Научное знание.его специфика и структура
Как своеобразная форма познания наука возникла еще в античности, но окончательно сформировалась не только как тип духовного производства, но и социальный институт, в эпоху Нового времени, когда производство знания перестало быть уделом одиночек и превратилось в отрасль специализированной деятельности, обладающей общим предметом, общей целью и общей методологией.
Науке как таковой предшествовала преднаука(доклассический этап), когда были сформированы предпосылки науки, но не она сама как таковая (Древний Восток, Греция, Рим).Классическая наука (XVII – XIX вв.) характеризовалась стремлением исчерпывающего описания и теоретического объяснения объекта, при котором существовала отчетливая попытка отвлечься от всего, что относится к средствам, приемам и операциям субъекта.Неклассическая наука (первая половина XX века) характеризуется прежде всего отрицанием объективизма классической науки и активным исследованием связей между знанием объекта и характером средств и операций деятельности исследующего его субъекта. Экспликация этих связей рассматривается как условие объективно-истинного описания и объяснения объекта.Постнеклассическая наука (конец XX столетия) стремится учитывать соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ценностно-целевыми структурами субъекта. На становление постнеклассической науки оказали влияние три важнейших направления в науке двадцатого столетия: теория нестационарной Вселенной, синергетика и теория биологической эволюции с ее концепциями биосферы и ноосферы. В целом наука – это всегда система производства знаний. "Знание" является, таким образом, ядром не только целенаправленного мышления (познания), но и науки как социального института, целенаправленно осуществляющего творческую познавательную деятельность.Как социальный институт наука образуетединую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о мире (реальности), его свойствах и закономерностях. Вместе с тем, наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону реальности, какими методами и на каком уровне они исследуют.По предмету и методу познания выделяют науки о природе (естественно-научные); науки об обществе (гуманитарные, социальные, экономические); о познании (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки; очень своеобразной является медицина, которая на современном уровне развития научного знания не может быть однозначно отнесена ни к естественно-научным (как это было принято еще в недавнем прошлом), ни к гуманитарным наукам. Каждая группа наук обычно подвергается и более подробному членению: так, естественно-научное знание подразделяется на биологию, химию, физику, физическую химию, биологическую физику и т. д.Существуют и другие критерии для классификации наук. По критерию отношения к практике все науки подразделяются на "фундаментальные" (т. е. не ориентированные на прямое использование полученных результатов на практике) и прикладные (в которых новое знание всегда получают с целью непосредственного использования в практической деятельности). По критерию преимущественного использования научных методов существует деление наук на "теоретические" и "эмпирические" (например, теоретическая биология и нормальнаяанатомия).
· Основная задача любой науки – получение нового знания о мире. Главная цель и идеал любой науки – получение истинногознания. Общественный смысл научного исследования может быть выражен формулой: " Знать, чтобы предвидеть бдущее; предвидеть будущее – значит правильно действовать в настоящем".
Наука существует только при условии своего непрерывногосамообновления в виде производства понятий, гипотез, концепций и теорий Наука продуктивно развивается только при условии системного использования ею достижений других наук (техники, приборов, теорий, методов и пр.).