Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 12 страница
загадки, иногда перифразы, в основе которой лежит принцип
метонимии (греч. metonimia - переименование) . Его идиос тиль можно определить как энигматический (от. греч. энигма - загадка) , в котором обретают свои значения «беспредметные
предметы», «бестелесная» телесность и «вещественная» ду ховность. Из традиционного фонда мировой культуры поэтом выбираются сущностные, значимые реалии, которые симво личны или эмблематичны. Вл. Ходасевич определил поэзию Мандельштама как чистый метафоризм1•
В перспективе времени Мандельштам понимается как крупнейший поэт ХХ в., воплотивший бесчеловечную суть эпохи и мужественное противостояние человека «наличной истории», веру в жизнь («И пред самой кончиною мира / Бу дут жаворонки звенеть») и преображающую силу культуры.
Сочинения
� Манgельштаft О. Стихотворения. Л. , 1973.
� Манgельштаft О. Разговор о Данте. М., 1967.
� Манgельштаft О. Слово и культура. М., 1987.
� Манgельштаft О. Камень. Л., 1990.
� Манgельшщаft О.Собраниесочинений: В 4 т.М., 1991.
� Манgельштаft О. Сочинения: В 2 т. М., 1 990.
� Манgельштаft О. Воронежские тетради. Стихи. Воспоминания.
Письма. Воронеж, 1999.
Литература
"
Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1993 год. Материалы об О.Э. Мандельштаме. СПб., 1997. [С обширной библиографией].
Жизнь и творчество О. Мандельштама. Воспоминания. Материалы к биографии. Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990. Кузьftина С.Ф. Пушкинскаятема в жизни и творчестве О. Мандель
штама. Мн.: Народная асвета, 1998, No 1-3.
Кузьftина С. Ф. «Tristia» О. Мандельштама: традиция - текст - поэтика // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. Вып. I. Мн., 2002. С. 76-105.
1 Хоgасевич Вл. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 1 1 1 .
Михаил Кузftин
Манgельштаft Н. Вторая книга. М., 1 990.
Струве Н. Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Томск, 1992.
Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000. С. 13-199.
Штеftпель Н. Мандельштам в Воронеже. М., 1 992.
Михаил Кузмин
Для эпохи Серебряного века Михаил Александрович Куз мин ( 1872, Ярославль - 1 936, Ленинград) был знаковой фигу рой. Он выступил одновременно как поэт, прозаик, драматург
и композитор. Написал скандально известнуЮ повесть «Кры
ЛЬЯ >> (1 907) , драму «Три пьесы» (1 907) . Кузмин создал соб ственную неомифологию, был стилизатором различных куль
тур, воссоздавал мир, «отраженный сквозь призму эстетичес ких зеркал, запечатленный в грандиозном пантеоне мифопо этических образов и функционирующий в системе сюжет
но-стилевых клише» 1• Публиковался с 1 905 г., активно сотруд
ничал с журналами «Весы», « Мир искусства», «Аполлон », где в 1910 г. опубликовал программную статью возникшего но вого течения акмеизма «0 прекрасной ясности». Споря с сим
волистской теорией искусства, Кузмин выдвинул тезис ра циональной продуманности произведений - «кларизм», в противовес мистически интуитивному постижению мира че рез рядсимволов и соответствий. Поэт активно общался с Вяч.
Ивановым, был, по выражению Г. Адамовича, «плоть от пло ти литературно-богемного Петербурга 1 905-1914 годов»2• Среди возвышенной «салонной» поэзии вдруг раздался иро
ничный голос Кузмина:
Где слог найду, чтоб описать прогулку, Шабли во льду, поджаренную булку...
1 Лавров А., Тиftенчик Р. «Милые старые миры» и грядущий век !! Кузмин М. Избранные произведения. Л., 1 990. С. 7.
2 Аgаftович Г. Об М. Кузмине // Адамович Г. Одиночество и свобо да. М., 1 996. С. 277.
Он один из первых осознал, что слишком высокий тон, взятый символистами, может привести к тупику, и призывал писать лишь о том, что непосредственно дано в ощущениях, без чего человек не может жить и быть счастливым. Чувство катастрофы, пронизывающее стихи символистов, было ему чуждо, однако эпоха заставила и Кузмина пройти ряд этапов религиозных исканий и серьезных жизненных испытаний . Около пятнадцати лет он посвятил своему образованию, под
руководством Н. Римского-Корсакова учился в 1891-1893 гг.
в Петербургской консерватории, изучал немецкий и италь янский языки, погружался в религии Востока и христианство.
Он совершил поездку в Египет и в Италию, где изучал цер ковную музыку. Эти занятия отразились на его литературном творчестве, которое «открываетсю> то на страницах культу ры Александрии, то Древней Эллады, то Востока. Эту способ ность культурных перевоплощений уловил К. Бальмонт, со
здавший творческий портрет Кузмина:
В Египте преломленная Эллада, Садов нездешних роза и жасмин, Персидский соловей, садов услада
Запали в глубь внимательного взгляда, - Так в русских днях возник поэт Кузмин".1
Создавая словесный портрет поэта, Н. Тэффи писала:
« Первое, что поражало в Кузмине, это странное несоответ ствие между ег6 головой, фигурой и манерами. Большая ас сирийская голова, с огромными древними глазами, прожив шими многие века в мраморе музейного саркофага, и малень кое худенькое, щупленькое тельце, с трудом эту ассирийскую голову носящее, и ко всему этому какая-то «жантильность» в позе и жестах, отставленный мизинчик не особенно выхолен ной сухенькой ручки, держащей, как редкостный цветок, чай ную чашку»2• Лаконичность и виртуозность, афористичность
1 Цит. по: Кузftин М. Избранные произведения. С.5.
2 Теффи Н. Кузмин // Творчество Н.А. Тэффи и русский литера турный процесс первой половины ХХ века. М" 1 999. С. 336.
некоторых стихотворений Кузмина делали его популярным среди любителей русской поэзии. Некоторые его стихи час то цитировались, как, например, стихотворение:
О, быть покинутым - какое счастье ! Какой безмерный в прошлом виден свет - Так после лета - зимнее ненастье:
Все помнишь солнце, хоть его уж нет.
Ах, есть другой урок для сладострастья, Иной есть путь - пустынен и ширс}l<.
О, быть покинутым - такое счастье! Быть нелюбимым - вот горчайший рок.
Вяч. Иванов назвал его метод «анахронизмом». Свой «ме тод» поэт то и дело нарушал, когда стилизации, мастером ко
ками:
Я тихо от тебя иду,
А ты остался на балконе.
«Коль славен наш Господь в Сионе», - Трубят в Таврическом саду.
Я вижу бледную звезду
На теплом, светлом небосклоне. И слов я лучше не найду.
Когда я от тебя иду,
Как «славен наш Господь в Сионе».
В первой книге стихов «Сети» Кузмин создает поэтичес кие отклики на книжные впечатления («Любви утехи», «Се ренада», «Флейта Вафила»), любовные стихи, пейзажные за рисовки, психологические этюды. Ведет свой знаменитый дневник, в котором отражены подробности интимного быта и панорама эпохи. Поэты-современники и критики высоко оценили «Александрийские песни », вошедшие в сборник
«Сети». Автор, используя верлибр, выстраивает стилизации так, что стихотворные размеры напоминаниют ритмы дале кой Александрии:
Когда мне говорят: «Александрия», я вижу белые стены дома, небольшой сад с грядкой левкоев, бледное солнце осеннего вечера
ислышу звуки далеких фЛ:ейт".
Метрические новации Кузмина стали основой для. поэзии поздней М. Цветаевой и А. Ахматовой. На «Александрийские песни» написал благожелательную рецензию М. Волошин, отметивший глубину проникновения в чужую культуру и со вершенство исполнения стилизаций. М. Волошин задается вопросом: « Быть может, поэт знал, что он не умрет вместе с эллинской радостью, и ушел из той жизни не через врата Смерти ? Но почему же он возник теперь, здесь, между нами в трагической России, с лучом эллинской радости в своих звонких песнях и ласково смотрит на нас своими жуткими огромными глазами, усталыми от тысячелетий ?
Зачем он со своей грустной эллинской иронией говорит нам жесткие слова:
Солнце греет затем,
Чтобы созревал хлеб мя пищи И чтобы люди от заразы мерли. Ветер дует затем,
Чтобы приводить корабли к пристани дальней И чтобы песком засыпать караваны.
Ли;ди родятся затем,
Чтобы расстаться с милою жизнью
И чтобы от них родились другие мя смерти»1•
Кузмина интересуют параллели культурно-исторических эпох: Александрия, Рим, XYIII век во Франции и Италии. Последующие поэтические сборники «Осенние озера» ( 19 12),
« Глиняные голубки» (19 14), «Нездешние вечера» (оба - в 1921) раскрыли особую стилистику письма. Главной целью автора стало воссоздание мира в его многосложных проявле-
1 Волошин М.А. «Александрийские песни» Кузмина /! Кузмин М.
Подземные ручьи. СПб., 1 994. С. 724.
ниях, воплощение неумирающей и неожиданно открываю щейся красоты. Образцом кузминской стилизации стало сти хотворение «Фудзий в блюдечке» (191 7) из сборника «Не здешние вечера» :
Сквозь чайный пар я вижу гору Фудзий, На желтом небе золотой вулкан.
Как блюдечко природу странно узит! Но новый трепет мелкой рябью дан. Как облаков продольных паутинки Пронзает солнце с муравьиный глаз,
А птицы - рыбы, с черные чаинюf,
Чертят лазури зыблемый топаз !
Вяч. Вс. Иванов указывает, что « Кузмин (как до него и од новременно с ним Анненский) первым пришел к вещному преодолению символизма в своем «кларизме», как бы пред восхитив последующий опыт поэтов, группировавшихся вок руг акмеистической программы. Даже метафизические (на пример, гностические) тексты у Кузмина раскрываются в се рии предметных образов, передача которых выдерживается в ясном письме. <".> Зримая вещность японского и китайс кого искусства (живописи и поэзии) оказывается эталоном для европейского искусства, двигающегося в сходном направ лении» 1 .
В сборник «Нездешние вечера» включены стихотворения
«Пуiпкин», «Лермонтов», а также стихотворения-портреты
современников: художника Б. Сапунова, танцовщицы Т. Кар савиной. Именно в этом сборнике автор достигает акмеисти ческого мастерства в передаче атмосферы конца эпохи Се ребряного века:
Картины, лица - бегло-кратки, Влюбленный nздох, не страстный крик, Лишь запах замшевой перчатки,
1 Иванов Вяч.Вс. Постсимволизм и Кузмин // Иванов Вяч.Вс. Из бранные труды по семиотике и истории культуры: В 2 т. Т. 2. М., 2000. с. 202.
Акмеизft
Да на футбольной на ftлощадке Полудитя, ftолустарик.
Книга стихов «Осенние озера» раскрывала религиозные поиски поэта («Троицын день», «Пасха», «Духовные стихи»), в ней были акростих В. Брюсову, посвящения Н. Гумилеву, Вяч. Иванову, С. Соловьеву. Вторая часть сборника состояла из газэл под названием «Венок весен». Сборник «Вожатый» отразил интерес Кузмина к русской истории («Царевич ДИ митрий») и новаторству авангарда.
д/1.я эпохи Серебряного :века оказалась характерной жизнен
ная судьба Кузмина, который во второй половине 1890-х rr. ис
пытывает стремительную эволюцию религиозных взглядов:
« От традиционного православия он решительно и надолго отрекается, сперва находясь на грани обращения в католи цизм, потом ему на выбор предлагаются «пашковцы» или про поведи о. Алексея Колоколова, от которых он отказывается, чтобы затем заинтересоваться старообрядчеством, не пере ходя в него, но обдумывая такую возможность»1• Увлечение гностицизмом сказалось в стихотворении «София».
В прозе Кузминым написаны повести «Приключения Эме Лебефа» (1 907, с иллюстрациями К. Сомова), «Повесть об Элевсиппе, рассказанная им самим» (1910) , «Покойница в доме» (1 91 4), «Чудесная жизнь Иосифа Бальзама, графа Ка
лиостро» (1 919, с книжными украшениями работы М. Добу жинского) , а таКже романы «Тихий страж» (191 5), «Плаваю щие-путешествующие» (1921), рассказы, пьесы, в том числе
комедия « Вторник Мэри (Представление в 3-х частях для. ку
кол живых или деревянных) » и «Венецианские Безумцы» (1 91 5) .
А. Блок в своей статье-рецензии «0 драме» писал: «Твор чество Кузмина имеет корни, может быть самые глубокие, самые развилистые, кривые, прорывшиеся в глухую черноту
1 Богоftолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм.
М., 2000. С. 12.
русского прошлого. д/\я меня имя Кузмина связано всегда с пробуждением русского раскола, с темными религиозными
предчувствиями России XV века, с воспоминаниями о «завол жских старцах», которые пришли от глухих болотных топей
в приземистые курные избы. <".> Совершенно фальшиво воздвигать гонения на Кузмина, хуgожникадо мозга костей,
тончайшего лирика, остроумнейшего диалектика в искусст ве. Варварство, которого не могу отрицать у Кузмина, совер шенно тонет в прозрачной и хрустальной влаге искусства» 1• Представляет интерес сборник статей Кузмина «Условно
сти» (1 923) , в котором автор прибегает к имnрессионистско
му и сравнительному анализу произведений ·искусства. Пос ле революции Кузмин остался в Петрограде, но держался вне политики. Стихотворения 1 920-х гг. были объединены в сбор нике «Параболы», в нем никак не отразились исторические потрясения, революция 191 7-го, Гражданская война. Это про изведения о творчестве, Италии, Риме, Венеции. Сборник пронизывают неомифологические темы («Пламень Федры»). И все же в некоторых стихотворениях поэт передает траги ческую напряженность, неустроенность, катастрофизм жиз ни («Весенней сыростью страстной седмицы".», «Конец вто рого тома»). Знаки кардинальных изменений истории пере даются скупыми и емкими строками:
Весенней сыростью страстной седмицы Пропитан Петербургский бурый пар.
Псковское озеро спросонок снится, Где тупо тлеет торфяной пожар.
Колоколов переплавлены слитки
В предпраздничной и гулкой пустоте. Петух у покривившейся калитки Перекликался, как при Калите.
В 1929 г. выходит его последняя и лучшая книга стихов
«Форель разбивает лед» . Этот один из самых популярных сти-
1 Блок А.А. Указ. соч. С. 183.
Акftеизft
хотворных циклов Кузмина своей интонацией и замыслом, композиционной виртуозностью повлиял на «Поэму без ге роя»А.Ахматовой.Вконцецикла Кузминобъясняет, чтохо тел изобразить ходдвенадцатимесяцев,проносящихся в вос поминаниях с каждым ударом часов в новогоднюю ночь (не потому ли каждое из стихотворений цикла имеет название
« Первыйудар» , «Второй удар» и т.д.), и верит, что «Лед раз бить возможнодляфорели, /Когдаонаупорна".».Поэтом воссоздаетсяисчезновение гранимеждуживымимертвым, прошлыминастоящим, реальнымивозможным.Серебряный вексегоинтонациями, масками,игройи настоящейсмертью предстает в причудливой смене декораций, цитат,смешанных диалоговсуществовавших ивыдуманных героев.
Вяч. Вс. Иванов указывает, что « Кузмин движется в сто
рону создания очень свободного стиля, позволяющего нару шать вселитературныеи социальныетабу. В этоми других отношениях поздний Кузмин сопоставим с мировым литера турным движением, лишь в очень слабой степениотозвав
шимся в сочинениях других современников Кузмина. Спле тениереалистических и даже натуралистических подробно стей и романтического колорита некоторых стихотворений сборника «Форель разбивает лед» не препятствуетналичию в них и элемента,который в свете типологических аналогийс
западноевропейской литературой этого времени можно было бы охарактеризовать как сюрреалистический» ' .
Поздняялирика Кузмина- сплав различных стилей,она отмечена предметным,физическим ощущением мира,нетра диционными для русской литературы пристрастиями и ори ентациями.Поэт достигает классическойясности, окоторой как идеале он заявлял в начале своего пути.
Декабрь морозит в небе розовом, Нетопленный темнеет дом,
1 Иванов Вяч.Вс. Постсимволизм и Кузмин // Иванов Вяч.Вс. Из
бранные труды. С. 203.
И мы, как Меньшиков в Березове, Читаем Библию и ждем.
<".>
Но если в небе ангел склонится И скажет - это навсегда,
Пускай померкнет беззаконница - Меня водившая звезда1•
Умер Кузмин в глубокой нищете. Его творчество ценилось лишь знатоками, однако в настоящее время интерес к об
ширному наследию поэта возрос. Б. Эйхенбаум в 1 920-х гг.
"
указывал: «Грациозное, наивное созерцание жизни как при- чудливого узора, наивное в своей тенденциозности - вот пафос Кузмина»2• Современные исследователи более углуб ленно трактуют его обширное художественное наследие. Творческая и духовная эволюция этого поэта еще нуждается в исследовании и комментариях. При обилии поэтов-звезд
«первой величины» поэзия Кузмина долгое время находилась
в тени, но объективное воссоздание истории русской лите ратуры ХХ в. требует полноты знаний о поэте, исповедую щем кларизм и сыгравшем свою роль в становлении и раз
витии акмеизма. Опубликованные дневники Кузl\'JИНа про ливают неожиданный свет на многие явления Серебряного века.
Сочинения
� Кузft ин М. Собрание стихов: В 3 т. Miinchen, 1 977.
� Кузftин М. Избранные произведения. Л., 1990.
� Кузftин М. Крылья // Эрос. Россия. Серебряный век. М., 1992.
� Кузftин М. Подземные ручьи. Избранная проза. СПб., 1994.
1 Цит по: Творчество Н. Тэффи и русский литературный процесс.
с. 342.
2 Эйхенбауft Б. О прозе М. Кузмина // Кузмин М. Подземные ру чьи. с. 8.
Литература
Богомолов Н.А. Тетушка искусств. Оккультные коды в поэзии М. Кузмина // Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. М., 2000.
Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории кульrу
ры: В 2 т. Т. 2. М., 2000.
Кушнер А. Музыка во льду // Новый мир, 1989, № 10.
М. Кузмин и русская культура ХХ века. Л., 1990.
ВНЕГРУППОВЫЕ ПОЭТЫ
Максимилиан Волошин
Максимилиан Александрович Волошин (настоящая фами лия Кириенко- Волошин; 1 877, Киев - 1932, К'октебель в Кры му) , поэт, критик, художник, получил известность с 1 900 г. Много путешествовал по Западной Европе, долго жил в Па риже, серьезно занимаясь живописью. Писал литературно критические статьи о европейском и русском искусстве, со трудничая с журналами «Весы» и «Золотое руно». Влияние французских символистов чувствуется в его первом сборни ке «Стихотворения. 1 900-19 10».
В раннем творчестве поэт ищет синтез между нацио нальным и всемирным, мистическое сочетает с неоклассичес кими тенденциями. М. Цветаева о нем сказала: «Француз культурой, русский душой и словом, германец - духом и кро вью» (поэт действительно происходил из немцев, поселив
шихся в России в XVII в.). Стихотворения раннего периода
воскрешают легенды и мифы («Годы странствий», «Алтари в пустыне», «Звезда полынь»). На первую русскую революцию поэт откликнулся стихотворением «Ангел мщенья» (1 906) :
Народу русскому: Я скорбный ангел мщенья! Я в раны черные - в распаханную новь Кидаю семена. Прошли века терпенья.
И голос мой - набат. Хоругвь моя - как кровь.
О, камни мостовых, которых лишь однажды Коснулась кровь! Я ведаю ваш счет.
Я камни закляну заклятьем вечной жажды,
И кровь за кровь без меры потечет.
Второй сборник Волошина «Anno mundi ardentis» (1916} явился откликом на на Первую мировую войну. Эстетика ак меизма привлекала Волошина и оказала определенное воздей ствие на его поэтику и образный строй. Поэт публикует ста тьи о проблемах искусства в акмеистическом журнале «Апол лон», но не примыкает ни к одной из известных групп, ни к одному из направлений. С начала 1917 г. постоянно жил в Коктебеле, его дом был местом встреч поэтов и художников.
Там бывали М. Цветаева, А. Белый, О. Мандельштам и мно
гие другие поэты и художники Серебряного века.
Главной темой поэзии Волошина стала история России, ее духовных взлетов и падений (стихотворения «Китеж» , «Свя тая Русь» , поэма «Протопоп Аввакум») . Поэт проникал своим взглядом в глубь времен и стремился найти ответ на вопрос о миссии России, о своем и ее предназначении, о вселенском смысле бытия:
Суздаль да Москва не для тебя ли По уделам землю собирали,
Да тугую золотом суму?
В рундуках приданое копили, И тебя невестою растили
В расписном да тесном терему?
Не тебе ли на речных истоках Плотник-Царь построил дом широко Окнами на пять земных морей?
Из невест красой да силой бранной Не была ль ты самою желанной Для заморских княжих сыновей?
<".>
Помалась лихому подговору, Отдалась разбойнику и вору, Подожгла посады и хлеба, Разорила древнее жилище,
И пошла поруганной и нищей, И рабой последнего раба.
Я ль в тебя посмею бросить камень? Осужу ль страстной и буйный пламень?
Максиftилиан Волош ин
В грязь лицом тебе ль не поклонюсь, След босой ноги благословляя, -
Ты - бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь!
Волошину не были чужды духовные поиски русской ин теллигенции начала ХХ в., в том числе и увлечение оккуль тизмом и учением Р. Штейнера. С. Маковский отмечал: «".рус ское гетеанство и духовный германизм усложнились в двад цатом веке возродившимся языческим всебожием и даже пандемонизмом. Оrсюда Рудольф Штейнер и"штейнеровцы: Андрей Белый и Макс Волошин. Оrсюда их мифотворческий христианствующий гностицизм, соскальзывающий в игру с Люцифером» 1• Поэт любил искусные мистификации. Он со здал очаровательный образ несуществующей в реальности поэтессы Черубины де Габриак, напечатал в журнале ее сти хи («Аполлон», 1 909, No 2) и даже гороскоп2• Мистификация закончилась дуэлью из-за Черубины де Габриак (прототипом которой была Е. Димитриева, гостившая у Волопшна летом 1 909 г.) с Н. Гумилевым3•
Революция воспринята была Волошиным как катастрофа для России и дьявольское искушение. Уже 2 ноября 1917 г. он напишет:
С Россией кончено". На последях Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на разных площадях.
<".>
О Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи: Германцей с запада, монгол с востока. Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
1 Маковский С. Портреты современников. С. 20 1.
2 См. : Гороскоп Черубины де Габриак // Волошин М. Лики творче
ства. М., 1988. С. 51 5-5 19.
3 См.: Волошин М. Лики творчества. С. 758.
1 2* 1 79
Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного Суда.
Крымская эпопея 1920-х гг., описанная И. Шмелевым в романе «Солнце мертвых», уничтожение мирных сограждан, солдат и офицеров Добровольческой армии, привели Воло шина к неприятию насилия ни со стороны «белых», ни со сто роны « красных». Он занял позицию «над схваткой». Волошин ский принцип, православный в своей духовной основе, осу ществленный самой его жизнью: «А я стою один меж них / В ревущем пламени и дыме / И всеми силами моими / Молюсь за тех и задругих» - уникальный случай в русской культуре. Он знал, что
Всем нам стоять на последней черте, Всем нам валяться на вшивой подстилке,
Всем быть распластанным - с пулей в затылке И со штыком в животе.
Поэт многим спас жизнь. Н. Тэффи вспоминала о Воло шине этого периода: «Всюду можно было видеть его живо писную фигуру: густая квадратная борода, крутые кудри, на них круглый берет, плащ-разлетайка, короткие штаны и гет ры. Он ходил по разным правительственным учреждениям к нужвым людям и читал стихи. Читал он их не без толку. Сти хами своими он, как ключом, отворял нужные ему ходы и хло потал в помо:Iближнему <".> Прочел две поэмы и сказал,
что немедленно надо выручать поэтессу Кузьмину-Каравае
ву, которую арестовали (кажется, в Феодосии) по чьему-то оговору и могут расстрелять» 1• Волошинский дом в Коктебе ле (нынче Планерское) был единственным местом в годы Гражданской войны, где могли найти надежное убежище люди разных политических пристрастий.
Сборники стихотворений « Иверни» (1918), «Демоны глу хонемые» (19 19) отразили трагические крымские впечатле ния поэта, стали свидетельством жестокого террора. Апока-
1 Тэффи Н. Воспоминания. Париж, 1931. С. 53.
Максимилиан Волошин
липсические картины воссозданы в «Стихах о терроре» (из даны в Берлине в 1 923 г.). Творчество этих лет раскрывает поэта большой изобразительной силы и своеобразной фило софии жизни.