Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Федеральное государственное автономное образовательное
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет философии и культурологии
Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании кафедры философии и методологии науки____________________ (Наименование кафедры) протокол от __10.09.2012____________№___1__________ Зав.кафедрой ___________________________ «_____»_______________20________г. | Утвержден Декан факультета ________________________________ «____»__________________20_____г. |
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Онтология и теория познания. Методология»
Направление подготовки (наименование ООП ВПО, с указанием кода) | 030100 Философия |
Профиль подготовки | |
Квалификация (степень) выпускника | бакалавр |
Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) | очная |
Разработчик: доцент кафедры философии и методологии науки Катаева О.В., кандидат философских наук
Ростов-на-Дону
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Онтология и теория познания. Методология» являются выработка знаний о предмете и объекте методологии, об основных методах, методологических приемах и подходах в философии и науке, а также формирование способности применения полученных знаний в философской и научной исследовательской деятельности. Курс нацелен на развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению философия.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина «Онтология и теория познания» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла.
Дисциплина «Онтология и теория познания. Методология» логически и содержательно-методически связана с такими частями ООП как, «Онтология и теория познания» (предшествующие части), «История», «История философии», «Логика», «Концепции современного естествознания», «Науковедение», «История естествознания и техники» и т.д., так как включает в себя знания из истории философии и науки, предполагает владение основными современными концепциями естествознания, способствует эффективному освоению и применению навыков научного мышления, развитию форм логического мышления. Освоение дисциплины «Онтология и теория познания. Методология» необходимо для усвоения следующих дисциплин: «История зарубежной философии», «Философия и методология науки», «Эволюционная эпистемология», «История рациональности и науки», «Семиотика и лингвистика», «Философия и язык», «Философские проблемы лингвистики» и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Онтология и теория познания. Методология».
Преподавание дисциплины участвует в выработке следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК – 1, 2, 3, 8, 11; ПК – 2, 8, 10, 11, 12, 13, 14.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- различные методы научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности;
- что такое метод и методология, а также основные методологические понятия; как развивалась методологическая проблематика в истории философии; основные этапы в развитии естествознания и изменение методологии естественных науки в зависимости от смены парадигмы; в чем отличие философской, естественнонаучной и социально-гуманитарной методологии.
Уметь:
- использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем онтологии и теории познания (методология философского познания);
- использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философии и методологии науки (методы и формы научного познания);
- использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности;
- пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в онтологии и теории познания, философии и методологии науки, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук.
Владеть:
- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- способностью использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин;
- способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности;
- методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;
- приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний;
- способностью реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования;
- навыками организации и проведения дискуссий;
- высоким уровнем методологической компетентности независимо от конкретного направления профессиональной деятельности;
- методологической культурой для оптимального выполнения поставленных целей и задач деятельности.
Содержание и структура дисциплины
Содержание модулей дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (108 часов).
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекц | сем | срс | всего | |||||
Модуль 1. «Развитие методологических идей в истории философии и науки» | 1-9 | |||||||
1.1 | Метод и методология. Философия и ее роль в научном познании | Тестирование | ||||||
1.2 | Становление методологической проблематики в Античности | 3-4 | Устный доклад | |||||
1.3 | Развитие методологической проблематики в эпоху Возрождения и Нового времени | 5-6 | Реферат | |||||
1.4 | Методологическая проблематика в немецкой классической философии и марксизме | Устный доклад | ||||||
1.5 | Научный метод в позитивизме и неопозитивизме | - | Презентация | |||||
1.6 | Современные методологические концепции | 8-9 | Устный доклад | |||||
Модуль 2. «Естественнонаучная методология» | 10-14 | |||||||
2.1 | Парадигмы естествознания: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука и методология | 10-11 | Презентация | |||||
2.2 | Общенаучная методология | 13-14 | Коллоквиум | |||||
Модуль 3. «Социально-гуманитарная методология» | 14-18 | |||||||
3.1 | Формирование методологии социально-гуманитарного познания | 14-15 | Устный доклад | |||||
3.2 | Специфика методологии социально-гуманитарного познания | 16-18 | Дискуссия | |||||
ВСЕГО ЧАСОВ | Экзамен |
Структура дисциплины.
Вид работы | Трудоемкость, часов | ||
№ семестра | № семестра | Всего | |
Общая трудоемкость | |||
Аудиторная работа: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Лабораторные работы (ЛР) | - | ||
Самостоятельная работа: | |||
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) | - | ||
Расчетно-графическое задание (РГЗ) | - | ||
Реферат (Р) | |||
Презентация | |||
Устный доклад | |||
Тестирование | |||
Коллоквиум | |||
Дискуссия | |||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.), | |||
Подготовка и сдача экзамена | |||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | Экзамен |
Модули дисциплины, изучаемые в 6 семестре.
№ модуля | Наименование модуля | Количество часов | |||||
Всего | Аудиторная работа | Вне- ауд. работа СР | |||||
Л | ПЗ | ЛР | |||||
Развитие методологических идей в истории философии и науки | - | ||||||
Естественнонаучная методология | - | ||||||
Социально-гуманитарная методология | - | ||||||
Итого | - | ||||||
Лабораторные работы
Проведение лабораторных работ по дисциплине «Онтология и теория познания. Методология»» не планируется.