Основные принципы философии.

Как система принципов и категорий, философия является всеобщей методологией познания. Любой учёный и, шире, специалист, имеющий дело с теми или иными объектами познания (изучающий материальные системы, процессы или явления), в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами:

1. принцип объективности. Необходимо изучать объект таким, какой он есть; необходимо исключить личное отношение (или мнение), предубеждения по отношению к исследуемому объекту. Необходимо изучить также условия, в которых он существует. Надо стремиться к тому, чтобы наши знания были наиболее полными и всесторонними.

2. принцип системности требует разграничить внешнюю и внутреннюю стороны материальных систем, сущность и её проявление, обнаружить многоразличные стороны предмета исследования, их единство, раскрыть форму и содержание, элементы и структуру, случайное и необходимое и т. п. Если мы изучаем какое-либо явление, то необходимо выявить тип связей между ним и другими явлениями (например, причина– следствие, необходимость – случайность, существенное – несущественное).

3. принцип противоречивости познания: процесс и результат познания всегда антиномичны (противоречивы). Антиномичность побуждает нас к дальнейшему познанию.

4. принцип историзма: любое явление, процесс или материальную систему необходимо изучать, имея в виду её развитие (саморазвитие), т. е. как говорят «в динамике». Необходимо выяснить, что предшествовало данному явлению, как оно возникло (медики собирают анамнез). Необходимо выделить стадии, последовательность смены этих стадий. Возможно также сделать прогноз о том, как будет дальше развиваться данное явление (процесс, материальная система).

5. принцип восхождения от абстрактного к конкретному состоит из нескольких этапов. Рассмотрим, как он применяется в медицине.

Сначала (а) необходимо иметь предварительное представление о внешних и внутренних контурах объекта, о его целостности (это потребует многих знаний, ведь необходимо определить не только локализацию патологических процессов, но и понять, какие органы затронуты, как заболевание влияет на их функционирование, структуру, на жизнедеятельность всего организма в целом).

Затем (б) необходимо установить «клеточку» восхождения к мысленно-конкретному (т. е. определить заболевание и поставить предварительный диагноз).

Потом (в) определить особенности протекания данного заболевания у данного пациента …

…и понять (г) как именно и почему данное заболевание протекает у данного пациента так, а не иначе.

Отсюда (д) определив стадию заболевания, сделать прогноз и (е) начинать лечение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «диалектика», «развитие», «закон», «категория», «противоречивость», «отрицание»?

2. В чём заключается закон взаимного перехода количественных изменений в качественные?

3. В чём заключается закон единства и борьбы противоположностей?

4. В чём заключается закон отрицания отрицания?

5. Какие типы связей вам известны?

6. В чём разница между единичным, общим и особенным?

7. Как связаны между собой структура, содержание и форма?

8. Какие философские принципы вам известны?

Выводы по теме

5 минут

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы и задания:

1. Какие основные недостатки обнаруживает К. Поппер в основополагающей конструкции диалектики Гегеля — развитии любого явления или процесса посредством «снятия» проти­воположностей, ему присущих?

2. Что, с точки зрения К. Поппера, служит источником раз­
вития? В чем с подобной точки зрения будет заключаться
принципиальное различие между взглядами Поппера и Гегеля на сущность развития?

3. Согласны ли вы с критическими замечаниями К. Поппера
в адрес Гегеля или же вам ближе позиция классической диалектики Гегеля?

К. ПОППЕР

Мы должны быть осторожны, например, по отношению к ряду метафор, используемых диалектиками и, к сожале­нию, часто воспринимаемых слишком буквально. Напри­мер, диалектики говорят, что тезис «создает» свой анти­тезис. В действительности же только наша критическая установка создает антитезис, и там, где она отсутствует, никакой антитезис создан не будет. Далее, не следует ду­мать также, что именно «борьба» между тезисом и антите­зисом «создает» синтез. На самом деле происходит битва умов, и именно умы должны быть продуктивны и созда­вать новые идеи; история человеческого мышления насчи­тывает много бесплодных битв, битв, закончившихся ни­чем. И даже если синтез достигнут, его характеристика как «сохраняющего» лучшие элементы тезиса и антитезиса, как правило, является весьма несовершенной. Эта характери­стика вводит в заблуждение, даже если она верна, посколь­ку помимо старых идей, которые синтез «сохраняет», он всегда воплощает и новую идею, которую нельзя редуцировать к более ранним стадиям диалектического развития. Другими словами, синтез обычно представляет собой не­что гораздо большее, нежели конструкцию из материала, доставляемого тезисом и антитезисом. Принимая во вни­мание все сказанное, можно заключить, что диалектичес­кая интерпретация — прежде всего то ее положение, что синтез строится из идей, содержащихся в тезисе и антите­зисе, — если и находит применение, все же вряд ли может способствовать развитию мышления <...>.

Поэтому мы должны сказать диалектику, что нельзя сидеть сразу на двух стульях: либо он ценит противоречия за их плодотворность — и тогда не должен принимать их как должное; либо же он готов примириться с противоре­чиями — и тогда они станут бесплодными, а рациональ­ная критика, дискуссия и интеллектуальный прогресс ока­ ока­жутся невозможными.

Единственной «силой», движущей диалектическое раз­витие, является, таким образом, наша решимость не ми­риться с противоречиями между тезисом и антитезисом. Вовсе не таинственная сила, заключенная в этих двух иде­ях, не загадочное напряжение, якобы существующее меж­ду ними, способствуют развитию, а исключительно наша решимость не признавать противоречий заставляет нас ис­кать какую-то новую точку зрения, позволяющую избежать противоречий...

Поппер К., Что такое диалектика? // Вопр. философии. — 1995. — № 1. — С. 121—122

Вопросы и задания:

1.Какой смысл вкладывает Ф. Энгельс в выражение «гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать — вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на го­лове»?

2. На каком основании Ф. Энгельс определяет диалектику как науку об общих законах одновременно природы, общества и человеческого мышления?

3. Были ли с точки зрения диалектического материализма присущи природе, обществу и человеческому мышлению какие-либо закономерности до того, как они были изучены философами, в частности, Гегелем?

Ф. ЭНГЕЛЬС

Обнаруживающееся в природе и в истории диалектичес­кое развитие, то есть причинная связь того поступательного движения, которое сквозь все зигзаги и сквозь все времен­ные попятные шаги прокладывает себе путь от низшего к высшему, — это развитие является у Гегеля только отпе­чатком самодвижения понятия, вечно совершающегося неизвестно где, но во всяком случае совершенно независимо от всякого мыслящего человеческого мозга. Надо было устранить это идеологическое извращение. Вернув­шись к материалистической точке зрения, мы снова уви­дели в человеческих понятиях отображения действитель­ных вещей, вместо того чтобы в действительных вещах видеть отображения тех или иных ступеней абсолютного понятия. Диалектика сводилась этим к науке об общих законах как внешнего мира, так и человеческого мышле­ния: два ряда законов, которые по сути дела тождествен­ны, а по своему выражению различны лишь постольку, поскольку человеческая голова может применять их созна­тельно, между тем как в природе, — а до сих пор большей частью и в человеческой истории — они прокладывали себе путь бессознательно, в форме внешней необходимости, среди бесконечного ряда кажущихся случайностей. Таким образом, диалектика понятий сама становилась лишь со­знательным отражением диалектического движения дей­ствительного мира. Вместе с этим гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать — вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой

философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. —

М., 1961. - Т. 21. - С. 301-302

Л И Т Е Р А Т У Р А :

Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2 - М., 1989.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс - М., 1997.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М. Любое издание.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика - М., 1991.

Новая философская энциклопедия - М., 2000.

Энгельс Ф. диалектика природы. - Любое издание.

Наши рекомендации