Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 2 страница
Идея, по Платону, есть прообраз вещи, выражение сущности класса вещей. Например, идея красоты характеризует то общее, что объединяет красоту в реальности, красивые предметы, явления, красивых людей и т. д. В диалогах Типпий больший", "Пир" и других показана относительность прекрасного в реальной действительности, недостаточность понимания прекрасного как полезного или пригодного для какой-либо цели и даже как лучшего среди предметов одного и того же рода. (С этой точки зрения, получилось бы, что и горшок прекрасен, и орудие убийства прекрасно, если оно хорошо сделано).
Платон ведет поиск прекрасного самого по себе, и этот поиск приводит его к выводу, что прекрасное само по себе есть идея кра- соты, от нее зависит существование всех прекрасных явлений "Человек же, видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную". В отличие от вешен "идеи не знают ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения". Каждому классу чувственных предметов в бестелесном мире соответствует некая идея или "вид" — эйдос.
— 32 —
Каково же соотношение между миром вещей и миром идей? Согласно Платону, чувственные вещи: 1) подражают идеям как об^ разцам; 2) они участвуют в идеях как отдельное в~осПцё"м;~3) "идей присутствуют в вещах, "виступаютТШк~т[ели, определяющие развитие вещей.
Но чтобы возникли изменчивые вещи, кроме бестелесных форм
или образов необходим материал. Таким материалом является бес-,
форменная материя, которую он называет пространством или "не-*;
бытием", в отличие от идей, которые именно — бытие. '
Из бесформенной материи, которая "мать", "кормилица", "со-причина" всего, возникает физическая материя, существующая в виде 8оды, земли, огня, воздуха. Так возникает второй мир — мир вещей, состоящий из четырех стихий. Промежуточным звеном, опосредующим процесс возникновения вещественного мира, являются математические определения, геометрические формы. Возникший мир — мир вещей, не является подлинным бытием, Он^тблеск вечного мира идей.
Таким образом, центральное звено философии Платона — учение о двух мирах — мире идей и мире вещей. Вершину мира идей образуют идеи Блага, Мировой ум и Мировая Душа.
Идея Блага — "солнце" в царстве идей; все остальное,— отмечает В. Виндельбанд, — получает от неё как свою ценность, так и свою действительность. Она есть мировой "разум, ей подобает имя ума или божества". Но благо — этическое понятие. Идеализм Платона, отмечает он, по сути — идеализм этический. :
Учение Платона о сверхчувственном мире идей как подлинном бытии, определяет его позицию в области теории познания. Целью познания, с его точки зрения, является постижение подлинного бытия — мира идей. И оно не может быть достигнуто с помощью органов чувств, которые ориентируют нас на познание вешного мира. Истинное познание возможно лишь путем интеллектуального напряжения, мистического воспоминания душой того, что она видела в мире идей до своего вселения в тело. В душе человека имеется некое врожденное знание. Надо только постараться с помощью интеллектуальной интуиции осознать его. В диалоге "Менон" Платон рассказывает, что мальчик-раб, никогда не учившийся геометрии, сумел решить геометрическую задачу, правда, с помощью наводящих вопросов Сократа. Значит, произошло воспоминание того, что было заложено в душе до рождения.
— 33
Согласно Платону, душа человека до вселения в тело пребывала в мире идей и она бессмертна. Тело же смертно, и оно состоит из воды, земли, огня и воздуха, которые после смерти возвращаются к космосу. Как причастная миру идей, душа содержит в себе разумное начало, как пребывающая в теле, она содержит в себе еще два начала: аффективное и вожделеющее. Бессмертна именно разумная часть души.
Люди делятсяна три категории в_зависимости от того, какое начало у кого преобладает. Люди с преобладанием разумного начала образуют категорию правителей— философов, мужественные — воинов, а люди с чувственным началом — категорию ремесленников и земледельцев.
В идеальном государстве, по Платону существует четкое разделение функций между этими классами людей, в нем должна быть строгая иерархия сословий. Сословию воинов запрещено иметь частную собственность. Дети воинов должны воспитываться в общественных садиках и яслях, даже в отрыве от семьи. Всё должно быть подчинено целям сохранения государства. Платон принижает личность в интересах государства. Учение Платона о государстве — недемократично. Но заслуга Платона — в анализе духовного мира человека. Изучая природу понятий (идей), Платон выявил их особый характер в отличие от вещей (идеи — не гибнут), но. не умея объяснить их происхождение (откуда в уме человека идеи) допустил существование особого мира. Платон выдвинул важную категорию "идеального".
8. Атомистический материализм Демокрита
Идею атомизма впервые в Греции выдвинул Левкипп, уроженец Милета.
О жизни и сочинениях этого философа известно мало. Продолжателем учения Левкиппа был Демокрит — крупнейший представитель древнегреческого материализма. Демокрит родился в 460 г. до н. э. в городе Абдеры на северо-востоке Эллады. Получив наследство, Демокрит, как он сам сообщает, провел около 8 лет в путешествиях. "Я объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом
укЛшх людей". А в Греции Демокрит слушал лекции философов-элеатов и пифагорейцев. Ему довелось общаться и с Сократом. Демокрит написал около семидесяти сочинений: на моральные, естественнонаучные, математические и другие темы. Вместе с Левкиппом Демокрит является основателем атомистического понимания мира. Чувствам человека, учит Демокрит, представляется смена вещей и процессов — гераклитовский текучий мир. Но глубинные основания бытия, то, что никогда не возникает и не исчезает — это атомы и пустота. Атомы, по Демокриту, мельчайшие частицы — плотные, неделимые. Они разлр ^аготся по форме, величине и взаимному положению. По форме атомы бывают шарообразными, вогнутыми, иыпуклыми, крючкообразными и т, д. По величине — разных размеров. Число атомов во Вселенной бесконечно.
Атомам изначально присуща также способность движения. Движение атомов происходит в пустоте, которая в учении Демокрита является аналогом пространства. Двигаясь в пространстве, соударяясь и соединяясь различным образом, атомы образуют бесконечное разнообразие природных тел и процессов. Субстанция материальна и едина как сочетание атомов и пустоты'"В то время как явления природы и изделия человека гибнут в потоке бытия, атомы и пустота — не возникают и не исчезают. Они лишь участвуют в различных новых комбинациях. Сохраняется и их способность к движению. Таким образом. Демокрит, выдвинув атомистическое учение о мире, предвосхитил в умозрительной форме физические принципы сохранения материи и движения.
Как могло возникнуть представление об атомном строении вещества в период, когда физика как наука практически не существовала? Ответ возможен. Глубокое размышление (умозрение) и чувственный опыт, т. е. наблюдение за явлениями природы — вот источники открытий Левкиппа и Демокрита.
Опыт свидетельствует, что большие тела состоят из частей и, разрушаясь, дробятся на еще более мелкие части. Но одного опыта, простого наблюдения недостаточно для того, чтобы придти к идее атомизма. Нужна еще глубина и мощь мыслительной деятельности, которой обладал, в частности. Демокрит. Итак, атомы и пустота образуют уровень субстанции, глубинный уровень бытия. Продолжатель учения Демокрита на Римской почве Лукреций пишет:
"Так при посредстве невидимых тел управляет природа. Но не .шполнено все веществом и не держится тесно сплоченным с разных
— 34 —
— 35
сторон: в вещах пустота существует. Без пустоты никуда невозможно бы вовсе двигаться было" ("О природе вещей"), п.
Выдающимся достижением Демокрита было введение им в философию категории причинности, являющейся сердцевиной принципа детерминизма. "Ни одна вещь, — утверждал он, — не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости",
С позиции современного понимания проблемы, детерминизм Демокрита односторонен, неполон. Для Демокрита характерна недооценка категории случайности. Поскольку все в природе причинно обусловлено, постольку, полагает он, все необходимо. Случайностью люди называют явления, причин которых не знают. А как только причины их будут открыты, выяснится необходимый характер явлений. Если, например, взрослые сыновья, вскапывая огород, нашли золотой клад, то это — неслучайно. Их родитель, закопав его, таким образом, сохранил его для потомства.
Принципы причинности и необходимости распространяются Демокритом на всю Вселенную и на космос. Число миров, по Демокриту, бесконечно, и они все возникают с необходимостью вследствие вихревого движения материи.
Значительное место в сочинениях Демокрита уделялось проблемам человека — гносеологии, психологии, этике.
Человек, по Демокриту, есть малый космос, "микрокосм", ибо он также состоит из атомов. В отличие от неживой материи человеку присуща душа, которая представляет собой совокупность шарообразных атомов, рассеянных по всему телу. Они подобны атомам огня. Со смертью тела распадается и душа, все атомы рассеиваются в пространстве.
В человеке в отличие от животных "есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее". Это одна из важнейших особенностей человека. Но процесс познания сложен. "Истина сокрыта в глубине", — утверждает Демокрит (лежит на дне морском). Характеризуя процесс познания. Демокрит выделяет в нем две стадии: чувственное познание и познание с помощью разума.
В результате чувственного познания возникает внутреннее видение, слышание, т. е. ощущения и образы восприятия, Демокрит пытается постичь механизм формирования образов и дает, естественно, умозрительное, наивное объяснение. От вещей, полагает он, отделяются, "отлетают" невидимые до поры, до времени образы
вещей, состоящие из атомов. Он называет их зйдолы. Проникая в органы чувств, они порождают внутренний образ вещей. Но таким образом человек познает лишь явления этого мира, а не его сущность. Чтобы познать сущность, подлинное, вечное бытие — атомы и пустоту — необходимо истинное познание, основанное на разуме. Именно в этом смысле Демокрит чувственное познание называет темным, а разумное — светлым.
Разум ведет к познанию сущности вещей, он же путеводитель в социально-этической области. В этике Демокрит выступает как страстный пропагандист умеренности и благоразумия. "Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравятся". В людях следует ценить ум, хороший характер, стремление к справедливости. "Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум". "Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливость, но и не желать этого".
А тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет своих обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о собственных дурных поступках, и он находится в состоянии страха и самоосуждения. Справедливость в обществе реализуется в управлении достойных, в подчинении закону, в демократическом устройстве государства. "Приличие требует подчинения закону, власти к умственному превосходству... Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства".
Демокрит — один из великих философов своего времени, выдающийся ученый, внесший значительный вклад в сокровищницу человеческого познания.
9. Философия Аристотеля
Аристотель (384 — 322) родился в городе Стагире во Фракии, недалеко от Македонии. Он происходил из старинной семьи врачей. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в Академию Платона, [■де находится в течение двадцати лет. Благодаря выдающимся способностям он вскоре становится преподавателем академии. Смерть Платона и несогласие Аристотеля с племянником Платона Спев-
— 36 —
— 37
сиппом, возглавившим академию, побудили Аристотеля оставить академию.
Следующие 6 лет он живет в Малоазийской Греции, сперва в городе Ассосе, а затем в Митилене на острове Лесбосе. Здесь жили его друзья и ученики — правитель Гермий и философ Теофраст.
В конце 40-х годов IV в. до н. э. македонский царь Филипп пригласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына Александра. Воспитание наследника продолжалось около 4-х лет. Впоследствии Александр Македонский скажет: "Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену".
Когда Александр Македонский стал царем, Аристотель возвращается в Афины. Он открывает собственную школу — Ликей. Название дано в честь храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа. Обсуждение многих вопросов происходило в аллеях сада в ходе прогулки, в связи с чем учеников Ликея впоследствии стали называть "перипатетиками" (прогуливающимися). Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После внезапной смерти Александра Македонского активизировалось антимакедонское движение в Афинах. Аристотель вынужден был покинуть Афины. Вскоре на острове Эвбея он умер.
Аристотель — универсальный мыслитель, своего рода ученый-энциклопедист. Об этом свидетельствует количество и содержание его трудов. В его сочинениях охвачены все отрасли современного ему знания. Это сборник логических трактатов "Органон" (в переводе с греческого — орудие), "Метафизика" — сочинение, посвященное собственно философским проблемам. Так была названа группа трактатов Аристотеля, помещенная после "Физики" Впоследствии среди философов установился обычай называть метафизикой всякое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. Группа естественнонаучных произведений Аристотеля включает сочинения: "Физика", "О небе", "О частях животных" и др. Сочинения, относящиеся к социальным и философским наукам: "Эти-. ка" (в обработке Никомаха и Эвдема), "Политика" и "Поэтика".
Аристотеля справедливо считают отцом логики. Он исследовал природу силлогизма (умозаключения), создал теорию доказательств, открыл основные законы логического мышления. Формы мысли рассматривались им как отражение реальных связей бытия, и в этом именно он видел критерий реальной истинности высказы-
. Логические сочинения, таким образом, пронизаны определенной философской позицией. Познание, орудием которого является логическое мышление, является отражением реальности.
Особый интерес для философии и.ряда других наук (в частности — лингвистики) представляет работа "Категории". В ней Аристотель выделяет 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, положение, обладание. Различают "первичные сущности" (конкретное, единичное "вот jto") и "вторичные сущности" — роды бытия (т. е. более общие по отношению к первичным сущностям понятия). В "Категориях" Аристотеля синкретично объединены и философские, и граммати-'lexiiiie понятия.
| Проблема сущности особенно интересовала Аристотеля. Она составляет главное ядро его "Метафизики". "Первые сущности" — конкретное "вот это", т. е. явления — это предмет физики. Но кроме конкретных вещей и явлений, имеется еще "сущее как таковое", f то, что за пределами физики. Оно и составляет предмет философии. /
В отличие от Платона,_котор_ый к_ миру подлинно сущего относил'____________________
идеи, а реальный мир — мир вещей — считал, по сути дела, миром ( теней, Аристотель не сомневается в реальности вешнего мир"аТ0н~ подвергает критике учение Платона об идеях, вскрывает присущие этому учению противоречия.
— Невозможно, чтобы сущность вещи (по Платону — идея) су-
ществовала отдельно от самой вещи^__.
— Платоновские идеи не мпгут_ойъ#СНИть движение, ибп пнц----------------------
неподвижны, а вещи, которые им '_'подражают^"L__—_ подвижны, изменчивы.
Получается далее, что для одной вещи должно существовать множество идей. Например, человеку должна . предшествовать "идея" человека как живого существа, "идея" человека как двуногого, "идея" человека как человека .вообще и др.. В_ "Этике" Аристотель пишет: "Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине". Традиция воспроизводит эту мысль короче: "Платон мне друг, но истина дороже".
Сущность бытия может быть адекватно понята, если удастся познать причины бытия вещей. По Аристотелю, существует 4 рода щэичин, определяющих бытие каждой вещи:
— материальная причина или материя; ■■$■■■ <■'<> к . <,
— формальная причина или^юрма;____________ *i 'i •'•'■■ ■• . ■ :
— 38 —
— 39 —
— действующая, производящая причинаили движение; j^.-
— конечная причинаили цель.
Так, материальная причина дома — материал, из которого он строится, двигательная — строители, архитектор, формальная — проект, целевая — его назначение {дом должен быть пригодным для жилья). Матедия^о.Аристотелю^ пассивна. В ней_ имеется лишь возможность стать вещью. Она реализуется благодаря действию двигательной, формальной и целевой причин. Объединяет эту троицу — форма —_важнейшая из причин. Ведь всякая законченная __вещь_--^ единство,материи и формы,
Аристотель тщательно анализирует понятия возможности и действительности, потенциального и актуального бытия и, по сути дела, показывает, что процесс возникновения вещей есть диалектический процесс. Ничто не возникает вдруг "из ничего". Всякая конкретная вещь, прежде чем возникнуть, имеет некоторые предпосылки в материи. Процесс развития есть переход из возможности в действительность, осуществляемый благодаря формообразованию.
Но то. что является формой в одном отношении, может стать материей в другом. Так, глыба мрамора — форма по отношению к веществу, из которого она состоит, и, с другой стороны, — материя — по отношению к статуе, которую высекает из нее скульптор. 4jo6bi не идти в бесконечность в поисках причин бытия вещей, нужно остановиться на некоторой конечной причине, "которая выступает как высшая'форма и перводвигатель — источник движения. И такой причиной, по Аристотелю, является Демиург — Бог.
_Ьог_также, по Аристотелю, задает природе цель, он источник _в_се.х .форм Л .целей.. Аристотель, таким образом, занял позицию объективного идеализма и телеологии {телеология — учение о целесообразности бытия, источником которой является бог). Но это своеобразная форма идеализма, потому что Аристотель признает также вечность материи. .;
Большой вклаТНзнес Аристотель в биологию, этику, теорию государства. Чарльз Дарвин считал, что идея градации (степеней совершенства природы — минералы, растения, животные) подготовила идею эволюции в биологии.
Аристотель дал описание 158 городов государств, дал классификацию форм правления. Он и его школа внесли большой вклад в развитие наук, а философские сочинения Аристотеля оказали значительное влияние на последующее развитие философии.
10. Философия эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)
Эпохой эллинизма историки называют период после смерти Александра Македонского (323 до н. э.) примерно до первого столетия новой эры.
В это время Рим осуществляет свою экспансию, покоряя всё новые территории. Во 2-ом веке до н. э. и Греция управлялась римскими наместниками. Завоеватели восхищались греческой культурой, ее влияние на европейскую культуру непреходяще, оно значимо и в наши дни. Культурными центрами эпохи эллинизма были Александрия, Пергам, Рим и все еще Афины. Здесь продолжали свои занятия и исследования Академия и Лицей, с IV века возникает эпикурейская школа "Сад Эпикура".
В центре внимания философов эпохи эллинизма — проблемы_
этики. И это не случайно. Политически неустойчивая жизнь, вой-. __
ны и другие неурядицы ослабили интерес к политике. Как жить и
выжить, возможно ли счастье в условиях социальной неустойчи
вости и перемен — это главные вопросы. Почти все философские
течения главное внимание уделяют этике."Исключение — школа_ скептицизма.
Основателем _школы был Пиррон (Гу/ в др.н.. э..),, утверждай-— ший невозможность достоверного познания и советовавший воз-. __ держиваться в связи с этим от категорических суждений (скеп-.—. сие — греч. — сомнение, колебание, состояние нерешительности). Аргументы Пиррона и его последователей (Агриппа и Энесидем из Кноса, Аркесилай и Корнеад из Греции) сводились к констатации 1) обманчивости чувственного познания и 2) возможной противоречивости логического познания (об одном и том же предмете возможны противоположные высказывания)., а также к указанию на. бесконечность познания (один тезис доказывается другим, тот третьим и т. д.).
Скептицизм эпохи эллинизма отражал реальную сложность про
цесса познания истины. Поскольку борьба мнений и многообразие
позиций — явления естественные и плодотворные для научного поз
нания, позиция скептицизма имеет определенные основания. Она
выступает как противоядие от бездумного догматизма, против сле
пой веры в авторитеты. Этическая проблематика отражена в учении
Эпикура, стоиков, киников и киренаиков. :
— 40 —
41 —
Эпикур (342 — 270 г. до н. э.) с острова Самос, основал в Афи-нах_собственну_ю философскую школу^_В_философии он выделял _3_насти: физику (учение о природе), логику {о мышлении) и этику (о морали]. Все они должны служить обоснованию этики. В учении о природе Эпикур — последователь Демокрита, т. е. атомистический материалист.. Но он вносит новые__идеи в теорию атомизма. В част- . ности, к 3-м различиям атомов (по_ величине, фигуре и положению). Эпикур добавляет 4-ое различие ^по весу^Он допускает не только прямолинейное движение ("лиени атомов"), но и их отклонение от Прямой. Это дает основание допускать случайность, чего не было в учении Демокрита. Цель философии, по Эпикуру, научить чело-■■ века быть счастливым. Для этого надо избавить его от страхов: ■.перед смертью, богами, и силами природы. И Эпикур учит: богов не следует бояться, они находятся в межзвездных пространствах и ; (не вмешиваются в дела людей. Позднее Цицерон скажет: Какие же ~ это Боги? — отметит формальное признание Эпикуром богов. _Смер:. ти тоже не нужно бояться, так^как, пока мы живы, ее нет, а когда _она приходит, нас нет. А чтобы избавиться от страха перед силами -природы, надо идти по. пути дознания этих сил. Цель жизни — счас-1 тье, учил Эпикур, а счастье — в удовольствии, в наслаждении. Но выше всего он ценил духовные удовольствия — радость познания, дружбу, эстетическое наслаждение. Неправильно представлять эпикуреизм как проповедь грубого чувственного наслаждения._"Счас-тье, — говорил Эпикур, — не в._п_огоне„за наелаждениями^а в свободе от страданий".
Течение киренаиков — вульгаризировало учение Эпикура. Арис-типп утверждал даже, что в чувстве удовольствия или боли — мерило истины и проповедовал, что наслаждение есть смысл жизни. В противоположность ему (и всем киренаикам) киники утверждали презрение к мирским благам и главным благом человека считали свободу и независимость, а для этого надо уметь довольствоваться малым. Все, что естественно, есть благо, учили они. В центре внимания стоиков, из которых на европейскую культуру наибольшее влияние оказали римские философы, также проблемы этики.
_Школа стоиков берет начало в IV в до н. э. Проходит этапы Древняя Стоя (IV — III вв. до н. э.), Средняя~Стоя~'(ТГ—-Г вв. до н. э.), Поздняя Стоя 0 — Ш вв. н. э.). Основателями учения были греки Зенон, Клеанф и Хризнпп; во втором периоде школа представлена Панётием и Посидонием. К римским стоикам относят-
ся: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий,_Первый был государственным деятелем_Рима и драматургом, второй — по происхождению рабом, третий ^римским императором II века н. эры. В противоположность киренаикам стоики учили, что счастье человека не зависит от внешних обстоятельств: и богатство, и слава, и должность, и власть^ все это может быть утрачено, все это могут отнять. Счастье — в наполненности внутренней жизни, в покорности судьбе. Стоики-фаталисты. "Желающего судьба ведет, нежелающего тащит1'', — "уч'ил Сенека.
Стоикам присущ пантеизм. Бог, который мыслится одновременно как огонь, как пневма, все проникает. Он — источник всех вещей, сперматический логос. Все возникает из огня и по истечении мирового года (10800 лет) гибнет в мировом пожаре, чтобы затем снова возникнуть. Бог, таким образом, по сути дела, отождествляется с природой. (Он и разумен и телесен).
Стоики проповедовали равенство людей, в том. числе рабоафш) было нетипично для рабовладельческого общества.). Они были космополитами. Человек, — учил Сенека, — принадлежит двум республикам. Одна, в которой он родился, вторая — великий космос, Земля. В этом учении заложена глубокая мысль о единстве человечества. Учение стоиков оказало значительное влияние на формирование христианства, на развитие европейской культуры.
11.Эпоха позднего эллинизма. Возникновение
христианства. Философские истоки христианства
Эпоху эллинизма определяют как период в истории государств Средиземноморья и Передней Азии со времени завоеваний Александра Македонского в 334 — 324 до н. э. до 30-х г. до н. э., когда Рим после завоевания Греции и ряда других государств подчинил себе Египет. Поздний эллинизм — это порубежье — первый век до н. э. и начало новой эры. На этот период приходится формирование христианства.
Взаимодействие различных культур, эллинской и восточных, явившееся результатом войн Александра Македонского и последующих римских завоеваний привело к распространению различных культов на территории Римской империи. В Риме распространяются
— 42 —
43 —
культы божеств персидских и египетских, например, Изиды, религиозное учение неопифагореиэма, сочетавшее в себе элементы мистики с проблесками естественнонаучных сведений.
Еще влиятельны эпикуреизм, в меньшей степени — стоицизм. Общее образование, отмечает историк Т. Моммзен, — было близко к эллинскому. Школьное обучение включало "семь свободных искусств": грамматику, логику (или диалектику), риторику, геометрию, арифметику, астрономию и музыку, к ним присоединялись еще медицина и архитектура. По-прежнему в основе общего образовании лежала греческая литература. Но влияние таких центров как, Афины, Александрия, слабело (хотя туда и ездили для завершения образования). Теперь Рим воспринимался как столица мира.
В первом веке нашей эры на территории Палестины возникает христианство, вскоре распространившееся в Италии. Центральные идеи христианства — идея спасения, искупительной миссии Христа, мессианская идея второго его пришествия. Бог мыслится как единый и вместе с тем, существующий в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух. Большое влияние на формирование христианства окапали философские учения. В частности, учение александрийского философа Филона, стоицизм и особенно неоплатонизм.
Филон (21 до н. э. — 49 н. э.) учил о трансцендентности Бога (надмирового, сверхъестественного его существования), понимал Бога как личность (Иегову) со своей священной историей, о которой повествует Ветхий Завет. Бог творит мир путем эманации (истечения низших слоев бытия из высших). Его первым и наиболее совершенным творением является Логос, посредством которого сотворены ангелы и далее мир вещей и человек. Александрийская школа Филона оказала сильное влияние на развитие раннего христианства.