Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 16 страница
Образ поэта отразили поэты «ИЗ будущего», посвятившие будетлянину свои стихотворения: Н. Асеев - «Сон» и глава
« Хлебников» в поэме «Маяковский начинается», Л. Марты нов - «Хлебников и черти», С. Марков - «Велимир Хлебни ков в казарме» , Б. Слуцкий - «Перепохороны Хлебникова». Экспериментальные поиски, обращение в глубь историчес кой жизни слова, идей о закономерностях всемирной исто рии, подчиняющейся законам больших чисел, вызвали боль шой отклик как у современников Хлебникова, так и у его пре емников.
Словотворчество и рифмотворчество, разработка интона ционного стиха, обновление жанровых структур на путях синтеза лирики, эпоса и драмы, реформирование поэтичес-
1 Новый мир. 1998. No 4. С. 43.
Кубофутуризм
кого языка в целях познания и предвидения будущего, про блематика творчества Хлебникова оказали воздействие на В. Маяковского, Н. Асеева, Б. Пастернака, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Н. Заболоцкого.
Сочинения
).>- Хлебников В. Стихотворения и драмы. Л., 1 960.
).>- Хлебников В. Творения. Л., 1987.
Литература
Боgуэн ge Куртенэ И.А. К теории «слова как такового» и «буквы как таковой» // Избранные труды по общему языкознанию. т. 2. м" 1 963. с. 443-445.
Григорьев В.П.Грамматикаидиостиля.В.Хлебников.М.,1983.
Григорьев В.П. Будетлянин. М., 2000.
Дуганов Р. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1 990.
Степанов Н. Велимир Хлебников. М., 1 975.
Тырышкина Е.В. Э стетика русского литературного авангарда (191 0-1920-е гг.). Новосибирск, 2000.
Алексей Крученых
|
. Одесском художественном училище, получил диплом учите ля графических искусств. Как художник участвовал в выстав ке « Импрессионисты», был инициатором издания литографи ческих книг «Самописьма». С 1 907 г. жил в Москве, в литера туру его ввел Д. Бурлюк, публиковаться начал вместе с Вел. Хлебниковым. М. Матюшин вспоминал, что никто из поэтов
«Гилеи» не имел такого влияния, как Крученых: «Мне и Мая ковскому были близки его идеи, запрятанные в словесные
формы» 1• Им была написана программная «Декларация сло ва как такового» (1 913), в которой угверждалось: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (поня тия) , но и личным (творец индивидуален), и языком, не име ющим определенного значения (не застывшим), заумным»2• Совместно с Вел. Хлебниковым была создана теория кубофу туризма, оформленная в статьях « Слово как таковое. О худо жественных произведениях», «Буква как таковая». В работе
«Новые пути слова (язык будущего - смерть символизму) » Крученых выдвинул несколько положений:' «слово шире
смысла» ; «ДЛЯ изображения нового и будущего нужны совер шенно новые слова и новое сочетание их»; «иррациональное (заумное) нам также непосредственно дано, как и умное»3• д./'1я.
Крученых существен приоритет новой формы и новых при
емов выражения, которые должны выявить новое содержа ние.
В 1912 г. вышли сборники «Игра в аду» (в соавторстве с Хлебниковым) и « Старинная любовь». Маяковский в стихот ворении «Лиличка ! Вместо письма» упоминает Крученых в своеобразном контексте, обыгрывая название сборника по эта-кубофутуриста, своего соратника по убеждениям, -
«Игра в аду» :
Дµм табачный воздух выел. Комната -
глава в крученыховском age.
Вспомни -
за этим окном впервые
руки твои, исступленный, гладил.
1 Цит. по: Русский фуrуризм. С. 450.
2 Крученых А Декларация слова как такового // Русский фуrуризм.
с. 44.
3 Крученых А Новые пути слова (язык будущего - смерть симво лизму) // Там же. С. 50, 51, 53.
1 5*
К началу Первой мировой войны Крученых издал серию сборников: «Старинная любовь» , «Полуживой», « Пустынни ки». При участии Вел. Хлебникова Крученых издал брошю ры «Черт и речетворцы» (19 1 3), «Тайные пороки академика» (1 915) , участвовал в сборниках « Мирсконца» (1 913), «Бух ле синый» (1 913), «Тэ-ли-лэ» (1914).
На созданную Крученых теорию авангардного языка по эзии-зауми оказали большое влияние творческие новации Вел. Хлебникова. Себя поэт осознавал как создателя «неве домых слов». На пути отказа от традиций он пришел к созда нию искусственного поэтического языка, состоящего из об рывков слов, грамматических окончаний, лишенных смысла звуковых и графических сочетаний. Стихотворение «Дыр бул щыл», помещенное в сбqрнике « Помада» (1913), стало широ ко известно как илстрация зауми:
Дыр бул щыл убещур
скум
вы со бу рл эз
Сборник «Помада» был издан Крученых рукописным спо собом. В нем рядом с процитированным текстом были поме щены и другие произведения, в которых заумь соседствует со строками нормальной синтаксической организации. В за умном языке сЛова «спрессовывались» до минимально зна чащих элементов. Крученых боролся за свободу от языковых норм как свободу творческую. Автор отменяет Правила син таксиса и орфографии, рациональную логику, естественную связь событий, приходит к мысли о гибели мира и всеобщей
«усталости» вещей.
не оплачем вместе с суетливым трусливые и жидкослезные нет священные жуки жуют трости
свистят
кому зверю голяку черному
свистят трости соловей подсвистывает
свистит дум.<а дудит rудит
ЗЕ Э НЕС ШЮ1
Одновременно пишуrся и вполне «нормальные» строки, с характерным для этого автора чувством конца мира и власти темных, чуждых человеку сил:
Мир кончился. Умерли трубы". Птицы железные стали летать Тонущих мокрые чубы
Костц желтеющей плеть.
Мир разокончился". Убраны ложки Тины глотайте бурду".
Тише". и ниже поля дорожки
Черт распустил бороду.
Свои фугуристические произведения этот автор называл
«продукцией», которую печатал лишь журнал «ЛЕФ». Заумь оказалась недостаточной для такой «продукцию> , которая включала помимо индивидуального языка и обычную лекси ку. Истоки зауми или « слов на свободе», «самовитого слова»
и слова «как такового» восходят к принципам создания нео логизмов. Крученых свободен в сочетании слогов, звукогра фических комбинаций, схожих с детской или аффектирован ной речью. К. Чуковский писал: «Языковеды многократно указывали, что есть такая - низшая - ступень экстатичес кого возбуждения, когда наблюдается страсть к сочинитель ству новых неслыханных слов, и что эти слова у дикарских шаманов, идиотов, слабоумных, маньяков, скопцов, бегунов, JJрыгунов почти всегда одинаковы: отмечаются общими при знаками, как и всякая заумная речь»2•
Между разумным и безумным Крученых ищет третий пугь
заумный. Язык призван подтвердить значимость каждого сво-
1 Цит. по: Русский футуризм. С. 1 22.
2 Чуковский К. Современная русская поэзия. Пг. , 1922. С. 40.
его элемента. Конструкции из слогов, звуков, новых слов пре тендуют на «новый язык», открывающий новые уровни дей ствительности. В изданной в 1923 г. «Декларации заумного слова» Крученых усматривал достоинство зауми в том, что она
«пробуждает и дает свободу творческой фантазии, не осквер няя ее ничем конкретным». Подчеркнутость необычного сло воупотребления должна была привести к «взрыву» языка из нутри, создать не только и не столько самоценную звуковую игру, сколько открыть способы создания принципиально но вых семантических возможностей за счет языка и путем язы ка. « Новая словесная форма создает новое содержание», - утверждал Крученых. Поэт тяготел вослед Хлебникову к со зданию «вселенского языка», в котором значимыми были бы не слова как единицы языка, а звуки. Он утверждал, что «со гласные дают быт, национальность, тяжесть, гласные - обрат но - вселенский язык» 1 •
.Заумь давала возможность погрузиться в доязыковую бес сознательную стихию сознания,, востребовать к действию спящие силь1, разбудить энергию «чистого смысла>> . Эти экс перименты уводили от культуры и ее опыта кдовременным и докультурным состояниям, уровню простейших реакций и элементарных форм. Б. Пастернак удивлялся: «Там, где иной просто назовет лягушку, Крученых, навсегда ошеломленный пошатыванием и вздрагиванием сырой природы, пустится
гальванизироватtсуществительное, пока не добьется илзии,
что у слова отрастают лапы». Б. Пастернак посвятил несколько стихотворений Крученых: «Пока мне рифмы были в первоучи ну".» (1 928) ; «Вместе с Алешей... » (1943); «Алексею Крученых. Вместо поздравления» ( 1946) . Он отмечал двойственное влия ние его идей на общее развитие русской поэзии ХХ в.
Экспериментальным новшеством было и самописьмо, при меры которого приводились в «Нестрочье» ( 1917). Упразднял-
1 Крученых А. Декларация слова как такового !! Русский футуризм.
с. 44.
ся синтаксис, буквы могли «летать», создавая особый рису нок. Эти экспервменты, впрочем, не носили окончательно радикального характера, к которому в пределе стремились футуристы. По замыслу Хлебникова, можно написать стихот ворение и из одних знаков препинания:
? - ! - : . "
Основным принципом поэтики зауми Крученых считал принцип соединения несовместимого по смыслу:
Шестизарядный кубик шевелится в ноге рекомендация гладит мою глянцевую улыбку а я ничего не вижу
насупленный щедротами ящик!"
Смысловая заумь находилась на пересечении фонетичес ких экспериментов и семантических. Крученых возвел слу чайную ошибку в степень правила, открывающего новые смыслы, заложенные в самом языке. « Случайность» разламы вала синтаксис и грамматику и открывала, по убеждению ав тора, выход в иные смысловые пространства. «Разряжение творческого вещества производится в сторону случайную ! Наибольшая степень наобумности в заумном. Там и образы, и слова выскакивают неожиданно даже для самогоавтора», - писал Крученых в своей работе « Сдвилогия русского стиха»2• Перспективы развития русской поэзии авангарда оценива лись так: «На смену поэзии обновляющей (Бурлюк, Хлебни ков, Маяковский) щет поэзия просто и совсем новая. <".> Нелепость - единственный рычаг красоты, кочерга творче ства. <".> Только нелепость дает содержание будущему»3• Смысловая заумь соединялась с элементами звуковой зауми,
1 Цит. по: Лифшиц Б. Полутороглазый стрелец. Л., 1 989. С. 696.
2 Круч еных А. Сдвилогия русского стиха // Кукиш пошлякам.
М.; Таллинн, 1992. С. 20.
3 Терентьев И. Крученых - грандиозарь. Тифлис, 19 19. С. 17.
поэтические образы становились ирреальными, случайными, условный мир был вывернут наизнанку, становился пароди ей на реальный мир. В своей книге «Стихи В. Маяковского. Выпыт» (1 914) автор отражал основные моменты футуристи ческой эстетики, утверждал, что кубофутуристы, как «ими таторы безумия», могут перещеголять и Достоевского, и Ниц ше !'
Крученых участвовал в создании коллективного творения кубофутуристов - оперы «Победа над солнцем», написав пьесу под таким же названием (191 3), которая была полеми
чески направлена против понимания солнца как символа кра соты и заодно против А Пушкина. Перифраза Пушкина ста ла авангардным лозунгом «наоборотной» логики, бунта про
тив космического порядка:
Разбитое солнце". Здравствует тьма! И черные боги,
Их любимица - свинья!
Н. Харджиев, анализируя эту пьесу, утверждает, что «В качестве автора «Победы над солнцем» Крученых может быть назван «первым дадаистом», на три года опередившим воз никновение этого течения в Западной Европе»2 (дадаизм был провозглашен в 1916 г. в Цюрихе).
В 19 16-1911) гг. поэт жил в Тифлисе и вместе с И. Здане вичем организовал группу «41°». По возвращении в Москву в 1 922 г. Крученых пытался сотрудничать с группой «Леф», од нако остался в меньшинстве из-за своих радикальных взгля довна язык современного искусства как исключительно язык зауми. Он пишет и издает свои теоретические работы «Фак тура слова: Декларация. (Книга 1 20-я) » (М., 1 923) ; « Сдвиголо гия русского стиха: трахтат обижальный» (М., 1 922) и «Апо калипсис в русской литературе: Книга 122-я» (М., 1 923) .
1 См. : Поэзия русского футуризма. С. 126.
2 Харgжиев Н. Статьи об авангарде. Т. 1. С. 302.
И. Терентьев оценивал работу Крученых так: «Его творчест во - крученый стальной канат, который выдержит любую тяжесть» 1• Действительно, поэт-экспериментатор сумел на языке зауми передать трагичность существования и бессмер тиежизни {стихотворение «В полночь я заметил на своей про- стыне черного и ...... ») и атеистический пафос постреволю- ционной эпохи:
Отманикюрю
|
Добивать бога любовьего.
Крученых работал также над прозой, создал приключен ческий роман в стихах «Разбойник Ванька-Каин и Сонька Маникюрщица», известен как автор книг «Есенин и Москва кабацкая» { 1926) , «Живой Маяковский. Разговоры Маяковс кого» { 1930) и воспоминаний, посвященных истории футуриз ма «Наш выход». Последний сборник «Ирониада» вышел в 1930 г. Поэт выступал и в роли театрального режиссера.
Произведения Крученых долгое время не переиздавались. Он дальше всех кубофутуристов пошел по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Хаос воз водился им в норму, гармония кардинально заменялась дис гармонией. В разработанной собственнойэстетике общеприз нанные каноны красоты категорически отрицались. Сохра няя установку на эксперимент, Крученых свидетельствовал:
мир гибнет
и нам ли останавливать
мы ли остановим оползень гибнет прекрасный мир
и ни единым словом не оплачем погибели его <".>
1 Цит. по: Поэзия русского футуризма. СПб., 1999. С. 206.
Экспериментальные поиски Крученых были отражением эстетики и философии русского футуризма, стали импульсом к созданию «лучистых» стихотворений И. Зданевича, обозна чили творческую перспективу, которая многообразно отра зилась в поэзии группы ОБЭРИУ.
Сочинения
� КрученыхА. Заумники. Заумный язык // Искусство (Баку) . 1921.
№ 3 1.
� КрученыхА.Кукиш пошлякам. М.:Талнн. 1992.
� Крученых А. Наш выход !! Русский футуризм. Теория. Практи ка. Критика. Воспоминания. М., 2000. С. 372-382.
� Поэзия русского футуризма. СПб., 1 999. С. 205-237.
Литература
Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия.
Л., 1 991.
Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания.
м., 2000.
Владимир Маяковский
Крупным поэтом, сделавшим футуризм общеизвестным, стал Владимир Владимирович Маяковский (1893, село Багда
ди близ Кутаиси - 1 930, Москва) . В юности он считал необ ходимым ниспровергнуть существующий строй. После смер
ти отца покинул Грузию и сталжить в Москве, занимаясь по литической деятельностью. Вступил в ряды РСДРП, получил партийную кличку «товарищ Константин». В 191 1 г. Маяков ский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с А. Крученых и Д. Бурлюком, который признал в Маяковском гения. Идеи искусства буду щего, или футуризма, встреча с Вел. Хлебниковым были ре шающими для творческого самоопределения Маяковского, утверждавшего, что городская цивилизация в состоянии за-
Bлaguмup Маяковски й
менить «природу и стихию», и так как пришел «новый город ской человек», приоритет отдается урбанистической эстети ке, предметом творчества становятся «телефоны, аэропланы, экспрессы, тротуары, фабричные трубы... » 1• Поэт ощущал, что пришел из будущего, как и его искусство. По словам Ю. Ты нянова, «для комнатного жителя той эпохи Маяковский был уличным происшествием. Он не доходил в виде книги. Его стихи были явлением иного порядка»2•
Маяковский принадлежал к группе кубофутуристов, от рицающей все традиции прежнего искусст�а и его « буржу азные» нормы. Начиная с 1912 г. он активно участвовал в ху дожественной жизни Москвы и Петербурга, выступал в пре ниях в Политехническом музее, где обсуждались выставки
«Бубнового валета», сделал доклад «0 новейшей русской по эзии», участвовал в альманахе «Пощечина общественному вкусу» и вместе с Д. Бурлюком, Вел. Хлебниковым и А. Кру ченых подписал одноименный манифест кубофутуристов. В футурйзме Маяковский видел авангард культуры, который способен низложить предрассудки и ложь.
В 1913 г. был напечатан первый литографический поэти ческий сборник Маяковского «Я». Скандально известным стало стихотворение «Нате !», прочитанное на открытии ка баре «Розовый фонарь», аналогичной была реакция и на сти хотворение «Вам!» (19 1 5). Осознавая себя «бесценных слов мотом и транжирой» («Нате!»), Маяковский не церемонился в жестах. Однако его «плевок» в сторону толпы, которую поэт сравнивал со «стоглавой вошью», мотивирован четкой грани цей между обывателями (« Вот вы, мужчины - у вас в усах капуста / где-то недокушанных, недоеденных щей; / вот вы, женщины: - на вас белила густо, / вы смотрите устрицами из раковин вещей») и поэтом, которого толпа хотела бы пре-
1 Катанян В. Маяковский. Хроникажизни и деятельности. М., 1 985.
с. 84.
2 ТыняновЮ. Н.Поэтика.История литературы. Кино. М., 1977.
с. 1 96.
вратить в паяца («кривляться перед вами не хочется»). Мая ковского-кубофутуриста отличала противоречивая позиция громогласного презрения к аудитории и одновременноrо желания, чтобы эта же аудитория признала его талант.
С 1913 г. Маяковский участвовал в гастрольных выступ лениях вместе с Д. Бурлюком, Вел. Хлебниковым, В. Каменс ким и И. Северянином. В автобиографическом очерке «Я сам» ( 1 922) поэт указывал на широкую географию турне по Рос сии. Поэмы «Облако в штанах» и « Флейта-позвоночник» (обе в 1915 г.) показали широкий лироэпический диапазон талан та Маяковского. В поэме «Облако в штанах» (1915) звучит протест против закостеневших форм человеческого обще жития - от сфер интимной жизни до государственного строя. Большинство произведений раннего периода насыще ны футуристическими новациями: звуку, букве отдано пра во быть целостным образом, полные рифмы заменяются со ставными и ассонансными. Например, в стихотворении
«Разговариваю с солнцем у Сухаревой башни» обыгрывает ся звук «у». Используется прямая омонимия: «у лица - ули ца»; «жгут (существительное) - жгут ( глагол) » и обрат ная - «через - резче»; переносы слов становятся средством зрительного воплощения уличной динамики и городского пей зажа:
у"
лица.
у
годов рез - че.
Че
Железных коней с окон бегущих домов Прыгнули первые кубы.
Лебедишей колокольных, гнитесь в силках проводов !
Влаgимир Маяковский
Материальному и застывшему миру вещей противопос тавлено чувство душевной боли и непонимания: «Я одинок, какпоследний глаз / у идущего к слепым человека!». Исполь зуя прием акцентного и строчного выделения каждого слова, поэт часто заканчивает стихотворение сюрреалистическим образом, совмещающим зрительные эффекты и смелое оли цетворение:
Лиф Души
Расстегнули.
<".>
Ветер колючий трубе вырывает
Дымчатый шерсти клок.
Лысый фонарь сладострастно снимает
с улицы синий чулок.
Стихотворные эксперименты касались всех тропов и фи гур, которые использовались в новых функциях, как в сти хотворении « Отплытие», в котором нет прописных букв и знаков препинания, привычное соединяется по принципу метафорических переносов значений с необычным, сравни ваются предметы не по сходству, а контрасту, олицетворяет ся весь мир, предстающий некой шарадой и тем самым обре тающий новизну:
простыню вод под брюхом крылий порвал на волны белый зуб
был вой трубы как запах лилий любовь кричавших медью труб и взвизг сирен забыл у входов недоуменье фонарей
горели серьги якорей
Стали знаменитыми строки Маяковского: «На чешуе же стяной рыбы / Прочел я зовы ваших губ / А вы, ноктюрн сыг рать могли бы / На флейте водосточных труб ? Я стер грани цы в карте будня / Плеснувши краску из стакана / И показал на блюде студня / Косые скулы океана» (1913). « Гилея» и
«Союз молодежи» объединили свои силы в подготовке спек такля « Владимир Маяковский» ( 19 13). Над оформлением тра гедии работали П. Филонов и О. Розанова, которая сделала литографическую афишу «Первые в мире постановки футу ристов театра». Главную роль в спектакле исполнял автор - Владимир Маяковский. «И как просто было это все, - писал Б. Пастернак. - Искусство называлось трагедией. Так и сле дует ему называться. Трагедия называлась " Владимир Мая ковский". Заглавие скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но - предмет лирики, от первого лица об ращающийся к миру. Заглавие было не именем сочинителя, а фамилией содержания» 1•
Традиционный для высокой поэзии образ поэта обыгры
вался на социально ангажированном уровне, при сохранении абсолютной личной и творческой свободы. «Разрешив» себе быть « разным», что нашло отражение в статье «0 разных Маяковских», он эпатировал зрителей-слушателей своей же стокостью («Я люблю смотреть, как умирают дети») , удивлял их своим внешним видом, творческим новаторством и нео быкновенно звучным голосом:
Я сошью себе черные urганы из бархата голоса моего И желтую кофту из трех аршинов заката
И по Невскому мира по лощеным полосам его
Профланирую шагом дон-жуана и фата Пусть"'земля кричит в покое обабившись Ты зеленые весны идешь насиловать
Я брошу солнцу нагло осклабившись
На глади асфальта мне
«ХААШО ГРАССИРОВАТЬ»
Вызов бросался всему - принципам письма и произно шения, правилам поведения, людям и миру, солнцу и Богу, Пушкину и культурным традициям. Маяковский хотел и умел быть новым, необычным, неподчиняющимся никаким прави-
1 Пастернак Б. Охранная грамота. М., 1989. С. 70-71.
лам и ритуалам, условностям и обычаям. Поразительно, что именно это желание привело его к служению делу револю ции, которая, по его мнению, тоже была вызовом вселенной и обыкновенному ходу вещей. В поэме «Облако в штанах» антирелигиозный выпад «крикогубого Заратустра» сосед ствует со сбывшимся пророчеством о годе революции. Ко щунственное отождествление себя со Спасителем - «Я рас пял себя на кресте», проповеднический тон при вере лишь в
«ЖИЛЫ и мускулы» стали возможными при отри цании пре жней веры и утвержgении новой, центром которой становит-
"
ся «Я» автора - мессии, пророка революции, не знающего
жалости во имя будущего:
я
Обсмеянный у сегодняшнего племени Как длинный скабрезный анекдот Вижу идущего через горы времени Которого не видит никто.
Где глаз людей обрывается куцый, Главой голодных орд,
в терновом венце революций
Грядет который-то год.
Вам плакать больше незачем и нечем,
Я - где боль, везде.
На каждой капле. Его предтеча
Я распял себя на кресте. Уже ничего простить нельзя
Я выжег души где нежность растили
Это труднее чем взять Тысячу тысяч Бастилий
И когда, приход мятежом оглашая, Выйдете к спасителю -
Вам я
Душу вытащу Растопчу Чтоб большая
И окровавленную дам как знамя1•
1 Цит. по: Русский футуризм. С. 1 1 8.
Кубофутуризft
К. Чуковский считал, что ранний Маяковский - «иллю зионист, визионер» 1; подчеркивал, что «его косноязычие толь ко придает ему мощь. Никогда не шепчет, не поет, всегда кри чит из последнего голоса, до хрипоты, до судорог - и когда привыкнешь к его надсадному крику, почувствуешь здесь подлинное»2•
Октябрьскую революцию поэт принял восторженно: «Че
тырежды славься, благословенная !», называл себя ее «бара банщиком». В « Манифесте летучей федерации футуристов» (1918),подписаннойМаяковским, В.Каменскими Д. Бурлю
ком, помимо требования отделить искусство от государства, звучал призыв к «бескровной, но жестокой революции, ре
волюции духа»3. В 1918 г. поэт участвовал в росписи футурис
тическими рисунками Страстного монастыря, праздничном майском оформлении футуристами Москвы и Петрограда. В аллегорическом театральном произведении о революцион