Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана
выступали с материалистических позиций;
- занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
- пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
- искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.
первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее);
- допускал наличие множества богов;
- считал центром вселенной Землю;
- точно определил продолжительность года – 365 дней;
- сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:
- первоначалом всего сущего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратиться;
- вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
- первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч.Дарвина).
Анаксимен (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:
- первопричиной всего сущего считал воздух;
- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем в почву, камень и т.д.);
- проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.
Гераклит Эфесский.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
- первоначалом всего сущего считал огонь;
- вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики
- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);
- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
- признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
- выступал за материальность человеческой и мировой души;
- был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
- движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
Пифагорейцы.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
- первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
- выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
- считали единицу мельчайшей частицей всего;
- пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).
Элеаты.
Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии
- изучали проблемы познания;
- жестоко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое;
- были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
- считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Атомисты.
Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
- весь материальный мир состоит из атомов;
- атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;
- атом неделим (было опровергнуто наукой только в наши дни);
- атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые
- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
- атомы находятся в вечном движении;
- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
- атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
3. Элейская школа и Демокрит: спор о движении.
Элейтская школа — была основана в городе Элее, в Греции, Ксенофаном
Элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;
• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину.
Демокри́т— древнегреческий, один из основателей атомистики, считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению).