Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 2 страница

Идея, по Платону, есть прообраз вещи, выражение сущности класса вещей. Например, идея красоты характеризует то общее, что объединяет красоту в реальности, красивые предметы, явле­ния, красивых людей и т. д. В диалогах Типпий больший", "Пир" и других показана относительность прекрасного в реальной дейс­твительности, недостаточность понимания прекрасного как полез­ного или пригодного для какой-либо цели и даже как лучшего среди предметов одного и того же рода. (С этой точки зрения, получилось бы, что и горшок прекрасен, и орудие убийства прекрасно, если оно хорошо сделано).

Платон ведет поиск прекрасного самого по себе, и этот поиск приводит его к выводу, что прекрасное само по себе есть идея кра- соты, от нее зависит существование всех прекрасных явлений "Че­ловек же, видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную". В отличие от вешен "идеи не знают ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения". Каждому классу чувственных предметов в бестелесном мире соответствует некая идея или "вид" — эйдос.

— 32 —

Каково же соотношение между миром вещей и миром идей? Со­гласно Платону, чувственные вещи: 1) подражают идеям как об^ разцам; 2) они участвуют в идеях как отдельное в~осПцё"м;~3) "идей присутствуют в вещах, "виступаютТШк~т[ели, определяющие разви­тие вещей.

Но чтобы возникли изменчивые вещи, кроме бестелесных форм
или образов необходим материал. Таким материалом является бес-,
форменная материя, которую он называет пространством или "не-*;
бытием", в отличие от идей, которые именно — бытие. '

Из бесформенной материи, которая "мать", "кормилица", "со-причина" всего, возникает физическая материя, существующая в виде 8оды, земли, огня, воздуха. Так возникает второй мир — мир вещей, состоящий из четырех стихий. Промежуточным звеном, опосредующим процесс возникновения вещественного мира, явля­ются математические определения, геометрические формы. Возник­ший мир — мир вещей, не является подлинным бытием, Он^тблеск вечного мира идей.

Таким образом, центральное звено философии Платона — уче­ние о двух мирах — мире идей и мире вещей. Вершину мира идей образуют идеи Блага, Мировой ум и Мировая Душа.

Идея Блага — "солнце" в царстве идей; все остальное,— отме­чает В. Виндельбанд, — получает от неё как свою ценность, так и свою действительность. Она есть мировой "разум, ей подобает имя ума или божества". Но благо — этическое понятие. Идеализм Пла­тона, отмечает он, по сути — идеализм этический. :

Учение Платона о сверхчувственном мире идей как подлинном бытии, определяет его позицию в области теории познания. Целью познания, с его точки зрения, является постижение подлинного бы­тия — мира идей. И оно не может быть достигнуто с помощью ор­ганов чувств, которые ориентируют нас на познание вешного мира. Истинное познание возможно лишь путем интеллектуального на­пряжения, мистического воспоминания душой того, что она видела в мире идей до своего вселения в тело. В душе человека имеется некое врожденное знание. Надо только постараться с помощью ин­теллектуальной интуиции осознать его. В диалоге "Менон" Платон рассказывает, что мальчик-раб, никогда не учившийся геометрии, сумел решить геометрическую задачу, правда, с помощью наводя­щих вопросов Сократа. Значит, произошло воспоминание того, что было заложено в душе до рождения.

— 33

Согласно Платону, душа человека до вселения в тело пребывала в мире идей и она бессмертна. Тело же смертно, и оно состоит из воды, земли, огня и воздуха, которые после смерти возвращаются к космосу. Как причастная миру идей, душа содержит в себе разумное начало, как пребывающая в теле, она содержит в себе еще два начала: аффек­тивное и вожделеющее. Бессмертна именно разумная часть души.

Люди делятсяна три категории в_зависимости от того, какое на­чало у кого преобладает. Люди с преобладанием разумного начала образуют категорию правителей— философов, мужественные — воинов, а люди с чувственным началом — категорию ремесленников и земледельцев.

В идеальном государстве, по Платону существует четкое разде­ление функций между этими классами людей, в нем должна быть строгая иерархия сословий. Сословию воинов запрещено иметь час­тную собственность. Дети воинов должны воспитываться в обще­ственных садиках и яслях, даже в отрыве от семьи. Всё должно быть подчинено целям сохранения государства. Платон принижа­ет личность в интересах государства. Учение Платона о государс­тве — недемократично. Но заслуга Платона — в анализе духовного мира человека. Изучая природу понятий (идей), Платон выявил их особый характер в отличие от вещей (идеи — не гибнут), но. не умея объяснить их происхождение (откуда в уме человека идеи) допустил существование особого мира. Платон выдвинул важную категорию "идеального".

8. Атомистический материализм Демокрита

Идею атомизма впервые в Греции выдвинул Левкипп, уроженец Милета.

О жизни и сочинениях этого философа известно мало. Продол­жателем учения Левкиппа был Демокрит — крупнейший представи­тель древнегреческого материализма. Демокрит родился в 460 г. до н. э. в городе Абдеры на северо-востоке Эллады. Получив наследс­тво, Демокрит, как он сам сообщает, провел около 8 лет в путе­шествиях. "Я объездил больше земли, чем кто-либо из современных мне людей, подробнейшим образом исследуя ее, я видел больше, чем все другие, мужей и земель и беседовал с наибольшим числом

укЛшх людей". А в Греции Демокрит слушал лекции философов-элеатов и пифагорейцев. Ему довелось общаться и с Сократом. Де­мокрит написал около семидесяти сочинений: на моральные, естест­веннонаучные, математические и другие темы. Вместе с Левкиппом Демокрит является основателем атомистического понимания мира. Чувствам человека, учит Демокрит, представляется смена вещей и процессов — гераклитовский текучий мир. Но глубинные основания бытия, то, что никогда не возникает и не исчезает — это атомы и пустота. Атомы, по Демокриту, мельчайшие частицы — плотные, неделимые. Они разлр ^аготся по форме, величине и взаимному по­ложению. По форме атомы бывают шарообразными, вогнутыми, иыпуклыми, крючкообразными и т, д. По величине — разных разме­ров. Число атомов во Вселенной бесконечно.

Атомам изначально присуща также способность движения. Дви­жение атомов происходит в пустоте, которая в учении Демокрита является аналогом пространства. Двигаясь в пространстве, соударя­ясь и соединяясь различным образом, атомы образуют бесконечное разнообразие природных тел и процессов. Субстанция материальна и едина как сочетание атомов и пустоты'"В то время как явления природы и изделия человека гибнут в потоке бытия, атомы и пусто­та — не возникают и не исчезают. Они лишь участвуют в различных новых комбинациях. Сохраняется и их способность к движению. Таким образом. Демокрит, выдвинув атомистическое учение о мире, предвосхитил в умозрительной форме физические принципы сохра­нения материи и движения.

Как могло возникнуть представление об атомном строении ве­щества в период, когда физика как наука практически не сущес­твовала? Ответ возможен. Глубокое размышление (умозрение) и чувственный опыт, т. е. наблюдение за явлениями природы — вот источники открытий Левкиппа и Демокрита.

Опыт свидетельствует, что большие тела состоят из частей и, разрушаясь, дробятся на еще более мелкие части. Но одного опыта, простого наблюдения недостаточно для того, чтобы придти к идее атомизма. Нужна еще глубина и мощь мыслительной деятельности, которой обладал, в частности. Демокрит. Итак, атомы и пустота образуют уровень субстанции, глубинный уровень бытия. Продол­жатель учения Демокрита на Римской почве Лукреций пишет:

"Так при посредстве невидимых тел управляет природа. Но не .шполнено все веществом и не держится тесно сплоченным с разных



— 34 —

— 35

сторон: в вещах пустота существует. Без пустоты никуда невозможно бы вовсе двигаться было" ("О природе вещей"), п.

Выдающимся достижением Демокрита было введение им в фило­софию категории причинности, являющейся сердцевиной принципа детерминизма. "Ни одна вещь, — утверждал он, — не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости",

С позиции современного понимания проблемы, детерминизм Де­мокрита односторонен, неполон. Для Демокрита характерна недо­оценка категории случайности. Поскольку все в природе причинно обусловлено, постольку, полагает он, все необходимо. Случайнос­тью люди называют явления, причин которых не знают. А как толь­ко причины их будут открыты, выяснится необходимый характер явлений. Если, например, взрослые сыновья, вскапывая огород, на­шли золотой клад, то это — неслучайно. Их родитель, закопав его, таким образом, сохранил его для потомства.

Принципы причинности и необходимости распространяются Де­мокритом на всю Вселенную и на космос. Число миров, по Демокри­ту, бесконечно, и они все возникают с необходимостью вследствие вихревого движения материи.

Значительное место в сочинениях Демокрита уделялось пробле­мам человека — гносеологии, психологии, этике.

Человек, по Демокриту, есть малый космос, "микрокосм", ибо он также состоит из атомов. В отличие от неживой материи человеку присуща душа, которая представляет собой совокупность шарооб­разных атомов, рассеянных по всему телу. Они подобны атомам огня. Со смертью тела распадается и душа, все атомы рассеиваются в пространстве.

В человеке в отличие от животных "есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее". Это одна из важнейших особен­ностей человека. Но процесс познания сложен. "Истина сокрыта в глубине", — утверждает Демокрит (лежит на дне морском). Харак­теризуя процесс познания. Демокрит выделяет в нем две стадии: чувственное познание и познание с помощью разума.

В результате чувственного познания возникает внутреннее ви­дение, слышание, т. е. ощущения и образы восприятия, Демокрит пытается постичь механизм формирования образов и дает, естест­венно, умозрительное, наивное объяснение. От вещей, полагает он, отделяются, "отлетают" невидимые до поры, до времени образы

вещей, состоящие из атомов. Он называет их зйдолы. Проникая в органы чувств, они порождают внутренний образ вещей. Но таким образом человек познает лишь явления этого мира, а не его сущ­ность. Чтобы познать сущность, подлинное, вечное бытие — атомы и пустоту — необходимо истинное познание, основанное на разуме. Именно в этом смысле Демокрит чувственное познание называет темным, а разумное — светлым.

Разум ведет к познанию сущности вещей, он же путеводитель в социально-этической области. В этике Демокрит выступает как страстный пропагандист умеренности и благоразумия. "Прекрасна надлежащая мера во всем. Излишек и недостаток мне не нравят­ся". В людях следует ценить ум, хороший характер, стремление к справедливости. "Телесная красота человека есть нечто ското­подобное, если под ней не скрывается ум". "Быть хорошим чело­веком — значит не только не делать несправедливость, но и не желать этого".

А тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет сво­их обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о собственных дурных поступках, и он находится в состоянии страха и самоосуждения. Справедливость в обществе реализуется в уп­равлении достойных, в подчинении закону, в демократическом уст­ройстве государства. "Приличие требует подчинения закону, власти к умственному превосходству... Бедность в демократии настолько же предпочтительнее так называемого благополучия граждан при царях, насколько свобода лучше рабства".

Демокрит — один из великих философов своего времени, вы­дающийся ученый, внесший значительный вклад в сокровищницу человеческого познания.

9. Философия Аристотеля

Аристотель (384 — 322) родился в городе Стагире во Фракии, недалеко от Македонии. Он происходил из старинной семьи вра­чей. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в Академию Платона, [■де находится в течение двадцати лет. Благодаря выдающимся спо­собностям он вскоре становится преподавателем академии. Смерть Платона и несогласие Аристотеля с племянником Платона Спев-



— 36 —

— 37

сиппом, возглавившим академию, побудили Аристотеля оставить академию.

Следующие 6 лет он живет в Малоазийской Греции, сперва в городе Ассосе, а затем в Митилене на острове Лесбосе. Здесь жили его друзья и ученики — правитель Гермий и философ Теофраст.

В конце 40-х годов IV в. до н. э. македонский царь Филипп при­гласил Аристотеля в качестве воспитателя своего сына Александра. Воспитание наследника продолжалось около 4-х лет. Впоследствии Александр Македонский скажет: "Я чту Аристотеля наравне со сво­им отцом, так как если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену".

Когда Александр Македонский стал царем, Аристотель возвра­щается в Афины. Он открывает собственную школу — Ликей. На­звание дано в честь храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа. Обсуждение многих вопросов происходило в аллеях сада в ходе прогулки, в связи с чем учеников Ликея впос­ледствии стали называть "перипатетиками" (прогуливающимися). Аристотель преподавал в Ликее 12 лет. После внезапной смерти Александра Македонского активизировалось антимакедонское дви­жение в Афинах. Аристотель вынужден был покинуть Афины. Вско­ре на острове Эвбея он умер.

Аристотель — универсальный мыслитель, своего рода ученый-энциклопедист. Об этом свидетельствует количество и содержание его трудов. В его сочинениях охвачены все отрасли современного ему знания. Это сборник логических трактатов "Органон" (в перево­де с греческого — орудие), "Метафизика" — сочинение, посвящен­ное собственно философским проблемам. Так была названа группа трактатов Аристотеля, помещенная после "Физики" Впоследствии среди философов установился обычай называть метафизикой вся­кое философское учение, содержащее умозрительное исследование бытия. Группа естественнонаучных произведений Аристотеля вклю­чает сочинения: "Физика", "О небе", "О частях животных" и др. Со­чинения, относящиеся к социальным и философским наукам: "Эти-. ка" (в обработке Никомаха и Эвдема), "Политика" и "Поэтика".

Аристотеля справедливо считают отцом логики. Он исследо­вал природу силлогизма (умозаключения), создал теорию доказа­тельств, открыл основные законы логического мышления. Формы мысли рассматривались им как отражение реальных связей бытия, и в этом именно он видел критерий реальной истинности высказы-

. Логические сочинения, таким образом, пронизаны определен­ной философской позицией. Познание, орудием которого является логическое мышление, является отражением реальности.

Особый интерес для философии и.ряда других наук (в частнос­ти — лингвистики) представляет работа "Категории". В ней Арис­тотель выделяет 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, положение, облада­ние. Различают "первичные сущности" (конкретное, единичное "вот jto") и "вторичные сущности" — роды бытия (т. е. более общие по отношению к первичным сущностям понятия). В "Категориях" Аристотеля синкретично объединены и философские, и граммати-'lexiiiie понятия.

| Проблема сущности особенно интересовала Аристотеля. Она со­ставляет главное ядро его "Метафизики". "Первые сущности" — конкретное "вот это", т. е. явления — это предмет физики. Но кро­ме конкретных вещей и явлений, имеется еще "сущее как таковое", f то, что за пределами физики. Оно и составляет предмет философии. /

В отличие от Платона,_котор_ый к_ миру подлинно сущего относил'____________________

идеи, а реальный мир — мир вещей — считал, по сути дела, миром ( теней, Аристотель не сомневается в реальности вешнего мир"аТ0н~ подвергает критике учение Платона об идеях, вскрывает присущие этому учению противоречия.

— Невозможно, чтобы сущность вещи (по Платону — идея) су-
ществовала отдельно от самой вещи^__.

— Платоновские идеи не мпгут_ойъ#СНИть движение, ибп пнц----------------------

неподвижны, а вещи, которые им '_'подражают^"L__—_ подвижны, из­менчивы.

Получается далее, что для одной вещи должно существовать множество идей. Например, человеку должна . предшествовать "идея" человека как живого существа, "идея" человека как двуно­гого, "идея" человека как человека .вообще и др.. В_ "Этике" Аристо­тель пишет: "Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине". Традиция воспроизводит эту мысль короче: "Платон мне друг, но истина дороже".

Сущность бытия может быть адекватно понята, если удастся познать причины бытия вещей. По Аристотелю, существует 4 рода щэичин, определяющих бытие каждой вещи:

— материальная причина или материя; ■■$■■■ <■'<> к . <,

— формальная причина или^юрма;____________ *i 'i •'•'■■ ■• . ■ :



— 38 —

— 39 —

действующая, производящая причинаили движение; j^.-

— конечная причинаили цель.

Так, материальная причина дома — материал, из которого он строится, двигательная — строители, архитектор, формальная — проект, целевая — его назначение {дом должен быть пригодным для жилья). Матедия^о.Аристотелю^ пассивна. В ней_ имеется лишь возможность стать вещью. Она реализуется благодаря дейс­твию двигательной, формальной и целевой причин. Объединяет эту троицу — форма —_важнейшая из причин. Ведь всякая законченная __вещь_--^ единство,материи и формы,

Аристотель тщательно анализирует понятия возможности и дейс­твительности, потенциального и актуального бытия и, по сути дела, показывает, что процесс возникновения вещей есть диалектический процесс. Ничто не возникает вдруг "из ничего". Всякая конкретная вещь, прежде чем возникнуть, имеет некоторые предпосылки в ма­терии. Процесс развития есть переход из возможности в действи­тельность, осуществляемый благодаря формообразованию.

Но то. что является формой в одном отношении, может стать материей в другом. Так, глыба мрамора — форма по отношению к веществу, из которого она состоит, и, с другой стороны, — мате­рия — по отношению к статуе, которую высекает из нее скульптор. 4jo6bi не идти в бесконечность в поисках причин бытия вещей, нужно остановиться на некоторой конечной причине, "которая вы­ступает как высшая'форма и перводвигатель — источник движения. И такой причиной, по Аристотелю, является Демиург — Бог.

_Ьог_также, по Аристотелю, задает природе цель, он источник _в_се.х .форм Л .целей.. Аристотель, таким образом, занял позицию объ­ективного идеализма и телеологии {телеология — учение о целесо­образности бытия, источником которой является бог). Но это свое­образная форма идеализма, потому что Аристотель признает также вечность материи. .;

Большой вклаТНзнес Аристотель в биологию, этику, теорию госу­дарства. Чарльз Дарвин считал, что идея градации (степеней совер­шенства природы — минералы, растения, животные) подготовила идею эволюции в биологии.

Аристотель дал описание 158 городов государств, дал класси­фикацию форм правления. Он и его школа внесли большой вклад в развитие наук, а философские сочинения Аристотеля оказали значи­тельное влияние на последующее развитие философии.

10. Философия эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм)

Эпохой эллинизма историки называют период после смерти Александра Македонского (323 до н. э.) примерно до первого сто­летия новой эры.

В это время Рим осуществляет свою экспансию, покоряя всё но­вые территории. Во 2-ом веке до н. э. и Греция управлялась римски­ми наместниками. Завоеватели восхищались греческой культурой, ее влияние на европейскую культуру непреходяще, оно значимо и в наши дни. Культурными центрами эпохи эллинизма были Александ­рия, Пергам, Рим и все еще Афины. Здесь продолжали свои занятия и исследования Академия и Лицей, с IV века возникает эпикурейс­кая школа "Сад Эпикура".

В центре внимания философов эпохи эллинизма — проблемы_
этики. И это не случайно. Политически неустойчивая жизнь, вой-. __
ны и другие неурядицы ослабили интерес к политике. Как жить и
выжить, возможно ли счастье в условиях социальной неустойчи­
вости и перемен — это главные вопросы. Почти все философские

течения главное внимание уделяют этике."Исключение — школа_ скептицизма.

Основателем _школы был Пиррон (Гу/ в др.н.. э..),, утверждай-— ший невозможность достоверного познания и советовавший воз-. __ держиваться в связи с этим от категорических суждений (скеп-.—. сие — греч. — сомнение, колебание, состояние нерешительности). Аргументы Пиррона и его последователей (Агриппа и Энесидем из Кноса, Аркесилай и Корнеад из Греции) сводились к констатации 1) обманчивости чувственного познания и 2) возможной противо­речивости логического познания (об одном и том же предмете воз­можны противоположные высказывания)., а также к указанию на. бесконечность познания (один тезис доказывается другим, тот тре­тьим и т. д.).

Скептицизм эпохи эллинизма отражал реальную сложность про­
цесса познания истины. Поскольку борьба мнений и многообразие
позиций — явления естественные и плодотворные для научного поз­
нания, позиция скептицизма имеет определенные основания. Она
выступает как противоядие от бездумного догматизма, против сле­
пой веры в авторитеты. Этическая проблематика отражена в учении
Эпикура, стоиков, киников и киренаиков. :



— 40 —

41 —

Эпикур (342 — 270 г. до н. э.) с острова Самос, основал в Афи-нах_собственну_ю философскую школу^_В_философии он выделял _3_насти: физику (учение о природе), логику {о мышлении) и этику (о морали]. Все они должны служить обоснованию этики. В учении о природе Эпикур — последователь Демокрита, т. е. атомистический материалист.. Но он вносит новые__идеи в теорию атомизма. В част- . ности, к 3-м различиям атомов (по_ величине, фигуре и положению). Эпикур добавляет 4-ое различие ^по весу^Он допускает не только прямолинейное движение ("лиени атомов"), но и их отклонение от Прямой. Это дает основание допускать случайность, чего не было в учении Демокрита. Цель философии, по Эпикуру, научить чело-■■ века быть счастливым. Для этого надо избавить его от страхов: ■.перед смертью, богами, и силами природы. И Эпикур учит: богов не следует бояться, они находятся в межзвездных пространствах и ; (не вмешиваются в дела людей. Позднее Цицерон скажет: Какие же ~ это Боги? — отметит формальное признание Эпикуром богов. _Смер:. ти тоже не нужно бояться, так^как, пока мы живы, ее нет, а когда _она приходит, нас нет. А чтобы избавиться от страха перед силами -природы, надо идти по. пути дознания этих сил. Цель жизни — счас-1 тье, учил Эпикур, а счастье — в удовольствии, в наслаждении. Но выше всего он ценил духовные удовольствия — радость познания, дружбу, эстетическое наслаждение. Неправильно представлять эпи­куреизм как проповедь грубого чувственного наслаждения._"Счас-тье, — говорил Эпикур, — не в._п_огоне„за наелаждениями^а в сво­боде от страданий".

Течение киренаиков — вульгаризировало учение Эпикура. Арис-типп утверждал даже, что в чувстве удовольствия или боли — ме­рило истины и проповедовал, что наслаждение есть смысл жизни. В противоположность ему (и всем киренаикам) киники утверждали презрение к мирским благам и главным благом человека считали свободу и независимость, а для этого надо уметь довольствоваться малым. Все, что естественно, есть благо, учили они. В центре вни­мания стоиков, из которых на европейскую культуру наибольшее влияние оказали римские философы, также проблемы этики.

_Школа стоиков берет начало в IV в до н. э. Проходит этапы Древняя Стоя (IV — III вв. до н. э.), Средняя~Стоя~'(ТГ—-Г вв. до н. э.), Поздняя Стоя 0 — Ш вв. н. э.). Основателями учения были греки Зенон, Клеанф и Хризнпп; во втором периоде школа представлена Панётием и Посидонием. К римским стоикам относят-

ся: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий,_Первый был государственным деятелем_Рима и драматургом, второй — по происхождению рабом, третий ^римским императором II века н. эры. В противополож­ность киренаикам стоики учили, что счастье человека не зависит от внешних обстоятельств: и богатство, и слава, и должность, и власть^ все это может быть утрачено, все это могут отнять. Счас­тье — в наполненности внутренней жизни, в покорности судьбе. Стоики-фаталисты. "Желающего судьба ведет, нежелающего та­щит1'', — "уч'ил Сенека.

Стоикам присущ пантеизм. Бог, который мыслится одновремен­но как огонь, как пневма, все проникает. Он — источник всех ве­щей, сперматический логос. Все возникает из огня и по истечении мирового года (10800 лет) гибнет в мировом пожаре, чтобы затем снова возникнуть. Бог, таким образом, по сути дела, отождествля­ется с природой. (Он и разумен и телесен).

Стоики проповедовали равенство людей, в том. числе рабоафш) было нетипично для рабовладельческого общества.). Они были кос­мополитами. Человек, — учил Сенека, — принадлежит двум рес­публикам. Одна, в которой он родился, вторая — великий космос, Земля. В этом учении заложена глубокая мысль о единстве челове­чества. Учение стоиков оказало значительное влияние на формиро­вание христианства, на развитие европейской культуры.

11.Эпоха позднего эллинизма. Возникновение

христианства. Философские истоки христианства

Эпоху эллинизма определяют как период в истории государств Средиземноморья и Передней Азии со времени завоеваний Алек­сандра Македонского в 334 — 324 до н. э. до 30-х г. до н. э., когда Рим после завоевания Греции и ряда других государств подчинил себе Египет. Поздний эллинизм — это порубежье — первый век до н. э. и начало новой эры. На этот период приходится формирова­ние христианства.

Взаимодействие различных культур, эллинской и восточных, явившееся результатом войн Александра Македонского и последу­ющих римских завоеваний привело к распространению различных культов на территории Римской империи. В Риме распространяются



— 42 —

43 —

культы божеств персидских и египетских, например, Изиды, рели­гиозное учение неопифагореиэма, сочетавшее в себе элементы мис­тики с проблесками естественнонаучных сведений.

Еще влиятельны эпикуреизм, в меньшей степени — стоицизм. Общее образование, отмечает историк Т. Моммзен, — было близ­ко к эллинскому. Школьное обучение включало "семь свободных искусств": грамматику, логику (или диалектику), риторику, геомет­рию, арифметику, астрономию и музыку, к ним присоединялись еще медицина и архитектура. По-прежнему в основе общего образова­нии лежала греческая литература. Но влияние таких центров как, Афины, Александрия, слабело (хотя туда и ездили для завершения образования). Теперь Рим воспринимался как столица мира.

В первом веке нашей эры на территории Палестины возникает христианство, вскоре распространившееся в Италии. Центральные идеи христианства — идея спасения, искупительной миссии Хрис­та, мессианская идея второго его пришествия. Бог мыслится как единый и вместе с тем, существующий в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух. Большое влияние на формирование христианства окапали философские учения. В частности, учение александрийско­го философа Филона, стоицизм и особенно неоплатонизм.

Филон (21 до н. э. — 49 н. э.) учил о трансцендентности Бога (надмирового, сверхъестественного его существования), понимал Бога как личность (Иегову) со своей священной историей, о ко­торой повествует Ветхий Завет. Бог творит мир путем эманации (истечения низших слоев бытия из высших). Его первым и наибо­лее совершенным творением является Логос, посредством которого сотворены ангелы и далее мир вещей и человек. Александрийская школа Филона оказала сильное влияние на развитие раннего хрис­тианства.

Наши рекомендации