Путь страданий и путь каббалы
Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является эгоизм, «желание получать наслаждение для себя» (сокращенно мы называем его «желанием получать»). Под понятием «здравый смысл» подразумеваются те, кто уже постиг «саму природу», изучил себя на основании материалистической психологии. Они видят и понимают, почему человек причиняет зло другим, а мир плох: это происходит только из-за человеческого эгоизма. Если бы человек уменьшил или исправил его, он чувствовал бы себя лучше.
Уменьшая или увеличивая эгоизм, может быть, можно частично избежать ударов, но наслаждения получить нельзя. Единственная возможность достичь наслаждения заключается в том, чтобы поменять эгоизм на альтруизм с помощью намерения «ради Творца» вместо намерения «ради себя».
Что плохого в том, что мы просто уменьшим свой эгоизм и будем тихо, спокойно, никому не причиняя вреда, существовать в своем маленьком замкнутом мирке? Дело в том, что природа не согласна на это. В ней существует заранее установленный принцип – приведение творения к конечной цели. Поэтому, желаем мы того или нет, мы не можем, как дети, оставаться на стадии минимального эгоизма, а обязаны расти.
Более того мы растем независимо от нашего желания, и поэтому оказываемся в таком положении, когда просто не в состоянии уменьшить свой эгоизм. Он взрывается в нас, и человек начинает им пользоваться без всякого стыда и ограничения – и в итоге получает такие удары, что понимает: эгоизм – это зло, но отказаться от него невозможно. Таким образом, человек приходит к осознанию того, что надо менять эгоизм на противоположное ему качество. Другого выхода нет. Путь к такому осознанию длительный и болезненный и поэтому называется в каббале путем страданий.
Вместо этого можно убедить себя в необходимости изменить эгоизм на альтруизм с помощью изучения каббалы. Тогда во время учебы и в результате определенной работы Высший свет неощутимо влияет на человека, создавая в нем необходимые условия для того, чтобы он, действительно, захотел изменить себя и стать альтруистом.
Однако и в этом случае человеку не избежать страданий, но это уже совсем другие страдания. Высший свет демонстрирует ему абсолютные, совершенные состояния, которых можно достичь, и человек испытывает страдания от тоски по ним. Эти состояния кажутся ему настолько предпочтительными, что в нем возникает сила, достаточная, чтобы попросить об изменении.
Именно страстная погоня за собственным благополучием, вызванная желанием получать, является причиной того, что мы доставляем зло ближнему. Желание получать стремится к наполнению себя. Если бы творение не находило удовлетворения в собственном благополучии, в мире не было бы никого, кто причинял бы зло ближнему. Если мы подчас и встречаем злонамеренное создание, которое творит зло не из желания получать, то это можно отнести за счет привычки, изначально им порожденной и являющейся единственной причиной его поступков.Привычка стала его второй природой, превратилась в инстинкт, и он продолжает вредить. Такие состояния встречается и у животных, и у людей, но они подсознательны, не продиктованы явно эгоизмом.
Поскольку Высшая управляющая сила воспринимается нами как совершенная, не нуждающаяся более ни в чем, то очевидно, что в ней полностью отсутствует желание получать. В таком случае в ней отсутствует и всякое основание для того, чтобы причинять вред. Более того, она обладает желанием отдавать, творить добро для своих творений.
Отсутствие желания получать является естественным следствием абсолютного добра. Невозможно находиться в положении: «Не даю и не получаю». Такого нейтрального состояния в природе не существует. Есть либо состояние получения, либо отдачи, и переход из одного состояния в другое. Этот переход пролегает над бесконечной трещиной между ними, которая называется махсом – энергетический порог. Он неизмеряем по величине, ибо всегда стремится к миру Бесконечности, до его высоты.
Рис. 20.6. Махсом – разделение состояния получения и состояния отдачи.
Все хорошие или плохие ощущения, которые испытывают творения, посылаются им Высшей управляющей силой, обладающей единственным свойством – желанием отдавать, творить для них добро. Это закон, по которому строятся отношения этой силы к творениям. Из него следует, что все творения получают от нее только благо, и только ради блага она их создала. Таким образом, каббалисты именуют эту силу абсолютным добром.
Каббалисты постигают ее как таковую, а нам остается лишь верить тому, что они говорят. Однако вера не прибавляет сил. До тех пор, пока человек находится в состояниях, противоположных Высшей силе, все, что исходит от нее, он будет воспринимать инверсно, с обратным знаком.
Высшее управление – целенаправленное
Бааль Сулам в своей статье «Суть религии и ее цель» пишет[526]: «Посмотрим на настоящую действительность, управляемую и контролируемую Высшей силой, выясним, как она творит одно лишь добро. Взяв любое, даже самое малое создание, принадлежащее к одному из четырех видов – неживой, растительный, животный, говорящий, – мы увидим, что как отдельная особь, так и весь вид в целом поэтапно, целенаправленно управляются в своем причинно-следственном развитии, подобно плоду на дереве, управление которым преследует благую конечную цель – созревание».
Мы видим, что природа постепенно приводит любой вид к определенному, заранее заданному окончательному состоянию, которое называется зрелостью. Ученые-ботаники могут объяснить, сколько состояний проходит плод с момента завязи до окончательного созревания, с момента цветения до появления спелого фрукта или овоща.
Однако состояния, предшествующие окончательному, когда творение полностью готово, что называется, «дозрело» и исправило свое кли, не только не содержат намека на конечную форму – красивое и сладкое, а, наоборот, выглядят совершенно ей противоположными. Чем слаще вырастает плод, тем он более горек и безобразен в предыдущих стадиях своего развития. Возникает вопрос – почему? Мы видим, что это так.
Еще более поразительные отличия в развитии обнаруживаются между уровнями «животный» и «говорящий» (человек). Животное, чей разум на протяжении всей жизни остается невеликим и почти не претерпевает изменений в процессе роста особи, колоссально отличается от человека, разум которого многократно возрастает к концу его развития, претерпевая огромные изменения.
Что значит «огромные изменения»? Бааль Сулам имеет в виду, что начальное состояние контрастно, противоположно конечному. Если мы возьмем теленка, то, едва родившись, он будет примерно таким же, как и взрослый бык. В то время как младенец не будет похож на взрослого, то есть его первоначальное состояние по отношению к конечному выглядит намного более контрастным. Таким образом, именно у тех представителей, кто, в итоге, должен «дозреть» до высшего состояния, начальные стадии развития выглядят противоположными конечным.
Например, теленок-однодневка уже называется бычком, так как может стоять, ходить и обладает достаточным разумом, чтобы избегать опасности, встречающейся на его пути. В то время как человек одного дня от роду подобен существу, лишенному чувств. Если бы кто-то, не знакомый с реалиями нашего мира взглянул на этих двух новорожденных, то непременно сказал бы о младенце, что он не преуспеет в достижении своей цели, и охарактеризовал теленка как будущего великого героя. То есть, если судить по степени развития разума, то младенец по сравнению с теленком несмышленое существо.
Природа в своих движениях всегда использует контрастные состояния, потому что прежде должна развить кли, а потом начать его исправлять и формировать под наполнение. Сначала образуется емкость, затем форма, и только потом происходит наполнение. Таким образом, Высшее управление созданной им действительностью – не что иное, как форма целенаправленного развития, не принимающего в расчет порядок уровней.
Другими словами, промежуточные состояния совершенно не важны, и мы не должны обращать на них внимание в процессе развития. Мы должны только видеть, что человек развивается. Куда его при этом «заносит», не имеет значения. Главное, что он все время стремится к Творцу. Важно только его устремление, только вектор его движения.
Замысел творения
Высшая управляющая сила имеет свойство абсолютного добра и управляет нами целенаправленно, исходя из своего совершенства, блага, без всякой примеси зла. В силу закона причины и следствия мы обязаны принимать порядок прохождения различных состояний, пока не сможем получить желаемое благо, тем самым достигнув цели нашего создания, подобно великолепному плоду в конце его созревания. Конечный результат обеспечен абсолютно всем.
Замысел творения прост: Творец пожелал создать творение, которое постигло бы Его, стало бы таким же совершенным, как Он.
Рис. 20.7. Замысел творения: творение должно стать таким же совершенным, как Творец.
Творение не присутствует в Творце, оно пребывает вне Его и, следовательно, находится вне единства. Все мы созданы таким образом, что ощущение отсутствия единства есть наша первоначальная природа – тьма, кли (желание), «хисарон[527]» (недостаток). Недостаток чего? – Дефицит единства, отсутствие чувства слияния всех противоположностей и их взаимной поддержки.
Мы созданы в состоянии отсутствия единства, и наша задача – осознать это. Абсолютно все души вместе, любая частная душа должны самостоятельно устремиться к раскрытию отсутствия единства в каждом состоянии, желаем мы того или не желаем: когда есть я и есть Творец, но мы разделены расстоянием, между нами отсутствует подобие.
Бааль Сулам пишет[528], что в каждом состоянии человек должен соединять в одно целое себя, средства достижения Цели и Творца. Он должен устремляться к Творцу, как влюбленный устремляется к своей любимой, чтобы соединиться с ней. Поэтому духовное слияние в нашем мире подобно сексуальному соитию.
В описаниях мы сравниваем процесс уподобления Творцу, соединения с Ним слиянию, то есть состоянию, в котором не существует никаких отличий. Однако как можно это осуществить, если творение противоположно Творцу? Благодаря тому, что они поддерживают и определяют друг друга: без творения нет Творца и без Творца нет творения.
Замысел Высшей управляющей силы состоит в том, чтобы всякая душа на протяжении своего жизненного опыта на этой земле, находясь в состоянии, противоположном высшему, реально выявила все противоречия, возникающие на каждом этапе развития, – раскрыла единство, то есть воздействие, исходящее из единого источника.
Если я уподобляюсь Высшей силе, между нами больше не возникает никаких противоречий, мы соединяемся с Ней. Творец становится понятным мне только в той степени, в какой мои свойства уподобляются Его свойствам. Подобие свойств является средством слияния. Поэтому работа с экраном над эгоистическим желанием называется «зивуг дэ-акаа[529]» (ударное соединение). Ударяя себя вопреки своему эгоистическому желанию, стремясь слиться с Творцом, я соединяюсь с Ним, и это соединение происходит в состоянии, обратном первоначальному.
Рис. 20.8. Взаимодействие света с экраном.
Первоначально свет и сосуд противоположны, и наша задача заключается в том, чтобы вопреки сосуду сделать его подобным свету.
Замысел Высшей управляющей силы состоит в том, чтобы привести нас к подобию с ее свойством абсолютного добра, и этой целью продиктованы все ее действия по отношению к нам. Мы должны раскрыть, что любое действие Творца, каким бы порочным и ужасным оно нам ни казалось, на самом деле желательно, необходимо, вынужденно для тех ступеней развития, которые мы должны пройти. Невозможно проскочить какую-либо ступень. Мы достигаем цели, только если мы постепенно, одну за другой, проходим их все.
Суть каббалы – развитие в человеке осознания зла
Целью всех действий человека в устремлении к постижению Высшего мира является осознание зла[530]: человек обнаруживает, что именно природный эгоизм стоит на его пути в Высший мир.
Однако и это неверное определение: ведь мы не устремляемся к постижению Высшего мира, нам не нужен Высший мир. Что значит «Высший мир»? Это означает еще большее скрытие, потому что каждый мир – это скрытие, и чем он выше, тем скрытие больше.
Значит, постижение Высшего мира – это раскрытие единства Творца на примере еще больших противоречий, противоположностей, несоответствий, и все их мы ощущаем в себе. В Высшем мире мы не постигаем ничего особенного, там нет никакого сверхъестественного пространства, населенного демонами или ангелами. Наоборот, мы постигаем единую силу и вместе с ней выявляем множество остальных сил, которые кажутся нам существующими самостоятельно. Их единение дает нам раскрытие Творца.
Кроме нашего мира – наблюдаемых объектов, человек постигает только единую силу, находящуюся за ними и всем управляющую. Явное ее постижение и называется раскрытием Высшего мира. Раскрывается только степень единства управления всем (всем – это значит нами).
Когда мы говорим, что в Высшем мире существует множество объектов, то имеется в виду количество управляющих нами сил, которые мы, в конце концов, складываем в одну называемую Творец.
Постижение Высших миров – это постижение единой управляющей силы в различных ее степенях, в мерах выявления ее противоречий. Чем выше мир, тем глубже противоречие между тем, что нам кажется, и его разрешением. То есть постоянно решается одна-единственная задача – выявление единства Творца.
Все отличие между творениями, между их уровнями заключается лишь в мере осознания зла. Более развитое создание осознает большую меру зла в себе, то есть степень своего отличия от Творца (что и называется злом). Это единственный способ измерения себя относительно абсолютного эталона – Творца.
Поэтому, по мере раскрытия зла, мы различаем и отталкиваем его от себя все в большей степени, с большей силой. Неразвитое же создание ощущает и отталкивает зло лишь в незначительной степени, оставляя его в себе, так как совсем не воспринимает его таковым.
Допустим, если бы я знал, что ради избавления от смерти, от тяжелой болезни, от какого-то страшного наказания мне надо приложить огромное усилие, то, конечно, я бы сделал это. Однако если я не чувствую этого, если мое окружение, мои привычки, мой внутренний устав не говорят мне об опасности, то я ничего не предпринимаю. Все определяется необходимостью. Или наоборот – если необходимость действовать продиктована не явными страданиями, то желанием достичь наслаждения.
Знай я, что могу заработать миллион долларов, для меня не составляло бы труда приложить любое усилие, потому что получу в результате от этого больше удовольствия, чем от своей праздности.
Следовательно, все зависит от значимости того, насколько моя связь с Творцом важнее удовольствия, которое я могу сегодня себе вообразить вне контакта с Ним. В этом и заключается проблема осознания зла.
Зло – это отсутствие слияния с Творцом в погоне за мнимым наслаждением. Поэтому и говорится, что основа всего зла – любовь к самому себе, эгоизм. Это свойство противоположно Высшей силе, единственное качество которой – желание отдавать. В чем же тогда заключается постижение единства? Постижение единства, или достижение свойства отдавать, включение в него, слияние с ним – это и есть постижение Творца, то есть возвышение, вход в Высший мир.
Те, кто представляет себе духовный мир иначе, чем достижение большего альтруистического свойства, отдачи, единения Творца и творения, просто неправильно понимают его. Высший мир – это наше состояние на альтруистическом уровне.
В духовном нет насилия – это главный принцип, по которому мы должны его осваивать, строить отношение к себе и к другим. Есть свойство отдачи, и оно противоположно насилию. Раскрытие единства, постижение Творца, свойство отдачи – это, вопреки нашим представлениям, одно и то же.
Восприятие мира
Почему я не могу с легкостью сопоставить проявление окружающего мира с отсутствием отдачи во мне? Мне это вовсе не представляется закономерностью. Я вижу огромный мир, а Творца в нем не наблюдаю. Откуда мне знать, что если я буду отдавать, то все будет хорошо?
Я воспринимаю картину мира соответственно своему эгоистическому кли. На своей себялюбивой подложке я рисую картину мира, в котором отсутствует Творец. По моим представлениям этот мир управляется политиками, финансистами, военными, потому что я сам нахожусь в эгоистическом свойстве, отличном от Творца. Я воспринимаю окружающее согласно правилу: «Всякий обвиняет соответственно своему изъяну».
Как только я меняю эгоистические свойства на альтруистические, то уподобляюсь Творцу. Творец входит в мой мир, начинает за ним проявляться, обнаруживает Себя во всем, что меня окружает и что находится внутри меня. Получается, что через окружающий мир я сливаюсь с Ним.
Самое главное, первоначальное состояние, которое мы проходим, называется осознанием зла. Мы начинаем ясно понимать, что в силу своего эгоизма – внутреннего противостояния Творцу мы неправильно воспринимаем окружающий мир и Его Самого.
Я не кричу Творцу: «Почему Ты скрываешься?!». Я Его не вижу и не ищу в себе правильное восприятие окружающего. Однако мне сказали, что Он существует. Постепенно я начинаю осознавать, в чем заключается причина того, что я не нахожусь в наилучшем положении. Это происходит потому, что я Ему противоположен. Я существую в состоянии полного эгоизма. Соответственно, мне необходимо измениться, а не поменять внешнюю картину. Я переключаюсь на причину, источник происходящего, на себя, и тогда меняется и мое восприятие действительности.
Сама действительность не меняется, она всегда одна и та же: я нахожусь в абсолютно добром исправленном состоянии, в мире Бесконечности. Однако правильно ощутить свое местонахождение я смогу только тогда, когда исправлю себя. Весь мир – абсолютно все, кроме меня, уже исправлено.
Человек, начинающий постигать мир, обнаруживает, что вокруг него нет ничего, кроме Творца, то есть самого исправленного состояния. Все, оказывается, сводилось только к его личному правильному включению в эту картину мира.