас Кун, Пол Фейерабенд, Имре Лакатос, Джозеф Агасси и др.
Томас Сэмюэл Кун в знаменитой книге «Структура научных революций» предложил отказаться от образа науки как нормативной системы знаний и заменить его образом науки как поля деятельности научных сообществ. Специфика этого образа состояла в том, что факторы развития науки ставились в функциональную зависимость от доминирующего в среде учёных способа деятельности – парадигмы (от гр. paradeygma – образец) научного знания, которой подражают как своеобразной моде и следуют ей как актуальной «дисциплинарной матрице».
Эволюция науки какое-то время идёт в рамках влияния парадигмы на стадии «нормальной науки», пока она не исчерпает себя, не будет отвергнута новыми фактами или же пока не сформируется новое конкурентное научное сообщество, способное предложить альтернативную парадигму. Тогда наступает период научной революции. Философский смысл модели Куна заключался в критике статичности критериев рациональности, претензий на «вечность» и «абсолютность» научных истин, и в справедливости этой критики убеждает история науки как история не только открытий, но и заблуждений.
Поль Карл Фейерабенд, профессор Калифорнийского университета (Беркли, США) в противовес принципу кумулятивизма, т.е. накопления и сосредоточения знаний выдвигал идею о том, что рост знаний происходит в результате пролиферации (умножения) научных теорий, которые являются несопоставимыми, логически не связанными, использующими принципиально разные методы и понятия. Философ стоял на позиции теоретического и методологического плюрализма, считал, что в развитии науки наиболее плодотворны столкновение и конкуренция альтернатив, возможно множество различных, но равноправных научных теорий, и именно это обстоятельство способствует успешной эволюции науки и качественному обновлению знаний в унисон с запросами меняющегося общества.
Имре Лакатос, британский философ венгерского происхождения (Лакатош), разработал оригинальную концепцию развития науки как борьбу и смену исследовательских программ, предлагающих рецептурные способы развёртывания «теоретического ядра» программы в непрерывную серию процедур исследования, приводящих к положительным результатам: эту стратегию Лакатос называет «позитивной эвристикой» (от архимедовского «Эврика!»). Напротив, исследовательская программа предлагает описание ситуаций и решений, которых следует избегать: эту стратегию философ назвал «негативной эвристикой». Продуктивной научная теория может быть тогда и только тогда, когда она располагает набором эвристических методик и способна защищать себя от критики, выдвигая сильные защитные идеи.
Джозеф Агасси – израильский философ и историк науки, профессор Тель-Авивского университета, работал также в университетах США и Канады. Рассматривая в широком контексте от философии культуры до философской антропологии традиционные проблемы философии науки, такие, как размежевание науки и метафизики, он дополняет этот контекст проблемой демаркации науки и технологии, усматривая в запросах техносферы мощный фактор эволюции науки как в её содержании, так и в организации.
Особую актуальность в философии науки приобретают проблемы, связанные с процессами гуманизации и гуманитаризации знания, что проявляется в распространении философско-методологического анализа на сферы социальных и гуманитарных наук, а также на области донаучных, ненаучных, вненаучных и пр. видов познавательной деятельности. К тому же кроме идеала рациональности современная философия науки рассматривает эвристическое значение иррациональных элементов знания и ищет место интуиции, внелогическим и ценностным формам выражения научных идей.
Контрольные вопросы
1. Что отличает науку от религии и искусства?
2. Какой характер имела наука Античности?
3. Какой характер приобрела наука в средние века?
4. Чем занималась наука в эпоху Возрождения?
5. Каковы характерные черты эмпирической науки Нового времени?
6. Каковы признаки классицизма применительно к науке?
7. Какой характер имела наука в XIX веке?
8. В чём проявляется неклассический характер науки в XX веке?
9. Что такое парадигма по версии Томаса Куна?
10. Что предполагает исследовательская программа у Пола Фейерабенда?
Задания для самостоятельной работы
1. Сравните признаки науки и религии.
2. Сравните признаки науки и искусства.
3. Покажите общее и особенное у науки и философии.
4. Выразите аргументированное мнение: философия – наука или нет?
5. Выведите зависимость характера науки от доминант культуры в разные эпохи.
6. Сопоставьте специфику предмета философии и характер науки в разные эпохи.
Дополнительная литература
1. Бучило Н.Ф. История и философия науки : Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев.- М.: Проспект, 2012.- 427 с.
2. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов / С.А. Лебедев.- 2-е изд., пер. и доп.- М.: Академ. проект, 2006.- 316[1] с.- (Серия «Gaudeamus»).
3. Микешина Л.А. Философия науки: современная эпистемология : Учебное пособие / Л.А. Микешина.- М.: Прогресс-Традиция, 2005.- 463 с.
4. Моргунов Г.В. Инновационная сущность творчества : монография / Г.В. Моргунов.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012.- 179 с.
5. Хрестоматия по методологии, истории науки и техники : Учебно-методическое пособие / [авт.-сост. Е.Я. Букина, Е.В. Климакова].- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.- 205[1] с.: ил.