Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Федеральное государственное автономное образовательное

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии

Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании кафедры философии и методологии науки____________________ (Наименование кафедры) протокол от __10.09.2012____________№___1__________ Зав.кафедрой ___________________________ «_____»_______________20________г.   Утвержден Декан факультета   ________________________________ «____»__________________20_____г.  

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Онтология и теория познания. Методология»

Направление подготовки (наименование ООП ВПО, с указанием кода) 030100 Философия  
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения (очная, очно-заочная и др.) очная

Разработчик: доцент кафедры философии и методологии науки Катаева О.В., кандидат философских наук

Ростов-на-Дону

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Онтология и теория познания. Методология» являются выработка знаний о предмете и объекте методологии, об основных методах, методологических приемах и подходах в философии и науке, а также формирование способности применения полученных знаний в философской и научной исследовательской деятельности. Курс нацелен на развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению философия.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Онтология и теория познания» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла.

Дисциплина «Онтология и теория познания. Методология» логически и содержательно-методически связана с такими частями ООП как, «Онтология и теория познания» (предшествующие части), «История», «История философии», «Логика», «Концепции современного естествознания», «Науковедение», «История естествознания и техники» и т.д., так как включает в себя знания из истории философии и науки, предполагает владение основными современными концепциями естествознания, способствует эффективному освоению и применению навыков научного мышления, развитию форм логического мышления. Освоение дисциплины «Онтология и теория познания. Методология» необходимо для усвоения следующих дисциплин: «История зарубежной философии», «Философия и методология науки», «Эволюционная эпистемология», «История рациональности и науки», «Семиотика и лингвистика», «Философия и язык», «Философские проблемы лингвистики» и др.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Онтология и теория познания. Методология».

Преподавание дисциплины участвует в выработке следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК – 1, 2, 3, 8, 11; ПК – 2, 8, 10, 11, 12, 13, 14.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- различные методы научного и философского исследования и умение их использовать в профессиональной деятельности;

- что такое метод и методология, а также основные методологические понятия; как развивалась методологическая проблематика в истории философии; основные этапы в развитии естествознания и изменение методологии естественных науки в зависимости от смены парадигмы; в чем отличие философской, естественнонаучной и социально-гуманитарной методологии.

Уметь:

- использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем онтологии и теории познания (методология философского познания);

- использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философии и методологии науки (методы и формы научного познания);

- использовать различные методы научного и философского исследования в профессиональной деятельности;

- пользоваться в процессе педагогической деятельности знаниями в онтологии и теории познания, философии и методологии науки, философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук.

Владеть:

- способностью научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- способностью использовать в профессиональной деятельности знание из области естественнонаучных дисциплин;

- способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности;

- методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;

- приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний;

- способностью реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на иностранном языке), навыки научного редактирования;

- навыками организации и проведения дискуссий;

- высоким уровнем методологической компетентности независимо от конкретного направления профессиональной деятельности;

- методологической культурой для оптимального выполнения поставленных целей и задач деятельности.

Содержание и структура дисциплины

Содержание модулей дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (108 часов).

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лекц сем срс всего  
  Модуль 1. «Развитие методологических идей в истории философии и науки» 1-9          
1.1 Метод и методология. Философия и ее роль в научном познании   Тестирование
1.2 Становление методологической проблематики в Античности   3-4 Устный доклад
1.3 Развитие методологической проблематики в эпоху Возрождения и Нового времени   5-6 Реферат
1.4 Методологическая проблематика в немецкой классической философии и марксизме   Устный доклад
1.5 Научный метод в позитивизме и неопозитивизме   - Презентация
1.6 Современные методологические концепции   8-9 Устный доклад
  Модуль 2. «Естественнонаучная методология»   10-14          
2.1 Парадигмы естествознания: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука и методология   10-11 Презентация
2.2 Общенаучная методология   13-14 Коллоквиум
  Модуль 3. «Социально-гуманитарная методология»   14-18          
3.1 Формирование методологии социально-гуманитарного познания   14-15 Устный доклад
3.2 Специфика методологии социально-гуманитарного познания   16-18 Дискуссия
  ВСЕГО ЧАСОВ     Экзамен

Структура дисциплины.

Вид работы Трудоемкость, часов
№ семестра № семестра Всего
Общая трудоемкость  
Аудиторная работа:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Лабораторные работы (ЛР) -    
Самостоятельная работа:    
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) -    
Расчетно-графическое задание (РГЗ) -    
Реферат (Р)    
Презентация    
Устный доклад    
Тестирование    
Коллоквиум    
Дискуссия    
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),    
Подготовка и сдача экзамена      
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) Экзамен    

Модули дисциплины, изучаемые в 6 семестре.

№ модуля Наименование модуля Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ ЛР
Развитие методологических идей в истории философии и науки -
Естественнонаучная методология -
Социально-гуманитарная методология -
  Итого -
               

Лабораторные работы

Проведение лабораторных работ по дисциплине «Онтология и теория познания. Методология»» не планируется.

Наши рекомендации