Эволюция когнитивных функций и принцип натурализма в исследовании сознания

План доклада на философском клубе "Универсалии систем", 12.11.16

В серии работ A. Avargues-Weber и M. Guurfa (2013) показано, что пчелы могут обучаться концепциям. Их обучали правильно выбирать один из двух входов в лабиринт, основываясь на относительном сопоставлении двух маркеров, идентифицирующих входы, подкрепляя правильный выбор раствором сахара. Например, пчеле предъявляли картинку, а позже показывали две картинки, раствор сахара находился лишь за входом, которому соответствовала картинка, отличающаяся от предъявленного в первый раз изображения. Во время проверки обучения, набор изображений полностью отличался от используемых в процессе обучения, т.е. все стимулы при проверке были новыми для животного. Таким образом, было показано, что некоторые концептуальные понятия, такие как тождественность-отличность, левее-правее, выше-ниже обнаруживаются у медовой пчелы. О возможности абстрагирования у насекомых также свидетельствуют способности насекомых к счету (Pahl et al., 2013).

Интерпретация подобных данных требует осторожности. Однако учитывая детали используемой авторами методики и некоторые логические аргументы, можно допустить, что уже у насекомых возможно использование концептов. Их применение, по-видимому, ограничено из-за короткой длительности памяти у членистоногих. Подобные факты описаны и у позвоночных животных с еще относительно примитивно организованным мозгом, но с бОльшими способностями памяти. Так самцы рыбы астатотиляпии способны лишь за счет наблюдения за территориальными поединками своих сородичей построить транзитивную (напр., если A > B и B > C, то A > C) иерархию рангов самцов и использовать это знание для своего поведения (Grosenick et al., 2013). Таким образом, можно считать, что способность вычленять соотношение между признаками и использовать его для поведения, появляется довольно рано в эволюции.

В отличие от рассмотренных примеров у животных, у которых зарегистрированное проявление концепций относительности наблюдается для биологически и экологически важных признаков, способность к пониманию отношений между объектами у человека, по-видимому, носит универсальный характер. Можно думать, что установление таких связей возможно за счет манипуляции сформированными репрезентациями объектов окружающей среды. При этом относительная связь между репрезентируемыми объектами может существовать как полностью объективно (сравнение массы шаров - можно рассчитать по формуле, зная плотность материала и размеры); а также частично объективно (правее-левее не имеет смысла без точки отсчета, но для данной точки отсчета результат однозначный, напр., можно сделать фото и дать другим людям - почти у всех наблюдателей результат будет один); так и преимущественно субъективные суждения (отношение «какое из воздействий больнее», или «каким воспринимается ранг у самцов в иерархии», определяется исключительно субъективно). Таким образом, эволюционное развитие адаптивной способности к обнаружению объективных связей между объектами неизбежно должно было приводить к совершенствованию механизмов субъективного отражения мира, а возможно даже было одной из причин его возникновения.

Данный подход можно обозначить как принцип натурализма, считающий, что сознание - естественный натуральный феномен (Searle, Feinberg), подчиняющийся эволюционным принципам, отмечаемым для других признаков и явлений. Тогда можно ожидать, что возникновение сознания (или, по крайней мере, появление необходимых для него нейрофизиологических процессов) является градуальным процессом, динамику которого мы можем ожидать наблюдать в процессе филогенеза, а простые формы сознания могут широко встречаться в природе. Принятие принципа натурализма подталкивает ученого к интересу к филогенезу когнитивных способностей (Feinberg, Mallatt, 2016). Подтверждением интереса к данной теме является множество свежих работ, посвященных поиску критериев наличия сознания у животных, среди авторов которых как философы, так и нейрофизиологи (Seth et al., 2005; Edelman et al., 2005; Edelman, Seth, 2009; Panksepp, 2005; Fenton, 2006; Mendl, Paul, 2008; Vasconselos, 2008; Gross, 2013; Adamo, 2016).

Однако, на мой взгляд, принцип натурализма - это лишь принцип, сужающий область поисков в объяснении сознания, а не фундаментальная философская позиция о природе идеального и отношении его к материальному. Позицию Сирла можно обозначить как эмерджентный материализм, но с принципом натурализма совместим и панпсихизм (см. теорию Хаммерова-Пенроуза), и функционализм.

Литература

Adamo S.A. Do insects feel pain? A question at the intersection of animal behaviour, philosophy and robotics // Animal Behaviour, Volume 118, August 2016, Pages 75-79.

Avargues-Weber A., Giurfa M. Conceptual learning by miniature brains // Proceedings of the Royal Society, 2013, Proc. R. Soc. B, v. 280, 20131907, p. 1-9.

Edelman D. B., Baars B. J., Seth A. K. Identifying hallmarks of consciousness in non-mammalian species //Consciousness and cognition. – 2005. – Т. 14. – №. 1. – С. 169-187.

Edelman D. B., Seth A. K. Animal consciousness: a synthetic approach //Trends in neurosciences. – 2009. – Т. 32. – №. 9. – С. 476-484.

Feinberg T. E., Mallatt J. The nature of primary consciousness. A new synthesis //Consciousness and cognition. – 2016. – Т. 43. – С. 113-127.

Fenton J. Can animals think back? // New Scientist, Volume 192, Issue 2575, 28 October 2006, Pages 27

Grosenick L., Clement T.S., Fernald R.D. Fish can infer social rank by observation alone // Nature, 2007, v. 445, p. 429-432.

Gross M. Elements of consciousness in animals // Current Biology, Volume 23, Issue 22, 18 November 2013, Pages R981–R983.

Mendl M., Paul E.S. Do animals live in the present?: Current evidence and implications for welfare // Applied Animal Behaviour Science, Volume 113, Issue 4, October 2008, Pages 357–382.

Pahl M, Si A, Zhang S. 2013 Numerical cognition in bees and other insects. Front. Psychol. 4, 162. (doi:10.3389/fpsyg.2013.00162)

Panksepp J. Affective consciousness: Core emotional feelings in animals and humans //Consciousness and cognition. – 2005. – Т. 14. – №. 1. – С. 30-80.

Seth A. K., Baars B. J., Edelman D. B. Criteria for consciousness in humans and other mammals //Consciousness and cognition. – 2005. – Т. 14. – №. 1. – С. 119-139.

Vasconcelos M. Transitive inference in non-human animals: An empirical and theoretical analysis // Behavioural Processes, Volume 78, Issue 3, July 2008, Pages 313-334

Наши рекомендации