Урантийские концепции троицы
(1143.4) 104:1.1 Первое урантийское откровение, ведущее к постижению Райской Троицы, осуществил персонал Князя Калигастии около полумиллиона лет тому назад. Это «самое раннее» представление о Троице не сохранилось в смутное время, наступившее после планетарного восстания.
(1143.5) 104:1.2 Во второй раз идея Троицы была изложена Адамом и Евой в первом и втором Садах. Остатки этого учения существовали еще во времена Макивенты Мелхиседека, примерно тридцать пять тысяч лет спустя, ибо сифитская концепция Троицы сохранялась и в Месопотамии, и в Египте, но особенно в Индии, где в течение долгого времени она жила в образе Агни – трехглавого ведического бога огня.
(1143.6) 104:1.3 Третьим раскрытием Троицы было представление Макивенты Мелхиседека, и символом его учения стали три концентрических кольца, изображенные на нагрудной пластине салимского мудреца. Однако Макивенте было очень трудно раскрыть палестинским бедуинам Всеобщего Отца, Вечного Сына и Бесконечного Духа. Большинство его учеников полагали, что Троица состоит из трех Всевышних Норлатиадека. Некоторые считали, что в Троицу входят Властелин Системы, Отец Созвездия и Божество-Создатель локальной вселенной. И лишь у немногих возникло смутное представление о Райской взаимосвязи Отца, Сына и Духа.
(1144.1) 104:1.4 Благодаря усилиям салимских миссионеров, учения Мелхиседека о Троице постепенно распространились на большую часть Евразии и северной Африки. Нередко трудно провести различие между триадами и троицами, существовавшими в поздний андитский период и в эпоху после Мелхиседека, когда обе концепции в определенной степени смешались и срослись.
(1144.2) 104:1.5 Тринитарное представление индусов выражалось как Существо, Ум и Радость. (Позднее в Индии сложилось представление о Брахме, Шиве и Вишну.) Хотя ранние описания Троицы появились в Индии вместе с сифитскими священниками, последующие идеи Троицы, привнесенные салимскими миссионерами, были развиты местными индийскими мыслителями благодаря соединению этих доктрин с эволюционными представлениями о триадах.
(1144.3) 104:1.6 Буддизм создал две доктрины тринитарного характера. В более раннюю входили Учитель, Закон и Братство; таково было представление Гаутамы Сиддхартхи. Более поздняя идея, получившая распространение среди представителей северной ветви буддизма, включала Высшего Господа, Святого Духа и Воплощенного Спасителя.
(1144.4) 104:1.7 Эти представления индусов и буддистов были настоящими тринитарными постулатами, то есть идеей тройственного проявления монотеистического Бога. Истинная концепция троицы не является простым соединением трех отдельных богов в одну группу.
(1144.5) 104:1.8 Древние евреи знали о Троице из преданий кенеев, восходивших к эпохе Мелхиседека, однако монотеистическое рвение, с которым они исповедовали единого Бога – Ягве, – настолько заслонило все подобные учения, что ко времени появления Иисуса доктрина Элогима практически исчезла из еврейской теологии. Сознание древних евреев не могло примирить тринитарную концепцию с монотеистической верой в Единого Господа, Бога Израиля.
(1144.6) 104:1.9 Последователи ислама также не смогли охватить идею Троицы. Развивающемуся монотеизму всегда трудно примириться с тринитарностью в условиях борьбы с политеизмом. Идея троицы лучше всего приживается в тех религиях, где существует прочная монотеистическая традиция в совокупности с доктринальной гибкостью. Великим монотеистам – древним евреям и мусульманам – было трудно провести различие между поклонением трем богам – политеизмом, и тринитарностью – поклонением одному Божеству, существующему в триедином проявлении божественности и личности.
(1144.7) 104:1.10 Иисус учил своих апостолов истине об ипостасях Райской Троицы, но они полагали, что он выражается образно и символически. Воспитанные на иудейском монотеизме, они плохо воспринимали какое-либо вероучение, которое, как им казалось, противоречило их господствующему представлению о Ягве. И ранние христиане унаследовали от древних евреев предубежденное отношение к концепции Троицы.
(1144.8) 104:1.11 Первая христианская Троица была провозглашена в Антиохии и была представлена как Бог, его Слово и его Мудрость. Павлу была известна Райская Троица Отца, Сына и Духа, однако он редко проповедовал ее, упомянув о ней лишь в некоторых из своих посланий создававшимся церквам. Впрочем, Павел, как и его собратья-апостолы, принял Иисуса, Сына-Создателя локальной вселенной, за Второе Лицо Божества – Вечного Сына Рая.
(1144.9) 104:1.12 Христианская концепция Троицы, которая стала завоевывать признание к концу первого века после Христа, включала Всеобщего Отца, Сына-Создателя Небадона и Божественную Попечительницу Салвингтона – Материнского Духа локальной вселенной и созидательную супругу Сына-Создателя.
(1145.1) 104:1.13 Со времени Иисуса и вплоть до настоящего откровения фактический состав Троицы никогда не был известен на Урантии (за исключением нескольких индивидуумов, которым это было специально раскрыто). Однако хотя христианское представление о Троице являлось ошибочным в отношении факта, оно было практически истинным в отношении духовных связей. Озадачивали только философские импликации и космологические последствия: многим из тех, чей разум обладал космической направленностью, было трудно поверить в то, что второе лицо бесконечной Троицы когда-либо пребывало на Урантии. И хотя в духе это истинно, это не является фактом реальности. Создатели-Михаилы полностью воплощают в себе божественность Вечного Сына, но они не являются абсолютными личностями.